kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Планирование уроков литературы в 11 кл углубленного (профильного) уровня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа профильного уровня позволяет обучающимся получить  углубденные знания по предмету. Программа рассчитана на 5 часов в неделю

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Планирование уроков литературы в 11 кл углубленного (профильного) уровня»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,

тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: [email protected]


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 2»

г. Тарко- Сале Пуровского района

________________Бархатова И.В.

Приказ № от « » 2023 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ЛИТЕРАТУРА

для учащихся 11 А класса

(профильный уровень)

Учителя - составители: Болдырева Лариса Витальевна, высшая квалификационная категория, учитель русского языка и литературы






«Согласовано» Рассмотрено на заседании методического объединения

Зам. директора по учителей русского языка и литературы.

образовательному процессу руководитель МО (Попидченко В.А.)

__________ /Саттарова О.М./ протокол № от « » 2023г



2023-2024 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету Литература составлена на основе следующих нормативных документов:

• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

• ФГОС СОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, изм. от 29 декабря 2014 г, 31 декабря 2015 г);

• Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол №2/16-з от 28 июня 2016г.);

• ООП СОО МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале;

• учебный план МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале на 2023-2024 учебный год;

• календарный учебный график МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале;

• «Положение о рабочей программе по ФГОС СОО» МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника из федерального перечня учебников на 2023-2024 учебный год:

О.Н.Михайлов. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 частях. / О.Н.Михайлов и др.; сост. Е.П.Пронина; под ред. В.П.Журавлёва. – 9-е изд.– М.: Просвещение, 2021.

Общее количество часов для 11 класса на профильном уровне среднего общего образования составляет 170 часов (5 часов в неделю - 34 учебные недели);

Рабочая программа по учебному предмету Литература разработана на один учебный год.


Целью реализации рабочей программы по учебному предмету Литература является усвоение содержания предмета и достижение учащимися результатов освоения ООП СОО в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ООП СОО МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале.


Виды и формы промежуточного и итогового контроля.

Оценка результатов освоения ООП СОО по учебному предмету «Литература» проводится в соответствии с разделом «Система оценки» ООП СОО и «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале и предусматривает проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета


I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1. Личностные результаты по учебному предмету Литература отражены в разделе ООП СОО МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале

1.2.1. «Планируемые личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования»


11. Метапредметные результаты по учебному предмету Литература отражены в разделе ООП СОО МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале

1.2.2. «Планируемые метапредметные результаты освоения ООП»

111. В результате изучения учебного предмета Литература на уровне среднего общего образования:

выпускник на профильном уровне:

ученик научится

ученик получит возможность научиться

- демонстрировать знание ключевых произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух (или более) текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

— в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

· обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (скрытые в нём смыслы и подтексты);

· использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

· давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

· анализировать жанрово-родовой выбор автора: раскрывать особенности композиции, развития сюжета и связи различных элементов в художественном мире произведения: места и времени действия, способов изображения действия и его развития, приёмов введения персонажей и средств раскрытия и/или развития их характеров;

· определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художест-венном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оцени-вать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональ-ной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

· анализировать авторский выбор определённых композиционных решений, раскрывая, как расположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию всей структуры произведения и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической

развязкой, открытым или закрытым финалом);

· анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/

или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того,

что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или

гипербола);

— осуществлять следующую продуктивную деятельность:

· давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведе-ния, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

· выполнять проектные работы по литературе и искусству, предлагать

собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

— давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

— анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт

авторской индивидуальности;

— анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

— анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или

лирического произведения (например, кинопостановку или театральную по-

становку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведе-

нию), оценивая то, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник получит возможность узнать:

— о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

— о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

— о важнейших литературных ресурсах, в том числе в Интернете;

— об историко-культурном подходе в литературоведении;

— об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

— о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений (реализм, романтизм, символизм и т. п.);

— имена ведущих писателей, особенно значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре, например: М. А. Булгаков, А. И. Солженицын, Ф. Кафка, Э.-М. Ремарк и т. п.;

— о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой (например, футуризм и эпоха технического прогресса в начале ХХ века и т. п.).


II. Содержание тем учебного предмета


Изучение языка художественной литературы. (2 часа)

Язык художественной литературы. Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка. Дифференциация лингвистического и стилистического анализов художественного произведения. Филологический анализ художественного произведения.

Теория. Художественный текст. Поэтический язык.


Из мировой литературы (3 часа)

Содержание понятия «мировая литература». Характерные черты мировой литературы рубежа XIX—XX веков.

Недолгое прощание с 19 в.

Т.-С. Элиот. Жизнь и творчество. Поэзия Т.-С. Элиота: «Люди 14 года». Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Идейная сущность и основной конфликт произведения.

Э.-М. Ремарк. Судьба и творчество. Роман «На Западном фронте без перемен». Образная система произведения. Сюжет и композиция. Человек и война в романе.

Ф. Кафка. Судьба и творчество. «Превращение: абсурд бытия»

Теория. Кафкианский абсурд, аллегория, гипербола, парадокс.

Рр. Сравнительный анализ произведений.

Проектная деятельность. Дискуссия в форме свободного обсуждения или дебатов.


Русская литература начала ХХ века (3 часа)

Стремление к творческому преображению мира. Литературные искания и направление философской мысли начала XX века. Золотой и Серебряный век русской литературы. Литературные искания сторонников революционного движения.

Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства.

Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства.

Теория. Реализм.

Рр. Составление тезисного плана критической статьи, конспект.


Проза ХХв. (26 часов)

Уникальность литературы Русского зарубежья. Литературные центры, издательства, газеты и журналы. (1 час)

Теория. Писатели-эмигранты.

