Рабочая программа по литературе 7 класс (А.В. Гулин, А.Н. Романова)
Рабочая программа по литературе 7 класс (А.В. Гулин, А.Н. Романова)
Рабочая программа по литературе 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312. За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5-9 классов под редакцией А.В. Гулина, А.Н. Романовой, М «Русское слово», 2011 г., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс (А.В. Гулин, А.Н. Романова) »
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312. За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5-9 классов под редакцией А.В. Гулина, А.Н. Романовой, М «Русское слово», 2011 г. , которая полностью соответствует новым образовательным стандартам. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цели и задачи курса:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию, самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование духовно-нравственной культуры ученика, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям Отечества. Определяющим положением курса является отражение национального самосознания в художественном слове
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательских представлений, понимания авторской позиции, исторической и этической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, способностей, художественного вкуса, устной и письменной речи обучающихся. Предметом изучения в рамках целостного курса становится национальная словесность в ее историческом развитии.
Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, составление представления о литературном процессе и его закономерностях.
Совершенствование умений анализа и интерпретации художественного произведения, написание сочинений различного типа, работа с дополнительными источниками.
Общая характеристика учебного предмета.
В основе курса лежат принципы историзма, системности, избирательности и проблемности.
Методы построения курса:
-последовательное освоение главных этапов исторического становления русской словесности: устного народного творчества, древнерусской литературы, классической литературы 18-20вв.
-исторический подход позволит ученику воспринять родную словесность как живое, органическое, целостное и естественно развивающееся явление, в котором каждый этап не имеет строго очерченных временных границ, но продолжается в последующем.
-сохранение связи с современностью. Для того, чтобы показать ученикам живую связь прошлого и настоящего, необходимо, изучая каждый этап жизни родной литературы, рассматривать художественные следствия, которые он вызывает в литературе последующих эпох. Учить школьника устанавливать внутрипредметные связи (тематика, проблематика, поэтика), что формирует умение рассматривать конкретное произведение в широком литературном контексте.
-систематическое сопоставление с явлениями иных национальных культур. Обращение к литературным произведениям других народов позволяет отчетливее показать закономерности существования литературы как вида искусства, определить общие закономерности творческого процесса в литературах разных стран и выявить своеобразие русской литературы.
Программа составлена с учетом особенностей контингента обучающихся школы.
Место предмета в учебном плане.
Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7классе предполагается обучение в объеме 70 часов литературы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дисциплины
Метапредметные результатыосвоения основной образовательной программы основного общего образования отражают умение школьника целенаправленно и осознанно планировать свою деятельность и оценивать её результаты (регулятивные действия). Тестовые и контрольные задания в конце разделов учебника, а также упражнения в электронном Приложении также способствуют формированию навыков самоконтроля и самооценки учащихся.
Методические ресурсы электронного Приложения к учебнику способствуют формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; учебные и коммуникативные универсальные действия формируются в ходе чтения, осмысления и обсуждения текстов художественных произведений и выполнения разноуровневых заданий, предложенных в учебнике. Работа по программе способствует формированию таких универсальных учебных действий, как
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждениеи делать выводы;
• смысловое чтение;
• умение работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Логика строения курса в целом и конкретно материал 7 класса способствует достижению предметных результатов, сформулированных в стандарте1:
• понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
• развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
• овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного курса.
Курс 7 класса состоит из следующих разделов:
От авторов
Память слова
Словарь литературных терминов
А.К. Толстой стихи
А.А. Фет стихи:
М.А. Шолохов отрывок из романа «Тихий Дон»
Летопись как древнерусский жанр литературы.
А.С. Пушкин «Монолог Пимена». Из драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов»
Историзм в литературе
Жанр Поучения
«Поучение» Владимира Мономаха
Русские летописи
Жанр русской литературы. повествования, использование в нем поучения. Рассказ о подвигах и смерти князя Олега. В древней летописи.
«Песнь о вещем Олеге». Глубокий интерес Пушкина к сказаниям
Слово как жанр русской литературы
Общие черты этих памятников, цели автора, единство христианской идеи, стремление воздействовать на библейские образы, традиции я в речевом строе фольклорной традиции.
Поучения Вл. Мономаха. Исповедальность и поучения князя к своим детям. Современность нравственных уроков произведения. Образ мудрого князя и любящего отца в Поучении.
«Слово некоего калугера о чтении книг» (из Изборника 1076 г.). Прославление книг и книжной премудрости в оригинальном памятнике древнерусской литературы.
