Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение- один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному, эстетическому развитию,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«литературное чтение 2 класс рабочая программа »
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора.
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информации* в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности дли своего самообразования.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
2. Общая характеристика предмета.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы басни, драматические произведения.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.
3. Описание места курса «Литературное чтение» в учебном плане.
Программа рассчитана на 4 часа в неделю, во 2 классе – 136 часов (34 учебных недель)
4.Описание ценностных ориентации.
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища;
речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения.
Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
5. Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находим выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления им формации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
освоение способами решения проблем творческого и поисковом» характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать раз личные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
6. Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащих» и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, при вильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяют им осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдет и орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложен mi с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смыс ловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтений определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Круг детского чтения.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружно, честности, юмористические произведения.
Творческая деятельность обучающихся.
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор
7. Календарно- тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата
план
факт
Дом. задание
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащегося
Предметные
УУД
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.)
1.
Знакомство с учебником. Игра «Крестики-нолики»
Здравствуй, школа!
Подготовить сообщение «Моя любимая книга»
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы.
Пользоваться словарем в конце учебника. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
Самое великое чудо на свете (4ч.)
2.
Книги прочитанные летом. Герои любимых книг.
Ответить на вопросы с. 5
Прогнозировать содержание раздела. Представлять любимую книгу и любимых героев.
Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.
Представлять выставку книг прочитанных летом.
3.
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Экскурсия
Подготовка проекта по плану с. 7
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить отличия и общее.
Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника.
Обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге.
Участвовать в коллективном проекте «О чем может рассказать школьная библиотека». Готовить выступление на заданную тему.
4.
Старинные и современные книги. Входная комплексная работа
С. 12 выразительно читать
5.
Напутствие читателю Р.Сефа.
Устное народное творчество (15 ч.)
6
Устное народное творчество. Русские народные песни.. Рифма.
С. 16-19 выразительно читать
Находить созвучные окончания слов в песне, прибаутке, потешке, считалке, небылице.
Размышлять над прочитанным. Находить слова, которые помогают представить героя произведения УНТ.
Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, считалке, небылице опираясь на опыт создания народного творчества.
7
Потешки и прибаутки . Слово как средство создания образа.
8
Считалки и небылицы. Ритм – основа считалки.
С.22-23 выучить наизусть по выбору
9
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки.
С.26-27 читать ,с 27 ответить на вопросы
Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.
Придумывать рассказ по пословице.
Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.
10
Считалки и небылицы. Ритм – основа считалки.
С.22-23 выучить наизусть по выбору
11
Загадки. Распределение загадок по тематическим группам.
С.25 выполнить задание 2
Соотносить загадки и отгадки.
Анализировать загадки.
Распределять загадки по тематическим группам.
12
Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…»
С.28-31 прочитать
Перечислять героев сказки.
Характеризовать героев сказки.
Соотносить качества с героями сказок.
Делать подписи под рисунками
Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.
Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.
Соотносить пословицу и сказочный текст. Определять последовательность событий.
Составлять план.
Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки)
13
Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Рассказывание по рисункам.
14
Сказка «У страха глаза велики». Творческий пересказ.
С. 35-37подготовить пересказ
Перечислять героев сказки.
Характеризовать героев сказки.
Соотносить качества с героями сказок.
Делать подписи под рисунками
Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.
Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.
Соотносить пословицу и сказочный текст. Определять последовательность событий.
Составлять план.
Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки)
15
Сказка»Лиса и тетерев». Характеристика героев сказки
С.39-41 подготовить пересказ от имени тетерева
16
Сказка «Лиса и журавль».. Рассказывание по плану.
С. 42-43 научиться читать по ролям
17
Сказка «Каша из топора». Творческий пересказ.
18
Сказка «Гуси – лебеди». Соотнесение смысла сказки с пословицей.
Сказка «Гуси – лебеди». Соотнесение смысла сказки с пословицей.
19
Сказка «Гуси – лебеди». Характеристика героев сказки
С.48-53 подготовить пересказ по плану
20
Викторина по сказкам. Проверим себя
С.58 -59 выполнить задание 5,6
Проверка знаний и умений
Формирование адекватной оценки своих достижений.
Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.
Люблю природу русскую (8ч)
21
Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках.
Прогнозировать содержание раздела. Различать стихотворный и прозаический текст.
Сравнивать их.
Находить средства художественной выразительности.
Подбирать свои собственные придуманные слова.
Создавать с помощью слова собственные картины.
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Придумывать собственные сравнения
Представлять картины осенней природы.
Оценивать свой ответ.
Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.
Сравнивать художественный и научно- познавательный текст.
Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.
Наблюдать за рифмой и ритмом текста.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
22
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».Средства художественной выразительности.
С.68 выучить наизусть
23
К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила»
С.69-70научиться выразительно читать
24
А. Фет «Ласточки пропали». Средства художественной выразительности.
С.71 выучить наизусть
25
Осенние листья – тема для поэтов. Интонация стихотворения.
26
В. Берестов «Хитрые грибы» Выразительное чтение стихотворений.
С.76-77 прочитать
27
М. Пришвин «Осеннее утро», И Бунин «Сегодня так светло кругом».
С.78-79 пересказать по опорным словам
28
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
С.82 ответить на вопросы устно
Проверка знаний и умений
Формирование адекватной оценки своих достижений.
Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.
Русские писатели (14ч.)
29
А.С. Пушкин –великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».
Прогнозировать содержание раздела.
Определять в тексте яркие определения (эпитеты).
Придумывать свои собственные эпитеты.
Читать произведения вслух с постепенным переходом про себя.
Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.
30
Лирические стихотворения А.Пушкина.
С.86-89 выучить наизусть по выбору
31
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» .Сравнение литературной и народной сказки.
С.90-100 дочитать сказку
Сравнивать авторские и народные произведения.
Пересказывать текст выборочно, подробно.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Соотносить пословицы и смысл прозаического произведения.
Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.
II ЧЕТВЕРТЬ
32
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке.
С.101 выполнить задание 6
33
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения.
С.101 выполнить задание 10
34
Обобщение по теме «Сказки А.С.Пушкина»
35
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука». Нравственный смысл басен.
С.102-105 научиться выразительно читать
Отличать басню от стихотворения и рассказа.
Знать особенности басенного текста.
Соотносить пословицы и смысл басенного текста.
Оценивать свой ответ.
Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
36
И.Крылов «Стрекоза и муравей». Нравственный смысл басен.
37
Л. Толстой «Старый дед и внучек». Нравственный смысл басни.
С.108-111 читать подготовить пересказ
Отличать басню от рассказа.
Соотносить пословицы и смысл басенного текста.
Оценивать свой ответ.
38
Л.Толстой «Филиппок». Характеристика героев.
С.112-115 дочитать
Соотносить смысл прозаического произведения и пословицы.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
39
Л.Толстой «Филипок». Подробный пересказ.
С.112-115 подготовиться к пересказу по плану
Соотносить смысл прозаического произведения и пословицы.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Пересказывать текст подробно, выборочно.
Характеризовать героев на основе анализа их поступков.
40
Л.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже». Герои произведений.
41
Разноцветные страницы
С.120-121 научиться выр-тельно читать
Соотносить смысл прозаического произведения и пословицы.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Пересказывать текст подробно, выборочно.
Характеризовать героев на основе анализа их поступков.
42
Обобщение по разделу «Русские писатели»
С.122-124 ответить на вопросы
Проверка знаний и умений
Формирование адекватной оценки своих достижений.
Пересказывать текст подробно, выборочно.
Характеризовать героев на основе анализа их поступков.
О братьях наших меньших (12ч.)
Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.
43
Научно-популярный текст Н.Сладкова «Они и мы» с 126 -127
прочитать
126-127
Планировать работу с произведением.
Прогнозировать содержание раздела.
44
Веселые стихи о животных. Б.Заходера, И.Пивоваровой.
Планировать работу с произведением.
Воспринимать на слух прочитанное.
Выбирать виды деятельности на уроке.
Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.
45
Веселые стихи о животных. В.Берестова.
С.130-131 придумать конец рассказа
Планировать работу с произведением.
Воспринимать на слух прочитанное.
Читать вслух с постепенным переходом про себя.
46
Рассказ о животных М.Пришвина «Ребята и утята».
С.132-135 подготовить пересказ по плану
Сравнивать сказки и рассказы о животных.
Определять последовательность событий.
Определять героев произведения и характеризовать их.
Выражать свое собственное отношение к героям.
Давать нравственную оценку поступкам.
Читать вслух с постепенным переходом про себя.
47
Рассказ о животных Е.Чарушина «Страшный рассказ»
С.136-138 составить план рассказа
Сравнивать сказки и рассказы о животных.
Определять последовательность событий.
Определять героев произведения и характеризовать их.
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя.
Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.
Понимать особенности юмористического произведения
Оценивать свой ответ.
Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением.
Инсценировать фрагменты рассказа.
Пересказывать веселые рассказы.
122
Г.Остер «Будем знакомы». Составление плана. Пересказ на основе вопросов.
