Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие из цикла «Знатоки литературы». Тема: «А. П. Гайдар « Чук и Гек ».»
Внеклассное мероприятие из цикла «Знатоки литературы».
Тема: «А. П. Гайдар « Чук и Гек ».
Цель : познакомить ребят с произведением А. П. Гайдара
« Чук и Гек»
Задачи :
- Подвести школьников к мысли о том, что многое в нашей жизни меняется, но что-то для разных поколений людей остается неизменным и представляет собой главные ценности жизни: семья, родина, взаимоотношения с близкими людьми.
- учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье.
- развивать творческие способности детей через ( рисунки,
сценки, ролевые игры, составление телеграммы)
- воспитывать заботливые, добрые отношения к близким и интерес к чтению .
Подготовительная работа.
1.Чтение повести А.П.Гайдара « Чук и Гек »
2. Просмотр фильма « Чук и Гек ».
3. Иллюстрирование повести А.П.Гайдара « Чук и Гек ».
4. Знакомство с биографией А.П.Гайдара.
5. Проект « Что такое счастье?»
6. Отзывы детей о прочитанной повести.
7. Инсценирование эпизодов из повести А.П.Гайдара «Чук и Гек».
Оборудование: презентация, фрагменты из фильма, филворды, викторина, телеграммы, рисунки, отзывы детей.
Ход занятия.
( слайд 1)
Добрый день, дорогие гости. Наше внеклассное занятие пройдет под девизом « Читать не вредно, вредно не читать.»
Ребята, мы с вами закончили чтение интересной, увлекательной повести. Как она называется? Кто автор? Сегодня мы поговорим о прочитанном, вспомним содержание, героев произведения и подумаем, зачем Гайдар рассказал нам эту историю?
( слайд 2)
Давайте вспомним участников повести. Сейчас каждая группа получит карточку. На карточке филворд, надо разгадать филворд и назвать героев повести Аркадия Гайдара.
1.карточка Гек, сторож, почтальон.
2.карточка Чук, мама, пассажиры.
3.карточка. папа, Смелый, проводник.
Кто такой Смелый?
- Какие еще герои есть в этой повести?( ямщик, военный, геологи)
- Проверим задание.
( слайд 3)
- В каком городе жили наши главные герои?(Москва)
Они жили в огромном городе, лучше которого не было на свете. Днем и ночью сверкали над башнями этого города
красные звезды.
-Как же начиналась эта история?
Давайте посмотрим небольшой эпизод.
( инсценировка),который нам приготовили ребята.
Знайте, мама уже давно ждала этого письма. Это она нарочно подразнивала Чука и Гека. Уж такой у нее был веселый характер.
Продолжим работу по содержанию текста. Ответьте на вопросы.
1.Сколько дней семья готовилась к путешествию? (7.
Прошла целая неделя, прежде чем мать собрала их в дорогу)
2.Чем вооружились братья, собираясь в дорогу? (Чук сделал кинжал, а Гек пику из палки и гвоздя.)
3.Из-за чего у ребят произошла ссора? (пересказ)металлическая коробка. Шафоростова. А
Если бы только знали они, до какой беды доведет их эта ссора, то ни за что бы в этот день они не поссорились.
4. Коробочку не нашли. Телеграмма не прочитана. Что скажет мама? Как решили поступить братья? ( Если спросит мама, скажем. Если не спросит, не скажем. Решили молчать.)Кто это предложил? ( Мама , конечно ,не спросила, она не знала о существовании этой телеграммы.)
5. Как, по- вашему, промолчать - это соврать или нет?
Что лучше промолчать или соврать? Как бы поступили вы? (в данной ситуации – это вранье, ведь они скрыли правду, значит соврали) ребята не понимали, какую ценность представляла телеграмма.
6. И вот уже все семейство едет в поезде. Ночь. Все спят. Только Геку не спится. Он в валенках выходит в коридор вагона. Чем закончилось ночное путешествие Гека? (Пересказ) Он заблудился. Клушина К.
7. Кто встречал наших героев на станции ?
- Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком?
- Как они добрались до геологической базы?
8. От кого мать узнала, что отец подавал телеграмму?
- Что было написано в телеграмме?( Задержись выезжать на 2 недели. Наша партия срочно выходит в тайгу.)
9.Зачем сторожу надо было уйти в тайгу на несколько дней.(Сказал, что проверить капканы, а сам ходил к отцу, чтобы сообщить, что семья приехала.)
