kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Жди меня, и я вернусь.."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русской литературе, которое знакомит  обучающихся с фактами Великой Отечественной войны, формирует у детей активную творческую позицию, способствует формированию  представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа,

развивает патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, воспитывает уважение к защитникам Родины. 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Жди меня, и я вернусь.." »


«Жди меня, и я вернусь…»

(внеклассное мероприятие по письмам с фронта)




Автор:

Зиганшина Гузалия Хуснулловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ с.Метевбаш Белебеевского района Республики Башкортостан






















Цели:

создать условия для знакомства обучающихся с фактами Великой Отечественной войны; формирование у детей активной творческой позиции; способствовать формированию представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа;

развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны;

воспитывать уважение к защитникам Родины


Музыкальное оформление:

«Священная война» - сл. В.Лебедева – Кумача, муз. А.Александрова; «Огонек» с.М.Исаковского, музыка народная, «Катюша » сл.- .М.Исаковского, муз. М.Блантера; «В землянке» - сл. А.Сурикова, муз. К. Листова; «Темная ночь» - сл. В. Агатова, муз. Н.Богословского; «До свидания, мальчики» - сл. и муз. Б. Окуджавы; «Вальс расставания» сл. К.Ваншенкина, муз. Я.Френкеля; «На безымянной высоте»- сл .М. Матусовского, муз. В.Баснера; «Эхо любви» - сл. Р.Рождественского, муз. Е.Птичкина.

Оформление:

Первая часть сцены – землянка, рядом скамейка, котелок на костре: левая – медсанбат.

(Звучит запись песни «Журавли» )


Ведущий: Защитников Родины почитают в нашей стране с древних времен. В память о них возводят храмы и часовни, устанавливают памятники, мемориалы, их имена поминают в дни общенародных торжеств. Каждая семья хранит память о своих героях. Давайте и мы вспомним о людях, которые прошли через ужас войны, претерпели ту боль, что она несет, отдали жизни во имя Победы.

(Затем звучит «Священная война». Ведущий занимает место в правой части сцены. После песни на сцену выходит Юноша).


Юноша:

Мы предчувствовали полыханье

Этого трагического дня

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье

Родина возьми их у меня!

Я люблю тебя любовью новой,

Горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом,

С темной радугой над головой.

Он настал, наш час, и что он значит-

Только нам с тобою знать дано.

Я люблю тебя - я не могу иначе.

Я и ты - по-прежнему – одно.


О.Берггольц (1). «Мы предчувствовали полыханье…»

(Уходит в землянку – правую часть сцены.)


Ведущий: Ах, война, что ж ты сделала, подлая

Стали тихим наши дворы.

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом - солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Вся страна, все как один встали на защиту своей Родины.


Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими.

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите, но все – таки

Постарайтесь вернуться назад.

(Бойцы (2), (3), (4), (5), (6), (7) выходят на сцену.)


Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьице белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – никуда от них не денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что.

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

Б.Окуджава «До свидания, мальчики…»


Ведущий: Не только на мужские, но и на хрупкие женские плечи легли тяжелые испытания. Кто – то трудился в тылу, обеспечивая фронт всем необходимым, растил хлеб, работал в госпиталях, кто – то ушел на фронт сражаться с врагом наравне с мужчинами, выносил из огня раненых. Трудно описать подвиг русских женщин на войне – их героизм и жертвенность говорят сами за себя.

(Девушки (2), (3), Юлька, Зинка встают из зрительного зала, выходят на сцену. Вслед за ними идут Боец (1) и Девушка (1), которые останавливаются около сцены).

Как тяжелы были те минуты, когда родные и близкие провожали на фронт своих любимых. Что принесет война? Вернется ли твой самый дорогой человек живым и здоровым? Никто не мог ответить на эти вопросы. Горестные предчувствие терзали сердца.

Девушка (1) (поет):

На позицию девушка

Провожала бойца.

Темной ночью простилася

На ступеньках крыльца,

И пока за туманами

Видеть мог паренек,

На окошке на девичьем

Все горел огонек.


(Прощается с Бойцом (1), поднимается на сцену.)

Бойцы (поют ) :

Парня встретила славная

Фронтовая семья,

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья.

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог;

Где ж ты, девушка милая?

Где ж ты, мой огонек?

М.Исаковский « Огонек»

(Девушка (1), вытирая слезы, возвращается в зрительный зал. Бойцы, Девушки (2),(3), Зинка и Юлька размещаются в правой части сцены. Звучит запись взрывов. Юноша пишет письмо, проговаривая вслух.)

Юноша: Милая Тонечка! Я не знаю, прочитаешь ты когда- нибудь эти строки. Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой, жаркий, стремительный. Кругом нас фашисты, весь день отбиваем атаки. Мы остались вдвоем. Мы не думаем о спасении своей жизни, мы солдаты и не боимся умереть за Родину. Сейчас твой портрет лежит у меня на коленях, ты со мной. Не так тяжело умирать, когда знаешь, что где – то есть человек, который помнит о тебе и любит.

Ведущий: Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали их. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, предавали решимости идти в бой, защищать Родину.

(Бойцы исполняют песню «В землянке»).

Ведущий: Письма.… Как много они могут поведать о человеке…

(Музыка стихает, Девушка(1) подходит к сцене, обращается к Бойцу (1).)

Девушка (1): Дорогой мой! Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя, волнуюсь, скучаю.

Боец (1)(из землянки): Я с тобой, мой друг! разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь сказать что – то теплое, ласковое, хочу и не могу!

Любочка! Я с тобой! Откликнись! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту, при лунном свете перечитал твое последнее письмо, знаешь, сразу сделалось теплее, даже руки обогрелись.

Девушка(1): Какое это счастье - получить твое письмо, силы сразу прибавилось. Так хочу дожить до победы, чтоб увидеть тебя, обнять.

Боец (1): Я не трушу, нет. Но вся моя нежность, мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть на обгоревшие леса, на изуродованные места, на убитых. Любочка! Дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом!

Девушка (1): Как мне хочется прибежать к тебе, быть с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет тебе!

Боец (1): Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет, Жди, когда уж надоест

всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не жалей добра

Всем, кто знает наизусть.

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня.

Пусть друзья устанут ждать.

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет – Повезло. –

Не понять не ждавшим им.

Как среди огня

Ожиданием своим ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

просто ты умела ждать,

Как никто другой

К.Симонов (2). «Жди меня…»

Девушка(1)(около сцены):

Ясноглазая темная ночь.

Если можешь, ты мне помоги!

Мне невмочь, понимаешь, невмочь

Одинокие слушать шаги!

Видеть свет в запоздалом окне

И бессонниц чернеющий круг.

Знать, что юной солдатской жене.

Ад сражения представился вдруг…

Пусть скорей возвратится домой

Тот, кого не отчаялись ждать,

Пусть плывет в колыбели земной,

Сном утешена, горькая мать.

И чтоб каждой солдатской жене

И сейчас, и во все времена

Даже в кратком, нечаянном сне

Никогда не являлась войне!

Л.Татьяничева (3). «Ясноглазая темная ночь…»

(Уходит в зрительный зал.)


Ведущий: На войне всем тяжело. Бойцы собой закрывали огненную картечь на лини фронта. Их матери, сестренки и братишки работали в тылу, падая от усталости и недоедания. Но что приходилось испытывать девушкам, ушедшим на фронт? Что чувствовали они? Могли ли они с мужской твердостью идти в бой, могли ли они плакать от горечи и боли, как женщины в тылу?

(На скамейку, укрывшись одной шинелью, садятся Зинка и Юлька)

Зинка: Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь. Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом.

За порогом бурлит весна,

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, - я против грусти.

Но сегодня - она не в счет.

(Уходит за кулисы.)

Юлька: Отогрелись мы еле – еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окружение попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи.

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,-

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

- Знаешь, Зинка, я – против грусти.

Но сегодня - она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом.

За порогом бурлит весна,

И старуха в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!


(Уходит за кулисы. В проходе зала появляются Медсестры (1), (2), которые берут раненых (1),(2),(3),)

Медсестра:

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы, девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты.-

То юность моя в огне.

идут по войне девчата,

Похожие на парней!


