Просмотр содержимого документа
«Христианские мотивы в русской литературе»
ГБПОУ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШАХТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«…Велика ведь бывает польза от учения книжного;
книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния,
ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание…»
Повесть временных лет. 1037 год.
ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДАННОГО КУРСА)
СОСТАВЛЕНЫ
ПРИСЯЖНЮК И.В.
ШАХТЫ 2020
УДК 820. 89.0
ББК 83.3.
Рецензент: – кандидат филологических наук Богачева Е.В.
Составитель к.ф. н. преподаватель Шахтинского педагогического колледжа Присяжнюк И.В.
Христианские мотивы в русской литературе (программа факультатива и методическое обеспечение данного курса)/ Сост. И.В. Присяжнюк; Шахтинский педагогический колледж.- Шахты , 2020
Автор представляет программу факультатива «Христианские мотивы в русской литературе». Пособие состоит из двух разделов. В первом разделе представлена программа факультатива, куда входят пояснительная записка, содержание материала, темы для самостоятельного изучения, темы практических занятий, перечислены основные понятия, которые должны усвоить учащиеся в ходе изучения курса, дан список рекомендуемой литературы к каждому разделу программы. Задача этой части пособия – помочь преподавателю, готовясь к работе с учащимися, отобрать и привести в систему материал, организовать самостоятельную деятельность учащихся.
Во втором разделе пособия представлены методические рекомендации к занятиям, составленные в соответствии с программой и учебным планом. Задача этой части – помочь преподавателю разработать систему уроков, найти методы и приемы преподавания.
Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания помощи студентам и преподавателям средних учебных заведений, учащимся и учителям общеобразовательных школ.
Истоком этих материалов явились многолетние занятия, проводимые в Шахтинском педагогическом колледже.
2.5. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя……………..44
3. Литература………………………………………………………………46
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга книг… Так говорят о Библии, тем самым обозначая с предельной краткостью ее место в человеческой культуре.
Это Книга о самом общем, высшем и единичном значении, которое с незапамятных времен живет в сознании народов: Книга судеб, хранящая тайны жизни и предначертания будущего.
Это Священное Писание, которое все христиане воспринимают как внушенное самим Богом.
И это сокровищница мудрости для всех мыслящих людей Земли, каковы бы ни были их верования.
Но в течение долгих десятилетий 20 века Библия в нашей стране оставалась гонимой, как это было в первые века новой эры, когда правители Римской империи пытались остановить распространение христианства. Но как только Книга книг вернулась в семьи, школы, стало ясно, что духовная связь с нею не утрачена.
Вся наша русская литературная классика, от древности до современности, связана с Книгой Книг, опирается на ее истины и заветы, нравственные и художественные ценности, соотносит с нею свои идеалы, приводит ее речения, притчи, легенды… Если бы не было этой великой Книги, то, возможно, мы бы не знали «Братьев Карамазовых» и «Идиота» Ф.М. Достоевского, «Анны Карениной» и «Воскресения» Льва Толстого, «Обрыва» Гончарова, блоковских «Двенадцати», у нас не было бы «Выбранных мест» Гоголя. Эта книга стоит за всем, что с нами было, что с нами случилось. Она горела в кострах, подвергалась осмеянию и надругательствам, но она и сегодня путеводитель всем, кто относится с доверием к ее глаголам. Доброе слово, слово любви способно спасти нашу Землю от погибели нравственной и физической.
Библия таит в себе неиссякаемые возможности для исследований, изучения, для открытий.
РАЗДЕЛ 1
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
«ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Гуманизация образования – насущная потребность современного общества. Помочь ее реализации призван факультативный курс «Христианские мотивы в русской литературе», который состоит из введения, пяти разделов и заключения.
Цель факультатива – ознакомить студентов с величайшим памятником культуры – Библией; показать влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование русской литературы, проследить, как воплотились в ней христианские сюжеты и образы; выявить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного идеала, смысла жизни.
Введение посвящено Библии как памятнику культуры и литературы. Необходимо познакомить студентов с текстом Библии (выборочно), широко привлекая для этого комментарии историков, философов, литературоведов, религиозных деятелей. Только после такого предварительного ознакомления студенты смогут осознанно подойти к разговору о христианских образах и сюжетах, их отражении в русской литературе.
Курс «Христианские мотивы в русской литературе» состоит из введения и пяти разделов:
– христианские основы древнерусской литературы;
– библейские и евангельские мотивы в русской литературе 18 вв;
- роль христианских идей в развитии русской литературы первой половины 19 в.;
– христианские сюжеты и образы в истории русской литературы второй половины 19 в.;
– христианские мотивы в литературе 20 века.
Изучение проходит по темам, параллельно с программным курсом, однако это не означает, что данный факультатив дублирует программу по литературе: некоторые авторы в него не включены, так как их творчество не было связано с христианской образностью.
Предлагаемый факультативный курс дает возможность на качестве новом уровне обобщить уже изученный материал, углубить представления студентов о русской литературе.
1.2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФАКУЛЬТАТИВА
Введение. Библия как памятник культуры и литературы. Ветхий Завет. Новый Завет.
РАЗДЕЛ 1.ХРИСТИАНСКАЯ ОСНОВА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Тема 1. Христианский характер литературных произведений Киевской Руси.
Исторические условия формирования древнерусской литературы. Религиозная проблематика произведений. Жанровый состав литературы. Соотношение переводных и оригинальных памятников. Место и значение переводной литературы. Жанры оригинальной литературы и их связь с жанрами византийской литературы. Время возникновения и публицистическая направленность «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона. Личность Иллариона. Религиозно и политическое начало в «Слове». История христианизации Руси в «Повести временных лет». Формирование житийного жанра в литературе Киевской Руси. «Сказание о Борисе и Глебе» как мученическое житие. «Житие Феодосия Печерского» Нестора как первый образец преподобнического жития. Нравственные эталоны, утверждаемые в древнерусской житийной литературе («Житие Феодосия Печерского», «Житие Бориса и Глеба»). Сплав языческих и христианских мотивов в «Слове о полку Игореве».
Тема 2. Соединение религиозно-учительских и государственно-патриотических мотивов в литературе периода монголо-татарского ига.
История создания и редакция «Киево-Печерского патерика». Внутрижанровый состав патерика, своеобразие жанра патерикового жития. Образ иконописца и своеобразие восприятия художественного творчества в патерике. Своеобразие стиля произведения. «Моление» Даниила Заточника. Проблема истории текста. Роль реминисценций из Библии в «Молении» Даниила Заточника. Развитие жанра житий в эпоху монголо-татарского нашествия. Традиция мученических княжеских житий и новые черты в «Повести об убиении в Орде Михаила Черниговского и боярина его Федора». Возникновение новой разновидности княжеских житий в «Житии Александра Невского» своеобразие княжеского идеала в пороизведении. Функции христианской символики в изображении освобождения Русской земли от монголо-татарского ига («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). «Житие Стефана Пермского», написанное Епифанием Премудрым. Своеобразие типа житийного героя в произведении. Традиционное и новое в композиции жития. Создание житийного «плетения словес», его назначение, связь со стилем южнославянской агиографии. «Житие Сергия Радонежского» Развитие типа преподобнического жития
Тема 3. Христианская тематика в литературе периода образования единого Русского государства.
Московско-новгородская «ересь». Смысл и роль еретических течений в развитии русской духовности. Возникновение теории «Москва – третий Рим», ее литературное выражение («Послание на звездочетцев2 Филофея, «Сказание о князьях Владимирских») Своеобразие отражения церковной истории Руси в памятниках, значение их для формирования идеологии Московского государства. Житийные мотивы «Повести о Петре и Февронии». Значение и литературное своеобразие Великих Четьих Миней метрополита Макария.
