«Знатоки литературы»
Методическая разработка игры на тему «Литература II половины 19 века» для учащихся 10 класса
Описание материала: предлагаю вам методическую разработку игры на тему «Литература II половины 19 века» для учащихся 10 класса. После изучения раздела «Литература II половины 19 века» по предмету «литература» можно провести игру по закреплению пройденного материала. Игра проводится в классе. Учащиеся делятся на 3 команды.
Цель: закрепление изученных знаний учащихся.
Задачи:
1. через игру закрепить изученные знания;
2. расширять кругозор учащихся;
3. способствовать формированию коммуникативных навыков;
4. развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
5. способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
6. научиться переживать и сопереживать.
Оборудование: карточки с заданиями.
Методические приёмы: игровая ситуация, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.
ХОД ИГРЫ
Учитель: Здравствуйте, ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы проведём игру по пройденным темам в 10 классе. Нам необходимо разделиться на 4 команды. Выбрать капитанов.
(Команды выбираются путём жеребьёвки: рассчитываемся на 1,2,3,4 и делимся на 1,2,3,4 команду).
1 задание «Расшифровка»
«Расшифруйте строчки стихотворения и определите автора.
Необходимо найти ключ к расшифровке. (За расшифровку 1 балл, за автора 1 балл, кто выполнит быстрее 1 балл. Максимальное количество 3 баллов).
Ключ к расшифровке и текст, который надо расшифровать можно посмотреть в приложении
Текст, который зашифрован
(«Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать
В Россию можно только верить».
Фёдор Иванович Тютчев)
2 задание «Ребусы»
Разгадай название произведения и назови автора произведения. (За разгадывание ребуса 1 балл, за автора 1 балл, кто выполнит быстрее 1 балл. Максимальное количество 5 баллов).
Идёт показ слайдов, на которых указаны ребусы. (Можно раздать карточки с ребусами)
3 задание. «Описание героя»
По цитатам из произведения назвать героя и определить произведение, в котором он упоминается.
На команду раздаётся 5 карточек с описанием героя, необходимо назвать автора произведения и героя о ком идёт речь.
«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... крикнул ему вдруг, проезжая: "Эй ты, немецкий шляпник!" - и заорал во все горло, указывая на него рукой, - молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская. но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону...»
(Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание»)
"У него в городе громадная практика... и уже есть имение и два дома". "...встречал много людей, но ни с кем не сходился близко". "Он одинок. Живётся ему скучно".
(Дмитрий Старцев из рассказа Чехова «Ионыч»)
«...вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке..."
(Пьер Безухов из романа Война и мир Л.Н. Толстого)
Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.
(Григорий Печорин «Герой нашего времени»)
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. (Можно максимально заработать 5 баллов)
4 задание «Слоги»
Каждой команде раздаются слоги. Нужно по данным слогам назвать имена героев из любого произведения Н.С. Лескова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.
Слоги: РО, ЛИ, ПУ, РЕ, СО, ДУ, МА, ТА, КО, ВА, РУ, ЛЕ, МИ, ВА, НА, КУ, ПЕ
Варианты героев:
Родион Раскольников = «Преступление и наказание»
Лизавета (сестра старухи-процентщицы) - «Преступление и наказание»
Пульхерия Александровна (мать Раскольникова) – «Преступление и наказание»
Андрей Болконский - «Война и мир»
Соня (Софья Мармеладова) – «Война и мир»
Дуня (сестра Раскольникова) – «Преступление и наказание»
Мария (Мари) – «Война и мир»
Наташа Ростова - «Война и мир»
Николай Ростов - «Война и мир»
Иван – «Очарованный странник»
Грушенька – «Очарованный странник»
Дмитрий Разумихин - Преступление и наказание», Дмитрий Ионыч – «Ионыч»
Василий Курагин - «Война и мир»
Наполеон - «Война и мир»
Кутузов - «Война и мир»
Петя Ростов - «Война и мир»
(Можно максимально заработать 4 балла)
5 задание «Лотерея»
Вопросы спрятаны в яйцах от киндер-сюрприза. Каждая команда выбирает по 4 вопроса. Правильный ответ – 1 балл. (Можно максимально заработать 4 балла)
Примеры вопросов:
Сколько лет Иван Северьянович Флягин проводит в плену у татар? (10 лет)
2. Где Иван Флягин служит в армии в течение 15 лет? на Урале на Кавказе в Москве в Петербурге.
(На Кавказе)
3. Кем по профессии был отец Ивана Флягина? (кучер)
4.«Бедность не порок, это истина, нищета — порок-с.» Кому принадлежат данные слова в романе «Преступление и наказание (Семён Мармеладов)
5. Кумир Раскольникова (Наполеон)
6. «Мне другое надо было узнать. Смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею.» Назовите героя, автора этих слов. (Родион Роскольников)
7. До того как явится с повинной, Раскольников признался в преступлении (Соне Мармеладовой)
8. Мужем Дуни Раскольниковой стал (Разумихин)
9. Профессия Лужина (адвокат)
10. Как зовут сына Андрея Болконского (Николай)
11. акая героиня терпит много обид от своего отца из-за его тяжёлого характера (Маоья Болконская)
12. Кто является лучшим другом Пьера Безухова (Андрей Болконский)
13. Кто является младшим ребенком в семье Ростовых (Петя)
14. Как называется имение семьи Болконских (Лысые горы)
15. Как звали главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч» (Дмитрий)
16. На каком музыкальном инструменте играла Екатерина Ивановна (рояль)
Учитель: спасибо всем за игру. Давайте подведём итоги.
В конце игры подводятся итоги, за активность в игре ставятся оценки в журнал.