Проектная деятельность. Сообщение «Русское зарубежье».

Иван Алексеевич Бунин. (9 ч) Жизнь и творчество Бунина. Философская направленность творчества. Мотивы и образы бунинской лирики. Традиции русской классики в творчестве Бунина. Своеобразие лирического повествования в прозе.

Бунин – поэт. Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Повесть «Деревня». Изображение России в повести. Тема русской деревни. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Полемика с Горьким.

Рассказ «Иоанн-рыдалец».

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Образ греха в рассказе. Философия жизни и смерти, вечное и «вещное» в произведении. Роль эпизодических персонажей. Кризис цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Проблема бездуховности буржуазного общества. Смысл финала произведения. Идейно-художественное своеобразие рассказа. Образы-символы. Приём контраста. Антропоцентризм литературы XIX века.

Тема любви в рассказах Бунина «Солнечный удар», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник». Средства создания художественного образа. Поэтичность женских образов. Психологизм бунинской прозы и особенности внешней изобразительности. Роль предыстории в художественном произведении. Художественная деталь.

Роман «Жизнь Арсеньева». Автобиографическая основа романа. Вечные темы в романе. Художественное время и пространство в произведении.

Бунинская концепция жизни и смерти. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Новаторство романа Бунина.

Теория. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Проектная деятельность. Индивидуальное исследование «Россия, которую мы потеряли»


Александр Иванович Куприн: жизнь, творчество, личность писателя. (8 ч)

Повесть «Олеся». Противопоставление мира природы и цивилизации в повести. Поэтизация природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и её обитателей. Трагизм любовной темы в повести «Олеся. Конфликт в произведении. Художественные особенности повести «Олеся». Композиция повести. Антитеза как приём композиции. Черты романтизма в произведении. Толстовские традиции в прозе Куприна.

Повесть «Поединок»: автобиографический и гуманистический характер произведения. Проблематика и антивоенный пафос повести. Основные сюжетные линии произведения. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора.

Рассказ «Гранатовый браслет». Проблематика произведения. Любовь как высшая ценность мира в рассказе. Любовь как талант и тема социального неравенства. Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Смысл названия рассказа. Образы главных героев. Роль второстепенных персонажей. Поэтика рассказа. Символизм детали в прозе Куприна.

Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Тема России в рассказах «Колесо времени», «Юнкера», «Жанета».

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Контроль: контрольное сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.


Леонид Николаевич Андреев (2 ч) Жизнь и судьба. Реализм, модернизм, экспрессионизм в творчестве писателя. Особенности художественного восприятия мира.

Рассказ «Большой шлем». Сюжет и композиция произведения. Концепция обезличенного человека. Трагический смысл финала рассказа.

На перепутьях реализма и модернизма. Андреев и символизм. Писатель-экспрессионист. Художественное своеобразие.

Пьеса «Царь-голод».

Теория. Реализм. Модернизм. Символизм. Экспрессионизм.

Проектная деятельность. Реферат «Символизм Андреева»


Шмелёв Иван Сергеевич. (1 час) Этапы жизни и творчества писателя. Начало творческого пути. Национально-историческая проблематика произведений. Тема России в творчестве И. С. Шмелёва. Трагедия писателя. Повесть «Солнце мертвых». Автобиографические черты в образе рассказчика. Конфликт и идейно-художественное своеобразие произведения.

Творческая индивидуальность: «Богомолье», «Лето Господне». Язык произведений Шмелева. Специфика жанра и композиции произведения.

Проектная деятельность. Реферат «Национально-историческая проблематика произведений Шмелева»


Зайцев Борис Константинович (1 час) Жизнь и творчество Б. К. Зайцева. Память о России. Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя.

«Преподобный Сергий Радонежский», «Путешествие Глеба», «Уроки Зайцева». Беллетризованные биографии в творчестве Зайцева.

Теория. Неореализм. Беллетристика.

Проектная деятельность. Реферат « Традиции Тургенева и Чехова в творчестве Зайцева»


Аркадий Тимофеевич Аверченко (1 час). Жизнь и творчество. Аверченко и «Сатирикон». Сборник «Дюжина ножей в спину революции». Рассказы «Короли у себя дома», «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина», «Трава, примятая сапогом», «Роковой выигрыш». Темы и образы сатирической новеллистики Аверченко. Понятие «карнавальный смех». Жизнеутверждающий юмор и сатира писателя.

Теория. Юмор и сатира. Развитие представлений об иронии и пародии.


Тэффи. (Надежда Александровна Лохвицкая) (1 час). Жизнь, творчество, судьба писательницы. Тэффи и «Сатирикон». Юмористические образы рассказов «Неживой зверь», «Даровой конь». Предмет сатиры и проблематика произведений. Художественный мир. Различие юмора и сатиры А. Т. Аверченко и Тэффи. Мысли о России. Оценка таланта писательницы современниками.

Рр. Сравнительный анализ рассказов Тэффи «Явдоха» и Чехова «Тоска».


Набоков Владимир Владимирович.(1 час) Основные этапы жизни и творчества В. В. Набокова. Англоязычное творчество, лирика Набокова. Литературное наследие. Роман «Машенька». Два параллельных временных пространства в повествовании: прошлое и настоящее. Тема «эмигрантского небытия» в романе. Образная система романа. Язык и стилистическая индивидуальность Россия глазами писателя-эмигранта. Феномен языка Набокова. Классические традиции в романах писателя.


Особенности поэзии начала XX века (14 часов)

Серебряный век как историко-литературное и эстетическое явление. Феномен Серебряного века. Литературное течение и литературное направление. Дифференциация понятий «Серебряный век», «декаданс», «модернизм». Модернизм как литературное направление и его основные течения. Литературный авангард.