Тема 4.Литература «переходного» периода 17 века.
Эволюция житийного жанра. Житийные и бытовые элементы, изменение облика главного героя («Повесть о Юлиании Лазаревской». Церковная реформа патриарха Никона и возникновение раскола русской церкви. Своеобразие литературы старообрядцев. Творчество протопопа Аввакума. Особенности жанра «Жития протопопа Аввакума». Антиклерикальная сатира («Калязинская челобитная»), отношение церкви к смеховой культуре в России. Библейские сюжеты как основа первых русских театральных «пьес». Мотив продажи души дьяволу в «Повести о Савве Грудцыне». Своеобразие темы первородного греха в «Повести о Горе Злочастии».
Знать своеобразие древнерусской культуры дохристианского периода.
Христианский характер литературных произведений Киевской Руси.
Христианскую тематику в литературе периода образования единого Русского государства.
Темы для самостоятельной работы студентов
Языческая культура древней Руси.
Христианство и язычество.
Влияние христианства на развитие древнерусской литературы и письменности.
Сплав языческих и христианских мотивов в «Слове о полку Игореве».
Функции реминисценций из Библии в «Молении» Даниила Заточника.
Тема поисков рая в сочинениях архиепископа новгородского Василия.
РАЗДЕЛ 2. БИБЛЕЙСКИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 18 ВВ.
Тема 1. Своеобразие осмысления христианских тем и идей в русской литературе 18 века.
Процессы европеизации и секуляризации русской культуры, антиклерикальная направленность сатир А. Кантемира. («На хулящих учение»), научно-философской поэзии М.В.. Ломоносова («Письмо о пользе Стекла»). Роль церковнославянского языка в развитии российской словесности 18 в. («Новый и краткий способ к сложению российских стихов…» В.К. Тредиаковского и учение о «трех штилях» М.В. Ломоносова). Христианская интерпретация похода и осады Казани войсками Иоанна 4 в поэме М.М. Хераскова «Россияда». «Дерзость» Г.Р. Державина в осмыслении «божественной природы» человека (Ода «Бог»).
Основные понятия:
Христианские сюжеты и мотивы, литературные жанры, библейские сюжеты.
Требования к знаниям:
Знать христианские сюжеты и мотивы в системе литературных жанров 18 века.
Знать своеобразие осмысления христианских тем и идей в русской литературе 18 века.
Темы для самостоятельной работы студентов
Антиклерикальная сатира.
Библейские сюжеты как основа первых русских театральных «пьес».
Христианская интерпретация похода и осады Казани войсками иоана 4 в поэме М.М. Хераскова «Россияда».
«Дерзость» Державина Г.Р. в осмыслении «божественной природы человека.
РАЗДЕЛ 3 РОЛЬ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ первой половины девятнадцатого века
Тема 1. Христианские мотивы в творчестве А.С. Пушкина.
Личность поэта. Отношение А.С. Пушкина к античному наследию, устному народному творчеству и христианской культуре. Поэма «Гаврилиада» как «прекрасная шалость», а не кощунство. Евангельская притча как источник стихотворения «Свободы сеятель пустынный…». Значение эпиграфа для понимания идейного смысла произведения. Библейская основа стихотворений «Пророк», «Отцы пустынники и жены непорочны…» Образ Богоматери в стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный…» Христианские мотивы в «Пиковой даме» и «Станционном смотрителе». Библейские образы как нравственные ориентиры в поэме «Анджело». Проповедь смирения и незлобивости в стихотворении «Памятник».
Тема 2. Своеобразие христианских мотивов в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Христианский подтекст стихотворений «Ангел», «Ветка Паленстины», «Молитва», «Пророк». Философское содержание поэмы «Демон». .Библейский сюжет о падшем ангеле как основа поэмы «Демон». Сосуществование в поэме двух контрастных миров: холодного и жестокого потустороннего мира и мира земной радости. Проблема добра и зла, поисков гармонии. Трагедия Демона и Тамары. Условность и символика как формы воплощения философской проблематики.
Тема 4. Многогранность христианской образности в творчестве Н.В. Гоголя.
Отражение в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» христианско-языческого двоеверия. Тема христианского милосердия в повести «Шинель». Мотив дьявольского искушения в «Портрете». Христианская модель мира как основа замысла «Мертвых душ». «Выбранные места из переписки с друзьями». Высокие гуманистические, общечеловеческие идеалы Н.В. Гоголя. Своеобразие их воплощения.. Литературная полемика вокруг этого произведения (В. Белинский и митрополит Филарет).
Знать роль христианских идей в развитии русской литературы первой половины 19 в.
Христианские образы в творчестве А.С. Пушкина.
Своеобразие христианских мотивов в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Многогранность христианской образности в творчестве Н.В. Гоголя.
Темы практических занятий
Христианские мотивы в «Пиковой даме» А. Пушкина.
Библейский сюжет о падшем ангеле как основа поэмы «Демон» М. Лермонтова.
Мотив дьявольского искушения в «Портрете» Н.В. Гоголя.
Темы для самостоятельной работы студентов
Обращение к христианским образам в творчестве поэтов допушкинской и пушкинской поры.
Концепция человеческого бытия с точки зрения христианской морали в стихотворении в.А. Жуковского «Человек».
Переосмысление библейских тем в «Опытах священной поэзии» Ф.М. Глинки.
Образ ветхозаветного поэта-пророка у В.К. Кюхельбекера.
Необычность гоголевского отношения к христианству.
Своеобразие гоголевского произведения «Выбранные места из переписки с друзьчми».
РАЗДЕЛ 4 ХРИСТИАНСКИЕ СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ второй половины девятнадцатого века.
Тема 1 Два типа отношения к Богу в драме А.Н. Островского «Гроза».
Образ Катерины, ее духовность, религиозность, вера в святость библейских заповедей. Две веры: вера Катерины и вера Кабанихи. Тема греха в «Грозе», ее решение в образах представителей «темного царства» и Катерины. Идея праведной жизни и праведного человека. Критика об образе Катерины.
Тема 2. Переплетение исторической и евангельской реальности в произведениях Н.А. Некрасова. Смысл сопоставления Н.Г. Чернышевского и Иона крестителя в стихотворении «Н.Г. Чернышевский». Образ раскаявшегося грешника в стихотворении «Влас». Христианский подтекст поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: функции образа Богоматери в раскрытии судьбы Матрены Тимофеевны; христианизированное изображение демократических идей в образах Савелия, Кропильникова, Кудеяра, Гриши Добросклонова; роль «странников и богомольцев» в художественном мире поэмы.
Острое чувство нравственной ответственности в произведениях Ф.М. Достоевского, философская глубина творчества. Душа Раскольникова – «поле битвы» Бога с дьяволом. Эволюция Раскольникова в сторону Сониной веры – путь к очищению героя. Этическое и эстетическое значение евангельского сюжета о воскресении Лазаря для понимания романа. Христианская концепция Ф.М. Достоевского. Идея страдания и очищения в романе. «Идиот». Судьба и облик главного героя – князя Мышкина. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Христианский идеал человека в романе. Идея Спасения мира Добром и Красотой и трагический пафос ее крушения. Трагический итог жизни героя. Идейно-философская направленность романа: проблема смысла человеческого бытия, богоборчества, возвышенной любви. Картина духовного распада русского общества. Бунт Ивана Карамазова и «исповедь горячего сердца» (Дмитрий). Образ Алеши и «русские мальчики». Проповедь Зосимы как философская антитеза идеям Мити и Ивана. Композиционная роль «Легенды о великом инквизиторе». Христианская концепция Достоевского в романе «Братья Карамазовы». Роль библейских реминисценций в произведениях Ф.М. Достоевского.
