Уважаемые коллеги! Предлагаю мероприятие по теме "Детский фольклор". В школе есть музей "Карельская изба", обычно здесь провожу уроки по знакомству с местными обычаями и традициями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Заключительное занятие по теме "Детский фольклор"»
Заключительное занятие по теме «Детский фольклор» в 5 классе.
Место проведения- школьный музей «Карельская изба».
Учитель. Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Именно так я , наверное, должна с вами поздороваться. Сегодня мы обобщим наши знания по теме «Детский фольклор».
Раз мы в карельской избе, наш урок по форме будет «посиделками».
За окном студёный декабрь. В такие дни хочется согреться и от жарко натопленной печки, и от тёплого человеческого слова.
Фольклор – это мудрость народная. И не обойтись нам сегодня и без олицетворения этой мудрости – доброй и мудрой бабушки. Я за 3 месяца знакомства с вами, ребята, убедилась, как вы любите своих бабушек, как запоминаете их слова. Вот и сегодня у нас гостья.
- Стук в дверь.
- Да-да, заходи , добрый человек.
Заходит «бабушка». Переступает через порог, внимательно оглядев его.
Бабушка. Здравствуйте, детушки малые да люди добрые!
Учитель. Издавна на Руси принято гостей встречать хлебом-солью. А в нашей Карелии гостя без чая из дома не отпускали. Сколько было гостей, столько и самоваров ставили.
Девочки приглашают :
- Поклон наш примите, наш хлеб откушайте! Чаю испейте!
Бабушка. Не красна изба углами, а горячими пирогами, баранками да сушками, да самоварами блестящими!
- Проходите, бабушка, к столу.
- Гость пообедает - дом не обеднеет.
Дети уступают место.
Бабушка. Хорошо старому стареть при хороших детях, любо малому расти при хороших родителях.
Учитель .Вот и все в сборе. А вы заметили, ребята, как вошла в избу бабушка?
Бабушка, а какова хозяйка этой избы?
- 2 -
Бабушка. Хорошая, чистоплотная. Где чистота – там и здоровье.
Учитель. Почему наша гостья так решила? ( чистый порог)
Вы заметили, ребята, что наша гостья говорит пословицами? А что такое пословица?
У. Пословица заключает меткое и точное обобщение какого-либо явления, факта. В них отражается народный ум, наблюдательность, даётся оценка различным явлениям, поступкам, действиям.
Пока жив язык, живут в народе и пословицы, недаром говорится: « Пословица вовеки живёт». Тематика пословиц очень разнообразна, и трудно назвать ту область народной жизни, нравственных отношений , которая не отразилась бы в них.
Мы дадим нашей гостье такое почётное имя –бабушка- Пословица. Прислушивайтесь к речи бабушки.
Детский фольклор сопровождал ребёнка с колыбели .Колыбельные песни или байки ( в Карелии было принято последнее название) – самые первые поэтические произведения, адресованные ребёнку в его действительно колыбельный период жизни.
Эта «лирика материнства» способствовала накоплению у ребёнка чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса « как сигнала общения» ( М.Мельникова).
Это был сигнал любви, нежности, заботы. На мой взгляд, удивительно точно сказал о колыбели писатель Фазиль Искандер: «Человеческая личность начинается с колыбельной песни, которую ребёнок слышит,- неосознанное чудо материнской любви».
Давайте вспомним колыбельные и исполним их у люльки.
Дети поют колыбельные, сидя у люльки и укачивая куклу.
- Приходи-ка, дед- снотворник,
Дед – снотворник, бабка – дрёма,
Сон с собою принеси,
Сладкий сон в корзинке медной,
Дрёму в чашке оловянной.
Лентой шёлковою мягкой
Повяжи ребёнку глазки,
Лентой мягкой золотою
Ты прикрой ребёнку веки. ( называют автора : Мария Васильевна Маликина, Хяме, Калевала)
- Люли, люли , крошка,
Смотрит сон в окошко.
Сон, малышку усыпляй,
Ангел , сыну помогай,
Посиди у изголовья
Над постелькою младенца,
Пусть уснёт его головка,
Как у матери под сердцем. ( Анна Семёновна Егорова, Колатсельга, Ведлозеро) и др.
Учитель. А какие колыбельные вы записали от мам и бабушек?
Артём Б.
Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок.
Нарядился, воротился,
Стал он люлечку качать:
Баю-бай, баю-бай,
Ляг , Артёмка, скоренько.
Встань. Артёмка, с зоренькой. ( от бабушки Болдыревой В.Н.)
- Ой, понравились, милая! Сердце матери в детях. Доброе слово долго вспоминается, а плохое всю жизнь не забывается.
Учитель .Подрастал ребёнок, его начинали пестовать .Пестушки - это стихи, сопровождающие самые элементарные движения и физические упражнения ребёнка.
Пестушки исполняются в такт движениям.
Дети выходят в центр избы и исполняют пестушки с большой куклой.
- при купании ребёнка : Как с гуся вода..;
- машут ручонками ребёнка и говорят : Ути ,ути, полетели – полетели…
- ребёнок сидит на коленях ,его подбрасывают: Пень-колода, косая огорода…
- 5 –
- учат ребёнка ходить: Ножки, ножки, что вы делали?
- садят ребёнка на лавку, берут за ручки и начинают то притягивать к себе, то отталкивать и поют:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю.
Попало немало:
Семь сижков,
Восемь окушков
Да две палейки,
Обе маленьки,
Плотички не колючи,
Ерши в ковши,
Сколь хошь комши!
Притягивают на себя ребёнка, начинают тормошить и говорят:
Ши-ши. Ши – ши
Ерши хороши,
Только ложки полощи.
Потешками же называют стихи и песенки, которыми взрослые забавляют детей примерно с двухлетнего возраста. Все вместе исполняем самые популярные : «Сорока- ворона кашу варила» и «Ладушки-ладушки».
Бабушка Пословица:
Я весною на завалинке посиживаю,
А зимою в горнице полёживаю,
Сижу, на народ гляжу,
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу,
- 6 -
Загадайте-ка загадки,
Кто смышлёней – погляжу!
Учитель. Загадка – вопрос или задание, которое требует разгадки. Двое наших учеников подобрали карельские загадки. А отгадки где будем искать? ( в карельской избе)
Примеры :
-Железная рига горит, а на ней кукушка переворачивается ( сковорода, блин)
- одна птица, четыре клюва ( подушка)
- руки расставлены, зубы оскалены, кошель с камнями за спиной ( печь)
- олень по полю прыгает, ноги земли не касаются ( люлька)
- утром на четырёх ногах, днём на двух, вечером на трёх ( человек в детстве, в зрелом возрасте, в старости).
Бабушка Пословица. Помоги человеку в гору подняться, а ребёнку – через порог переступить.
Учитель. Когда ребёнок уже познаёт мир активно, он сам становится автором песенок, считалок, небылиц, дразнилок и частушек. Частушка ( от « частить каблуком и словом»)
Эй, сыпь веселей,
Локтей не жалей,
Это верно совершенно,
Что картошка без костей!
Дети встают полукругом и , выходя в центр, поют частушки.
Учитель. Среди произведений устного народного творчества есть такие, которые обладают особой природой комического и подводят ребёнка к первоосновам юмора.
Небылицы. В них нарочито всё перевёрнуто. В небылице объединяется и комизм (смешное)., и детская потребность играть в «перевёрнутый мир». В каком-то смысле это мыслительные игры. Послушаем две небылицы.
- Было дело в январе, пятого апреля. Сухо было на дворе, грязи по колено. По широкой мостовой , узенькой немножко. Шёл высокий гражданин маленького роста. Весь кудрявый., без волос, тоненький, как бочка. У него детишек нет, только сын и дочка. Пишет сыну гражданин: «Дорогая дочка, жив- здоров, лежу в больнице, сыт по горло, есть хочу, хоть корову проглочу».
- На вокзале в чёрном зале
Кто лежал без головы?
Пока голову искали,
Ноги встали и ушли.
Бабушка Пословица. Ну, спасибо, детушки, потешили, душу успокоили. Ай, да молодцы! Спасибо вам. Да помните: доброе слово сближает, худое отдаляет. Что усвоил в молодости, то будешь знать и в старости.
Спасибо этому дому, пойдём к другому. До свидания. ( уходит ).
Учитель. Народная пословица говорит : « Без корней даже горькая трава не растёт».
А наши корни – устное народное творчество. Посмотрите , из какого маленького короба мы сегодня доставали знания. А впереди нас ждёт ещё бодьше открытий!