С. 155-160 подготовить пересказ
123
В.Драгунский «Тайное становится явным
С. 161-167 прочитать
Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и перехода чтения про себя.
Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.
Понимать особенности юмористического произведения
Оценивать свой ответ.
Сравнивать героев произведения, характеризовать поступки, используя слова с противоположным значением.
Инсценировать фрагменты рассказа.
Пересказывать веселые рассказы.
124
В.Драгунский «Тайное становится явным». Составление плана.
125
Обобщение по разделу «И в шутку и в серьез»
С.170 ответить на вопросы
Проверка знаний и умений
Проверять себя и самостоятельно оценивать на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.
Литература зарубежных стран (15 ч.)
126
Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг.
Принести книги зарубежных писателей
Прогнозировать содержание раздела.
Читать вслух с постепенным переходом про себя.
Увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста.
127
Американские и английские народные песенки.
С.174-178 научиться выразительно читать
Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Объяснять значение незнакомых слов.
Определять герое произведения.
128
Французские и немецкие народные песенки.
Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Объяснять значение незнакомых слов.
Определять герое произведения.
129
Ш.Перро «Кот в сапогах»
С. 182-193 прочитать
Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие.
Давать характеристику героям произведения.
Оценивать свой ответ.
Составлять план сказки, определять последовательность событий. Инсценировать литературные сказки зарубежных стран. Пересказывать подробно на основе плана.
130
Ш.Перро «Кот в сапогах». Творческий пересказ
С. 182-193 подготовить творческий пересказ
131
Ш Перро «Красная Шапочка» Творческий пересказ
С. 194-196 выучить роли
Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие.
Давать характеристику героям произведения.
Оценивать свой ответ.
Составлять план сказки, определять последовательность событий. Инсценировать литературные сказки зарубежных стран. Пересказывать подробно на основе плана.
132
Г-Х.Андерсен «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.
Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие.
Давать характеристику героям произведения.
Оценивать свой ответ.
Составлять план сказки, определять последовательность событий. Инсценировать литературные сказки зарубежных стран. Пересказывать подробно на основе плана.
133
Э.Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки для пересказа.
С. 200-208 прочитать , ответить на вопросы
Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие.
Давать характеристику героям произведения.
Оценивать свой ответ.
Составлять план сказки, определять последовательность событий. Инсценировать литературные сказки зарубежных стран. Пересказывать подробно на основе плана.
134
Э.Хогарт «Мафин и паук». Соотнесение сказки с русской пословицей.
С. 200-208 подготовить краткий пересказ
135
Проект: «Мой любимый писатель сказочник»
Подготовить отчет по проекту
Создавать свои собственные проекты.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Участвовать в проектной деятельности.
136
Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».
Проверка знаний и умений
Проверять себя и самостоятельно оценивать на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.
8. Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2011.
Е.С. Гостимская Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2011.
Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Словари:
Леонович Е.Н. «Орфографический словарик русского языка (начальная школа)»
Жуков В.П., Жуков А.В. «Школьный фразеологический словарь русского языка»
Лапатухин М.С. «Школьный толковый словарь русского языка»
Иванов В.В. «Школьный словарь иностранных слов»
Ушаков Д.Н. «Орфографический словарь»
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»
Львов М.Р. «Словарик синонимов и антонимов»
Потиха З.А. «Школьный словарь строения слов русского языка»
Внеклассное чтение
За год- 34 часа.
Пояснительная записка
Внеклассное чтение - это урок для введения в мир книг, но самое главное для того, чтобы ребенку было интересно.
На уроке ребята "знакомятся" с книгой, узнают что такое обложка, оглавление, предисловие, титульный лист. Учатся выбирать книгу по своему интересу. Они определяют тематику, жанр произведения. Особое внимание уделяется биографии автора, стилю его письма.
Очень важно в младшем школьном возрасте выбрать книгу для "души". Поэтому тематика выбранных произведений обширна: сказки, рассказы о животных, рассказы о детях. Учащиеся остро переживают поступки своих сверстников, их волнуют нравственные переживания героев.
На уроках внеклассного чтения мало просто выбрать интересную книгу и прочитать её. Надо уметь читать в буквальном смысле этого слова.
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Читательская компетентностьучащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Цели уроков внеклассного чтения:
обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;
расширение знаний о литературных произведениях;
развитие интереса к художественной книге;
развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
ознакомление с творчеством современных авторов;
формирование информационной культуры личности учащихся.
Результаты изучения курса:
осознанно, правильно, выразительно читать;
извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
самостоятельно выбирать книги для чтения;
работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;