Тема 4. Выражение христианских воззрений Л.Н. Толстого.
Л.Н. Толстой и христианство. Понимание Л.Н. тОлстым цели и назначения человека на земле. Евангельские истины в произведениях Л.Н. Толстого: «Упустишь огонь –не потушишь», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хозяин и работник», «Отец Сергий». Духовные искания Л.Н. Толстого. Логика раскрытия истории в романе «Война и мир». Различие путей нравственных поисков героев романа. Христианский спект духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Слияние «общей жизни» с «внутренним человеком» - доминанта христианского и эстетического идеала писателя. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Идейное и сюжетообразующее значение Евангелия в романе «Воскресение».
Тема 5. Христианские мотивы в творчестве Ф.М. Салтыкова – Щедрина.
Тема греха в романе «Господа Головлевы». Проблема совести и нравственного возрождения человека.Символические образы. Библейские реминисценции в романе. Роль евангельских сюжетов в повествовании. Общечеловеческое звучание сказок «Христова ночь», «Рождественская сказка», «Дурак»). Современное звучание произведений Салтыкова – Щедрина.
Тема 6. Христианский подтекст произведений А.П. Чехова.
Художественное исследование духовного мира личности. Евангельская основа рассказа «Студент». Роль образа дьякона в символической конструкции «Дуэли». Христианский подтекст рассказов «Ионыч», «В овраге», «Черный монах». Чеховский идеал гармонии человека и мира сквозь призму христианской системы ценностей.
Тема 7. Праведники Н.С. Лескова.
Русский национальный характер в произведениях Лескова. Образы праведников
( Тупейный художник», Запечатленный ангел). «Очарованный странник». Иван Флягин – один из героев правдоискателей. Герои рассказа «Однодум»( чудаки, бессеребренники, рыцари совести и милосердия. Н.С. Лесков и православие.
Чеховский идеал гармонии человека и мира сквозь призму христианской системы ценностей.
РАЗДЕЛ 5 ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИТЕРАТУРЕ 20 в.
Тема 1. Христианские образы в художественной системе русского символизма
Христианская концепция земной жизни в стихотворениях В.С. Соловьева. Религиозно-философская концепция мировой истории в трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист». Своеобразие христианских идей в поэзии и прозе З.Н. Гиппиус. «Мир ангельских видений и дьявольского шабаша» в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел». Поэтика смерти в художественной системе Ф.К. Сологуба, ее связь с христианской символикой. Роман «Мелкий бес». Раздвоенность образа героя и традиции Достоевского.
Тема 2. Вехозаветные и новозаветные параллели в творчестве Л.Н. Андреева.
Сосредоточенность писателя на проблемах индивидуального существования. Достоевский и Андреев. Обращение к сюжетам Ветхого и Нового Заветов в «Жизни Василия Фивейского», «Елеазаре», «Иуде Искариоте». Образ Иуды как система парадоксов: «не доказать», а «узнать». Лейтмотивы крика, истерики, безумия. Тяготение к максимальной обобщенности в изображении человеческих судеб.Специфика образа дьявола в пьесе «Анатэма».
Тема 3. Роль христианского подтекста в раскрытии любви у А.И. Куприна.
«Песнь Песней» - сюжетная и стилевая основа повести «Суломифь». Образы Соломона и Суламифи. Библейская лексика. «Гранатовый браслет» - «молитва» о любви.
Тема 4. Христианские архетипы в произведениях М. Горького.
Философскэстетический идеал личности в раннем творчестве горького.Функции библейских образов в сказке «Девушка и смерть». Христианский подтекст образов 15рек и Данко в рассказе «Старуха Изергиль». Христианские мотивы в образе Луки (пьеса «На дне»). Лука – философ-утешитель. Человек идеи. Архетип Богоматери в романе «Мать». Развитие философской идеи: человеческое сострадание – антитеза подлинной гуманности. Тема материнства, стихия безусловного всепрощения, бескорыстная любовь, нравственное соучастие.
Тема 5. Специфика религиозных мотивов в поэзии И.А. Бунина.
Христианские эсхатологические мифы в стихотворениях «Из Апокалипсиса», «День гнева», «Сын человеческий». Образы Сатаны и Каина в бунинской интерпретации.
Тема 6. Христианские образы в поэзии Н.С. Гумилева.
Образ Адама в свете эстетических концепций акмеистов. Особенности образов Христа, Люцифера, своеобразие библейского мотива рая в поэзии н. Гумилева («Ворота Рая», «Две розы», «Рай».
Чистая вера в высшее единство и цельность мира. Мысль о причастности души к Мировой Душе в ранней лирике А. Блока. Христианская эсхатология и модель мира в поэме. Символика цвета, названия, композиции. Образы апостолов – красногвардейцев. Образ Христа.
Тема 8. Переосмысление христианских идей в поэзии В.В. Маяковского.
Исповедь и проповедь – ведущие жанры молодого Маяковского. Чувство причастности человека ко всей Вселенной. Готовность лирического героя к страданию. Тема безмерности любовной муки, грозящей гибелью и одаряющей бессмертием (поэма «Человек»). Образы костра, креста, распятья. Переосмысление библейских образов (поэма «Владимир Маяковский»). Богоборческие мотивы в поэзии В.В. Маяковского («Облако в штанах»). Соотношение человека и Бога в поэме «Человек», стихотворении «Послушайте!». Христианская модель мира в стихотворении «Адище города».
Тема 9. Революция и бесовство в творчестве М.А. Волошина.
Христианские мотивы в «Путях каина». Осмысление революции как евангельского «конца мира» в сборнике «Демоны глухонемые».
Тема 10. Христианское мироощущение в поэзии В.Ф. Ходасевича.
Евангельские параллели в стихотворениях «Слезы Рахили», «Путем зерна». Поэтические размышления В. Ф. Ходасевича о Боге и о душе в контексте христианского миропонимания.
Уникальность христианской модели мира в творчестве Н.А. Клюева. Клюевская демонология в художественном осмыслении социальных событий (цикл «разруха») Образ православной Руси в «Пришествии», «Преображении», «Иорданской голубице», «Ионии» С.А. Есенина. Сплав языческих представлений и «псевдохристианской терминологии» в художественной системе С.А. Есенина.
Тема 12. Библейские образы в поэзии А.А. Ахматовой.
Художественные особенности «Библейских стихов». Осмысление женской судьбы через ветхозаветные образы Рахили, Мелхолы, Лотовой жены. Поэма «Реквием».
Тема 13. Христианские образы в лирической системе М.И. Цветаевой.
Тема «греховности» в поэзии М.И. Цветаевой. Значение образа Магдалины для самораскрытия лирической героини. Образ Георгия – Победоносца в русской православной традиции, своеобразие этого образа в трактовке М.И. Цветаевой («Георгий – Победоносец»).
Тема 14.Обращение к русской православной культуре в творчестве Б.К. Зайцева.
Переосмысление житийного жанра в «Преподобном Сергие Радонежском». Образ православного святого как нравственный идеал писателя.
Тема 15..Евангельские мотивы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Библейские сцены» романа. Образы Понтия Пилата и Иешуа. Евангельские мотивы романа. Связь булгаковского романа с библейской традицией. Проблемы отношения романа к Евангелию.
Тема 16. Многообразие христианских мотивов в поэзии в.В. Набокова.
Христианский контекст в изображении России («Видение», «Молитва»). Соотношение образов человека и ангела в поэтической системе В.В. Набокова.
Основные понятия:
Христианские образы, религиозно-философская концепция, христианская символика, ветхозаветные и новозаветные параллели, христианский подтекст, библейские образы, христианские мотивы, христианская модель мира.