«Домострой» (фрагменты). Наставления житейские и нравственные в памятнике. Роль «домостроевских» стереотипов в формировании национального быта.
«Слово на антипасху» Кирилла Туровского (фрагмент). Поэтическая сила изображения весенней природы и аллегорический смысл произведения. Лирическая приподнятость, эмоциональность речи «златословесного учителя» Кирилла.
«Слово о погибели Русской земли»
Образ родины в памятнике. Лирический пафос древнерусского книжника, его любовь к родной земле. Масштабность поэтического письма.
По следам древнерусского Слова/Поучения
Русская литература нового времени — наследница патриотической идеи и поэтических традиций древнерусской литературы.
Образ России в лирических произведениях писателей XIX века
И.С. Никитин «Русь».
И.С. Тургенев «Русский язык».
М.Ю. Лермонтов «Родина».
Н.А. Некрасов «Ты и убогая, ты и обильная...» (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья». «Есть в осени первоначальной...».
А.А. Фет «Вечер».
Поэты начала XX века о прошлом и настоящем своей родины. Сыновняя любовь к России и боль о ней в лирике Серебряного века.
И.А. Бунин «Родине», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».
Из литературы народов России Патриотический пафос произведений поэтов разных народов России. Образ родины в их стихотворениях. Г. Тукай «Родная деревня». Р. Гамзатов «Мой Дагестан». Я. Колас «Голос земли».
Поучение в стихах. Риторические традиции и нравственные уроки в произведениях поэтов XX века.
Размышляем о литературе вместе с писателями и учеными
Национальное своеобразие литературных памятников каждого народа.
Житие — важнейший жанр древнерусской литературы
Предназначение и особенности агиографической литературы. (Переводные жития. Житие Алексея, Божьего человека. Причины особой популярности святого на Руси.) Житийный канон как средство прославления святого. Образы русских святых, наиболее почитаемых во все времена. Памятники древнерусской литературы, повествующие об их жизни, подвигах и чудесах.
Епифаний Премудрый «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). Духовный путь святого. Соответствие образа героя житийному канону и индивидуальные черты его личности. Сочетание исторического, бытового, чудесного в житии.
Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Идеал любви, семьи, супружества, представление о роли мужчины и женщины в устроении мира, воплощенные в произведении. Житийные и сказочные традиции в повествовании.
По следам житийной литературы: образы праведников в литературе Нового времени И.С. Тургенев. Рассказ «Живые мощи». Стихотворение в прозе «Два богача». Физическая немощь и духовная сила героини рассказа «Живые мощи». Судьба Лукерьи как нравственное восхождение. Народно-поэтические и евангельские образы в ее рассказе. «Два богача» — стихотворение о христианской любви к ближнему.
Н.С. Лесков «Человек на часах». Столкновение формальных правил и требований совести как испытание для человека. Герой рассказа и отношение к нему автора.
Н.А. Некрасов «Влас». Нравственное преображение героя стихотворения. Фольклорные образы и житийные мотивы в стихотворении «Влас».
Б.К. Зайцев «Сергий Радонежский» (фрагменты). Пересказ жития как способ открыть заново духовное наследие древней литературы. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в очерке.
А.И. Солженицын «Матренин двор». Характер и судьба Матрены. Случайное и закономерное в ее жизни и смерти. Праведность в понимании А.И.Солженицына. Житийное и притчевое начало в рассказе.
Для внеклассного чтения. Прогулки без присмотра
Герои и антигерои в мировой литературе.
Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Майн Рид «Всадник без головы». А. Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе». О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». У. Коллинз «Женщина в белом». Дж. Лондон «Морской волк».
Размышляем о литературе вместе с писателями и учеными
«Переклички» в литературе. Случайные совпадения и закономерные схождения в творчестве разных авторов.
«Слово о полку Игореве». Особенный памятник древнерусской литературы. Соединение в нем черт разных жанров. «Слово о полку Игореве» как образец героического эпоса, как памятник торжественного и учительного красноречия. Автор «Слова», его отношение к герою. Путь князя Игоря от языческой жажды славы к христианскому чувству ответственности перед отечеством и людьми. Похвала и наставление в Золотом Слове Святослава. Фольклорные истоки Плача Ярославны. Идея единства и величия Русской земли в «Слове о полку Игореве».
Из зарубежной литературы «Песнь о Роланде». Герой поэмы как олицетворение идеала рыцарской доблести. Отношение автора к герою. Роль гиперболизации и идеализации в создании персонажей героического эпоса. Патриотическая тема в произведении, образ «милой Франции». Сон Карла как художественный прием в поэме.
