МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
(ГАПОУ ПО ПМПК)
отделение строительства
"Жди меня, и я вернусь." -
литературно-музыкальная композиция,
посвященная 70-ю Дня Победы
Автор:
Симакова Лариса Геннадьевна
воспитатель общежития
Пенза, 2015 год
Цель:
Развитие нравственно-патриотических качеств личности, уважительного отношения к исторической памяти народа, бережного отношения к ветеранам.
Задачи:
1. Формирование у студентов активной гражданской позиции.
2. Развитие социальных, общекультурных, учебно-познавательных компетенций студентов.
3.Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ, совершившего подвиг
70 лет назад.
Ход мероприятия:
( Звучит запись песни «Помянем» в исполнении В. Цыгановой )
Ведущий: Защитников Родины почитают в нашей стране с древних времён. В память о них возводят храмы и часовни, устанавливают памятники, мемориалы, их имена поминают в дни общенародных торжеств. Каждая семья хранит память о своих героях. Давайте и мы вспомним о людях, которые прошли через ужас войны, претерпели ту боль, что она несёт, отдали жизни во имя победы.
(На фоне песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».)
Чтец. Ах, война, что ж ты сделала, подлая.
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что.
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
( Звучит колокольный звон.)
1-й: Что это? Ты слышишь?
2-й: Это колокола. Колокола памяти…
1-й: Памяти? А разве такие бывают?
2-й: Бывают, смотри!
( Звучит музыка из оперы «Орфей и Эвредика». На сцену выходят женщины в чёрном, в руках держат свечи и замирают в разных позах. )
1 женщина: Грустные ивы склонились к пруду.
Месяц плывёт над водой.
Там, у границы, стоял на посту
Ночью боец молодой.
2 женщина: В тёмную ночь он не спал, не дремал,
Землю родную стерёг,-
В чаще лесной он шаги услыхал
И с автоматом залёг.
3 женщина: Чёрные тучи в тумане росли.
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали –
Так началася война…
Ведущий: На войне всем тяжело. Бойцы собою закрывали огненную картечь на линии фронта. Их матери, сестрёнки и братишки работали в тылу, падая от усталости и недоедания. Но что приходилось испытывать девушкам, ушедшим на фронт? Что чувствовали они? Могли ли они с мужской твёрдостью идти в бой, могли ли они плакать от горечи и боли, как женщины в тылу?
(На скамейку, укрывшись одной шинелью, садятся Зинка и Юлька.)
ЗИНКА: Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье.
Мама, мамка моя живёт.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна,
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждёт…
Знаешь, Юлька, я – против грусти.
Но сегодня – она не в счёт.
( Уходит за кулисы. )
ЮЛЬКА: Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг приказ: «Выступать вперёд!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.
С каждым днём становилось горше.
Шли без митингов и знамён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрёпанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по чёрной ржи.
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,-
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я – против грусти.
Но сегодня – она не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живёт.
У меня есть друзья, любимый,
У неё ты была одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
( Ю.Друнина «Зинка»)
Мать: Из деревни отдалённой
Пишет в полк солдатам мать.
Пишет Лаптева Олёна,
Просит правду отписать,
Отписать, ответить вскоре
Хоть простым, хоть заказным.
Что так долго сын Григорий
Ей не пишет? Что там с ним?
Край неблизкий, свет – не хата.
Ничего не слышит мать…
Или почта виновата?
Так ли? Нет ли? Только б знать!
День за днём идут, проходят.
Всё гадает про ответ.
То на сердце легче, вроде,
То подступит – мочи нет!
Умываться ль станет кошка,
Нож ли на пол упадёт,
Снег ли хрустнет под окошком –
И – не веря – сердце ждёт!
Час пришёл, стоял морозец.
Прослыхала из сеней –
Скрипнул близко письмоносец
Сумкой кожаной своей.
И в тоске невыразимой
Сжала руки на груди:
Проходи ты, горе, мимо,
На порог не заходи.
( Исполняется танец «Поэма о матери» )
Ведущий: Слушайте письма военных лет! Это письма погибших к родным, близким, любимым. Они писались под пулями. А под пулями не лгут. Слушайте письма военных лет.
1-й: Я пишу вам письмо.
Хотя между нами пути не близкие.
В человеческий рост бурьян,
Да к тому же тетрадные листики,
Очень временный материал.
2-й: «Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь – 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю, зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет жизнь…»
3-й: «Дорогая мамочка! После сегодняшнего боя было много раненых. Невозможно без слёз смотреть на изуродованных молодых ребят. У одного оторвало ногу, а он всё кричал, что она у него болит. Но не буду плакаться. Беспокоюсь, как у вас дела. Целую вас крепко.»
4-й; «Нет времени, поэтому пишу мало. Всё время в боях. Но вчера чуть не убили. Но не страшно ничего. Лишь бы бить и бить фашистскую заразу. «Смерть не страшна, мы не раз с ней встречались в бою, а поэтому верю, со мной ничего не случится.»
Чтец: Треугольником сложен пожелтевший листок
В нём и горькое лето, и сигналы тревог.
В нём печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвётся ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней.
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последним письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни,
Хоть и были когда-то так далёко они.
Прошу вас, храните солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла.
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!
( Почтальон идёт по залу, разносит письма. )