Требования к знаниям:
Знать христианские сюжеты и образы в русской литературе «Серебряного века».
Темы практических занятий
«Песнь Песней» - сюжетная и стилевая основа повести «Суламифь» А.И. Куприна.
Христианский подтекст образов 18рек и Данко в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького.
Образ Христа в поэме А. Блока «Двенадцать».
Образ православной Руси в «Пришествии», «Преображении», «Иорданской голубице», «Инонии» С. Есенина.
Библейские образы в поэзии А.А. Ахматовой.
Христианские образы в лирической системе М.И. Цветаевой.
Темы для самостоятельной работы студентов
Христианская концепция земной жизни в стихотворениях В.С. Соловьева.
Религиозно-философская концепция мировой истории в трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист».
Своеобразие христианских идей в поэзии и прозе З.Н. Гиппиус.
«Мир ангельских видений и дьявольского шабаша» в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел».
Поэтика смерти в художественной системе Ф.К. Сологуба, ее связь с христианской символикой.
Обращение к сюжетам Ветхого и Нового Заветов в «Жизни Василия Фивейского», «Елеазаре», «Иуде Искариоте» Л. Андреева.
Функции библейских образов в сказке «Девушка и смерть» М. Горького.
Архетип Богоматери в романе «Мать» М. Горького.
Своеобразие библейского мотива рая в поэзии Н.С. Гумилева.
Христианская модель мира в стихотворении В. Маяковского «Адище города».
Язык и стиль художественного произведения.
Христианские мотивы в «Путях Каина» М. Волошина.
Евангельские параллели в стихотворениях «Слезы Рахили», «Путем зерна» В.ф. Ходасевича.
Уникальность христианской модели мира в творчестве Н. Клюева.
Переосмысление житийного жанра в «Преподобном Сергие Радонежском» Б. Зайцева.
Соотношение образов человека и ангела в поэтической системе В.В. Набокова.
1.3. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
1.Влияние христианства на развитие древнерусской литературы и письменности.
2.Христианский характер литературных произведений Киевской Руси.
3.Христианские сюжеты и мотивы в системе литературных жанров 17 в.
4.Своеобразие осмысления христианских тем и идей в русской литературе 18 в.
5.Христианские мотивы в творчестве А.С. Пушкина.
6.Многогранность христианской образности в творчестве Н.В. Гоголя.
7.Переплетение исторической и евангельской реальности в произведениях Н.А Некрасова.
8.Христианская концепция романа романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
9.Христианский аспект духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского.
10.Чеховский идеал гармонии человека и мира сквозь призму христианской системы ценностей.
11.Христианские образы в художественной системе русского символизма.
12.Роль христианского подтекста в раскрытии темы любви у А.И. Куприна.
13.Христианские архетипы в произведениях М. Горького.
14.Тема «Хождение по Руси2 в русской литературе (Л.андреев, А.И. Куприн, И.А. Буние, М. Горький).
15. Лесковские «праведники» и странники Л.Н. Андреева и А. Куприна.
16. Традиция русской классической литературы и образы скитальцев в творчестве И.А. Бунина и М. Горького.
17.Христианские образы в поэзии Н.В. Гумилева.
1.4.ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
К 1 РАЗДЕЛУ
Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.,1968.
Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В.В. Кусков. – М.,1986.
Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Л.,1987.
История русской литературы 11-17 веков / Под ред. Д.с. Лихачева. – М.,1985.
Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. Н.И. Прокофьев – М.,1988.
Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии 14 – 15 вв.- М.,1973.
К 2 РАЗДЕЛУ
Гуковский Г.А. Русская литература 18 века. – М.,1999.
Лебедев О.Б. история русской литературы 18 века. – М.,2000.
Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России 18 века. – Л.,1980.
Орлов О.В., Федоров В.И. Русская литература 18 века. – М.,1973.
Русская сатирическая проза 18 века. – М.,1986.
Уткина Н.Ф. Русская мысль в век Просвещения. – М.,1991.
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М,.1971.
Шульц с.А. Гоголь. Личность и художественный мир. – М.,1994.
К 4 РАЗДЕЛУ
Заграб И. Редакторская деятельность Достоевского и религиозно-нравственный контекст «Братьев Карамазовых» // Русская литература. – 1996. - №3. – С.55-70.
Кандауров В. Три звезды Достоевского // Наука и религия. – 1997. - №10. – С. 40-42.
Латвинина А. В поисках веры духовной (О Достоевском) // Наука и религия. – 1971. - №11. – С. 42-60.
Ляху В. О влиянии Библии на поэтику Ф.М. Достоевского // Вопросы лит-ры. - 1998. - №4. – С. 129-143.
Розенблют Л. Красота спасет мир: о «символе веры» Ф.М. Достоевского // Вопросы литературы. – 1992. - №№ 5-6. – С.142-180.
Бердяев Н.А. О религиозном значении Л. Толстого // Вопросы лит-ры.- 1989. - №4. – С. 269-274.
Есаулов И. Идея соборности в романе Л. Толстого «Война и мир» // Лепта. – 1996. - №30. – С.194.
Меньшиков М. По образу своему и подобию: (о тв-ве Л.Толстого) // Слово. – 1991.- №9. – С.46-48.
Николаев Е.В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Л. Толстого // Лит-ра в школе. – 1997. - №5. – С. 61-70.
Волгин М. Бессмертное вчера: Чехов и Саша Соколов // Литературное образование. – 1994. - №№ 11, 12.
Джексон Р.Л. О рассказе Чехова «Студент» // Вопросы литературы. – 1991. - №8. – С. 125-130.
Елец Д.И. И слово было Бог: о рассказе А. Чехова «Святою ночью» // Лит учеба. – 1994. – кн. 2. – С.151-160.
Чудаков А. Чехов и вера // Новый мир. – 1996. - №9. – С.186-192.
К 5 РАЗДЕЛУ
Вильчинский В.П. Правда истории, художественный отбор и произвольный домысел. «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева // Русская литература. – 1970. - № 1.- С.157-163.
Западова Л.А. Источники текста и «тайны» рассказа-повести «Иуда – Искариот» // Русская литература. – 1997. - № 3. – С.83-99.
Афанасьев В.Н. Художественный мир А.И. Куприна. – М.,1960. – 460 с.
Бялин Б. Что же есть истина? Прения о правде и лжи в пьесе «На дне» М. Горького // Вопросы литературы. – 1967. – 6. – С.67-87.
Волков А.А. Художественный мир Горького. – М.,1978. – 367 с.
Груздев И.а. Горький и его время. – М.,1962.
Есаулов И. Жертва и жертвенность в повести М. Горького «Мать» // вопросы литературы. – 1998. - №6. – С.54-66.
Митин Г. Трагический пророк: О «несвоевременных мыслях М. Горького // Литература в школе. – 1991 - №1. С.29-35.
Овчаренко И.И. М. Горький и литературные искания 20 столетия. – М.,1982. – 590 с.
Свинцов В. Из 23реко-российской мифологии: Сизиф и сатин // Знамя. – 1996. - №6. – С. 54 – 66.
. Зайцева А.Б. О Библии в русской литературе // Рус. Лит-ра. – 1995. - №1. – С. 137-158.
Михайлов О. Всепрощающая даль творческого наследия Б.К. Зайцева. // Лит обозрение. – 1989. - №12. – С.89-101.
Миронов В.И.Скиталец земли русской: (к 110-летию со дня рождения Б. Зайцева) // Библиотекарь. – 1990. - №12.
РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1. ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Лермонтов – самый религиозный из русских поэтов.
Н.А. Бердяев
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть.