Модернизм: путь к новой гармонии. Символизм. Акмеизм. Футуризм.

Теория. Модернизм. Декаданс. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).


Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века.

Русский символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предсимволизм. В. Я. Брюсов — идеолог русского символизма. Символизм как миропонимание. Литературные манифесты символистов. Символизм и русские поэты-символисты. «Старшие символисты»: Н. М. Минский, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. А. Блок, Вяч. И. Иванов. Влияние символизма на последующее развитие русской литературы XX века


Валерий Яковлевич Брюсов. (1 час). Основные этапы творческого пути и особенности поэтики В. Я. Брюсова. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Основные мотивы лирики Брюсова.

Стихотворения «Антоний», «Сумерки», «Я». «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.


Константин Дмитриевич Бальмонт. (2 часа). Основные этапы творческого пути и особенности поэтики К. Д. Бальмонта. Своеобразие художественного творчества Бальмонта. Бальмонт как представитель «старшего символизма». Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь». Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Стихотворения «Сонеты солнца», «Придорожные травы», «Я не знаю мудрости», «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Лунный луч», «Фантазия». Лирический герой и основные черты символической поэзии Бальмонта. Образно-стилевое богатство лирики Бальмонта. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Понятия «эвфония», «аллитерация», «ассонанс». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта.

Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»).

Теория. Символизм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений). Понятия «эвфония», «аллитерация», «ассонанс».


Федор Сологуб (Ф.К. Тетерников) (1 час) Основные этапы жизни и творчества. Основные темы и образы, мотивы лирики поэта. Стихотворения «В тихий вечер на распутьи двух дорог…», «Не трогай в темноте…». Проза поэта.


Андрей Белый (Б. Н. Бугаев) (1 час) Основные этапы жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики поэта.

Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).


Иннокентий Федорович Анненский (1 час). Основные этапы жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики поэта.

Стихотворения «Среди миров», «Маки», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки», «Мучительный сонет» и др. Поэзия Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии Анненского.


Русский акмеизм. (1 час).

Русский акмеизм и его истоки. Литературные манифесты акмеистов. Н. С. Гумилёв и А. А. Блок о поэтическом искусстве. Статья Н. С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Эстетика акмеизма, основные принципы, отличительные черты. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. С. Гумилёва, С. М. Городецкого, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. А. Кузмина и др. Кризис акмеизма. Влияние акмеизма на последующее развитие русской литературы XX века.


Николай Степанович Гумилев (1 час)

Судьба и творчество Н. С. Гумилёва. Ранняя и зрелая лирика. Поэтические открытия сборника «Огненный столп». Стихотворения Гумилёва «Капитаны», «Канцона вторая», «Дон Жуан», «Мои читатели», «Шестое чувство», «Жираф», «Заблудившийся трамвай». Проблематика и поэтика лирики Гумилёва. Романтический герой лирики Гумилёва. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века. Понятия «лирический герой — маска», «неоромантизм».



Русский футуризм. (1 час).

Футуризм как литературное течение модернизма. «Манифест о футуризме» Ф. Т. Маринетти. Характерные черты эстетики футуристов. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин и др.), кубофутуристы (В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. В. Каменский), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями. Влияние футуризма на последующее развитие русской литературы XX века.


Игорь Северянин (И. В. Лотарев) (1 час).

Основные темы и мотивы лирики поэта. Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» («Я, гений Игорь Северянин…», «Ананасы в шампанском!..» и др.) Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).


Владислав Фелицианович Ходасевич. (1 час). Жизнь в России. Причина эмиграции. Ранняя лирика. Основные темы и мотивы лирики поэта. Сборник «Счастливый домик». Книги «Путём Зерна», «Тяжелая лира». Цикл «Европейская ночь». Лирика В. Ф. Ходасевича «Акробат», «Воспоминанье».


Велимир В. Хлебников (1 час). Жизнь и творчество (обзор). Творчество В. Хлебникова и его программное значение для поэтов-кубофутуристов.

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…», «Кузнечик».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Проектная деятельность. Проблема Добра и Зла в творчестве писателей Серебряного века.

Контроль: контрольное сочинение по произведениям авторов Серебряного века (анализ лирического произведения): «Мой любимый поэт Серебряного века» или «Что я открыл для себя в поэзии Серебряного века»

Максим Горький (9 часов)

Жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы М. Горького. «Песня о буревестнике», «Песня о Соколе» как выражение романтического идеала.

Рассказ «Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Проблематика и особенности композиции произведения. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Тема ответственности за свой жизненный выбор. Идея произведения. Героический пафос.

«Макар Чудра». Романтический пафос и реализм рассказа Горького. Новый романтический герой. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Мечта и действительность в романе «Фома Гордеев».

Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма. Система образов произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Композиция и конфликт пьесы. Спор о назначении человека в пьесе. Проблема счастья в пьесе. Три правды в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Смысл названия драмы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции. Интерпретация драмы в критике. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Своеобразие публицистики и мемуарных очерков Горького. Литературные портреты. Пафос «Несвоевременных мыслей» Горького.

Роман «Жизнь Клима Самгина» - образное воплощениеи истории.

Теория. Социально-философская драма как жанр драматургии

Р.р. Сочинение по творчеству М. Горького.

Проектная деятельность. Доклад к школьной научной конференции.

Александр Александрович Блок (7часов)

Жизнь, творчество, личность А. А. Блока. Романтический мир раннего Блока. Поэт и символизм. Основные темы лирики. Поэт и революция. Последние годы жизни поэта.

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Владимира Соловьева. Сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Стихотворения «Предчувствую Тебя…», «Ты горишь над высокой горою…», «Вхожу я в тёмные храмы…». Эволюция образа Прекрасной Дамы. Стихотворения «Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Лирический герой стихотворений. Деталь в лирическом произведении.