(Медсестры (1) и (2), Раненые (1),(2),(3) располагаются в левой части сцены – медсанбате.)

Медсестра (2) (пишет письмо): Дорогая мамочка! После сегодняшнего боя было много раненых. Невозможно без слез смотреть на изуродованных молодых ребят. У одного оторвало ногу, а он все кричал, что она у него болит. Но не буду плакаться. Беспокоюсь, как дела у вас. Номер моей полевой почты пока тот же. Целую вас крепко.

Медсестра (1) (пишет письмо): Привет с фронта городу Демидову и всем жителям! Здравствуйте, дорогие и знакомые, которые остались в живых. Сегодня, то есть 22 сентября 1943 года, услышала радостную весть о том, что взят мой родной город, в котором я жила, родилась и воспитывалась. Услыхав весть о том, что наш город освобожден от немецких палачей, решила с большой радостью о взятии города и горем за павших героев в борьбе за город написать краткое письмо и услышать новости за город и жителей…

Мамочка и Толечка, если вы живы, то не беспокойтесь о нас. Мы помогаем своей Родине истреблять фашистскую заразу…

Немного напишу о себе. Живу хорошо. Громлю фашистскую заразу вместе со всеми бойцами и командирами. Живу очень хорошо. О нас, о военнослужащих беспокоится вся страна. А за нее и не жаль отдать жизнь.

Итак, дорогие мамочка и Толечка, если вы живы, опишите свои муки, как вам пришлось жить под сапогом немецкой нечисти. Ведь я с Вовой нахожусь на фронте, и нам очень обидно не получить не одной весточки из дома ровно два года. Все получают, читают. А мы…мы смотрим с обидой.

Я в одной части была с Вовой и не знала. А когда встретились, то, оказывается, и в бою были вместе и не знали, что вместе, на одном поле боя истребляем фашистскую заразу. Побыв 2 месяца с Вовой, меня откомандировали, и я попала в другую часть. Начальство не знало, что я встретилась с Вовой. А поэтому теперь живем мы вместе. Переписка идет без всякой задержки. Оба сражаемся за Родину.

Очень тяжело, дорогая мамочка, переживать о тех воспоминаниях, которые были до войны. Как мы были счастливы до войны! А теперь из-за заклятого Гитлера приходится переживать. Ну, мамочка , если ты жива, о нас не беспокойся. Скоро разобьем заклятого врага и с победой все возвратимся в свои города и села. Ожидай дома только лишь с победой, а если и придется отдать жизнь, то только лишь за Родину.

Думаю, что вернемся каждый в свой родной край. Да, мамочка, многому нас научила война хорошему. Стали боевыми орлами, что не страшна нам никакая страшная сила. Прошли большой путь. Теперь только остается добить врага, и все.

Пока, мамочка и Толя, оставайтесь живыми, если вы на самом деле живы. О нас не беспокойтесь. Вова жив и здоров. Живет также хорошо, но очень скучает по вас, так же, как и я. До свидания. Остаюсь ваша дочь и сестра Маргарита. Мой адрес: полевая почта 21538. Гамовой Маргарите Александровне.

Ведущий: Медицинская сестра Маргарита Александровна Гамова сразу после освобождения родного города Демидова свое первое письмо написала в райисполком в надежде, что ее весточку передадут матери и брату. Затем писала домой на старый адрес. Но переписка установилась лишь с подругой Валентиной.

МЕДСЕСТРА(2) (пишет письмо): Здравствуй, дорогая Валечка! Шлю тебе свой фронтовой привет и желаю тебе самых наилучших успехов в

твоей жизни.

Дорогая, получила от тебя вчера вечером письмо, но не могла прочесть до сегодняшнего рассвета, так как была в пути. Из боя ехали в бой. Очень благодарю тебя за то, что ты мне написала. Очень ведь интересно знать обо всем. Одна ты только и пишешь из Демидова, а остальные, кому ни писала, ответа ни от кого не получила.

Теперь я успокоилась, что мама жива. Но не знаю ее адреса точного. Хочу выслать денег, но не знаю, куда. И не знаю, получила ли она от меня письмо. И сегодня ей тоже маленькую открытку послала, хотя от нее еще ничего не получила.