М.Ю. Лермонтов Звучит песня на стихи М.Ю. Лермонтова «Ангел»
- Какие чувства овладели вашими душами, когда вы слушали эту песню?
- Как вы думаете, какие обстоятельства жизни поэта вдохновили его на создание стихотворения «Ангел»?
- Прочитайте и раскройте содержание прочитанного стихотворения.
- Подумайте, почему М.Ю. Лермонтов назвал стихотворение «Ангел»?
- Как вы понимаете значение слова «ангел»? Я просила вас заранее посмотреть значение этого слова в Толковом словаре, в библейской литературе.
- Какое значение имеют следующие словосочетания: ангел-хранитель, ангел во плоти, ангельский голос, день ангела.
- Познакомьтесь с различными оценками стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел». С какой оценкой вы согласны и почему?
«Стихотворение «Ангел» менее удовлетворяет нашему эстетическому чувству. В самом содержании его какая-то неопределенность, какая-то антипоэтическая туманность, так что даже самый талант Лермонтова не мог придать ему жизни…Вообще мы желали бы,.чтобы талант Лермонтова чуждался всего аллегорического, безжизненной области, населенной символическими демонами, двусмысленными пери и пр.» (Литературная газета.1840.№23).
«Стихотворение Лермонтова «Ангел» – одно из наиболее характерных и драгоценных созданий великого поэта…Детальный разбор этого стихотворения вводит нас в сферу заветных идеальных стремлений Лермонтова, показывает, как рано созрел его гений, с какой настойчивостью поэт обращается к некоторым вопросам, занимавшим его с юных лет, как сильна была в нем вера в прекрасное, как бережно он лелеял свои возлюбленные мечты в трудном, суровом, одиноком пути…» (Семенов Л. Ангел. Харьков, 1912. – С.1).
Учитель
Стихотворение «Ангел», помеченное 1831 годом (Лермонтову 17 лет).
«Ангел» – это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии великого нашего поэта. Потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник вот он – стихотворение «Ангел».
Говорят (П. Висковатый), что реальной основой поэтического видения «небесной родины» послужили воспоминания поэта о матери и ее песнях, слышанных в младенчестве. Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни – память о песне осталась. И вот – земные песни не могут заменить ей тех небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них.
Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути!
Учитель
Это юношеское стихотворение. Что необычного для ранней лирики Лермонтова вы увидели в этом стихотворении?
Примерные ответы учащихся
Отсутствуют мотивы богоборчества и демонизма. « Ангел» едва ли не единственное в ранней лирике стихотворение, в котором «святых» «райских» звуков не коснулся пафос сомнения и отрицания. Земной мир, «мир печали и слез», не отрицается как враждебный, но безоговорочно отступает перед небесным:
«И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли».
Противоречие между землей и небом, действительностью и мечтой здесь смягчено; стихотворение пронизано музыкой, мелодичностью ритмики, это действительно песня, исполненная «простых и сладких звуков». Эти стихи положили на музыку более 30 композиторов, в том числе А.Е. Варламов, А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков и др.
Белинский счел стихотворение незрелым, не обнаружив в нем «лермонтовского элемента» – высоко ценимого им критического начала.
Учитель
Н.А. Бердяев назвал Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов» Почему? Мы попробуем сегодня это доказать или опровергнуть. Христианские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова. Это очень глубокая и многогранная тема. Она включает в себя библейские мотивы, религиозные, богоборческую и демонистическую темы. Заранее класс был разделен на группы, которые занимались отдельной темой. И вот свои наблюдения я прошу представить всем. Итак, почему Бердяев назвал Лермонтова самым религиозным поэтом?
Примерные ответы учащихся
Интерпретация стихотворений Лермонтова «Исповедь», «Покаяние», «Поэт», «Пророк», «Ветка Палестина», «Мой Демон», «Благодарность», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Я не для ангелов и рая…», «Азраил», «1831-го июня 11 дня», «Ночь1», «Кладбище», «Отрывок», «К деве небесной» и др.
Учитель дополняет ответы учащихся, обобщает
- Лермонтов сосредоточен на религиозно – метафизической проблематике. Вопросы веры, Божьего суда, спасения, вечного блаженства, возможность примирения в человеке духовного и телесно – чувственного начал – все это центральные в его миросозерцании вопросы. ОНИ МУЧИЛИ ЕГО, ибо в пределах своего опыта он не мог найти им окончательного, НЕСОМНЕННОГО РЕШЕНИЯ.
Я, веруя твоим словам,
Глубоко в сердце погрузился,
Однако же нашел я там,
Что ум мой не по пустякам
К чему-то тайному стремился.
К тому, чего даны в залог
С толпою звезд ночные своды,
И что б уразуметь я мог
Через мышления и годы.
(1830г., писал Лермонтов, отвечая на упреки Н.Ф. Ивановой)
История познания продолжается в стихотворениях «Ночь.1», «1830. Майя.16 число», «Ангел», «Исповедь», «Я не для ангелов и рая…» Это вехи лермонтовского самопознания, напряженного, неустанного. Настоящую его цель писатель объяснит позже, в «Герое нашего времени»: «Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие Божие».
Человек внутренний обретает покой и способность к высшим созерцаниям:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
(«Когда волнуется желтеющая нива»,1837)
Ему становится доступна и близка святыня, на которой надолго задерживается его задумчивый взгляд:
Заботой тайною хранима
Перед иконой золотой
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
Святыни верный часовой!
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой…
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
(«Ветка Палестины»,1837)
Лермонтов и богоотверженному Демону дает пережить подобное состояние:
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг.
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук-
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!..
(«Демон»)
Однако противоречие между «человеком внутренним» и «человеком внешним» остается в Лермонтове острым и драматичным. Оно отразилось и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…».
Учитель
-Совсем недавно мы размышляли над философской лирикой А. С. Пушкина. Близок ли пушкинский путь искания смысла жизни лермонтовскому? В чем сходство и в чем своеобразие каждого из них?
Примерные ответы учащихся
Особое значение для Лермонтова приобретает тема «демонизма», намеченная в стихотворениях Пушкина «Демон»(1823) и «Ангел» (1827), но не занявшая в творчестве Пушкина значительного места. Эту тему Лермонтов развивает на протяжении почти всей жизни.
Полемичны «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова. В стихотворении последнего вместо «гласа бога» герой слышит презрительный и насмешливый голос толпы, утверждающей свое мнимое превосходство.
Характерный для Пушкина поэтический культ дружбы почти отсутствует у Лермонтова.
В жанровом отношении Лермонтов предпочитает необычные для Пушкина формы лирического монолога-исповеди, философские медитации.
Лирика Лермонтова интимно – автобиографична, чего последовательно избегал Пушкин; с другой стороны, лирическое «Я» Лермонтова выступает в абстрактно-обобщенном виде, в то время как Пушкин строит свою поэтическую автобиографию с опорой на реалии подлинного быта.
Ряд лучших стихотворений позднего Пушкина («Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Странник», «Осень», «Когда за городом задумчив я брожу», «Из Пиндемонти», «Мирская власть») были опубликованы лишь в 1841 и после смерти Лермонтова.
При сравнении частотного словаря языка Пушкина и Лермонтова, можно отметить, что есть слова, которые чаще встречаются у Лермонтова, чем у Пушкина: «страдание», «грустить», «зло», «проклятье», «рана», «отчаянье», «обман», «стыд», «смерть», «ад», «рай», «ангел», «храм». Анализируя эти группы слов, можно увидеть устойчивые лейтмотивы в лирике Лермонтова.
Пафос лермонтовской лирики коренился в постоянном и требовательном искании Лермонтовым высшей цели бытия и своего назначения. Если в предшествующей Лермонтову декабристской традиции «разгадывать» или «искать» эту цель было не нужно – она была предельно ясна и состояла в героическом и гражданском служении идеалам «вольности»; если А.С. Пушкин сохранил доверие к жизни, признание за не последней правоты (пушкинское сомнение цели бытия – стихотворение «Дар напрасный, дар случайный», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» – не были для него итоговыми и выражали скорее истину момента), то в иной духовной ситуации оказывается герой Лермонтова. Искание цели и смысла жизни никогда не покидает его; доминирующей интонацией при этом является вопрошание. Для героя Лермонтова цель жизни «неизъяснимая», «безвестная», может быть «печальная» и «страшная», но всегда «желанная».
В поздней лирике Лермонтова искание цели и смысла жизни все более уступает место сознанию осуществленности своей судьбы, того пути, который, бесспорно, есть и по которому идет герой.
В лермонтовской поэзии мотив счастья преображается в мотив его невозможности и несбыточности.
Страдание – это основная психологическая характеристика «лермонтовского человека», для которого все в мире – «предлог мученью». Если А.С. Пушкин в известной «Элегии» («Безумных лет угасшее веселье», 1830) скажет о своем приятии страдания с нотой грустной благодарности жизни («Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»), то такое приятие звучит как выношенный итог и достояние долгого опыта, как то, что остается человеку после быстротечных и неоправдавших иллюзий «безумных лет» молодости. Для Лермонтова же страдание с самого начала было естественным, необходимым психологическим сосоянием, к которому он стремился, которое он искал и, наконец, открыто призывал: «Я жить хочу! Хочу печали Любви и счастию назло…Что без страданий жизнь поэта?»; «Хочу любить, - и небеса молю о новых муках».
Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…» Учитель
Молитва. Почему она волнует, тревожит? Назовите слова, ассоциирующиеся с этим понятием.
Знаете ли вы молитвы, слышали ли? Какие чувства переполняли вашу душу?
В творчестве Лермонтова три стихотворения с одноименным названием: «Молитва».1829,1837,1839.
Попробуем осмыслить эти произведения, что волновало поэта, каким предстает лирический герой, какие черты молитвы нашли отражение в лермонтовских «Молитвах»?
Выступления учащихся, интерпретация стихотворений Лермонтова «Молитва» Учитель
Ну и еще раз вспомним пушкинское переложение молитвы Ефрема Сирина «Отцы пустынники и жены непорочны». Мы сравнивали текст молитвы и стихотворения, находили отступления от текста и пытались осмыслить, что привнесли эти отступления в смысл стихотворения?
Прочитаем стихотворение Пушкина и сравним мироощущение пушкинского и лермонтовского героев при обращении к богу. Что общего и чем отличаются эти состояния души?
Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» (1841) Учитель
«Выхожу один я на дорогу» - одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многих исканий, тем и мотивов, сквозных для его творчества. Белинский относил стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Оно сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематичных слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. Найдите эти слова и проследите их «поэтический путь».
Примерные ответы учащихся
В запеве – тема одинокой участи.
«Кремнистый путь» во второй строке как метко схваченное впечатление кавказского пейзажа и путь странника в «пустыне безотрадной». Но меняется лирическая оценка образа пустыни, устойчивого у Лермонтова («Три пальмы», «Благодарность»): безотрадный край изгнания, символ опустошенной жизни здесь и в «Пророке» становится также местом уединенного свидания с вселенной. «Голубое сиянье» (любимый цвет Лермонтова) сообщает земному пейзажу космическую широту и бытийность, приобщает его к «пространствам синего эфира» («Демон») и к ночной голубизне «Русалки». «Темный дуб» примыкает к этим образам (завещание Мцыри). 9-10-я строки перекликаются с 11-12-й строками песни Демона и с 7-й строкой стихотворения «И скучно и грустно» («…и прошлого нет и следа»), отличаясь от них новым настроением задумчивой грусти.
Учитель
- В литературоведении существует точка зрения Макогоненко о влиянии Пушкина на лермонтовские строки: «Я ищу свободы и покоя!» Ознакомьтесь с этой точкой зрения и выскажите свою точку зрения.
«Важное место в исповеди Лермонтова занимает стих: «Я ищу свободы и покоя!» Несомненно, что из Пушкина, но не слова, а определенное нравственное убеждение, связанное с пониманием счастья. В 1831 голу Пушкин в «Евгении Онегине» писал:
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся,как наказан.
… Но прошло время, и в тяжелый 1834 год в исповедальном стихотворении он написал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» («Пора, мой друг, пора…»)…Лермонтов говорит о жажде свободы и покоя! Что это – перекличка с формулой онегинского письма? Но Онегин верит в счастье! Непосредственная же близость с неоконченным пушкинским стихотворением очевидна. Что это – совпадение?..
Это предположение укрепляет и второе, программное, «совпадение»: стихотворение Пушкина «Когда за городом, задумчив, я брожу…» кончалось грандиозным образом дуба, осеняющего могилы деревенского кладбища:
Стоит широко дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя…
Финал лермонтовского стихотворения очевидно пушкинский:
Надо мной, чтоб вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел».
(Г.П. Макогоненко. Лермонтов и Пушкин. Проблемы преемственного развития литературы.1987)
Примерные ответы учащихся
Ключевая формула «свободы и покоя», по видимости совпадая с пушкинской (письмо Онегина, стих. «Пора, мой друг пора»), возникает у Лермонтова независимо от Пушкина еще в юношеском стихотворении «К..» (« Не думай, чтоб я был достоин сожаленья»): «…ищу забвенья и свободы…». Мотив побега «в обитель мирную» у Лермонтова лишен пушкинской уравновешенности и «превратился в тему романтически универсального избавления» (Д Максимов, «О двух стихотворениях Лермонтова» в книге «Русская классическая литература. Разборы и анализы» М., 1969, с.127-41), приобщения к неувядающей жизни.
Учитель
Сегодня мы только приоткрыли страницы этой загадочной поэзии. Впереди поиски, осмысления этой непростой темы.
Знакомство с творчеством Лермонтова показало нам, что трагические сомнения и упреки самому Творцу Вселенной в жестокости к людям не лишали его изначальной веры в светлый Высший Мир, в жизнь бесконечную, космическую, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом.
Веры вам, вечных поисков смысла жизни!
2.2. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАССКАЗА
А.П. ЧЕХОВА «СТУДЕНТ»
Ход урока:
Мне кажется, человек должен быть верующим
или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…
А.П. Чехов. «Три сестры».
1—й этап
Раскрытие учителем целей и задач урока, формулировка темы.
2-й этап
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами обращаемся к философской прозе А.П. Чехова, постараемся осмыслить философскую концепцию рассказа А.П. Чехова «Студент». По свидетельству близких – это любимый рассказ Чехова.
Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях Православия – и не только в прямых публицистических выступлениях проявлялось это («Выбранные места… Н.Гоголя, «Дневник писателя» Достоевского), но и в самом художественном творчестве.
Это чутко воспринял и точно выразил Николай Бердяев: «В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира».
В истории отечественной словесности за А.П. Чеховым прочно закрепилась репутация писателя если и не вполне атеистически настроенного, то хотя бы индифферентного к вопросам веры. Не только наше литературоведение придерживалось этой мысли, но и зарубежное:
Причин столь распространенного заблуждения немало. Чехов действительно чуждался партийности, но быть равнодушным к религиозной истине он не мог. В юности писатель, как это нередко бывает, у натур особенно вольнолюбивых, пытался обрести свободу. Он знал также, как и многие, сомнения, и те высказывания, которые выражали эти сомнения потом абсолютизировались. «Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание – с церковным пением, с чтением апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени… И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет…» Результаты зрелых раздумий, напряженного духовного поиска не спешил выставлять на суд людской. При всей мужественности его характера Чехов обладал натурою целомудренно-стыдливою, и все духовные переживания тщательно укрывал от посторонних.