Повесть в древнерусской литературе
Происхождение жанра и его популярность в литературе Древней Руси. Разнообразие памятников повествовательной литературы. Канонические черты и проявление авторской индивидуальности в повестях Древней Руси.
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
Мужество защитников Рязани. Образ Евпатия Коловрата, Фольклорные и книжные традиции в создании образов героев Рязанской земли. Трагическое и жизнеутверждающее в повести.
«Сказание о Мамаевом побоище» (в сокращении). Трудный путь к великой победе в изображении древнерусского автора. Образ князя Дмитрия Ивановича Донского.
«Повесть о путешествии архиепископа Новгородского Иоанна на бесе в Иерусалим». Воплощение христианского мотива искушения святого в повести. Бытовые черты рассказа о чудесном. Достоверность и назидательность рассказа об испытаниях праведника.
Новое понимание задач словесности. Занимательность как признанное достоинство литературы. Отступления от канона и подвижность жанровых границ в произведениях древнерусской литературы.
По следам древнерусской повести:традиции и новаторство.
Героические образы русских воинов в литературе
Нового времени В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов». Лиризм в воплощении героико-патриотической темы. Образ поэта, вдохновляющего на битву товарищей по оружию. Слияние личного и общенародного в стихотворении В.А. Жуковского.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Повествование об эпохе собирания Русской земли и становления русского самосознания. Трагическое величие исторических картин, изображенных писателем. Традиции народного героического эпоса и древнерусских воинских повестей в создании образов казаков-запорожцев.
М.А. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов — богатырь советской эпохи. Цельность его характера. Мужество и доброта русских людей как источник несгибаемой силы народа.
М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату...». Личное и общенародное в судьбе солдата — героя песни. Близость художественного мира стихотворения к поэтике народной баллады.
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Короткий эпизод великой битвы в балладе Твардовского. Образ безымянного мальчишки — одного из многих, кто приблизил Победу.
С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной...». Размышления поэта о всечеловеческом значении подвига русского солдата в борьбе с фашизмом.
Д.С. Самойлов «Сороковые». «Война, беда, мечта и юность» в стихотворении Д. Самойлова о своем поколении.
Из литературы народов России
В.В. Быков «Обелиск». Единение советского народа в борьбе
с фашизмом, запечатленное в литературе 60—70-х годов XX века.
Образ настоящего учителя Алеся Мороза; духовный смысл его подвига. Бессмертие подвига и памяти о нем в повести В. Быкова.
Единство занимательности и нравственной содержательности в литературе Нового времени
Из зарубежной литературы
Народная книга о Фаусте (фрагменты).
И.В. Гёте «Фауст» (фрагмент 1 ч.). Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте в трагедии Гёте. Бродячий сюжет и вечные образы в произведении. Нравственная проблематика и авантюрный сюжет в трагедии.
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Яркое изображение народного быта и религиозно-философская основа произведения. Борьба за душу человека добрых и злых сил — главная тема писателя. Победа любви над гордыней и другими грехами. Фантастический сюжет и его комическое звучание в повести Гоголя.
В.Ф. Одоевский «Импровизатор». История искушения и расплаты за сделку со злом в фантастическом рассказе В. Одоевского. Пророческое звучание рассказа.
А.С. Пушкин «Повести Белкина». Занимательность как наиболее очевидное достоинство цикла. Противопоставление «наивного» повествователя Белкина авторам-моралистам. Глубина нравственной проблематики пушкинских повестей, восходящая к традициям древнерусской литературы. Случай как «мощное и мгновенное орудие Провидения» в повестях Белкина.
Путешествия (хождения) в литературе Древней Руси
Происхождение и изменения жанра хождения в древнерусской литературе. Паломничество к источнику истины и странствие в поисках истины.
«Хождение за три моря Афанасия Никитина» (фрагменты). Образ автора — путешественника, исследователя, патриота. Столкновение русского путешественника с Чужими краями и иными народами. Открытость его души всем впечатлениям мира и преданность родной земле и православной вере.
По следам древнерусских хождений:жанр путешествия, робинзонадыв литературе Нового времени
Путешествие как способ познания мира и возможностей человека. Путешествие как осуществление мечты о лучшей жизни. Стремление к «иной земле» и жанр утопии в литературе. Утопия и антиутопия.
Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника» (фрагмент). Образ путешественника, его взгляд на природу и общество. Наблюдательность и чувствительность русского странника.
Н.М. Языков «Пловец», Песня («Из страны, страны далекой...»). Романтическая устремленность в «чудесную страну», пафос борьбы, прославление мужества и отваги в стихотворении «Пловец». Популярность произведения у многих поколений русских читателей.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Путь героя к себе, обретение свободы ценой жизни. Бегство Мцыри — бунт против враждебной воли обстоятельств. Одиночество героя, не примиренного с волей судьбы.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Русский офицер Жилин среди чужого и враждебного ему мира. Плен как испытание мужества и человечности. Жилин и Костылин. Дина и Жилин. Доброта как путь спасения от уныния и духовного ожесточения.
И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Наблюдения и размышления повествователя: красоты иных земель и память родины. Очерки русских характеров в книге И.А. Гончарова. Лучшие человеческие качества, открывающиеся в испытаниях морского плавания.
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Испытание главного героя: одиночество в тайге, поиск пути, поиск опоры в собственной душе и усвоенном человеческом опыте. Открытия Васютки. Мысль писателя о коллективной ценности личных достижений каждого человека.
Из зарубежной литературы Т. Мор «Утопия» (фрагмент). Личность и судьба автора, воплощение в книге его идеала. Понятие об утопии как литературном жанре.
Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо...». Скромная жизненная основа истории Робинзона и ее мощный литературный след.
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Путешествие как сюжетная основа философской сказки Экзюпери. Путь Маленького принца сквозь иллюзорные миры и обретение зоркости сердца. Высокая цена истины, открывающейся духовному зрению.
Размышляем о литературе вместе с писателями и учеными Понятие о литературном процессе.
Для внеклассного чтения. Прогулки без присмотра
Путешествия и открытия в литературе.
Календарно-тематическое планирование литература 7 класс
№
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Вводимые понятия
Х-ка видов деятельности
Оборудование
1
Введение. Инструктаж по ТБ на начало года. Слово в христианской традиции. Евангелие. Нагорная проповедь Иисуса Христа. История создания славянской письменности. Азбука Кирилла и Мефодия. Духовные уроки. «Голубиная книга». Образ мира. Народные духовные стихи
1
Слово в христианской традиции. История создания славянской письменности. Образ мира. Народные духовные стихи
Знакомство с учебником. сообще ние. Ознакомительное чтение, анализ.
Работа с терминами.
Тексты
Иллюстрации
2
Продолжение традиций христианского отношения к слову в русской поэзии. Ф.И.Тютчев «Поэзия», «С поляны коршун поднялся», Гумилев «Слово», Есенин «Душа грустит о небесах», Ахматова «Ржавеет золото»
1
Традиции христианского отношения к слову в русской поэзии.
Сообщение.
Выразительное чт.
Самостоятельная работа
Карточки
3
Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо» (фрагмент) отношение народа к сказочникам, сказителям, исполнителям былин, талантливым рассказчикам
1
Фольклор, жанры, сказка, былина
Сказитель
Словарная работа. Знакомство с тв-вом
писателя. Комментированное чтение. Работа в группах.
Тексты, портрет писателя
4
Из литературы народов России Тукай «Книга» книга как путеводная звезда поэта
Из зарубежной литературы. Ирландская средневековая поэзия «Монах и его кот»
1
Значение слова в литературе разных народов
Чтение
Анализ
Мини сочинение
Работа со словарем
Текст
Словарь
5
Молитва в религиозной культуре и светской литературе
Молитва как явление духовной культуры и источник вдохновения для писателей разных эпох. Г.Р. Державин ода «Бог». Торжественное прославление творца, величие человека, познавшего сопричастность вселенскому божественному промыслу
Молитва как явление духовной культуры и источник вдохновения
Изучение нового
Работа с книгой, чтение
Письменный ответ на вопросы
Текст
Портрет писателя
1
6
А. С. Пушкин «Отцы пустынники…». соединение канонического текста молитвы и индивидуального переживания в стихотворении поэта.
М.Ю. Лермонтов «Молитва». Исповедание сокровенного духовного опыта. Личное и всеобщее в молитве Лермонтова
1
соединение канонического текста молитвы и индивидуального переживания в стихотворении поэта.
Беседа
Выразительное чтение
Самостоятельная работа по вопросам
Исследоват деят-сть
Тексты
памятка
7
А.К. Толстой «Я задремал…», А.А. Фет «На стоге сена» библейские мотивы и личные переживания в поэзии
1
библейские мотивы и личные переживания в поэзии
Краткий обзор жизни поэтов. Выразит.чт. план
Портреты поэтов
план
8
Контрольная работа
1
9
Творческая работа
1
10
М.А. Шолохов «Тихий Дон» (фрагмент кн. 1, ч. 3, гл.6)изображение Шолоховым душевной красоты русского воина, наивность и глубокая вера в молитвах казаков.