Времени сейчас очень мало, поэтому мало пишу. Нет времени. Все время в боях. После боя напишу. Живу я хорошо. Но вчера чуть ли не убили. Если бы не ушла с того места, уже не была бы на свете. Но не страшно ничего. Лишь бы бить и бить фашистскую заразу. «Смерть не страшна, мы не раз с ней встречались в бою, а поэтому верю, со мной ничего не случится».

Работа сейчас, сама предполагаешь, какая жаркая. Но мне чего-то все бесстрашно, привыкла к боевой обстановке. Канонада не умолкает ни на минуту. Лупим, да лупим фашистскую заразу. Ну, конечно, пусть и мама не беспокоится обо мне. Пить, кушать — чего душе угодно. Одета

тоже неплохо.

Пиши, Валечка, какие у вас новости. Передавай маме привет... В госпитале лежала не по ранению - еще не ранило ни разу, и была маленько контужена, и крепко оглушило снарядом. 17.12.43 г.

ВЕДУЩИЙ: ...Письмо Маргариты от 17 декабря 1943 года оказалось последним. В январе 1944 года ее мать получила сообщение командира части.

КОМАНДИР ЧАСТИ (пишет письмо): Дорогая Мария Александровна! Вам пишет командир части, в которой была Ваша дочь Маргарита Гамова.

Должен сообщить Вам горестную весть. Ваша дочь погибла на фронте смертью храбрых, оказывая помощь другим как санитарный работ­ник. Она проявила большое мужество и за боевые заслуги посмертно награждена орденом Отечественной войны 1-й степени. Все, знающие ее, все ее товарищи по боевой жизни разделяют Ваше глубокое горе.

Вы вырастили, дорогая Мария Александровна, достойную дочь со­ветского народа, которая погибла за общее дело в борьбе с гнусными захватчиками, погибла за дело освобождения своей Родины.

Маргарита отличалась в части скромностью, трудолюбием, и ее ра­бота в боевых условиях служила образцом для всех.

Маргарита погибла 21 декабря 1943 года без мучений, была убита, когда находилась на передовых позициях, оказывая помощь другим ра­неным.

Мы все скорбим и разделяем Ваше неизмеримое горе. Мужайтесь, Мария Александровна, поколения будут благодарны героям, погибшим из фронте борьбы за освобождение Отечества, за их свободную жизнь...

Клянемся отомстить проклятым фашистам за смерть любимой все­ми Маргариты.

Командир части № 26738 подполковник Дьяченко.

ВЕДУЩИЙ: Мария Александровна получила орден дочери в Деми­довском райвоенкомате Смоленской области. В настоящее время он хранится в семье брата Маргариты — Гамова Владимира Александрови­ча, того самого Вовы, о котором она упоминала в своих письмах.

РАНЕНЫЙ (2): Кто из нас, фронтовиков, не назовет добрым име­нем, не помянет с благодарностью сестричек, врачей, которые оказыва­ли нам первую помощь при ранениях! Вот такой доброй сестричкой и была моя сестра Маргарита. Ей не исполнилось и восемнадцати лет, когда она добровольно пошла на фронт. Случилось это в начале 1942 года. Воевала она в составе 26-й истребительной бригады 4-й ударной армии под Демидовом.

В этой бригаде оказался и я, после боев и ранений в калужском рубе­же. При обороне Ленинграда и Пушкина я воевал первоначально в со­ставе 1-й Кировской дивизии народного ополчения, куда добровольно вступил в первые же дни Великой Отечественной.

Летом 1942 года фашисты предприняли наступление на Велиж, со стороны Демидова. Наша 26-я бригада остановила их. Мы отбили у вра­га небольшую деревушку, теперь уж и не припомню ее названия, и ко­мандир роты приказал мне добраться до командира батальона и про­сил массированным огнем рассеять фашистские подразделения, которые накапливались в лощине для контратаки.

Ползу вдоль Придорожной канавы и слышу, как раненые то там, то здесь просят: «Сестричка, помоги!» И вот вижу, навстречу ползет боец. Сначала не обратил на него внимания и когда только чуть ли не столк­нулся лицом к лицу, остолбенел: передо мной была сестра, Маргарита! Она узнала меня и удивленно вымолвила: «Вовка, ты откуда взялся?»