Едва ли не единственным, кто утверждал высокую религиозность чеховского творчество стал Сергей Булгаков. Об этом он сказал еще в 1904 году как отклик на смерть Чехова – в публичной лекции «Чехов как мыслитель».
Учащимся было дано задание прочитать статью С. Булгакова, сделать тезисы.
Чтение и комментирование тезисов статьи.
3-й этап
Вопросы к аналитической беседе с кратким комментарием.
С. Булгаков писал: «В произведениях Чехова ярко отразилось это русское искание веры, тоска по высшему смыслу жизни, мятущееся беспокойство русской души и ее больная совесть»
-А как вы понимаете смысл слов «искание веры». Для чего эту нужно человеку? Почему нельзя русскому человеку без веры? Веры во что?
-Обратимся к эпиграфу нашего урока. Героиня Чехова также говорит о значимости веры. Отсюда, можно сделать вывод, что для писателя поиски смысла жизни, вера, прежде всего в человека, была главной в жизни. О поиске смысла жизни, о вере человека человеку, в Бога рассказ Чехова «Студент».
-Какие мысли, чувства вызвало это произведение? Вспомните первое чтение.
-Напомните сюжет рассказа.
-Выявим хронотоп рассказа, то есть «взаимосвязь временных и пространственных отношений».
-Что находится в центре внимания автора? (Мироощущение героя)
-Одинаково ли умонастроение героя в начале и в конце рассказа?
(Оно кардинальным образом меняется, попытаемся понять как и почему)
-Обратимся к экспозиции произведения. Рассказ начинается с описания пейзажа. Однороден ли чеховский пейзаж? Приведите ключевые слова, доказывая его внутреннюю диалогичность.
-Что перевешивает на чаше природных весов: добро или зло?
Учитель
Приведенные примеры со всей неумолимостью свидетельствуют, что силы зла, мрака и холода значительно перевешивают на чаше природных весов. Действие в рассказе происходит в страстную пятницу, накануне великого церковного праздника – пасхи. В день светлого Христова воскресения сила добра, света восторжествуют, а пока: «дул жесткий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха».
-Что ощущает Иван Великопольский, устало бредущий домой? Зачитайте ключевые слова, рисующие картину жизни в восприятии героя, и слова, передающие его физическое состояние
(Лютая бедность, голод, невежество, пустыня, мрак, чувство гнета;Закоченели руки, и разгорелось лицо, мучительно хотелось есть, не хотелось домой.)
- Опишите мироощущение Ивана Великопольского.
- Но вот в океане холодной мглы забрезжил огонек костра, горевшего «жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю». Посмотрим, согреет ли он душу нашего неприкаянного героя.
- Сопоставьте внешний облик женщин, что подчеркивает автор сходство или различие? (За внешней противопоставленностью просматривается глубокое внутреннее единство образов. Именно благодаря контрасту в изображении двух героинь момент их духовного единения воспринимается острее, ярче.)
- Иван рассказывает легенду о предательстве апостола Петра.
Почему он рассказывает об отступничестве Петра? Почему не о подвиге Христа, как, Б. Пастернак в стихотворении «Гефсиманский сад».
Чтение стихотворения.
Учитель
Сейчас прозвучит библейской легенда, отрывок из Евангелия от Луки. А вы подумайте: чем отличается евангельская легенда от легенды, которую рассказал Иван Великопольский.
Легенда читается под музыку Баха «Страсти по Иоанну
Евангелие от Луки
Он отвечал Ему: Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у окна и всмотревшись в него, сказала: и этот был с ним.
Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал
-Чем отличается евангельская легенда от легенды, которую рассказал Иван?
-Каким чувством по отношению к предателю Петру окрашена легенда?
Анализ легенды, которую рассказал Великопольский
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы передать душевное состояние Петра?
- Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице?
- Но в самом ли деле его волновали безответные переживания Василисы? Или он искал ответы на собственные вопросы? Как автор передает поиски смысла жизни Иваном Великопольским?
- Почему эту легенду рассказывает Иван?
- Какого мироощущение Ивана в конце рассказа? Какую истину он открывает? Почему он испытывает радость?
(Великопольский доподлинно знает, что происходило в душе апостола в ту ночь. Студент и сам чуть не предал Христа, когда его одолели мрачные чувства, когда он засомневался в справедливости жизнеустройства. Размышляя о страданиях Иисуса и Петра, он как бы почувствовал угрызения совести за недавние мрачные мысли – разве напрасно страдал Иисус? Разве напрасно верил в него Петр? И вера вдруг проникла в его душу и переполнила его радостью)
-Какую роль играет образ огня, проходящий через все произведение Чехова? (Соединяет, кольцевая композиция раскрывает мироощущение Ивана)
(Сначала манил его к себе; потом согревал его жаром; потом дрожал, как будто ему больно было вспоминать историю пасхальной ночи; «одиноко мигал».)
4-й этап
Учитель
Когда Чехов в Ялте писал этот рассказ, в письмах он признавался о том влиянии, какое имело на него философское учение Льва Толстого. Мысль о Толстом, обращение к нему не так неожиданны, как может показаться с первого взгляда: «Студент» достаточно определенно ассоциируется с одним известнейшим отрывком из эпопеи «Война и мир». Каким? (Встреча Андрея Болконского с дубом)
- Посмотрим этот эпизод, возможно, убедимся, насколько близки эти два героя? Что общего в их восприятии мира
Учащиеся смотрят отрывок из фильма С. Бондарчука «Война и мир», эпизод «Встреча Андрея Болконского с дубом»
( Через природу наши герои приходят к мысли: надо жить, надо любить, надо верить, потому что « правда и красота», направлявшие человеческую жизнь, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. В душе толстовского героя переворот был совершен «красотой и любовью», которые изменили всю его жизнь», в душе чеховского – «правдой и красотой». Прикосновение к главному – правде, красоте, любви – подарило и князю Андрею, и чеховскому студенту, людям с таким несопоставимым жизненным опытом, совершенно сходные чувства: силу, молодость, веру в возможность счастья).
Учитель
Сравним ключевые фразы романа «Война и мир» Л.Толстого и рассказа «Студент» Чехова, что общего в восприятии жизни главными героями произведений?
На карточках у каждого ученика такой текст:
«ВОЙНА И МИР»: «…так много в себе чувствую силы и молодости…надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него»
(Возможны два варианта: письменный или устный ответ)
(Примерные выводы. Связь времен собирают воедино человеколюбие и сострадание. Человек не может жить без веры. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века «направлявшая человеческую жизнь», составлявшая «главное в человеческой жизни и вообще на земле».)
(Учащиеся читают сделанные ими записи, обсуждают, таким образом подводится итог урока)
6-этап
На дом учащиеся получают задание написать работу на тему «Динамика мироощущения героя в рассказе Чехова «Студент», «Христианские мотивы в рассказе Чехова «Студент», «Поэтика рассказа Чехова «Студент».
Литература
1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М.,1975.
2. Головачева А.Г. К жизни, полной высокого смысла. Рассказ Чехова «Студент» // Литература в школе. – 1998. - №4. – С. 45-51.
3. Харитонова О.н. Философская новелла А.П. Чехова «Студент» на уроке литературы в 10 классе // Литература в школе. – 1993. - №6. – С. 51-54.
2..3. БИБЛЕЙСКИЙ ПОДТЕКСТ В СТИХОТВОРЕНИИ А.С. ПУШКИНА «ОТЦЫ – ПУСТЫННИКИ И ЖЕНЫ НЕПОРОЧНЫ»
Вопросы и задания для работы с учащимися.