1
изображение Шолоховым душевной красоты русского воина, наивность и глубокая вера в молитвах казаков
Сообщение о писателе. Чтение и комментарий к отрывку. Запись опорных предл. в тетрадь
Текст
презентация
11
Древнерусские летописи
Летопись как жанр лит-ры, особенности композиции, использование устной традиции. Единство повествования и поучения. Летописный рассказ о князе Олеге
1
Летопись как жанр лит-ры, особенности композиции, использо вание устной тради ции. Единство повест вования и поучения.
Работа с литературовед. Текстом, чтение и обсуждение летописного рассказа
Летописный рассказ о князе Олеге
12
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Интерес поэта к древнерусским летописям, способы воссоздания исторического прошлого.
способы воссоздания исторического прошлого
План
Выразительное чтение
План
Иллюстрации
аудиозал
13
Монолог Пимена. Образ монаха-летописца в трагедии Пушкина «Борис Годунов»
Размышляем о литературе. Историзм в литературе
1
Образ монаха-летописца в трагедии Пушкина Историзм в литературе
Комментированное чтение. Поиск ответа на проблемный вопрос
Словарь
Иллюстр материал
14
Поучительное слово как жанр древнерусской литературы. Многообразие произведений, объединенных под жанром слова, общие черты, традиции церковного красноречия и богатство устной фольклорной традиции в жанре «Слово»
«Поучение» Вл. Мономаха. Образ мудрого князя и любящего отца. Современность нравственных уроков произведения.
1
Многообразие произведений, объединенных под жанром слова, общие черты, традиции церковного красноре чия и богатство устной фольклорной традиции в жанре «Слово»
Работа с терминами
Изучение нового
Составить кластер
Обсуждение прочитанного
Словарь
Текст памятка
15
«Слово некоего калугера о чтении книг» ( из Изборника 1076 г.) Прославление книг и книжной премудрости в оригинальном памятнике древнерус. лит-ры «Домострой» (фрагмент). Наставления житейские и нравственные. Роль памятника в формировании национального быта.
1
Прославление книг и книжной премудрости в оригинальном памятнике древнерус. лит-ры «Домострой»
Знакомство с оригинальным текстом Изборника
Работа с текстом, составление тезисов
вывод
Текст «Слова»
Фрагмент из Домостроя
16
«Слово на антипасху» Кирилла Туровского. Поэтическая сила изображения весенней природы и аллегорический смысл произведения.Слово о погибели земли Русской. Образ Родины в памятнике. Лирический пафос др.рус. автора. Масштабность изображения
1
Поэтическая сила изображения весенней природы и аллегори ческий смысл произв. Образ Родины в памятнике. Лирический пафос
Сравнить произв.
Анализ изобр средств.
Выразительное чтение
Мини сочинение
Презентация к тексту «Слово о погибели…»
17
Внекл. Чт
1
18
Контрольная работа
1
19
Русская литература – наследница патриотических идей и поэтических традиций древнерусской литературы. Образ России в лирических произведениях 19 века.
1
Образ России в лирических произведениях 19 века.
Традиции
Работа со статьей учебника. Вырази тельное чтение, сравнительный анализ лирич произвед
Словарь
аудиозапись
20
Поэты 20 века о прошлом и настоящем своей Родины
1
Традиции и новаторство
Изобразительно-выразительные средства
Терминологич диктант
Выразительное чт.
Анализ изобр средств
отзыв
И.А. Бунин «Родине», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».
Е.Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Идеал любви, семьи, представление о роли мужчины и женщины в устроении мира, воплощенные в произведении. Житийные и сказочные традиции в повест-нии.
1
Житийные и сказочные традиции в повествовании
Анализ текста
Словарная работа
Словарь
27
Образы праведников в литературе Нового времени. И.С.Тургенев «Живые мощи». Судьба Лукерьи как нравственное восхождение. Народно-поэтические и евангельские образы в ее рассказе. «Два богача» стихотв. о христианской любви к ближнему.
1
Образы праведников в литературе
Выразительное чтение
Анализ отрывка
Иллюстра
тивный материал
28
Лесков «Человек на часах» Столкновение формальных правил и требований совести как испытание для человека. Герой рассказа и отношение к нему автора.
1
Герой рассказа и отношение к нему автора.
Самостоятельная работа
Беседа по вопросам
карточки
29
Некрасов «Влас» Нравственное преображение героя стихотворения. Фольклорные образы и житийные мотивы в стихотворении «Влас».
1
Фольклорные образы и житийные мотивы в стихотв
Выразит чтение
Работа в группах
Текст иллюстрации
30-2
Солженицын «Матренин двор» Характер и судьба Матрены. Случайное и закономерное в ее жизни и смерти. Праведность в понимании А.И. Солженицына. Житийное и притчевое начало в рассказе.
3
Житийное и притчевое начало в рассказе. Характер и судьба Матрены. Праведность в понимании А.И. Солженицына.
План. Сравнительный анализ
Комментированное чтение
Беседа по вопросам
Электронное приложение
33
Герои и антигерои в мировой лит-ре Переклички в лит-ре
1
Герои и антигерои в мировой лит-ре
Терминолог диктант
Статья учебн
34
«Слово о полку Игореве» Памятник древнерусской литературы. Автор «Слова», его отношение к герою. Путь князя Игоря от языческой жажды славы к христианскому чувству ответственности перед отечеством и людьми. Похвала и наставление в Золотом Слове Святослава. Фольклорные истоки Плача Ярославны. Идея единства и величия Русской земли в «Слове о полку Игореве».
4
Особенности жанра. «Слово …» как обра зец героического эпо са, как памятник торже ственного и учитель ного красноречия. Автор и герой. Идея единства и величия Русской земли в «Слове»
Комментированное чтение
Х-ка героев
Анализ выразит средств
Самостоятельная работа
Устное рисование
сочинение
Тексты
Иллюстратив ный материал
38
Повесть в русской литературе
«Повесть о разорении Рязани Батыем» Мужество защитников Рязани. Образ Евпатия Коловрата, Фольклорные и книжные традиции в создании образов героев Рязанской земли. Трагическое и жизнеутверждающее в повести.
1
Происхождение жанра и его популярность в литературе Древней Руси. Разнообразие памятников повеств.-ной литературы. Канонические черты и авторская индивидуальность в повестях Древней Руси.
Комментированное чтение
Сообщение обуч-ся.
Выставка творческих работ обуч-ся
39
«Сказание о Мамаевом побоище» Трудный путь к великой победе в изображении древнерусского автора. Образ князя Дмитрия Ивановича Донского.
1
Трудный путь к великой победе в изображении древнерусского автора.
Сравнит анализ
Карта
40
Повесть о путешествии архиепископа Новгородского
По следам древнерусской повести. В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов». Лиризм в воплощении героико-патриотиче ской темы. Образ поэта, вдохновляющего на битву товарищей по оружию. Слияние личного и общенародного в стихотворении поэта
1
традиции и новатор ство. Героические образы русских воинов в литературе
Нового времени Слияние личного и общенародного в стихотворении поэта
Выразит чтение
Обсуждение
Терминологич. диктант
Текст
41
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Повествование об эпохе собирания Русской земли и становления русского самосознания. Трагическое величие исторических картин, изображенных писателем. Традиции народного героического эпоса и древнерусских воинских повестей в создании образов казаков-запорожцев.
6
Трагическое величие исторических картин, изображенных писате лем. Традиции народ ного героического эпоса и древнерусских воинских повестей
Работа с текстом
Анализ
Работа со статьей учебника
Беседа по вопросам
сочинение
Текст
Электронное приложение
47
М.А. Шолохов «Судьба человека» Андрей Соколов — богатырь советской эпохи. Цельность его характера. Мужество и доброта русских людей как источник несгибаемой силы народа.
2
Образ защитника родины
Замысел автора
Сюжет
Анализ темы, идеи, характеристика главного героя
Работа с эпизодом
Видео приложение
48-9
Образ солдата защитника в ст. Самойлова, Твардовского, Исаковского, Орлова
2
Выразительные средства
Тема, идея
Выразительное чтение
Анализ выразит средств
Текст
Выставка худож лит-ры
50
Вн.чт В. Быков «Обелиск» Единение совет ского народа в борьбе с фашизмом, запечат ленное в литературе 60—70-х годов XX века.
Образ настоящего учителя Алеся Мороза; духовный смысл его подвига. Бессмертие подвига и памяти о нем в повести В. Быкова.
1
Бессмертие подвига и памяти о нем в повести В. Быкова
Сюжет
Проблематика
Диспут
Текст
51
Единство занимательности и нравственной содержательности в литературе Нового времени
Из зарубежной л-ры Гете «Фауст»
1
Единство занимательности и нравственной содержательности в литературе Нового времени
Работа со статьей учебника. Тезисы
Комментированное чтение
Работа в тетради
Словарь
таблица
52
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Фантастический сюжет и его комическое звучание в повести Гоголя.
В.Ф. Одоевский «Импровизатор». История искушения и расплаты за сделку со злом. Пророческое звучание рассказа.
1
Фантастический сюжет и его комическое звучание в повести Гоголя.
Занимательность как достоинство цикла. проблематика пушкинских повестей, восходящая к тради циям древнерусской литературы
Презентация нового жанра. Худож своеобразие повести. Нравственная проблематика. Запись опорных моментов в тетрадь.
Работа с текстом
Презентация
Иллюстра тивный материал
55
Путешествия, хождения в лит-ре Древней Руси «Хождение за три моря А.Никитина» Образ автора — путешественника, исследователя, патриота. Открытость его души всем впечатлениям мира и преданность родной земле и православной вере.
1
Путешествия, хожде ния в лит-ре Древней Руси Образ автора — путешественника, исследователя, патриота.
Историч комментарий
Сообщение обуч-ся
Работа с учебником
беседа
Истрич документы,
56
По следам древнерусских хождений
Карамзин «Письма русского путешественника» Образ путешественника, его взгляд на природу и общество. Наблюдательность и чувствительность русского странника,
Языков «Песня» Романтическая устремленность в «чудесную страну», пафос борьбы, прославление мужества и отваги в стихотворении «Пловец».
1
Путешествие как способ познания мира и возможностей человека. Путешествие как осуществление мечты о лучшей жизни. Стремление к «иной земле» и жанр утопии в литературе. Утопия и антиутопия.
Выразит чтение
Сравнит х-ка.
Творческая работа
Текст
Иллюстра тивный материал
57
Лермонтов «Мцыри» Путь героя к себе, обретение свободы ценой жизни. Бегство Мцыри — бунт против враждебной воли обстоятельств. Одиночество героя, не примиренного с волей судьбы.
3
На самост изуч.: И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада»(фрагменты)Очерки русских харак теров в книге Гончаро ва. Лучшие человеч. качества, открывающи еся в испытаниях морского плавания.
Историч комментарий
Выразит чтение
Анализ худож средств
Х-ка героя
сочинение
Учимся понимать язык искусства
60
Толстой «Кавказский пленник» Русский офицер Жилин среди чужого и враждебного ему мира. Плен как испытание мужества и человечности. Жилин и Костылин. Дина и Жилин. Доброта как путь спасения от уныния и духовного ожесточения.
2
Доброта как путь спасения от уныния и духовного ожесточения
План
Анализ эпизода
Характеристика героя
Портрет писателя
62
Астафьев «Васюткино озеро» Испытание главного героя: одиночество в тайге, поиск пути, поиск опоры в собственной душе и усвоенном человеческом опыте. Открытия Васютки. Мысль писателя о коллективной ценности личных достижений каждого человека.
2
Понятие о литературном процессе
Анализ сюжета
Характеристика героя и замысла автора
Заочное путешествие
64
Творческая работа
2
Работа над соч на свободную тему
66
Контрольная работа
1
тест
67-8
Из зарубежной литературы
Вн. Чт.
2
Читат культура
Ведение дневника задание на лето
Внеклассное чтение
Сообщение обуч-ся
Читат дневник
образец
УМК и МТБ по обеспечению образовательного процесса.
А.В. Гулин, А.Н. Романова Программа по литературе для 5-9 классов М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2011.).
Романова А.Н.
Методические рекомендации к учебнику «Литература. 7 класс» (авторы-составители А.В. Гулин, А.Н. Романова) / А.Н. Романова; под ред. А.В. Гулина. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2012. — с. ISBN 978-5-
Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под ред. А.В. Гулина, А.Н. Романовой. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011
Электронное приложение к учебнику.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В 7 классе продолжается обучение творческим работам различного характера:
• Сообщение на литературную тему;
• Рассказ по картине;
• Сочинение по картине;
• Сочинение на тему «Мой любимый герой»;
• Сочинение — рассуждение на морально-этическую тему;
• Отзыв о прочитанном литературном произведении;
• Отзыв о кинофильме, спектакле.
В оценке результатов обучения школьников постепенно в большей мере должно учитываться их умение создавать устные и письменные высказывания литературно-творческого и литературоведческого характера. Участие ребят в проектной деятельности по литературе, выполнение исследовательских заданий является основанием для высокой оценки качества образования школьников.