Цикл стихотворений Блока «На поле Куликовом». Тема Родины и исторического пути России. Стихотворения «На железной дороге», «Россия», «Русь», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» Эволюция темы Родины в творчестве Блока.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и её восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Жанр, стиль, сюжет, композиция и проблематика произведения. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Символика произведения. Рефрен. Авторская позиция и способы её выражения в поэме. Образ Христа в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы.

Влияние творчества Блока на русскую поэзию XX века. Статья А. А. Блока «Интеллигенция и революция».

Теория. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Контроль: контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока

Новокрестьянская поэзия

Николай Алексеевич Клюев (1 час)

Жизнь и творчество. Истоки новокрестьянской поэзии. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Н. А. Клюев и А. А. Блок. Н. А. Клюев и С. А. Есенин. Стихотворения «Изба — святилище земли», «Голос народа», «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Основная тематика и проблематика лирических произведений. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики


Сергей Александрович Есенин (8 часов)

Жизнь и творческая биография поэта. С. А. Есенин как национальный русский поэт. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

Мотивы ранней лирики.

Тема Родины и природы в поэзии. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Образ голубой Руси («Русь советская», «Русь уходящая», «Сорокоуст», «Русь», «О Русь, взмахни крылами…», «Гой ты, Русь моя родная!..»)

Идеальное и реальное в изображении деревни. Есенин и имажинизм. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.. Библейские образы. Мотив странничества. Мифологическая и фольклорная основа поэзии. Идея «узловой завязи» природы и человека.

Стихотворения: «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Мой край задумчивый и нежный…», «Край любимый, сердцу снятся…», «Запели тёсаные дроги…», «Учусь постигнуть в каждом миге…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» «Ветры, ветры, о снежные ветры…», «Несказанное, синее, нежное…», «Я покинул родимый дом...»», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».

Любовная тема в лирике Есенина («Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…», «Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Вечер чёрные брови насопил…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»)

Тема быстротечности человеческого бытия («Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…»).

Монолог лирического героя. Противоречивость лирического героя. Автобиографизм лирики. Образ-иероглиф. Психологический параллелизм. Полифония лирики. Авторские средства языковой выразительности. Поэтика цикла «Персидские мотивы».

Рр анализ лиро-эпической поэмы «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме. Образы лирических героев. Тема империалистической войны и братоубийственной Гражданской войны. Тема любви и революции в поэме. Язык произведения. Смысл финала поэмы.

Песенная основа поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева.Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия.

Рр Филологический анализ текста «Отговорила роща золотая…»

Теория. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).


Владимир Владимирович Маяковский (8 часов)

Жизнь и творчество. Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Поэзия и живопись.

Темы ранней лирики. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!». Антибуржуазный бунт. Космическая масштабность образов.

Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Тема любви в поэзии Маяковского. Автобиографичность лирического героя. «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Поэма «Флейта-позвоночник». Трагедия лирического героя. Метафоричность лирики. Стихотворение-исповедь.

Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени («Разговор с фининспектором о поэзии»).

Сатирические образы в творчестве Маяковского («Прозаседавшиеся», «О дряни»). Пьесы «Клоп», «Баня». Комический эффект и приёмы сатирического изображения. Прием социальной типизации. Фантастика и гротеск, гиперболизация. Основной конфликт пьес. Феерическая комедия. Тема грядущего. Современность сатиры Маяковского.

Поэма Маяковского «Облако в штанах». Композиция и идея поэмы. «Четыре крика» в поэме. Смысл названия и смысл финала. Евангельские и богоборческие мотивы.

Пафос революционного переустройства мира. Образ революции и образ нового человека. Агитационная поэзия («Ода революции», «Левый марш»).

Образ вождя революции в поэме Маяковского «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!». Эволюция революционной темы.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Рр Филологический анализ стихотворения

Контроль: контрольное сочинение по творчеству С. А. Есенина, В. В. Маяковского.

Литературный процесс 1920-х годов XX века (7часов)

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Идейно-эстетические расхождения литературных объединений. «Пролетарская» литература. Теория «социального заказа». Производственная тематика поэзии.

«Литература факта», очерк и репортаж в литературе 1920-х годов. Проза дневников, писем.

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения. Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения. Обзор творчества А. М. Ремизова, Д. А. Фурманова, А. С. Серафимовича


Александр Александрович Фадеев Жизнь и творчество писателя. Роман «Разгром». Проблематика и идейно-художественное своеобразие романа. Особенности жанра и композиции. Проблемы гуманизма и нравственного выбора в произведении. Народ и интеллигенция. Образы Морозки, Мечика, Левинсона. Путь становления героев. Толстовская традиция в создании сложного психологического образа персонажей. Смысл названия произведения.

Исаак Эммануилович Бабель. Жизнь и творчество писателя. Сборник рассказов «Конармия». Тема революции и Гражданской войны. Особенности композиции цикла рассказов. Драматизм авторского восприятия действительности. Реалистическое изображение человека в потоке революционных событий. Сказовая форма и психологизм повествования.

Евгений Иванович Замятин. Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман «Мы». Специфика жанра и композиции романа-антиутопии. Смысл названия произведения. Образ автора. Образ Д-503. Женские образы в романе. Христианская символика и символика чисел. Роль художественной детали. Различные интерпретации произведения. Актуальность романа Замятина. «Мы» в ряду утопий и антиутопий.

Михаил Михайлович Зощенко. Жизнь и творчество писателя (обзор). Сатирические рассказы «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Монтёр», «Баня», «Беспокойный старичок», «Нервные люди», «Жертва революции». Автор и рассказчик в произведениях. Комический сказ. Зощенковский типаж. Индивидуальный стиль писателя. Юмор и сатира.

Рр Филологический анализ рассказа Зощенко

Контроль: зачётная работа за 1-е полугодие.

Общая характеристика литературы 1930-х годов. ( 29 часов)

Исторические предпосылки возникновения литературы 1930-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 1930-е годы. Тридцатые годы как продолжение и одновременно противоположность 1920-х гг. Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизация власти.



Жизнь и творчество Н. А. Островского (обзор). Человеческий и творческий подвиг Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павки Корчагина в романе «Как закалялась сталь» (обзор)

Литература на стройках пятилетки.

Интимная лирика 1930-х гг. Лирический перелом в поэзии Бориса Корнилова и Павла Васильева. Новая волна поэтов: лирические стихотворения М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.;

Тема коллективизации в литературе.

Первый Съезд Союза писателей СССР (17 августа – 1 сентября 1934г)

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова,

Л. Мартынова.


Андрей Платонович Платонов (4 часа) Жизнь, творчество, личность писателя (обзор). Ранняя публицистика и поэзия Платонова. Повесть «Сокровенный человек». Конфликт произведения. Образ Пухова. Поэтика Платонова. Смысл финала и названия произведения.

Повесть «Котлован». Жанр и композиция произведения. Герои и проблема поиска истины в повести. Характеристика образа Вощёва и его места в сюжете и проблематике повести. Философские итоги повести. Хронология повествования. Гротеск, комическое и трагическое. Символика произведения. Смысл названия и финала произведения

Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия.

Необычность языка и стиля Платонова. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе писателя.

Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений)

Рр Филологический анализ текста


Михаил Афанасьевич Булгаков (8 часов). Жизнь, творчество, личность писателя.

Роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных», «Бег» (обзор). Театр Булгакова. Жанр и композиция произведений. Герои и действующие лица произведений. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Библейские мотивы. Автобиографичность произведений. Художественная деталь. Реминисценции. Смысл названия и финала произведений.

Повести «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Записки юного врача», (обзор). Жанр и композиция произведений. Политическая позиция автора. Образы героев. Реальное и фантастическое, комическое и трагическое. Сатира, юмор, сарказм, гиперболизм, гротеск, контраст. Смысл названия и финала произведений.

Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации. Проблематика, жанр и композиция. Роль эпиграфа. Три мира в романе (сюжетные линии произведения): многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Быт и нравы Москвы 1930-х годов в романе. «Ершалаимские» и «московские» главы романа. Многожанровость. Изображение добра и зла. Система образов романа. Темы любви, творчества и вечности в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Философский смысл романа. Тема ответственности в романе. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гёте, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Роман «Мастер и Маргарита» и сатира Ильфа и Петрова. Новаторство романа.

Вн/чт М.А. Булгаков «Морфий»

Т е о р и я. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Проектная деятельность. Проблема «шариковщины» в романе «Мастер и Маргарита».

Контроль: РР Сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».



Марина Ивановна Цветаева (10 часов). Жизнь и творчество поэтессы. Цветаева — поэт вне направлений: индивидуальность пути, оригинальность стиля. Основные темы творчества.

Мотивы детства, дома («Бабушке»), бессонности души, Москвы («Стихи о Москве»), природы в лирике Цветаевой.

Лирическая героиня Цветаевой. Психологизм поэзии. Исповедальность, одиночество, внутренняя самоотдача, предельность эмоций, любовь и ненависть максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики («Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Кто создан из камня, кто создан из глины...»)

Образ Поэта и мира в творческой концепции Цветаевой, («Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Пушкину», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет».

Тема России. Поэтический сборник «Версты». Поэзия Цветаевой как лирический дневник эпохи («Тоска по родине! Давно…»). Цветаева как гражданский поэт: от «Лебединого стана» до «Стихов к Чехии».

Пророческое начало в лирике. Уникальность поэтического голоса Цветаевой, ее поэтического темперамента, индивидуальный стиль.

Поэмы «Царь-девица», «Поэма Горы», «Поэма Конца» (обзор). Автобиографичность поэм. Мифологические, античные, фольклорные мотивы. Тема поиска любви. Сквозные образы. Новаторство поэм.

Тема жизни и смерти («Идёшь, на меня похожий…», «Уж сколько их упало в эту бездну…»). Конфликт быта и бытия, времени и вечности.

Поэтика Цветаевой: литературные ассоциации, рефрены, конструктивные и звуковые метафоры, переносы, афористичность поэтической речи. Фольклорные истоки поэтики. Образно-стилистическое своеобразие поэзии Цветаевой. Полифонизм. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Проза Марины Цветаевой.

Т е о р и я. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)

Рр Филологический анализ стихотворения.

Осип Эмильевич Мандельштам (3 часа). Жизнь, творчество, судьба поэта (обзор). Основные темы и мотивы лирики. Культурологические истоки творчества поэта.Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма.. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

Гражданская лирика. Представление о поэте как хранителе культуры Поэт и «век-волкодав» («Мы живём, под собою не чуя страны...», «Воронежские тетради»).

Стихотворения «Notre-Dame», «Умывался ночью на дворе…», «Куда как страшно нам с тобой…», «Как светотени мученик Рембрандт…», «Айя-София»,», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...». «Silentium», . Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века

Т е о р и я. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Рр Филологический анализ стихотворения.


Алексей Николавич Толстой (2 часа) Жизнь и художественное наследие писателя (обзор). Традиции и новаторство в литературе.

Автобиографическая повесть «Детство Никиты».

Роман-эпопея. «Хождение по мукам» (обзор). Семейно-бытовая хроника. Тема трагедии русской интеллигенции и народа в годы Гражданской войны и революции.

Тема русской истории в романе «Пётр I» (обзор): проблематика и художественное своеобразие романа. Сюжетная основа и композиция произведения. Образ Петра I. Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней прозе. Реальные и вымышленные герои. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Образ народа. Проблемы власти и народа, личности и истории в художественной концепции автора. Реальное и художественное время и пространство в произведении. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.


Михаил Михайлович Пришвин (1 часа) Жизнь, творчество, личность писателя (обзор). Обзор художественного наследия писателя. Особенности художественного мироощущения. Дневник как дело жизни.

Сказки о Правде. «Кладовая солнца».

Философия природы. Повесть «Жень-шень». Дневниковая проза. Гармония человека и природы. Автобиографичность прозы. Смысл названия произведения. Своеобразие жанра произведения: повесть, поэма, философская сказка. Оригинальность образа пришвинского героя-рассказчика.


Борис Леонидович Пастернак (3 часа) Жизнь и творчество писателя (обзор). Основные темы мотивы лирики Б. Пастернака.

Тема творчества, значимости художника («Быть знаменитым некрасиво, «Определение поэзии»).

Стихотворения «На ранних поездах», «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Гамлет», «Зимняя ночь». Своеобразие творческого метода.

Философичность лирики («Во всем мне хочется дойти...».)

Любовная лирика поэта. Лирический герой. Образы попутчиков. «Боготворение» простых людей. Лирический пейзаж.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие, сюжет и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Человек, история и природа в произведении. Автобиографичность образа главного героя. Христианские мотивы. Пейзаж. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Смысл названия романа.

Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Анна Андреевна Ахматова (6 час). Биография, основные вехи жизненного и творческого пути поэтессы (обзор). Основные темы лирики.

Ранняя лирика Ахматовой («Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи»). Женская поэзия. Доверительность, камерность, интимность поэзии. Лирическая героиня Ахматовой. Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Вещи и лица в поэзии Ахматовой.

Тема любви в лирике Ахматовой («Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…», «Ты письмо моё, милый, не комкай…», «Сколько просьб у любимой всегда…», «Есть в близости людей заветная черта…», «Я научилась просто, мудро жить…»). Автобиографичность лирики. Эволюция любовной темы. «Романность» в поэзии Ахматовой. Сюжетный принцип стиха. Афористичность поэзии.

Тема Родины в лирике («Молитва», «Мне голос был…», «Мужество», «Родная земля», «Мне ни к чему одические рати...»). Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества.

Гражданская и патриотическая поэзия. Тема революционной России. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Мотив осиротевшей матери. Поэтический манифест русской интеллигенции. Тема бренности и вечности, жизни и смерти.

Поэмы «Реквием», «Поэма без героя» (обзор). Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Трагедия народа и поэта. Автобиографическая основа поэм. Сюжет и композиция. Смысл эпиграфов и предисловий. Основные темы и мотивы. Смысл названия поэм. Конфликт в произведениях. Символические образы. Принцип параллелизма. Библейский масштаб горя. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Антигерой. Оптимизм финала «Поэмы без героя». Разговорность интонации и музыкальность стиха.

Т е о р и я. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Рр Филологический анализ стихотворения.


Николай Алексеевич Заболоцкий (2 час). Жизнь, творчество, личность поэта (обзор). Основная тематика лирических произведений

Первые поэтические публикации. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Сборник «Столбцы».

Философская лирика «Завещание», «Не позволяй душе лениться».

Человек и природа в лирике Заболоцкого. «Я не ищу гармонии в природе…», «Гроза идёт», «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Лебедь в зоопарке»,

«Я воспитан природой суровой» и др.

Нравственно-эстетическая проблематика лирики. Социально-гуманистические мотивы. Традиции и новаторство. Эволюция поэтического стиля художника.

Трагедия поэта. Философский характер произведений Заболоцкого. Кредо поэта.

Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр сонета, размышления-предписания в художественной концепции Заболоцкого.

Рр Филологический анализ стихотворения.

Михаил Александрович Шолохов (10 час). Жизнь и творчество писателя (обзор).

«Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон». Рассказы «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя». Правда Гражданской войны. Психологизм рассказов. Два уровня сознания героев. Народная стихия языка.

«Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания произведения, специфика жанра. Хронологические рамки романа. Широта эпического повествования. История создания шолоховского эпоса. Вопрос об авторстве романа. Композиция произведения. Роль эпиграфов. Смысл названия романа. Система образов романа. Предыстория героев. Первая мировая война в изображении Шолохова. Антитеза, приём контраста в романе. Портретная характеристика, речевая характеристика, самохарактеристика героев. Понятие «антигерой». Авторские отступления в романе. Изображение Гражданской войны. Картины природы в романе.

Женские судьбы в романе (образы Аксиньи, Натальи, Ильиничны). Идея дома и святости домашнего очага. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых.

Трагедия Григория Мелехова. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Шолохов как мастер психологического портрета. Смысл финала романа. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

«Поднятая целина» – суровая летопись коллективизации.

Т е о р и я. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие преставлений).

Контроль: Рр контрольное сочинение по роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон».


Из мировой литературы 1930-х годов (1 час)

Олдос Хаксли. Жизнь и творческий путь писателя (обзор). Роман-антиутопия «О дивный новый мир». Специфика жанра и композиции произведения. Смысл

эпиграфа и названия романа. Социально-философские воззрения О. Хаксли. Проблема дегуманизации общества в ходе технического прогресса. Модель

будущего в произведении. Роман-предупреждение. Идейное сходство и различие романа О. Хаксли «О дивный новый мир» и романа Е. И. Замятина «Мы»


Александр Трифонович Твардовский (3 часа). Жизнь и творческий путь поэта (обзор). Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века.

