kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса "Техника быстрого чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Техника быстрого чтения" разработана для элективного курса,который вводится из регионального компонента,но поскольку в программе указаны формируемые универсальные умения-действия,то программа вполне может быть использована при организации внеурочной деятельности в классах,работающих по ФГОС.Программа предназначена для 5 класса,может использоваться и в других классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Техника быстрого чтения" »



Пояснительная записка.


Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становятся новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Развитие универсальных учебных действий учащихся для основного общего образования направлено на создание условий для развития умения учиться, раскрытия личностного и познавательного потенциала учащихся основной школы.

Обеспечивая развивающий потенциал общего среднего образования, была составлена программа курса для учащихся 5-х классов «Техника быстрого чтения».

Целью курса является обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей содержания образования в сфере развития личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий и реализует следующие задачи:

  • Усовершенствование техники чтения

  • Развитие обучающихся по курсу пятиклассников стратегии смыслового чтения

  • Улучшение качества усвоения прочитанного текста

  • Тренировка памяти и внимания

  • Активизация творческих способностей;

  • Физическое оздоровление человека

Курс «Техника быстрого чтения» позволит учащимся, совершенствуя технику чтения, приобрести устойчивый навык осмысленного чтения, получить возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, используемые в курсе, направлены на формирование и оценку навыка рефлексии. Это требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

Программа курса составлялась с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—12 лет, связанных:

— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий

— с осуществлением благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Формы и методы обучения освоение техники смыслового чтения - система практических групповых урочных занятий и использованием приемов эвристической беседы, контроля и оценивания в виде тестовых заданий.

Курс рассчитан на 34 часа. Состоит из трех разделов. Для проведения занятий используется урочная система.

Предполагаемый результат:

  •  Осознание и использование в практической деятельности основных психологических особенностей восприятия информации человеком

  • Формирование навыка самоорганизации и саморегуляции

  • Использование эффективных программ чтения


Освоение метода быстрого чтения — процесс приобретения нового навыка умственной деятельности.

Каждое занятие состоит из небольшого теоретического материала, описания упражнений и порядка их выполнения. Тесты и контрольные тексты для измерения скорости чтения и контрольные вопросы к ним.

Большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Поэтому обязательным методом обучения является метод психофизической саморегуляции- аутогенная тренировка.

Обязательное условие успешности обучения — самостоятельность, непре­рывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Период за­нятий нужно спланировать так, чтобы на протяжении всего времени обучения выделять ежедневно для тренировок 30 мин.

Главная особенность предлагаемой методики — активное и осознанное участие самого обучающегося в целенаправленном изменении тех сложных процессов, которые связаны с реализацией программ умственных действий. Без осознания этого, без вовлечения в опосредованную тренировку высших структур коры головного мозга, обеспечивающую перестройку процессов мышления, освоить метод быстрого чтения невозможно. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения нельзя, поэтому в курсе много времени уделяется теоретическим основам чтения, объясняя это явление языком доступным для понимания пятиклассников.

Освоение метода быстрого чтения глубоко индивидуально. Не все учащиеся способны одинаково успешно ос­ваивать упражнения и теоретический курс. Каждый сам выбирает для себя темп и методику наращивания скорости чтения. Отдельные упражнения и методика в целом подсказывают ряд принципов решения этой задачи.

Обязательное условие успешного овладения методом быстрого чтения — постепенность наращивания скорости и приобретения на­выков. Это означает, что необходимо следовать таким известным принципам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда твердо освоены предыдущие навыки.











Учебно-тематический план

п\п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Дата


Краткое содержание тем

Формируемые УУД

Практическая деятельность учащегося.

Виды, формы контроля.

Все

го

Контрольные изм.

Раздел 1.Ориентировочно-диагностический - 3 часа

1\1

Введение к программе освоения быстрого чтения


1


Традиционные методы чтения и их недостатки. Определение задач и методов обучения. Порядок освоения программы. Методика самостоятельных занятий.

Личностные

Создание у обучающихся положительной мотивации к занятиям.


Дискуссия по теме

«Когда книга учит»

2\2

Правила быстрого чтения

1



Информирование о пяти способах чтения. Почему мы читаем с регрессиями. Пять золотых правил гигиены зрения.

Познавательные

Формулировка проблемы

Регулятивные

Целеполагание

Запоминают информацию о способах чтения, гигиены зрения. Делают памятку для себя.

3\3

Диагностика понимания прочитанного


1


Диагностика успешности скорости чтения и понимания текста

Регулятивные

Контроль

Выполнение контрольного теста

Раздел 2. Овладение методами и способами эффективного чтения - 23часов

4\1

Внимание при чтении

2





Три вида внимания, причины невнимательности.

Наблюдательность, психогигиена внимания

Познавательные

Структурирование знаний

Регулятивные

Коррекция

Упражнения на тренировку внимания.

Гимнастика для глаз

5\2

Как управлять своим вниманием

1





Концентрация внимания, устойчивость внимания, переключение внимания, объем внимания

Регулятивные

Коррекция

Контроль

Упражнения на тренировку внимания.

Гимнастика для глаз

6\3

Тренинг на развитие внимание






Концентрация внимания, устойчивость внимания, переключение внимания, объем внимания

Регулятивные

Коррекция

Контроль

Упражнения на тренировку внимания.

Гимнастика для глаз

7\4

Интегральный алгоритм чтения

1





Мозг и чтение. Содержание интегрального алгоритма чтения.

Регулятивные

Коррекция

Контроль

Идеомоторная тренировка.

Упр. Лабиринт.

Гимнастика для глаз.

8\5

Освоение способов интегрального алгоритма чтения.

1





Чтение по интегральному алгоритму.

Создание зрительного образа интегрального алгоритма чтения

Познавательные

Поиск информации

Регулятивные

Коррекция

Упр. «Чехарда».

Разметка текста по блокам интегрального

алгоритма чтения.

Гимнастика для глаз

9\6

Отработка навыка интегрального алгоритма чтения.

1





Чтение по интегральному алгоритму.

Использование зрительного образ интегрального алгоритма чтения

Познавательные

Поиск информации

Регулятивные

Коррекция

Разметка текста по блокам интегрального

алгоритма чтения.

Гимнастика для глаз

10\7

Дифференциальный

алгоритм чтения

1





Что значит понять текст?

Фильтрующая способность мозга.

Что же такое доминанта?


Познавательные

Структурирование знаний

Регулятивные

Коррекция

Создание зрительного образа дифференциального алгоритма чтения.

Развитие смысловой догадки.

Гимнастика для глаз

11\8

Освоение способов дифференциального алгоритма чтения

1





Правила разметки текста.

Упражнение. Разметка текста по блокам


Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

целеполагание

Разметка текста по блокам

дифференциального алгоритма чтения

Гимнастика для глаз

12\9

Отработка навыка дифференциального алгоритма чтения

1





Применение правила разметки текста.

Разметка текста по блокам


Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

целеполагание

Разметка текста по блокам

дифференциального алгоритма чтения

Гимнастика для глаз

13\10

Артикуляция и чтение.


1





Что такое артикуляция?

Речь внешняя и внутренняя.

Как научиться читать молча.


Познавательные

Структурирование знаний

Регулятивные

Коррекция

Работа с подавлением артикуляции при чтении.

Гимнастика для глаз

14\11

Освоение способов подавления артикуляции при чтении

1





Четыре фазы освоения упражнения

с выстукиванием ритма.

Три результата освоения упражнения «стук-ритм».

Регулятивные

Коррекция

Контроль

Чтение с одновременным выстукиванием

ритма.

15\12

Движение глаз при чтении

1





Зрительное восприятие текста.

Параметры движения глаз.

Что такое периферическое зрение

Регулятивные

Коррекция

Контроль

Упр.Работа с таблицами Шульта

Упр. для расширения поля восприятия

16\13

Читаем вертикальным движением глаз

1





Что вы умеете

Регулятивные

Коррекция

Контроль

Упражнение «Метод штурма»

17\14

Чтение и память.

1





Что такое память?

Механизм памяти.

Познавательные

Структурирование знаний Регулятивные

Прогнозирование результата


Делают записи в тетради о видах памяти

18\15

Тренинг развития зрительной памяти

1





Выполняют упражнения направленные на развитие памяти

Познавательные

Структурирование знаний Регулятивные

Самоконтроль


Выполняют упражнения направленные на развитие памяти

19\16

Тренинг развития смысловой памяти

1





Выполняют упражнения направленные на развитие памяти

Познавательные

Структурирование знаний Регулятивные

Оценка


Выполняют упражнения направленные на развитие памяти

20\17

Воображение и мозг

1





Пути развития воображения. Управление воображением.

Эмоциональное воображение

Познавательные

Структурирование знаний

Создание зрительных образов(пейзаж, портрет, конкретное действие)

21\18

Тренинг умений «Включите воображение»

1





Тренировка умений на текстах зрительных образов

Познавательные

Структурирование знаний Регулятивные

Самоконтроль


После прочтения предложений ученик видит изображение и устно воспроизводит его

22\19

Тренинг умений «Включите воображение»

1





Тренировка умений на текстах зрительных и слуховых образов, передающих эмоциональное состояние

Познавательные

Структурирование знаний Регулятивные

Самоконтроль


После прочтения текста ученик видит изображение и устно воспроизводит его

23\20

Поговорим о мышлении

1





Этапы развития мышления. Специализация полушарий нашего мозга. Друзья и враги мышления.

Познавательные

Структурирование знаний

Записывает информацию о мышлении. Читает текст.

24\21

Тренинг умений

1





Тренировка умений делать умозаключение

Познавательные

Структурирование знаний Регулятивные

Самоконтроль


Выполняют упражнения направленные на развитие мышления. Составление схем

25\22

Что дает быстрое чтение.

1




Семь «золотых» правил БЧ

Познавательные Структурирование знаний

Регулятивные

Целеполагание

Составление минимального тренировочного комплекса для устойчивого БЧ (проектное задание)


26\23

Итоги обучения эффективному чтению.


1




Диагностика успешности скорости чтения и понимания текста

Регулятивные

Самоконтроль


Тест скорости чтения и понимания прочитанного.


Раздел 3. Овладение методами и способами эффективной работы с текстом – 8 ч.

27\1

План


1





Формирование умения составлять план. Соблюдение последовательности действий.

Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Диалог с текстом. Выделение главной мысли текста. Составление плана рассказа.

28\2

Пересказ

1





Виды пересказов. Знакомство с приемами по формированию умения пересказывать кратко.

Познавательные Структурирование знаний

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Отработка этапов работы с текстом при пересказе

29\3

Конспект


1





Что такое конспект

Виды конспектов

Зачем нужен конспект


Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Отработка этапов работы с текстом при составлении конспекта

30\4

Конспект







Тренинг умений составлять конспект

Познавательные Структурирование знаний

Анализ информации

Умение работать по алгоритму

Регулятивные

Рефлексия умений

Использование последовательности действий при конспектировании

31\5

Реферат


1





Что такое реферат?

Структура реферата.



Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Конспектирование информации

32\6

Реферат


1





Тренинг умений составлять

реферат

Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

Планирование

Использование последовательности действий при составлении реферата

33\7

Что такое умение работать с текстом

1





Беседа том как организовать самостоятельную работу с текстом. Моделирование идеального читателя

Регулятивные

Планирование

Знакомятся с этапами самостоятельной работы с текстом

34\8

Итоговое занятие-зачет


1




Работа с примерами. Создание инструкции -памятки

Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

Самоконтроль

Разработка инструкции для учащегося по пониманию и непроизвольному запоминанию текста.


ВСЕГО

34

3





Используемая литература.

1.О.А.Андреев, Л.Н.Хромов «Учитесь быстро читать»- М.: Просвещение,1991.

2 .Г.Гранник, Л.А.Концевая, С.М.Бондаренко «Когда книга учит»-М.:Педагогика, 1991.

3. Техника быстрого чтения. Самоучитель по программе Школы Олега Андреева / Олег Андреев. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса "Техника быстрого чтения"

Автор: Нечаева Татьяна Михайловна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК " Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "149329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420132010"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(77) "samoanaliz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "223440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437669893"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "учителем начальных классо я работаю 35 лет "
    ["seo_title"] => string(50) "uchitieliem-nachal-nykh-klasso-ia-rabotaiu-35-liet"
    ["file_id"] => string(6) "223445"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437670679"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства