Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становятся новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Развитие универсальных учебных действий учащихся для основного общего образования направлено на создание условий для развития умения учиться, раскрытия личностного и познавательного потенциала учащихся основной школы.
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, используемые в курсе, направлены на формирование и оценку навыка рефлексии. Это требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Программа курса составлялась с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—12 лет, связанных:
Курс рассчитан на 34 часа. Состоит из трех разделов. Для проведения занятий используется урочная система.
Освоение метода быстрого чтения — процесс приобретения нового навыка умственной деятельности.
Каждое занятие состоит из небольшого теоретического материала, описания упражнений и порядка их выполнения. Тесты и контрольные тексты для измерения скорости чтения и контрольные вопросы к ним.
Большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Поэтому обязательным методом обучения является метод психофизической саморегуляции- аутогенная тренировка.
Обязательное условие успешности обучения — самостоятельность, непрерывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Период занятий нужно спланировать так, чтобы на протяжении всего времени обучения выделять ежедневно для тренировок 30 мин.
Главная особенность предлагаемой методики — активное и осознанное участие самого обучающегося в целенаправленном изменении тех сложных процессов, которые связаны с реализацией программ умственных действий. Без осознания этого, без вовлечения в опосредованную тренировку высших структур коры головного мозга, обеспечивающую перестройку процессов мышления, освоить метод быстрого чтения невозможно. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения нельзя, поэтому в курсе много времени уделяется теоретическим основам чтения, объясняя это явление языком доступным для понимания пятиклассников.
Освоение метода быстрого чтения глубоко индивидуально. Не все учащиеся способны одинаково успешно осваивать упражнения и теоретический курс. Каждый сам выбирает для себя темп и методику наращивания скорости чтения. Отдельные упражнения и методика в целом подсказывают ряд принципов решения этой задачи.
Обязательное условие успешного овладения методом быстрого чтения — постепенность наращивания скорости и приобретения навыков. Это означает, что необходимо следовать таким известным принципам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда твердо освоены предыдущие навыки.
№ п\п | Наименование раздела и тем | Количество часов | Дата | Краткое содержание тем | Формируемые УУД | Практическая деятельность учащегося. Виды, формы контроля. |
Все го | Контрольные изм. |
Раздел 1.Ориентировочно-диагностический - 3 часа |
1\1 | Введение к программе освоения быстрого чтения | 1 | | | Традиционные методы чтения и их недостатки. Определение задач и методов обучения. Порядок освоения программы. Методика самостоятельных занятий. | Личностные Создание у обучающихся положительной мотивации к занятиям. | Дискуссия по теме «Когда книга учит» |
2\2 | Правила быстрого чтения | 1 | | | Информирование о пяти способах чтения. Почему мы читаем с регрессиями. Пять золотых правил гигиены зрения. | Познавательные Формулировка проблемы Регулятивные Целеполагание | Запоминают информацию о способах чтения, гигиены зрения. Делают памятку для себя. |
3\3 | Диагностика понимания прочитанного | | 1 | | Диагностика успешности скорости чтения и понимания текста | Регулятивные Контроль | Выполнение контрольного теста |
Раздел 2. Овладение методами и способами эффективного чтения - 23часов |
4\1 | Внимание при чтении | 2 | | | Три вида внимания, причины невнимательности. Наблюдательность, психогигиена внимания | Познавательные Структурирование знаний Регулятивные Коррекция | Упражнения на тренировку внимания. Гимнастика для глаз |
5\2 | Как управлять своим вниманием | 1 | | | Концентрация внимания, устойчивость внимания, переключение внимания, объем внимания | Регулятивные Коррекция Контроль | Упражнения на тренировку внимания. Гимнастика для глаз |
6\3 | Тренинг на развитие внимание | | | | Концентрация внимания, устойчивость внимания, переключение внимания, объем внимания | Регулятивные Коррекция Контроль | Упражнения на тренировку внимания. Гимнастика для глаз |
7\4 | Интегральный алгоритм чтения | 1 | | | Мозг и чтение. Содержание интегрального алгоритма чтения. | Регулятивные Коррекция Контроль | Идеомоторная тренировка. Упр. Лабиринт. Гимнастика для глаз. |
8\5 | Освоение способов интегрального алгоритма чтения. | 1 | | | Чтение по интегральному алгоритму. Создание зрительного образа интегрального алгоритма чтения | Познавательные Поиск информации Регулятивные Коррекция | Упр. «Чехарда». Разметка текста по блокам интегрального алгоритма чтения. Гимнастика для глаз |
9\6 | Отработка навыка интегрального алгоритма чтения. | 1 | | | Чтение по интегральному алгоритму. Использование зрительного образ интегрального алгоритма чтения | Познавательные Поиск информации Регулятивные Коррекция | Разметка текста по блокам интегрального алгоритма чтения. Гимнастика для глаз |
10\7 | Дифференциальный алгоритм чтения | 1 | | | Что значит понять текст? Фильтрующая способность мозга. Что же такое доминанта? | Познавательные Структурирование знаний Регулятивные Коррекция | Создание зрительного образа дифференциального алгоритма чтения. Развитие смысловой догадки. Гимнастика для глаз |
11\8 | Освоение способов дифференциального алгоритма чтения | 1 | | | Правила разметки текста. Упражнение. Разметка текста по блокам | Познавательные Смысловое чтение Регулятивные целеполагание | Разметка текста по блокам дифференциального алгоритма чтения Гимнастика для глаз |
12\9 | Отработка навыка дифференциального алгоритма чтения | 1 | | | Применение правила разметки текста. Разметка текста по блокам | Познавательные Смысловое чтение Регулятивные целеполагание | Разметка текста по блокам дифференциального алгоритма чтения Гимнастика для глаз |
13\10 | Артикуляция и чтение. | 1 | | | Что такое артикуляция? Речь внешняя и внутренняя. Как научиться читать молча. | Познавательные Структурирование знаний Регулятивные Коррекция | Работа с подавлением артикуляции при чтении. Гимнастика для глаз |
14\11 | Освоение способов подавления артикуляции при чтении | 1 | | | Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма. Три результата освоения упражнения «стук-ритм». | Регулятивные Коррекция Контроль | Чтение с одновременным выстукиванием ритма. |
15\12 | Движение глаз при чтении | 1 | | | Зрительное восприятие текста. Параметры движения глаз. Что такое периферическое зрение | Регулятивные Коррекция Контроль | Упр.Работа с таблицами Шульта Упр. для расширения поля восприятия |
16\13 | Читаем вертикальным движением глаз | 1 | | | Что вы умеете | Регулятивные Коррекция Контроль | Упражнение «Метод штурма» |
17\14 | Чтение и память. | 1 | | | Что такое память? Механизм памяти. | Познавательные Структурирование знаний Регулятивные Прогнозирование результата | Делают записи в тетради о видах памяти |
18\15 | Тренинг развития зрительной памяти | 1 | | | Выполняют упражнения направленные на развитие памяти | Познавательные Структурирование знаний Регулятивные Самоконтроль | Выполняют упражнения направленные на развитие памяти |
19\16 | Тренинг развития смысловой памяти | 1 | | | Выполняют упражнения направленные на развитие памяти | Познавательные Структурирование знаний Регулятивные Оценка | Выполняют упражнения направленные на развитие памяти |
20\17 | Воображение и мозг | 1 | | | Пути развития воображения. Управление воображением. Эмоциональное воображение | Познавательные Структурирование знаний | Создание зрительных образов(пейзаж, портрет, конкретное действие) |
21\18 | Тренинг умений «Включите воображение» | 1 | | | Тренировка умений на текстах зрительных образов | Познавательные Структурирование знаний Регулятивные Самоконтроль | После прочтения предложений ученик видит изображение и устно воспроизводит его |
22\19 | Тренинг умений «Включите воображение» | 1 | | | Тренировка умений на текстах зрительных и слуховых образов, передающих эмоциональное состояние | Познавательные Структурирование знаний Регулятивные Самоконтроль | После прочтения текста ученик видит изображение и устно воспроизводит его |
23\20 | Поговорим о мышлении | 1 | | | Этапы развития мышления. Специализация полушарий нашего мозга. Друзья и враги мышления. | Познавательные Структурирование знаний | Записывает информацию о мышлении. Читает текст. |
24\21 | Тренинг умений | 1 | | | Тренировка умений делать умозаключение | Познавательные Структурирование знаний Регулятивные Самоконтроль | Выполняют упражнения направленные на развитие мышления. Составление схем |
25\22 | Что дает быстрое чтение. | 1 | | | Семь «золотых» правил БЧ | Познавательные Структурирование знаний Регулятивные Целеполагание | Составление минимального тренировочного комплекса для устойчивого БЧ (проектное задание) |
26\23 | Итоги обучения эффективному чтению. | | 1 | | Диагностика успешности скорости чтения и понимания текста | Регулятивные Самоконтроль | Тест скорости чтения и понимания прочитанного. |
Раздел 3. Овладение методами и способами эффективной работы с текстом – 8 ч. |
27\1 | План | 1 | | | Формирование умения составлять план. Соблюдение последовательности действий. | Познавательные Смысловое чтение Регулятивные Целеполагание Планирование | Диалог с текстом. Выделение главной мысли текста. Составление плана рассказа. |
28\2 | Пересказ | 1 | | | Виды пересказов. Знакомство с приемами по формированию умения пересказывать кратко. | Познавательные Структурирование знаний Регулятивные Целеполагание Планирование | Отработка этапов работы с текстом при пересказе |
29\3 | Конспект | 1 | | | Что такое конспект Виды конспектов Зачем нужен конспект | Познавательные Смысловое чтение Регулятивные Целеполагание Планирование | Отработка этапов работы с текстом при составлении конспекта |
30\4 | Конспект | | | | Тренинг умений составлять конспект | Познавательные Структурирование знаний Анализ информации Умение работать по алгоритму Регулятивные Рефлексия умений | Использование последовательности действий при конспектировании |
31\5 | Реферат | 1 | | | Что такое реферат? Структура реферата. | Познавательные Смысловое чтение Регулятивные Целеполагание Планирование | Конспектирование информации |
32\6 | Реферат | 1 | | | Тренинг умений составлять реферат | Познавательные Смысловое чтение Регулятивные Планирование | Использование последовательности действий при составлении реферата |
33\7 | Что такое умение работать с текстом | 1 | | | Беседа том как организовать самостоятельную работу с текстом. Моделирование идеального читателя | Регулятивные Планирование | Знакомятся с этапами самостоятельной работы с текстом |
34\8 | Итоговое занятие-зачет | | 1 | | Работа с примерами. Создание инструкции -памятки | Познавательные Смысловое чтение Регулятивные Самоконтроль | Разработка инструкции для учащегося по пониманию и непроизвольному запоминанию текста. |
| ВСЕГО | 34 | 3 | | | | |
1.О.А.Андреев, Л.Н.Хромов «Учитесь быстро читать»- М.: Просвещение,1991.
2 .Г.Гранник, Л.А.Концевая, С.М.Бондаренко «Когда книга учит»-М.:Педагогика, 1991.
3. Техника быстрого чтения. Самоучитель по программе Школы Олега Андреева / Олег Андреев. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009