Поэма «Страна Муравия». Тема коллективизации и судьбы русского крестьянства. Смысл заглавия поэмы. Собирательный образ русского крестьянина. Иносказательный смысл поэмы. Фольклорная основа произведения. Смысл финала произведения.

Поэма «Василий Тёркин». Жанр, сюжет, композиция произведения. Смысл названия и подзаголовка поэмы. Собирательный образ русского солдата. Символика имени главного героя. Фольклорные черты в образе Тёркина. Автор и герой в поэме. Ритм, рифма, язык и стиль поэмы. Народный характер произведения. Основные темы и мотивы ранней и поздней лирики («Под вражьим тяжким колесом», «Две строчки», «Земляку», «Я убит подо Ржевом,» «Вся суть в одном-единственном завете...», «В тот день, когда закончилась война...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...»). Проблематика, идейная сущность стихотворений. Образы и герои лирических произведений. Трагизм лирического героя. Смысл названия стихотворений. Рифма, рифмовка, язык лирических произведений.

Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Т е о р и я. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Литература периода Великой Отечественной войны. (3 часа)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Писатели на фронтах ВОВ. Первые публикации во фронтовой печати. Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей.

Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика военных лет А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, Н. С. Тихонова, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, А. А. Прокофьева, К. М. Симонова, О. Ф. Берггольц и др.;

Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова.

Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. И. Алигер, «Февральский дневник» О. Ф. Берггольц, «Сын» П. Антокольского, «Василий Теркин» А. Твардовского, «Пулковский меридиан» В. М. Инбер). Органическое сочетание патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщённо-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нём. Жестокая реальность и романтика в описании войны.

Проза о войне: очерки, рассказы, повести А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, А. П. Платонова, В. С. Гроссмана, В. Некрасов «В окопах Сталинграда» и др.

Драматургия К. М. Симонова, Л. М. Леонова. Пьеса-сказка Е. Л. Шварца «Дракон» периода Великой Отечественной войны.

Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Александр Исаевич Солженицын (6 часов) Жизнь и судьба писателя (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича». Сюжет и композиция, жанровая специфика произведения. Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Смысл названия произведения.

Рассказ «Матрёнин двор». Сюжет, композиция, пролог. Нравственная проблематика произведения. Тема праведничества в рассказе. Образ Матрёны. Образы-символы в произведении. Смысл названия рассказа.

Рассказы «Случай на станции Кочетовка», «Захар- Калита», миниатюры «Крохотки».

«Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). Специфика жанра и композиции произведения. Подзаголовок, посвящение. Тема трагической судьбы личности в тоталитарном государстве. Проблема исторической памяти. Сюжетные линии, временные планы в романе. Образ автора-повествователя. Идейно-художественное своеобразие романа. Автобиографизм творчества А. И. Солженицын. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Вн/чт А.И. Солженицын. Нобелевская лекция «Жить не по лжи

Т е о р и я. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия). Новелла(закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).


Из мировой литературы (2 часа)

Альберт Камю. "Посторонний": экзистенциализм и отчуждение.

Эрнест Миллер Хемингуэй. Жизнь и творчество писателя (обзор).

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Тема трагедии человеческого существования. Человек и природа, смертное и вечное, безобразное и прекрасное в повести. Мораль философской повести-притчи. Аллегорический характер произведения. «Старик и море» как художественное завещание писателя. Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить!»). Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.


Полвека русской поэзии (поэзия послевоенного периода) (4 часа)

«Поэтическая весна». Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны. Поэзия Л. Н. Мартынова, С. П. Гудзенко, А. П. Межирова, Ю. В. Друниной, Е. М. Винокурова (обзор).

Стихотворения «Моё поколение» С. П. Гудзенко, «Ты вернёшься» Ю. В. Друниной, «Москвичи» Е. М. Винокурова. Сюжет и композиция лирических произведений. Темы, образы, мотивы стихотворений.

Русская советская поэзия 1960—1970-х годов: время «поэтического бума», период после «поэтического бума» (обзор). Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» Публицистичность и камерность лирики. Поэтическая стилизация и метафорические парадоксы. «Громкая», или «эстрадная», поэзия. «Тихая лирика». «Органичные поэты». «Книжная поэзия». Стихотворения «Ностальгия по настоящему» А. А. Вознесенского, «Мне вспоминать сподручней, чем иметь» Б. А. Ахмадулиной, «Видения на холме» Н. М. Рубцова. Поэтическая философия и поэтическая картина мира в лирике поэтов. Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики:

Общая характеристика русской поэзии 1980—1990-х годов. «Новая волна» поэзии. «Возвращённая» поэзия. Постмодернизм. Новый тип языкового сознания. Диссидентская литература. Андеграунд.

Современность и «постсовременность» в мировой литературе (2 часа) Ф.Саган. "Немного солнца в холодной воде". Г.-Г. Маркес: "магический реализм" в романе "Сто лет одиночества". У.Эко "Имя розы": постмодернизм. Иосиф Александрович Бродский(1 час)

Лирика И.А.Бродского. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта проблемнотематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев).

Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).


Русская проза 1950-2000-х годов (6 часов)

Общая характеристика военной прозы 1960—1980-х годов. «Лейтенантская проза» как особое явление в военной прозе: определение понятия, основные представители, специфические черты. Автобиографичность «лейтенантской прозы» (обзор).

Повесть В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» (обзор) Своеобразие раскрытия военной темы в произведении. Образ Юрия Керженцева. Темы жизни и смерти в произведении. Мотив мужской дружбы. Принцип достоверности и «эффект присутствия». Роль пейзажа в повести.


«Деревенская проза» как новое литературное направление в прозе второй половины XX века (причины возникновения и основные тенденции «деревенской прозы», основные представители, специфические черты). Значение «деревенской прозы» для русской литературы XX века. Повести Б. А. Можаева «Живой», В. И. Белова «Привычное дело». Герой-крестьянин, поэтизация избы и народного уклада, типы простых людей. Философия человека из народа

Валентин Григорьевич Распутин (5 час) Жизнь, творчество, личность писателя (обзор).

Первая повесть – «Деньги для Марии» (обзор)

Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность.

Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Повесть «Прощание с Матёрой», «Пожар». Сюжетное начало, конфликт. Экологическая тема, тема памяти в произведении. Тема смысла жизни и назначения человека. Проблема русского национального характера. Образ праведницы Дарьи Пинегиной. Проблема отцов и детей в повести. Народ, его история, его земля в повести. Сакрализация уходящих патриархальных миров. Смысл названия и финала произведения. Космология В. Г. Распутина.

Вн/чт В.Распутин «Женский разговор».


Василий Макарович Шукшин: жизнь, творчество, личность. Обзор литературного творчества.

Рассказы «Чудик», «Алёша Бесконвойный», «Обида». Cюжет и композиция рассказов. Основная проблематика произведений. Русский национальный характер в рассказах. Типизация героев: «герои-чудики», «маргиналы». Речевая характеристика героев. Поэтика рассказов В. М. Шукшина.

Рр Филологический анализ текста.


Александр Валентинович Вампилов Жизнь, творчество, личность писателя (обзор). Пьеса «Утиная охота». Нравственная проблематика и основной конфликт произведения. Тема духовной деградации личности. Психологические портретные зарисовки. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Приём ретроспекции. Смысл финальной сцены и названия произведения. Понятие «зиловщина». Традиции и новаторство в драматургии А. В. Вампилова.

Рр Анализ пьесы «Утиная охота»

Вн/чт Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в сборнике «Царь-рыба». «Людочка» В. Астафьева Федор Александрович Абрамов. Жизнь, творчество, личность писателя (обзор). Повести «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Композиция, идея, проблематика произведений. Судьба русской женщины в повестях. Трагизм героини. Авторская позиция в произведениях. Смысл названия и финала повестей. Новаторство «деревенской прозы» Абрамова. Ю.В.Бондарев. Моменты биографии. Повести «Батальоны просят огня», «Горячий снег» Обзор повестей К. Д. Воробьёва «Убиты под Москвой», В. Л. Кондратьева «Сашка», Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы». Автобиографичность и документальность произведений. Основная проблематика и конфликт повестей. Своеобразие развития военной темы. Образы главных героев. Смысл названия и финала произведений. «Городская проза» в русской литературе 1960—1980-х годов. Особенности отражения действительности в «городской прозе» Ю. В. Трифонова, А. Г. Битова, В. С. Маканина. Концепция личности в «городской прозе». Обзор повести Ю. В. Трифонова «Обмен». Ретроспективная композиция. Нравственная проблематика произведения. Семейно-бытовой конфликт в повести. Смысл названия и финала повести.

Историческая романтика 1960-1980-х гг. Романы В.С.Пикуля, Ю.Домбровского, повести Е.Гинзбург, О.В.Волкова (обзор)

От реализма к постмодернизму


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Кол-во часов

Уроки контроля

Развитие речи

Изучение языка художественной литературы

1



Мировая литература рубежа XIXXX веков

4



Русская литература начала XX  века

1



Проза ХХв.

1



Иван Алексеевич Бунин

8


3

Александр Иванович Куприн

8


2

Леонид Николаевич Андреев

3



Шмелёв Иван Сергеевич

2



Зайцев Борис Константинович

1



Аркадий Тимофеевич Аверченко

1



Тэффи

2



Набоков Владимир Владимирович

1



Особенности поэзии начала XX века

19

1

6

Максим Горький

9


1

Александр Александрович Блок

6


2

Новокрестьянская поэзия

1



Сергей Александрович Есенин

6

1

3

Владимир Владимирович Маяковский

9

1

1

Литературный процесс 1920-х годов

5



Общая характеристика литературы 30-х годов

4



Андрей Платонович Платонов

3


1

Михаил Афанасьевич Булгаков

8

1

1

Марина Ивановна Цветаева

6


2

Осип Эмильевич Мандельштам

1



Алексей Николавич Толстой

2



Михаил Михайлович Пришвин

1



Борис Леонидович Пастернак

3


1

Анна Андреевна Ахматова

6

1

2

Николай Алексеевич Заболоцкий

2


1

Михаил Александрович Шолохов

9

1

1

Из мировой литературы 1930-х годов

1



Александр Трифонович Твардовский

3



Литература периода Великой Отечественной войны

4



Александр Исаевич Солженицын

6


2

Из мировой литературы Альберт Камю, Э.Хемингуэй

2



Полвека русской поэзии (поэзия послевоенного периода)

3


2

Современность и «постсовременность» в мировой литературе (Ф.Саган, Г.-Г. Маркес, У.Эко)

1



Иосиф Александрович Бродский

1


1

Русская проза 1950-2000-х годов

16

1

4

Итого

170

7

36


ПРИЛОЖЕНИЕ к Рабочей программе по учебному предмету Литература, 11кл

О.Н.Михайлов. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 частях. / О.Н.Михайлов и др.; сост. Е.П.Пронина; под ред. В.П.Журавлёва. – 9-е изд.– М.: Просвещение, 2021.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Планирование уроков литературы в 11 кл углубленного (профильного) уровня

Автор: Болдырева Лариса Витальевна

Дата: 05.12.2023

Номер свидетельства: 641368

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа прикладного курса "Цитология", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_prikladnogho_kursa_tsitologhiia_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417222"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1495314014"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства