kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заключительное занятие по теме "Детский фольклор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Предлагаю мероприятие по теме "Детский фольклор". В школе есть музей "Карельская изба", обычно здесь провожу уроки по знакомству с  местными обычаями и традициями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заключительное занятие по теме "Детский фольклор"»

Заключительное занятие по теме «Детский фольклор» в 5 классе.

Место проведения- школьный музей «Карельская изба».



Учитель. Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Именно так я , наверное, должна с вами поздороваться. Сегодня мы обобщим наши знания по теме «Детский фольклор».

Раз мы в карельской избе, наш урок по форме будет «посиделками».

За окном студёный декабрь. В такие дни хочется согреться и от жарко натопленной печки, и от тёплого человеческого слова.

Фольклор – это мудрость народная. И не обойтись нам сегодня и без олицетворения этой мудрости – доброй и мудрой бабушки. Я за 3 месяца знакомства с вами, ребята, убедилась, как вы любите своих бабушек, как запоминаете их слова. Вот и сегодня у нас гостья.

- Стук в дверь.

- Да-да, заходи , добрый человек.

Заходит «бабушка». Переступает через порог, внимательно оглядев его.

Бабушка. Здравствуйте, детушки малые да люди добрые!

Учитель. Издавна на Руси принято гостей встречать хлебом-солью. А в нашей Карелии гостя без чая из дома не отпускали. Сколько было гостей, столько и самоваров ставили.

Девочки приглашают :

- Поклон наш примите, наш хлеб откушайте! Чаю испейте!

Бабушка. Не красна изба углами, а горячими пирогами, баранками да сушками, да самоварами блестящими!

- Проходите, бабушка, к столу.

- Гость пообедает - дом не обеднеет.

Дети уступают место.

Бабушка. Хорошо старому стареть при хороших детях, любо малому расти при хороших родителях.

Учитель .Вот и все в сборе. А вы заметили, ребята, как вошла в избу бабушка?

Бабушка, а какова хозяйка этой избы?

- 2 -

Бабушка. Хорошая, чистоплотная. Где чистота – там и здоровье.

Учитель. Почему наша гостья так решила? ( чистый порог)

Вы заметили, ребята, что наша гостья говорит пословицами? А что такое пословица?

У. Пословица заключает меткое и точное обобщение какого-либо явления, факта. В них отражается народный ум, наблюдательность, даётся оценка различным явлениям, поступкам, действиям.

Пока жив язык, живут в народе и пословицы, недаром говорится: « Пословица вовеки живёт». Тематика пословиц очень разнообразна, и трудно назвать ту область народной жизни, нравственных отношений , которая не отразилась бы в них.

Мы дадим нашей гостье такое почётное имя –бабушка- Пословица. Прислушивайтесь к речи бабушки.

Детский фольклор сопровождал ребёнка с колыбели .Колыбельные песни или байки ( в Карелии было принято последнее название) – самые первые поэтические произведения, адресованные ребёнку в его действительно колыбельный период жизни.

Эта «лирика материнства» способствовала накоплению у ребёнка чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса « как сигнала общения» ( М.Мельникова).

Это был сигнал любви, нежности, заботы. На мой взгляд, удивительно точно сказал о колыбели писатель Фазиль Искандер: «Человеческая личность начинается с колыбельной песни, которую ребёнок слышит,- неосознанное чудо материнской любви».

Давайте вспомним колыбельные и исполним их у люльки.

Дети поют колыбельные, сидя у люльки и укачивая куклу.

- Приходи-ка, дед- снотворник,

Дед – снотворник, бабка – дрёма,

Сон с собою принеси,

Сладкий сон в корзинке медной,

Дрёму в чашке оловянной.

Лентой шёлковою мягкой

Повяжи ребёнку глазки,

Лентой мягкой золотою

Ты прикрой ребёнку веки. ( называют автора : Мария Васильевна Маликина, Хяме, Калевала)



- Люли, люли , крошка,

Смотрит сон в окошко.

Сон, малышку усыпляй,

Ангел , сыну помогай,

Посиди у изголовья

Над постелькою младенца,

Пусть уснёт его головка,

Как у матери под сердцем. ( Анна Семёновна Егорова, Колатсельга, Ведлозеро) и др.

Учитель. А какие колыбельные вы записали от мам и бабушек?



Артём Б.

Пошёл котик во лесок,

Нашёл котик поясок.

Нарядился, воротился,

Стал он люлечку качать:

Баю-бай, баю-бай,

Ляг , Артёмка, скоренько.

Встань. Артёмка, с зоренькой. ( от бабушки Болдыревой В.Н.)

Руслан Я.

Спи, сыночек мой прекрасный,

Баюшки-баю.

С неба смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказку,

- 4 -

Песенку спою.

Спи , сыночек мой прекрасный,

Баюшки-баю. ( от мамы)



- Оля З.

Баю-бай, баю-бай,

Баю-баюшки, бай-бай.

Спи, сыночек мой родной,

Моё сердце успокой.

Видишь, звёздочки горят,

Они тоже спасть хотят.

Баю-бай ,баю-бай,

Баю-баюшки, бай-бай.

Кошки, мышки , не ходите

И сыночка не будите. ( от бабушки Захаровой А.В.)



- Бабушка-Пословица, понравились тебе колыбельные?

- Ой, понравились, милая! Сердце матери в детях. Доброе слово долго вспоминается, а плохое всю жизнь не забывается.



Учитель .Подрастал ребёнок, его начинали пестовать .Пестушки - это стихи, сопровождающие самые элементарные движения и физические упражнения ребёнка.

Пестушки исполняются в такт движениям.

Дети выходят в центр избы и исполняют пестушки с большой куклой.

- при купании ребёнка : Как с гуся вода..;

- машут ручонками ребёнка и говорят : Ути ,ути, полетели – полетели…

- ребёнок сидит на коленях ,его подбрасывают: Пень-колода, косая огорода…

- 5 –

- учат ребёнка ходить: Ножки, ножки, что вы делали?

- садят ребёнка на лавку, берут за ручки и начинают то притягивать к себе, то отталкивать и поют:

Тоню тяну,

Рыбу ловлю.

Попало немало:

Семь сижков,

Восемь окушков

Да две палейки,

Обе маленьки,

Плотички не колючи,

Ерши в ковши,

Сколь хошь комши!

Притягивают на себя ребёнка, начинают тормошить и говорят:

Ши-ши. Ши – ши

Ерши хороши,

Только ложки полощи.

Потешками же называют стихи и песенки, которыми взрослые забавляют детей примерно с двухлетнего возраста. Все вместе исполняем самые популярные : «Сорока- ворона кашу варила» и «Ладушки-ладушки».



Бабушка Пословица:

Я весною на завалинке посиживаю,

А зимою в горнице полёживаю,

Сижу, на народ гляжу,

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу,

- 6 -

Загадайте-ка загадки,

Кто смышлёней – погляжу!

Учитель. Загадка – вопрос или задание, которое требует разгадки. Двое наших учеников подобрали карельские загадки. А отгадки где будем искать? ( в карельской избе)

Примеры :

-Железная рига горит, а на ней кукушка переворачивается ( сковорода, блин)

- одна птица, четыре клюва ( подушка)

- руки расставлены, зубы оскалены, кошель с камнями за спиной ( печь)

- олень по полю прыгает, ноги земли не касаются ( люлька)

- хвостик убывает. ,голоаа нарастает ( веретено)

- воробышек чирикает, сквозь забор проскакивает ( ткацкий стан)

- утром на четырёх ногах, днём на двух, вечером на трёх ( человек в детстве, в зрелом возрасте, в старости).



Бабушка Пословица. Помоги человеку в гору подняться, а ребёнку – через порог переступить.

Учитель. Когда ребёнок уже познаёт мир активно, он сам становится автором песенок, считалок, небылиц, дразнилок и частушек. Частушка ( от « частить каблуком и словом»)

Эй, сыпь веселей,

Локтей не жалей,

Это верно совершенно,

Что картошка без костей!

Дети встают полукругом и , выходя в центр, поют частушки.

Учитель. Среди произведений устного народного творчества есть такие, которые обладают особой природой комического и подводят ребёнка к первоосновам юмора.

Небылицы. В них нарочито всё перевёрнуто. В небылице объединяется и комизм (смешное)., и детская потребность играть в «перевёрнутый мир». В каком-то смысле это мыслительные игры. Послушаем две небылицы.

- Было дело в январе, пятого апреля. Сухо было на дворе, грязи по колено. По широкой мостовой , узенькой немножко. Шёл высокий гражданин маленького роста. Весь кудрявый., без волос, тоненький, как бочка. У него детишек нет, только сын и дочка. Пишет сыну гражданин: «Дорогая дочка, жив- здоров, лежу в больнице, сыт по горло, есть хочу, хоть корову проглочу».

- На вокзале в чёрном зале

Кто лежал без головы?

Пока голову искали,

Ноги встали и ушли.

Бабушка Пословица. Ну, спасибо, детушки, потешили, душу успокоили. Ай, да молодцы! Спасибо вам. Да помните: доброе слово сближает, худое отдаляет. Что усвоил в молодости, то будешь знать и в старости.

Спасибо этому дому, пойдём к другому. До свидания. ( уходит ).



Учитель. Народная пословица говорит : « Без корней даже горькая трава не растёт».

А наши корни – устное народное творчество. Посмотрите , из какого маленького короба мы сегодня доставали знания. А впереди нас ждёт ещё бодьше открытий!



.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Заключительное занятие по теме "Детский фольклор"

Автор: Константинова Надежда Васильевна

Дата: 06.02.2019

Номер свидетельства: 498729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Коллективный проект в декоративно-прикладном и изобразительном направлении в системе дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(122) "kolliektivnyi-proiekt-v-diekorativno-prikladnom-i-izobrazitiel-nom-napravlienii-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "137851"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417441918"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект родительского собрания в средней группе в начале учебного года."
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-v-sriedniei-ghruppie-v-nachalie-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "258278"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448468564"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект НОД по развитию речи в средней группе"
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-nod-po-razvitiiu-riechi-v-sriedniei-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "295401"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455809841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства