Эпиграф, содержание урока | Основная цель (Концепция урока) | Внутрипредметные и межпредметные связи. Виды повторения | Формиро- вание чита- тельской культуры | Развитие речи | Изучение теории литературы | Применение средств наглядности и ТСО, дополнитель- ных материалов | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Урок № 1. Краткий рассказ о писателе (детство и служба на Кавказе). Историческая основа и сюжет рассказа. Рассказ как произведение для детей. Смысл жанрового определения «рассказ-быль». Анализ основных эпизодов 1 гл. по вопросам учителя. | Познакомить с фактами биографии Л.Н. Толстого, связанными с творческой историей рассказа «Кавказский пленник». Выявлять авторскую позицию к героям. | Проблемное повторение: - почему автор определяет жанр своего произведения как рассказ-быль? Межпредметные связи: - С географией: показать на географической карте места военных действий, в которых принимал участие Л.Н. Толстой - С живописью: репродукции картин с изображением Кавказа; репродукция портрета Л.Н. Толстого; репродукция картины, посвященная войне на Кавказе (Ф. Рубо). - С историей: сведения о присоединении Кавказа к России. - С литературой: М.Ю. Лермонтов «Измаил-Бей». | Работа с текстом 1гл.(заполнение табл.по заданию). Выявление авторского отношения к героям через анализ описания внешности. | Образцовый рассказ учителя о писателе. Ответы учащихся на вопросы учителя в ходе беседы. | Введение понятия «рассказ-быль»; продолжение работы над термином «антитеза». | Портрет Л.Н. Толстого. Репродукции c изображением Кавказа и военных действий на Кавказе. Географическая карта России. Музыкальное сопровождение этническая музыка народов Кавказа | Прочитать гл. 2, и выполнить задание: Перечитайте сцену требования выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин в переговорах с татарами? Почему Жилин пишет письмо так, чтобы оно не дошло? Какой окончательный ответ дал Жилин татарам? Перечитайте сцену «обеда». Какая черта характера Жилина раскрывается в этой сцене? |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Урок № 2 Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» как протест против национальна вражды. Жилин и горцы. Работа над образами Жилина и Костылина, осмысление мотивов их поведения. | Выяснить смысл названия рассказа-были «Кавказский пленник»; выявить основные проблемы поднятые автором в произведении. | Текущее повторение: что нового узнали о Л.Н. Толстом из статьи в хрестоматии? Тематическое повторение: - почему автор определяет жанр своего произведения как рассказ-быль? -где происходят описываемые автором события? Проблемное повторение: -почему рассказ о судьбе двух русских офицеров называется «Кавказский пленник»? Межпредметные связи: С искусством: Ю.Н. Петров «Жилин в сарае», М.С. Родионов «Дина подает Жилину кувшинчик с водой», А. В. Кокорин «Дина с куклой, сделанной Жилиным». | Узнай героя по описанию. Заполни пропуски в отрывке из текста. Словесное рисование. | Пересказ. Устное словесное рисование. Ответы на вопросы учителя. Выразительное чтение по ролям. | Повторение понятия о портрете, антитезе. Подготовка к введению понятия о сюжете и элементах сюжета. | Ю.Н. Петров «Жилин в сарае», М.С. Родионов «Дина подает Жилину кувшинчик с водой», А. В. Кокорин «Дина с куклой, сделанной Жилиным». | Составить цитатный план 3-4гл. Нарисовать понравившейся эпизод. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Урок №3 Жилин и Костылин в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Выявление мотивов поступков героев. Выявление нравственных проблем рассказа, смысла противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости. Эпиграф: «Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются». Л.Н.Толстой Сравнение характеров героев в начале и в конце произведения. | Сравнить поведение Жилина и Костылина в плену. Раскрыть истоки дружбы, связывающие русского офицера и горскую девочку, показать на примере этой дружбы возможность братства и взаимопонимания между людьми разных национальностей. | Тематическое повторение: почему Жилин, попав в плен, не опустил руки? почему татары по-разному относятся к пленникам? Текущее повторение: как герои ведут себя в плену? Проблемное повторение: какие проблемы поднимает Л.Н. Толстой в рассказе? | «Верные/неверные утверждения». Беседа по содержанию текста. Защита рисунков. Выборочное чтение, чтение отдельных эпизодов. | Пересказ эпизодов рассказа. Ответы на вопросы учителя. | Повторение понятий экспозиция, завязка, кульминация, развязка, сюжет. Введение термина фабула. | М.С. Родионов «Жилин смотрит в русскую сторону», «Жилин и Дина пытаются снять колодку»; Ю.Н. Петров «Жилин и Костылин во время побега», «Жилин и Дина», «Перед побегом» | Дочитать рассказ-быль. Составить цитатный план 4-6 гл. Подобрать цитаты, характеризующие главных героев по плану (задание по вариантам). |
Урок №4 Гуманистический характер рассказа-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Анализ отдельных эпизодов по вопросам учителя. | Выяснить характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Выявить нравственные уроки рассказа «Кавказский пленник». | Текущее повторение: о какой войне рассказывает Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник»? кто с кем воюет? какая национальность была у Дины и Жилина? Тематическое повторение: как герой относится к своим друзьям, родственникам? как герой относится к своим врагам? (горцы к русским, а русские к горцам). Проблемное повторение: с какими героями рассказа Толстого связано понятие «дружба»? что хотел сказать писатель, повествуя о дружбе Дины и Жилина? какие слова и поступки героев можно назвать гуманными? Внутрипредметные связи: обращение к эпизодам произведения. | Использование читательского опыта для ответов на некоторые вопросы. | Ответы на вопросы учителя в ходе беседы. | Повторение понятий: деталь, антитеза, сравнение, характеристика, портрет. | | Заполнить схему (отношения между героями), устно свой ответ аргументировать. |
Урок №5 Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. Обсуждение синквейнов. Повторение термина «идея». Составление плана развернутого ответа на вопрос «Чему учит рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? | Выявить идею рассказа «Кавказский пленник». | Повторение усвоенной информации с предыдущих уроков. | Использование читательского опыта для ответов на некоторые вопросы. | Ответы на вопросы учителя в ходе беседы. | Обучающиеся используют литературные термины: жанр, эпизод, сюжет, идея, композиция, герой, характеристика. Развернутый ответ на вопрос. | | Письменный ответ на вопрос: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? |