Что можно сказать о стороже по этому поступку? Какие еще поступки подтверждают, что это любящий детей человек, несмотря на суровость.
10. Какие трудности выпали на долю наших героев, когда они остались одни в Тайге? ( не умели растапливать печь, колоть дрова, разделывать зайца)
11. Кого из героев вам было жалко больше, чем других ? Почему?
(Маму)
12. Когда мать и Чук пошли за водой, Гек остался дома один. Вернувшись, они не обнаружили Гека дома. Он исчез. Пожалуй, это самый напряженный момент повести. Вы со мной согласны? ( Давайте посмотрим этот эпизод еще раз)
Слайд4
13. Когда мы читали о похождениях Гека в поезде, нам было очень весело. А когда Гек залез в сундук и уснул там, хотел пошутить? Удалась ли такая шутка? Почему? ( Такие шутки приносят горе, страдание и переживание, и так было страшно одной в избушке матери.
Готовясь к занятию, вы иллюстрировали отрывки повести. Вы по- разному изображали мальчиков. Это портреты художественные. Сейчас мы с вами попробуем составить литературный портрет героя (характеристику) Выявим, какой у братьев характер, как они относятся друг к другу, к близким, к вещам,чем они интересуются?
( Сейчас вы получите карточку. Соедините стрелками черты характера, которые подходят к Чуку и Геку. Можете добавить что-то свое) Проверка.
14. Кто из братьев вам понравился больше ? Почему?
Несмотря на некоторые негативные и отрицательные качества героев, в основном мальчики были хорошими людьми и автор относится к ним с симпатией и даже любит их.( портреты )
Слайд 5
15. Давайте вспомним другие эпизоды. Узнай фрагмент повести по иллюстрации.
Слайды 6
« Потом они таскали дрова. Весело стрекотали сороки, прыгали с ветки на ветку шустрые белки.»
«Втроем они ходили за водой. Чук подставлял под струю палец. Вода была холоднее самого мороза.»
« Здесь ночуем. Кони встали около маленькой заснеженной избушки. Здесь наша станция.»
« Теперь было весело. Из лоскутков они шили зверьков на елку.»
« Отец посадил обоих на колени. Все сели и замолчали. Включили радиоприемник.»
16. А сейчас « черный ящик». Угадай предмет, который лежит в ящике.
1). Предмет, из-за которого началась драка, как раз в то время, когда почтальон с письмом поднимался по лестнице.» ( пустая спичечная коробка)
2). Предмет, который Чук получил в подарок от военного в поезде.( карандаш )
3). Предмет, который забыл Чук на опушке, когда ходил за водой. ( рукавичка)
4). Предмет, который передал матери сторож от отца, когда пропал в тайге на 4 суток.(ключ)
5). Предмет, который лежал на столике в купе вагона. (Желтый апельсин )
- Как закончилась повесть? ( Расскажи)
-Как вы думаете, зачем Гайдар рассказал нам эту историю?
(не ссориться, не врать, а говорить правду, любить своих близких и относиться к ним с уважением).
Что бы произошло, если бы телеграмма не потерялась? предположите, пофантазируйте .( Читатели не узнали бы, как раскрываются человеческие качества характера.)
История эта произошла много лет назад. Не было тогда интернета, электронной почты, не было мобильных телефонов, даже обычные телефоны с проводами были не в каждом доме, а если нужно было сообщить что-то важное, люди посылали телеграммы. Сейчас мы с вами попробуем тоже составить телеграмму. Это будет телеграмма счастья. Записывать слова вы будете на бумажных ленточках, как в настоящей телеграмме. Приклеите ленточки со словами к бланку, и у каждой группы получится своя телеграмма.
Что надо человеку для счастья? (дети составляют телеграмму и зачитывают ее вслух) Работа в группах.
Эти телеграммы мы адресуем всем, всем, всем людям.
В конце повести Гайдар спрашивает, что такое счастье?
Готовясь к этому занятию, наши корреспонденты задали вопрос о счастье учителям, ученикам, родителям. Каждый по –своему понимает, что для него счастье. Предлагаем посмотреть маленький фрагмент проекта.( видеоролик)
-Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и беречь нашу родную землю.
Повесть А. П. Гайдара написана перед войной в 1939 году, сейчас завершается 2016. За 77 лет многое изменилось в нашей жизни, но неизменными остаются главные жизненные ценности : семья, родина, любовь.
Отзывы детей.( прочитать 3)
Предлагаю закончить наше занятие песней из фильма «Чук и Гек». Московское небо. ( вместе с героем повести)