kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Планирование литературной темы по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлено планирование системы уроков по рассказу-были Л.Н. Толстого "Кавказкий пленник".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Планирование литературной темы по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"»

2. Планирование литературной темы

Эпиграф,

содержание урока

Основная цель

(Концепция

урока)

Внутрипредметные

и межпредметные

связи. Виды

повторения

Формиро-

вание чита-

тельской

культуры

Развитие

речи

Изучение

теории

литературы

Применение

средств наглядности

и ТСО, дополнитель-

ных материалов

Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Урок № 1.

Краткий рассказ о писателе (детство и служба на Кавказе).

Историческая основа и сюжет рассказа. Рассказ как произведение для детей. Смысл жанрового определения «рассказ-быль». Анализ основных эпизодов 1 гл. по вопросам учителя.



Познакомить с фактами биографии Л.Н. Толстого, связанными с творческой историей рассказа «Кавказский пленник».


Выявлять авторскую позицию к героям.

Проблемное повторение:

- почему автор определяет жанр своего произведения как рассказ-быль?

Межпредметные связи:

- С географией: показать

на географической карте

места военных действий, в которых принимал участие Л.Н. Толстой

- С живописью:

репродукции картин с изображением Кавказа; репродукция портрета Л.Н. Толстого; репродукция картины, посвященная войне на Кавказе (Ф. Рубо).

- С историей:

сведения о присоединении Кавказа к России.

- С литературой:

М.Ю. Лермонтов «Измаил-Бей».

Работа с текстом 1гл.(заполнение табл.по заданию).

Выявление авторского отношения к героям через анализ описания внешности.

Образцовый

рассказ учителя

о писателе.

Ответы учащихся на вопросы

учителя в ходе беседы.


Введение понятия «рассказ-быль»; продолжение работы над термином «антитеза».

Портрет Л.Н. Толстого.

Репродукции

c изображением Кавказа и военных действий на Кавказе.

Географическая

карта России.

Музыкальное сопровождение этническая музыка народов Кавказа

Прочитать гл. 2, и выполнить задание: Перечитайте сцену требования выкупа.

Как ведут себя Жилин и Костылин в переговорах с татарами?

Почему Жилин пишет письмо так, чтобы оно не дошло?

Какой окончательный ответ дал Жилин татарам?

Перечитайте сцену «обеда». Какая черта характера Жилина раскрывается в этой сцене?


1

2

3

4

5

6

7

8

Урок № 2

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» как протест против национальна вражды. Жилин и горцы.


Работа над образами Жилина и Костылина, осмысление мотивов их поведения.









Выяснить смысл названия рассказа-были «Кавказский пленник»;

выявить основные проблемы поднятые автором в произведении.

Текущее повторение:

что нового узнали о

Л.Н. Толстом из

статьи в хрестоматии?

Тематическое повторение:

- почему автор определяет жанр своего произведения как рассказ-быль?

-где происходят описываемые автором события?

Проблемное повторение:

-почему рассказ о судьбе двух русских офицеров называется «Кавказский пленник»?

Межпредметные связи:

С искусством: Ю.Н. Петров «Жилин в сарае», М.С. Родионов «Дина подает Жилину кувшинчик с водой», А. В. Кокорин «Дина с куклой, сделанной Жилиным».

Узнай героя по описанию. Заполни пропуски в отрывке из текста.

Словесное рисование.






Пересказ.

Устное словесное рисование. Ответы на

вопросы

учителя.

Выразительное чтение по ролям.

Повторение понятия о портрете, антитезе.

Подготовка

к введению

понятия о

сюжете и

элементах

сюжета.


Ю.Н. Петров «Жилин в сарае», М.С. Родионов «Дина подает Жилину кувшинчик с водой», А. В. Кокорин «Дина с куклой, сделанной Жилиным».

Составить цитатный план 3-4гл.

Нарисовать понравившейся эпизод.
















1

2

3

4

5

6

7

8

Урок №3

Жилин и Костылин в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Выявление мотивов поступков героев.

Выявление нравственных проблем рассказа, смысла противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости.


Эпиграф:

«Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются».

Л.Н.Толстой

Сравнение характеров героев в начале и в конце произведения.

Сравнить поведение Жилина и Костылина в плену.

Раскрыть истоки дружбы, связывающие русского офицера и горскую девочку, показать на примере этой дружбы возможность братства и взаимопонимания между людьми разных национальностей.


Тематическое повторение:

почему Жилин, попав в плен, не опустил руки?

почему татары по-разному относятся к пленникам?

Текущее повторение:

как герои ведут себя в плену?

Проблемное повторение:

какие проблемы поднимает Л.Н. Толстой в рассказе?

«Верные/неверные утверждения».

Беседа по содержанию текста.

Защита рисунков.

Выборочное чтение, чтение отдельных эпизодов.


Пересказ эпизодов рассказа.

Ответы на

вопросы

учителя.


Повторение понятий экспозиция, завязка, кульминация, развязка, сюжет.

Введение термина фабула.



М.С. Родионов «Жилин смотрит в русскую сторону», «Жилин и Дина пытаются снять колодку»; Ю.Н. Петров «Жилин и Костылин во время побега», «Жилин и Дина», «Перед побегом»

Дочитать рассказ-быль. Составить цитатный план 4-6 гл. Подобрать цитаты, характеризующие главных героев по плану (задание по вариантам).

Урок №4

Гуманистический характер рассказа-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Анализ отдельных эпизодов по вопросам учителя.


Выяснить характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Выявить нравственные уроки рассказа «Кавказский пленник».

Текущее повторение:

о какой войне рассказывает Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник»?

кто с кем воюет?

какая национальность была у Дины и Жилина?

Тематическое повторение:

как герой относится к своим друзьям, родственникам?

 как герой относится к своим врагам?

(горцы к русским, а русские к горцам).


Проблемное повторение:

 с какими героями рассказа Толстого связано понятие «дружба»?

что хотел сказать писатель, повествуя о дружбе Дины и Жилина?

какие слова и поступки героев можно назвать гуманными?

Внутрипредметные связи:

обращение к эпизодам произведения.


Использование читательского опыта для ответов на некоторые вопросы.

Ответы на вопросы учителя в ходе беседы.

Повторение понятий: деталь, антитеза, сравнение, характеристика, портрет.


Заполнить схему (отношения между героями), устно свой ответ аргументировать.

Урок №5

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. Обсуждение синквейнов. Повторение термина «идея». Составление плана развернутого ответа на вопрос «Чему учит рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Выявить идею рассказа «Кавказский пленник».

Повторение усвоенной информации с предыдущих уроков.


Использование читательского опыта для ответов на некоторые вопросы.

Ответы на вопросы учителя в ходе беседы.

Обучающиеся используют литературные термины: жанр, эпизод, сюжет, идея, композиция, герой, характеристика.

Развернутый ответ на вопрос.


Письменный ответ на вопрос: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Планирование литературной темы по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Автор: Елена Александровна Соколова

Дата: 29.01.2023

Номер свидетельства: 624339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "календарно- тематическое планирование 4 класс (система Занкова) "
    ["seo_title"] => string(67) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-4-klass-sistiema-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "192565"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427472289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства