Тема: Борис Леонидович Пастернак ( 1890 – 1960). Лирика.
Цель: наблюдение за проникновенным лиризмом и одухотворенностью поэзии, за пристальным вниманием автора к земным просторам, за его восторгом перед миром природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН (МБОУ СОШ№43)
ул.Ленина, 110, ст. Новодеревянковская, Краснодарский край, 353710, тел.( 86164) 46-2-66
ИНН 2334014581
Конспект урока.
Дата 25 .02 2014 г. Место проведения: МБОУСОШ43 Тема: Борис Леонидович Пастернак ( 1890 – 1960). Лирика. Цель : наблюдение за проникновенным лиризмом и одухотворенностью поэзии, за пристальным вниманием автора к земным просторам, за его восторгом перед миром природы.
Оборудование : выставка сборников стихов Б.Л.Пастернака, портрет поэта, компьютер, мультимедийная установка, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .Уроки литературы, интерактивная доска, презентация по теме урока.
Оформление доски:
на интерактивной доске портрет поэта и эпиграф:
Я пью тебя – о, море света!
Я, свет, тебя поглощаю!
А. Скрябин. Четвертая соната.
Ход урока.
Звучит выразительное чтение понравившихся стихотворений Б.Л.Пастернака в исполнении учащихся( создается в классе благоприятный психологический климат).
Учитель: « Ребята, сейчас вы прослушали произведения, которые так или иначе произвели на вас впечатление. Понравились вам стихи? Вы сейчас мне можете сказать мне, о чем они? Легко ли вам было их слушать? Когда – то Марина Цветаева воскликнула: » Где человек, до конца понимающий Пастернака?» И сама же пояснила: « Это « тайнопись», ««иносказание», « шифр». Как вы заметили, Пастернака долго читать невыносимо от напряжения ( мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу ( а кому он по глазу?) Так что же это за человек? Это один из самых талантливых поэтов 20 века, лауреат Нобелевской премии. Между тем его путь сложен и тернист. Поэзия Пастернака вызывала разноречивые оценки. Но ценителей поэтического искусства всегда поражали свойственное ему проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, а также свежий, образный и взволнованный стих. Что же оказало влияние на формирование личности поэта? Выступление учащегося по биографии поэта. Презентация.(Данная форма позволяет предоставить учебный материал как систему ярких опорных образов, позволяющую легко запомнить и усвоить изучаемый материал. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения и снижает дополнительную нагрузку на память детей.) Учитель: « Итак, подведем итог . Отец – художник, мать – пианистка. Сначала Пастернак несколько лет занимался музыкой. Затем внезапно изменил свое решение и начал заниматься философией, даже в течение семестра проучился в Германии. Но сильнее всего оказалось давнее увле-чение поэзией, которая и стала для него делом всей жизни. В 1941 году вышел первый сборник стихотворений « Близнец в тучах». Позже Пастернак признавался, что « часто жалел о выпуске этой незрелой книжки». Однако стихотворением из этой книжки « Февраль. Достать чернил и плакать» поэт в дальнейшем часто открывал свои поэтические сборники. Несколько раз в течение жизни возвращался к нему, добивался легкости, сиюминутности впечатления. - Чтение ученицей стихотворения.
- Чтение учащимися стихотворения. (Сборники, тексты на экране интерактивной доски.) Учитель. « Это стихотворение, как вся ранняя лирика Б.Пастернака исполнено почти в буквальном смысле языческим поклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет - постоянные спутники его монологов. Еще раз прочитаем первую строчку стихотворения интонационно верно. Восклицательное предложение создает приподнятую атмосферу. – Обратите внимание на синтаксис этого стихотворения. В чем особенность его? Какие предложения употреблены? Назывные и безличные предложения , восклицательная интонация создают впечатление записи сиюминутного впечатления. Быстрая смена инфинитивов ( найдите их: достать, писать, перенестись) создает иллюзию движения действия. Какие еще средства изобразительности отметите вы? (эпитеты, и сравнения: « грохочущая слякоть»,» черная весна», « сухая грусть», » ветер криками изрыт, как обугленные груши»). Неожиданные эпитеты и сравнения придают выразительность. Кроме того стихотворение скреплено повторами, найдите их в тексте ( пла -кать», « писать о феврале навзрыд» - в начале стихотворения и « слагаются стихи навзрыд» - в конце ; единством цветового решения ( найти):» чернила», « черная вена», « прота-лины чернеют». Но несмотря на черный колорит, создается впечатление блеска бликов. Итак, вслед за Тютчевым (вспомним изученные произведения поэта, о чем они?) Пастернак утверждает: природа – огромный живой организм, в котором есть душа, язык, любовь. Поэтому в его стихах природа - не фон, не декорация, а действующее лицо. Поэт прислушивается к голосам природы и фиксирует их. Слайды. На экране интерактивной доски появляются красоты русской природы. Они благотворно влияют на внутренний мир учащихся и обеспечивают им сохранение и увеличение жизненных сил от начала до конца урока. Физминутка. Идет звукозапись стихотворения « Февраль. Достать чернил и плакать». Учитель: » Это произведение считается одним из показательных для ранней манеры поэта. Стихотворение построено на уподоблении ранней весны, ливня и поэтического вдохновения, причем акт творчества становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной» (т.е. стихотворение о близости процесса стихотворства к природным процессам.) Выразительное чтение стихотворения учащимися.Учитель : »Какие чувства вы испытываете? Какие картины возникают в вашем воображении?»
Учитель читает произведение » Светает».
- Каково незамысловатое содержание 1 строфы? ( Светает. Слышится легкий шелест листвы, к которой прикасается ветерок. Покачивается на ветке воробышек».
- Каково содержание второй, третьей, четвертой и пятой строф?
Учитель: » Итак, особенностями творческого метода поэта является следующее: - максимальная правдивость в воспроизведении действий; - наполненность его поэзии чувство восторга и благодарности миру за его красоту, богатство, одушевленность. Поэзия Пастернака призывает вслушаться, всмотреться, вчуствоваться в мир природы, но ни в коем случае не вмешиваться в него, чтобы не нарушить гармонию.
Домашнее задание: выразительное чтение понравившихся стихотворений, анализ стихотворения «Снег идет», ст. учебника 145-146