Расстались мы с ней еще перед войной. Знала она обо мне только то, что я учился и жил в Ленинграде. И вот такая встреча на поле боя.

Разговаривать, разумеется, у нас не было времени, и мы условились встретиться после боя. К счастью, тогда мы оба уцелели и впоследствии встречались при первой возможности. На правах старшей она учила меня, как надо вести себя на поле боя, чтобы не подставить лоб шаль­ной пуле.

Потом группу санитарных работников бригады, в которой была Мар­гарита, направили под Невель. Мы писали друг другу часто. Особое вни­мание в письмах Маргарита уделяла судьбе матери и брата Анатолия. Мы действительно не знали, живы они или нет.

Дело в том, что я с товарищами в канун 1 Мая 1942 года с боем про­рвался к своим из Демидова. Мы доставили командованию ценные раз­ведывательные данные. Нашелся предатель, донесший гестапо, что ви­дел меня в родном доме. Фашисты схватили мать и братишку и отправи­ли в концлагерь города Рудни. Только в сентябре 1943 года они были освобождены. Я в то время был под Витебском. Командир отпустил меня разузнать о семье. Маму и Толю застал уже дома. Об этом и что Анато­лий ушел со мной на фронт, сестренка не знала. Было Толику всего пят­надцать... Так и провоевали с ним до последнего залпа Отечественной. Мстили за любимую сестру, как только могли. В самые последние дни боев под Берлином меня тяжело ранило...

(Ни середину сцепы выходят Школьники (I), (2), Школьницы (1), (2).)

ШКОЛЬНИЦА(1): Дорогие товарищи,бойцы. Мы приготовили для
нас концерт!

ШКОЛЬНИКИ): Первый номер нашей программы песня «Катюша»!

(Школьница (I) и Школьник (2) исполняют дуэтом «Катюшу».)

ШКОЛЬНИЦА (1): Второй номер нашей программы – песня «Темная ночь».

(Школьники исполняют песню. После выступления дарят раненым подарки. Раненые отдают им свой хлеб. Школьники возвращаются в зрительный зал.)

ВЕДУЩИЙ: Можно ли описать горечь разлуки матери с сыном? Ее сердце разрывается на части от того, что она не может защитить свое дитя. Если бы она могла, то закрыла бы сына собою, чтоб в него не по­пала вражеская пуля. И каждая весточка с фронта — это и радость, что пришла новость о сыне, и холодящая душу тревога, жив ли он.

Рассказать о том, что испытывали матери, отправившие своих сыно­вей на фронт, невозможно. Словами не выразить, какая смертельная тяжесть легла на их плечи.

БОЕЦ (1): ...Да разве об этом расскажешь
! '

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла.

БОЕЦ (2): В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своей судьбою

Осталась один на один.

БОЕЦ (3): Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все — без конца и без счета —

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну. М. Исаковский «Русской женщине»
ДЕВУШКА(2): Одной тебе - волей-неволей,
И надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в бою.
Одной тебе плакать и петь.
Д ЕВУШ КА (3): А тучи свисают все ниже.
А громы грохочут все ближе.
Все чаше недобрая весть
И ты перед всею страною.
И ты перед всею войною
Сказалась — какая ты есть. -
БОЕЦ (4): Ты шла, затаив свое горе

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

БОЕЦ (5): В холодные зимы, метели ,

У той у далекой черты.

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

БОЕЦ (6): Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой

МЕДСЕСТРА (1): За все ты бралася без страха,

И, как в поговорке какой;

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела — иглой и пилой.

МЕДСЕСТРА (2): Рубила, топила, копала.

Да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живешь

КОМИССАР: Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

БОЕЦ (7): И воин, идущий на битву,

И встретить готовый ее,

Клятву, шептал, как молитву

Далекое имя твое... И. Исаковский «Русской женщине»

ЮНОША (Пишет письмо, проговаривая вслух): Моя ласковая мамоч­ка! Я от вас далеко, но всеми своими мыслями, моя родная, я всегда с тобой, со всей семьей. Послезавтра день моего рождения. Мне 21 год. В этот день, день моего рождения, я с особенной любовью и лаской вспом­ню тебя. Ту незабываемую, которая ночей не спала, всю свою жизнь и здоровье отдала нам. Вспоминаю, как ты старалась нас лучше одеть, обуть, накормить. Знала, мамуся родная, что каждый из нас любит. Тер­пеливо, часто отказывая себе, готовила для нас. Если нас не было дома, то и готовить тебе ничего не хотелось, опускались руки. Все делалось твоими руками, мамочка родная. А ведь я, когда был маленьким, думал, что мамы не знают усталости.