В нашем курсе особое внимание уделяется общекультурному и эстетическому развитию школьников, поэтому обращаем внимание на результаты образования, которые целенаправленно формируются на протяжении всех лет обучения и могут рассматриваться как признаки углубленного уровня обучения литературе:
понимание специфики словесного образа в соотношении с образным языком других искусств;
умение выстраивать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства,
умение характеризовать литературные явления в широком историко-культурном контексте,
умение сопоставлять факты биографии и творчества разных деятелей науки и искусства.
К концу 7 класса обучающиеся должны
Знать
— главные особенности древнерусской литературы как исторического этапа становления русской словесности; характеристику жанров ДРЛ, изученных в 7 классе: летопись, поучение (слово), житие, повесть, хождение (в объеме содержания учебника);
— характерные черты литературы XVIII века, исторические условия ее развития;
— признаки жанров литературы классицизма (оды, трагедии, комедии, басни, сатиры) и сентиментализма (повести, путешествия) ;
— характерные черты романтизма как литературного направления;
— содержание изученных в 7—9 классах литературных произведений Древней Руси и Нового времени;
— отдельные факты жизни и творчества других русских писателей, характеризующие личность автора, его мировоззрение, связь его идеалов с ценностями русской культуры (в объеме содержания курса).
Понимать
— взаимосвязь этических и эстетических канонов древнерусской литературы с христианскими идеями и ценностями;
— взаимосвязь между историческими событиями и их художественным отражением в памятниках литературы Древней Руси и Нового времени;
— взаимосвязь этических и эстетических канонов литературы XVIII века с идеями Просвещения и традиционными ценностями русской православной культуры;
— взаимосвязь между творчеством писателей Нового времени и идеалами, воплощенными в древнерусской литературе и литературе эпохи Просвещения;
— различие между романтизмом как литературным направлением начала XIX века и романтическими традициями в литературе последующих эпох;
— значение литературоведческих терминов: литературный процесс; духовная литература, светская литература, жанровый канон; летопись, поучение (слово), житие, повесть, хождение; поэма, эпопея, утопия, антиутопия; классицизм, сентиментализм, романтизм; ода, сатира (как литературный жанр), элегия; эпичность, лиризм; образ автора, лирический герой; средства художественной изобразительности и выразительности в литературном произведении (в объеме словаря литературоведческих терминов за 5—9 классы).
Уметь
— определять жанровые признаки в изучаемых произведениях фольклора, древнерусской литературы, литературы XIX—XX веков;
— определять и аргументированно доказывать принадлежность произведения к литературному направлению (классицизму, сентиментализму, романтизму);
— анализировать художественный текст с точки зрения его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания, образного строя, композиционного строения, изобразительно-выразительных средств и т.д.
— выявлять авторскую позицию и средства ее воплощения в литературном произведении;
— аргументированно излагать собственное отношение к прочитанному с учетом авторской позиции;
— создавать устные и письменные высказывания разных жанров на литературоведческую тему;
— участвовать в учебно-ролевых играх и учебно-творческих диалогах, дискуссиях;
— создавать доклады, рефераты с использованием дополнительных источников информации, в том числе сетевых ресурсов;
— создавать и предъявлять на уроках электронные презентации на литературную тему; подбирать иллюстративный материал по биографии и творчеству изучаемых авторов в различных книжных изданиях;
— самостоятельно выстраивать внутрипредметные связи при изучении новых явлений словесности (определять элементы традиции и новаторства в произведении, находить содержательные соответствия и признаки формального сходства с ранее изученными явлениями литературы и фольклора);
— проводить под руководством учителя исследовательские работы литературоведческого характера и предъявлять их результаты на уроке и в рамках внеурочных мероприятий.
В нашем курсе особое внимание уделяется общекультурному и эстетическому развитию школьников, поэтому обращаем внимание на результаты образования, которые являются важными для оценки общего уровня развития школьника, хотя не могут выступать ведущими в аттестации по предмету:
понимание специфики словесного образа в соотношении с образным языком других искусств;
умение выстраивать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
умение характеризовать литературные явления в широком историко-культурном контексте;
умение сопоставлять факты биографии и творчества разных деятелей науки и искусства.
Систематический контроль результатов образования поможет учителю оптимально выстроить индивидуальный образовательный маршрут ученика, подготовить его к успешному прохождению итоговой аттестации за курс основной школы.