1.На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
2. Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопольской молитве, поэтическое переложение молитвы?
3. Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?
4.Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать во области заочны»?
5. От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва? Почему любоначалие названо автором «змеей сокрытой»? Какие добродетели провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации?
6.Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие – приобретать? Почему?
Индивидуальные и групповые задания
1.Сопоставьте переложение канонического текста молитвы со стихотворением А.С. Пушкина и выясните, какие изменения внесены Пушкиным и каков их поэтический смысл..
Текст молитвы:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не жаждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия,терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зреть мои прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь.
2.Сопоставить пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И.Е. Великопольским и определить, в чем преимущества пушкинского текста.
Господь жизневластитель,
Будь грешника хранитель
И немощному друг!
Да праздности недуг
С томящею печалью,
Меня не отягчит
И зов к любоначалью
Души не совратит.
Да ввек непраздно слово
Пребудет лишь готово
На истину одну!
2.4. СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА «ПРОРОК»
Слово учителя. Мы сегодня обратимся к стихотворению, каждая фраза которого может вызвать яркий зрительный образ, если только читатель заставит работать свое воображение. Я вам прочитаю начало этого стихотворения. А вы представьте себе, будто бы находитесь не на уроке литератур, а на уроке рисования, и вот вам задание: нарисовать то, о чем услышите:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
- Каким будет пейзаж на картине?
(До самого горизонта – песчаное безжизненное пространство, и только одно живое существо – кто? (Путник). Каким мы изобразим его? Подберите синонимы к глаголу влачиться. (Брести, плестись, тащиться). Путника изобразим изнуренным долгой тяжелой дорогой, измученным от невыносимой жары и недостатка воды.
В пустыне мрачной я влачился. Какими красками мы должны писать картину, чтобы передать настроение стихотворения: яркими, светлыми или другими, темными? (Серый песок, серое небо).
- Прочитаем первое четверостишие стихотворения Пушкина «Пророк»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
- Что такое серафим? (Серафимы – это ангелы высшего чина; они изображаются мужчинами с шестью крыльями.
- Итак, путнику в пустыне является серафим, посланец Бога. Можно полагать, что дальнейшее повествование будет иметь что-то общее с библейскими рассказами.
-Работа над лексическим значением слов (работа со словарем).
Выяснение значения слов перст, пророк, зеница, уста, десница, угль, глаголить, отверзлись, внял.
-Итак, путнику пустыни явился серафим. Читаем вторую строфу стихотворения.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он;
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
-Какими вы видите глаза путника?
- Заметьте, как Пушкин говорит о пальцах серафима: перстами легкими как сон. Вот это сравнение «как сон» подчеркивает, что перед путником духовное существо, а не земной обыкновенный человек.
- Продолжим чтение стихотворения.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнит шум и звон:-
Заметьте: в конце фразы стоит двоеточие; это означает, что далее следует перечисление тех жизненных явлений, «шум и звон» которых услышал путник.
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
-Работа над лексическим значением слов (горний ангелов полет, гад морских подводный ход, дольней лозы прозябанье).
- Серафим передал путнику божественный дар слышать содроганье неба, полет ангелов, движение морских гадов, рост лозы. Путник приобрел божественный дар слышать голоса окружающего мира, который обыкновенным людям кажется беззвучным и немым.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
- Работа над выражениями грешный мой язык, жало мудрыя змеи, в уста замершие мои..
- Как труп в пустыне я лежал… Вот такой дорогой ценой невыносимых страданий и мук – пришлось заплатить божьему избраннику за приобретенные божественные дары: быть всевидящим и всеслышащим, иметь неспокойное пламенной сердце и язык, не знающий празднословия и лукавства.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.».
-Отшельника пустыни призывает уже сам Бог и называет его при этом пророком, мы знаем, сколько для этого сверхчеловеческих преобразований и мучений пришлось вытерпеть этому человеку. Человек, который теперь будет пророком, Бог приказывает: Исполнись волею моей. Как вы понимаете эту фразу?
-Каким же, по мнению Пушкина, должен быть поэт, чтобы уподобиться библейскому пророку? Каково назначение поэта в жизни общества?
Домашнее задание: написать, какой главный смысл, по вашему мнению, в словах «Глаголом жги сердца людей».
2.5.«ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ»
Н.В. ГОГОЛЯ
Слово учителя.
Духовное бунтарство Гоголя, столь отчетливо проявившееся в «Выбранных местах…», было тесно связано с озознанием им оскудения человеческого бытия, оскудения, в котором человек забыл, образом и подобием Кого он является: «Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства». Гоголь заново «открыл» Христа для своего времени. Он напомнил, что христианская религия – не только догматика и обрядность, но и живое, непосредственное общение с Богом, окликнутость на его зов, постоянная работа души. Выдвигая в качестве своего идеала жизни человека житие святого и фигуру Христа как абсолютной личности, Гоголь говорит, что вера начинается со всякого общения человека вглубь собственной души.
Д.С. Мережковский писал о Гоголе: «Он первый заговорил о Боге не отвлеченно, не созерцательно, а жизненно, действенно – так, как еще никто никогда не говорил в русском светском обществе».
«Писатель если только он одарен творческою силою создавать собственные образы, воспитайся прежде как человек и гражданин земли своей, а потом уже принимайся за перо!». Это и есть установка на творчество совершенной жизни. Вокруг этого стержня и нанизываются главы «Выбранных мест…»: их расположение продиктовано не столько логикой рассудка, сколько логикой переживания, логикой душевной работы. Книга лишена внешнего сюжета, в ней нарушена строгая последовательность изложения. Но соблюдена внутренняя, «душевная» сюжетность: «Женщина в свете», «Значение болезней», «О том, что такое слово», «О помощи бедным».
Публикация «Выбранных мест…» вызвала огромный скандал в русском обществе. Гоголя обвиняли в реакционности и даже помешательстве. Резче других высказался В.Г. Белинский. «Да если бы вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел вас за эти позорные строки», - писал он Гоголю из-за границы. В ответном примирительном и сдержанном письме Гоголь призывал Белинского признать, что в излишество перешли они оба».. Ясно дал оценку П.А. Плетнев: «Книга писем Гоголя – есть первое явление самобытного мышления в России».
Проблемные вопросы и задания.
1.В чем состоит главная авторская установка в «В Выбранных местах…» и главный стержень книги?
2.В чем выразилась «внутренняя», «душевная» сюжетность «Выбранных мест…? Какой традиции следовал здесь Гоголь?
3.В чем необычность гоголевского отношения к христианству?
4.Какой представляется Гоголю идеальная модель социума?
5.Покажите, каким образом исповеднические элементы сочетаются в «Выбранных местах…» с проповедническими. Как это влияет на жанр книги? На изображение идеала?
ЛИТЕРАТУРА
Библия и русская литература: хрестоматия / автор-составитель М.Г. Качурин., СПб., 1995.
Доманский В. Образ Христа в советской литературе // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины, 1991 №11.
Дронов М. О Библии и библейском учении // Литература в школе, 1990, №2.
История всемирной литературы. В девяти томах. Тома 1-7. м.,1983-1991.
Котельников В. О христианских мотивах у русских поэтов // 1994, № 3
Прометей: Тысячелетие русской книжности. – М.,1990.
Христианские сюжеты и образы в русской литературе // Русский язык и литература в средних учебных заведения Украины, 1992.№3-4.
Христианство. Словарь. Под общей ред. Л.Н. Митрохина и др. М,1994.
Шаврыгин С.М. Вечные темы и сюжеты в «сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Литература в школе.,1993, №6.
Шульц С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. – М., 1994.