Хочется обнять тебя, поцеловать свою милую, уже стареющую маму. Ведь дома я на ласку был скупой. Уж такая участь родителей: дети ни­когда не отплатят ласки и заботы полностью. Знаю, что каждый день, проведенный мною на фронте, ты переживаешь, и он оставляет неизг­ладимый отпечаток на твоем здоровье и на тебе...

Не могу забыть момент: я вынес с боя уже немолодого солдата. Он умирал у меня на руках. Вспоминал детей, жену. Беспокоился о них. Звал свою маму, и с этим словом умер.

МАТЬ (встает из зрительного зала, подходит к сцене):

Из деревни отдаленной
Пишет в полк солдатам мать.
Пишет Лаптева Олена,
Просит правду отписать,
Отписать, ответить вскоре
Хоть простым, хоть заказным,
Что так долго сын Григорий
Ей не пишет? Что там с ним?
Край неблизкий, свет — не хата,
Ничего не слышит мать...
Или почта виновата?
Так ли? Нет ли? Только б знать!
День за днем идут, проходит,
Все гадает про ответ.
То на сердце легче, вроде,
То подступит — мочи нет!
Умываться ль станет кошка,
Нож ли на пол упадет,
Снег ли хрустнет под окошком —
И — не веря — сердце ждет!
Час пришел, стоял морозец.
Прослыхала из сеней —
Скрипнул близко письмоносец
Сумкой кожаной своей.
И в тоске невыразимой
Сжала руки на груди:
Проходи ты, горе, мимо,
На порог не заходи.
(Достает письмо.)

Вот письмо, письмо про сына,
Заняла дыханье боль,
Правды всей сама просила,
Да узнать ее легко ль?
Как прочесть письмо такое?
Только радость с первых слов:
КОМИССАР (из землянки):
Сын ваш, Лаптев, храбрый воин,
Жив и весел, и здоров.
Сообщить вам нынче рады.

Что за редкий подвиг он

Самой высшею наградой

По указу награжден.

Он стоит, герой на страже,

И от нашего лица

От полка, спасибо наше

Вам за сына-храбреца!

Шлем привет его сыновний,

Он еще напишет вам.

МАТЬ: Под последней строчкой ровной подпись снизу: комиссар.

(Боец (2) поет песню «На безымянной высоте «.)

-БОЕЦ(1): И этот год ты встретишь без меня...

Когда б понять ты до конца сумела.

Когда бы знала ты, как я люблю тебя.

Ко мне бы ты на крыльях долетела

Отныне были б мы вдвоем везде.

Метель твоим бы голосом мне пела.

И отраженьем в ледяной воде

Твое лицо бы на меня смотрело,

Когда бы знала ты, как я тебя люблю,

Ты б надо мной всю ночь, до пробужденья,

Стояла тут, в землянке, где я сплю.

Одну себя пуская в сновиденья.

Когда б одною силою любви

Мог наши души поселить я рядом,

Твоей душе сказать: приди, живи,

Бесплотна будь, будь недоступна взглядам.

Но ни на шаг не покидай меня.

Лишь мне понятным будь напоминаньем,

В костре — неясным трепетом огня,

В метели — снега голубым порханьем

Незримая, смотри, как я пишу,

Листки своих ночных, нелепых писем,

Как я слова беспомощно ищу,

Как нестерпимо я от них зависим.

Я здесь ни с кем делиться не хочу,

Свое ты редко здесь услышишь имя,

Но если я молчу — я о тебе молчу,

И воздух населен весь липами твоими.

Они кругом меня, куда ни кинусь я.

Все ты в моих глазах глядишь неутомимо.

Да, ты бы поняла, как я тебя люблю,

Когда б хоть день со мной тут прожила незримо.

Но ты и этот год встречаешь без меня...

К. Симонов. Далекому другу

ДЕВУШКА (2) (подходит к сцене): Я буду ждать!

Так ждать, чтоб даже память вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень.

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Зарыть, запрятать, затемнить.

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Что вздох и тот зажать в руке,

Так ждать, чтоб мертвый он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

И. Эренбург [6]. «Так ждать, чтоб даже память вымерла...»

ДЕВУШКА (2): Пусть тебя не мучает тревога.

В синие глаза твои гляжу,

Про такого парня боевого

Ничего плохого не скажу.

На твоем пути большие села

И морей немолкнущий прибой...

Всем скажу, какой ты развеселый,

И что бредят девушки тобой.

Пусть гора не сходится с горою.

Ты весной из-за горы крутой

Приезжай на родину героем,

Награжденным шашкой золотой.

Будет ясным небо голубое,

И с восьми часов до десяти

Как приятно будет мне с тобою

Вдоль по главной улице пройти.

С этой думой ясной и простою

И разлуку я перетерплю!

Буду, буду ждать тебя весною,

Потому что я тебя люблю!

А. Прокофьев « Песня Тони»

(Почтальон идет по залу, разносит письма, затем раздает письма Бойцам.)

ВЕДУЩИЙ: Треугольником сложен пожелтевший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.

Рвется ветер осенний и команда: вперед!

Даже смерть отступала, хоть на несколько дней.

Где солдатские письма шли дорогой своей.

И с поклоном последним письма, полные сил,

От погибших в сраженьях почтальон приносил.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

И бессонную правду фронтовых голосов.

В письмах вера солдата в наши мирные дни.

Хоть и были когда-то так далеко они.

Прошу вас: храните солдатские письма.

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

(Бойцы читают письма.)

БОЕЦ (1): Вот закончится война, приеду домой и женюсь!

БОЕЦ (2): А я учиться пойду. Хочу инженером стать.

БОЕЦ (3): А я мечтаю о том, как вернусь домой и полной грудью вдохну деревенский воздух.

БОЕЦ (4): А я хочу с сыном пройти по деревне. Пусть все нас видят!

БОЕЦ (5): Тебе хорошо — вся грудь в орденах, есть чем удивить!

(Боец (6) пишет письмо.)

БОЕЦ (6): Возможно, будет мрачная погода,

Тебе покажется, что мало строк,

Что я тебе за целые полгода

И полстраницы написать не смог...

Не доверяй погоде и досаде

И хоть открытку в ящик оброни ...

Торопимся к берлинской автостраде

И письма пишем, не сходя с брони.


М.Львов (8). Письмо

Ведущий: И вот пришла долгожданная Победа! Но как велика цена за нее! Участие каждого было важным для победы – солдаты, которые шли в бой. Родные, которые их ждали, и чья любовь придавала сил в тяжелые минуты.

Звучит песня «День Победы»














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
" Жди меня, и я вернусь.."

Автор: Зиганшина Гузалия Хуснулловна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118944

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) ""Жди меня, и я вернусь..." - литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-ю Дня Победы "
    ["seo_title"] => string(100) "zhdi-mienia-i-ia-viernus-litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-posviashchiennaia-70-iu-dnia-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "226941"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440525099"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Сценарий праздника "Чтим великий День Победы""
    ["seo_title"] => string(44) "stsenarii_prazdnika_chtim_velikii_den_pobedy"
    ["file_id"] => string(6) "629071"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1680717810"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка внеклассного мероприятия «К 70-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_vnieklassnogho_mieropriiatiia_k_70_lietiiu_vielikoi_"
    ["file_id"] => string(6) "397908"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1488710732"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Сценарий мероприятия "И помнит мир спасенный..." "
    ["seo_title"] => string(49) "stsienarii-mieropriiatiia-i-pomnit-mir-spasiennyi"
    ["file_id"] => string(6) "221780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435577638"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Сценарий Последнего звонка в 9 классе "Не повторяется такое никогда..." "
    ["seo_title"] => string(78) "stsienarii-posliedniegho-zvonka-v-9-klassie-nie-povtoriaietsia-takoie-nikoghda"
    ["file_id"] => string(6) "221785"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435578358"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства