4. Закрепление нового материала По методу Джигсо : всем группам раздаем материалы для задание , индивидуально, по парам. 4000 лет до н.э. в Южной Месопотамии между реками Тигр и Ефрат существовала цивилизация, жили шумеры. Книги- глиняные плиты, их тексты ученые расшифровали. Особое место – эпос о Гильгамеше (всевидящий, всезнающий). Двенадцать песен поэмы соответствуют 12 знакам Зодиака. 11 месяц у шумеров самый дождливый, 11 песня названа «Миф о всемирном потопе». Герой Гильгамеш – правитель города Урука в Шумере потерял своего друга, и сам тяжело заболел. Находит своего предка Утнапишмета узнать секрет бессмертия, но тот ответил, что человеку нет бессмертия. А как же Утнапишмету удалось стать бессмертным? На что его предок рассказал миф о всемирном потопе. Гесиод – известный древнегреческий поэт 8-7 в. до н. э. - родился в Киме в Эолиде, но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в селении Аскра близ горы Геликон. Гесиод рассказывает, что в юности, когда он пас скот, к нему явились Геликонские нимфы и внушили ему поэтический дар. Гесиод стал профессиональным рапсодом - исполнителем эпических песен. Он выступает как пророк, призванный музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первым в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя. Предание повествует о том, что когда царь Халкиды Амфидамант погиб в Лелантской войне, Гесиод участвовал в играх, устроенных в его память, состязался при этом с Гомером и был назван победителем. Наиболее значительное произведение Гесиода - поэма «Труды и дни», написанная в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом. Ухудшение положения крестьянства создаёт у Гесиода пессимистическое отношение к современности (миф о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от золотого века до железного). В поэму введены разнообразные нравственные правила и хозяйственные наставления, в ней много народных пословиц и поговорок, басен и мифов. Во второй части поэмы описываются работы земледельца и мореплавателя, а также приметы, связанные с различными днями месяца. Ещё одна поэма Гесиода, «Теогония», является попыткой привести в систему эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками. Овидий – древнеримский поэт, родился в 43 году до нашей эры в городе Сульмоне (Италия). Овидий принадлежал к семье не знатной, но богатой и уважаемой. Он учился в Риме у лучших риторов, совершил обязательное образовательное путешествие по Греции и Малой Азии. Его ждала блестящая карьера, но он посвятил себя поэзии. Очень быстро Овидий стал знаменит. Младшими был я чтим не меньше, Чем старшие мною, Долго известности ждать Музе моей не пришлось, - так писал он о себе. С 20-го года до н. э. до 8 года вышли 2 издания «Любовных элегий», поэма «Наука любви», а также имевшая громкий успех, но не дошедшая до наших дней трагедия «Медея» и другие. Главное произведение Овидия – поэма «Метаморфозы» («Превращения») – было написано, когда в 8 году император Август отправил Овидия в ссылку на западный берег Черного моря, в город Томы (Румыния). Овидию сказали: «Ты виноват – тебя наказывают, а в чем виноват – ты сам должен понимать…» Все книги Овидия были изъяты из публичных библиотек, его просьбы о смягчении наказания не тронули ни императора Августа, ни его преемника Тиберия. В ссылке Овидий и умер, не перенеся разлуки с родиной. В изгнании Овидий написал еще 2 сборника жалобных элегических посланий. Они были обращены к милости Августа, но просьбы поэта оказались тщетными. Поэма «Метаморфозы» в 15 книгах, написанная гекзаметром, - самый большой поэтический свод мифологических сюжетов (около 250 эпизодов, на каждый их которых приходится от 1 до нескольких сотен стихов). В первых 11 книгах представлен мир до Троянской войны; в 12-14 книгах – от Троянской войны до основания Рима; в 15 книге – от римского царя Нумы до Августа. Сюжеты о превращениях рассказывают о возникновении звезд, зверей, растений, рек, родников, скал и людей. В «Метаморфозах» любовь почти всегда связана со страданием. Версии мифов, данные Овидием, оказали влияние на мировую литературу и искусство. Работа в группах. Учащиеся делятся на 2 группы. Первая группа получает задание прочитать отрывок из поэмы Гесиода «Труды и дни», посвященный «золотому веку», и выписать его основные черты. Можно подготовить иллюстрации к отрывку. Вторая группа получает такое же задание на основе чтения отрывка из поэмы Овидия «Метаморфозы». Сравнительный анализ произведений. Обе группы учащихся презентуют свой отрывок из поэмы, после чего проводится сравнительный анализ. - Что общего в этих двух описаниях «золотого века» человечества? - В чем различия? Результат работы записывается в тетрадь в виде таблиц. Сходство Гесиод | Овидий | «Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою». | «Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди», они не работали. | «Недостаток был им ни в чем неизвестен. Большой урожай… сами давали собой хлебодарные земли». | «Все земля им сама приносила». | Обладали тучными стадами, собирали богатый урожай. | Собирали богатый урожай. | Различия Гесиод | Овидий | Люди не старели, всегда были сильны. «Сколько хотелось трудились». «Умирали, как будто объятые сном». «В пирах они жизнь проводили». Превратились после смерти в благостных демонов, охраняющих потомков. | Жили без судей. «Кроме родных, никаких побережий не знали». «Вечно стояла весна». Не имели оружия, не знали военных упражнений. | |