-эмоцианально воздействовать на учащихся путём погружения в культуру, воспитывать талантливого читателя.
Задачи:
-развивать интерес к личности и творчеству И.А.Крылова;
-развивать навыки общения, раскрепощения; раскрывать артистические, поэтические, художественные таланты и творческие способности учащихся;
-воспитывать взаимопонимание во впемя творческого сотрудничества, любовь и интерес к творчеству лучших представителей русской классической литературы.
Эпиграф:
Мы чтим Крылова подвиг величавый,
И ум его насмешливо – лукавый,
И русский ясный слог его живой…
А. Сурков Оформление: На заднем фоне сцены портрет И.А.Крылова, название, эпиграф; в правой части сцены - кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть ученик в облике баснописца Крылова. У его ног располагаются персонажи басен в костюмах, которые постепенно оживают по мановению волшебного пера Крылова. На столе свеча, свою часть сцены занимают поле, ель, ручей, дерево; в левой части сцены экран для слайдов.
На задней стене зала литературная газета о жизни и творчестве И.А.Крылова, вывешены рисунки детей к басням.
На левой боковой стене зала висит иллюстрация к басне «Лебедь, рак и щука» с моралью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"ВСЯКИЙ ШАГ СВОЙ ВЫ ДОЛЖНЫ ОБДУМАТЬ ТАК... "»
Сценарий литературной гостиной
« Всякий шаг вы свой должны обдумать так…»
(по басням И.А.Крылова)
Дата: 12.02.2014 года
Класс: 4-10
Цели:
-эмоцианально воздействовать на учащихся путём погружения в культуру, воспитывать талантливого читателя.
Задачи:
-развивать интерес к личности и творчеству И.А.Крылова;
-развивать навыки общения, раскрепощения; раскрывать артистические, поэтические, художественные таланты и творческие способности учащихся;
-воспитывать взаимопонимание во впемя творческого сотрудничества, любовь и интерес к творчеству лучших представителей русской классической литературы.
Эпиграф:
Мы чтим Крылова подвиг величавый, И ум его насмешливо – лукавый, И русский ясный слог его живой… А. Сурков Оформление: На заднем фоне сцены портрет И.А.Крылова, название, эпиграф; в правой части сцены - кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть ученик в облике баснописца Крылова. У его ног располагаются персонажи басен в костюмах, которые постепенно оживают по мановению волшебного пера Крылова. На столе свеча, свою часть сцены занимают поле, ель, ручей, дерево; в левой части сцены экран для слайдов.
На задней стене зала литературная газета о жизни и творчестве И.А.Крылова, вывешены рисунки детей к басням.
На левой боковой стене зала висит иллюстрация к басне «Лебедь, рак и щука» с моралью.
Музыкальное оформление: музыкальный фрагмент из произведений конца 18-начала 19 в.в., как заставка между сценами постановки; звуки ветра; заставка к появлению волка, бабочки, ягнёнка, стрекозы.
СЦЕНА 1
(Слайд-1)Звучит музыкальный фрагмент. Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев сидят у ног Крылова. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Музыка слегка приглушается.
Ведущий 1: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть – добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить – хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.
Ведущий 2: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за всё, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность… И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас… … Народная мудрость гласит:
Ведущий 1Береги платье снову, а честь смолоду.
Ведущий 2-Живи своим умом, а честь расти трудом.
Ведущий 1-Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.
Ведущий 2- Жизнь дана на добрые дела.
(Слайд-2)Ведущий 1Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней.
Ведущий 2
Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова
(Слайд-3)Ведущий 2Уважаемые гости, завтра, 13 февраля исполнится 245 лет со дня рождения
Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.
Ведущий 2 «… В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются, с его сметливостью, остротою и добродушно-саркастической насмешливостью, с его природной верностью взгляда на предметы и способностью коротко, ясно и вместе кудряво выражаться»
Ведущий 1: Мудрые басни Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными,справедливыми.
Ведущий 2: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…
Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.
СЦЕНА 2
Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):
Как часто я слыхал такое рассужденье:
«По мне пускай что хочешь, говорят,
Лишь был бы я в душе не виноват!»
Нет; надобно еще уменье,
Коль хочешь в людях ты себя не погубить
Иль добрую наружность сохранить.
(обращаясь к залу, назидательно)
…Вам знать всего нужнее,
Что слава добрая вам лучше всех прикрас
И что она у вас
Весеннего цветка нежнее.
Как часто и душа, и совесть в вас чиста,
Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность
Язвить злословью вам дает возможность –
И ваша слава уж не та.
Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:
Не то я говорю; но только всякий шаг
Вы свой должны обдумать так,
Чтоб было не к чему злословью и придраться.
Ведущий 1
Где нужно, он навесть умеет Своё волшебное стекло, И в зеркале его яснеет Суровой истины чело.
Ведущий 2 Весь мир в руках у чародея, Все твари дань ему несут: По дудке нашего Орфея, Все звери пляшут и поют.
СЦЕНА 3
(Слайд-4)Звучит музыкальный фрагмент. «Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Музыка приглушается. Инсценировка басни «Ворона и лисица»
(Крылов обращается к зрителям, назидательно произносит мораль)
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Ворона и Лисица
Действующие лица: Ворона, Лиса, Рассказчик
На сцене слева ель, справа куст.
Рассказчик:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.
Из-за куста вылетает Ворона с большим куском сыра в клюве и располагается у ёлки.
Рассказчик
На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать, совсем уж было собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. Тут на беду Лиса близёхонько бежала.
Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.
Рассказчик:
Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша.
Лиса:
Голубушка, ах, как ты хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, в сказке! Какие перышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, – Ведь ты б у нас была царь-птица!
Рассказчик :
Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, – И на приветливы Лисицыны слова, Ворона каркнула во все воронье горло.
Ворона:Кар!
Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.
Рассказчик:
Выпал сыр, и с ним была плутовка такова. Ворона:
Ах, если бы я знала Ее коварство, рта б не раскрывала. Ни речи лживые, ни лести сладкий яд Отныне мне ничем не навредят. Их презираю! Им я знаю цену! От правды отличу всенепременно! О, жизнь! Ты мне преподала урок.
Ворона улетает.
Рассказчик
Но не пошел урок Вороне впрок. Ей в искушенье, прочим в назиданье, Послал Господь ей снова испытанье – Дал сыру вдвое больше.
Появляется Ворона с большущим куском сыра и располагается около ели.
Рассказчик: Сей же час Ворона с ним на елку вознеслась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. Опять Лиса близехонько бежала.
Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.
Рассказчик
И снова сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит. Ворона ждет.
Лиса: От пуха до пера, Голубушка, ты лучше, чем вчера! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, в сказке! Какие коготки! Какой носок! А что за диво этот голосок! Спой, светик, не стыдись! Не станешь же, сестрица, Ты на меня за прошлое сердиться. Тебя заслышав, соловей смутится. Спой для меня! Ведь ты всем птицам птица!
Рассказчик
Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, – И на уветливы Лисицыны слова, Ворона каркнула во всё воронье горло.
Ворона:Кар!
Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.
Рассказчик
Выпал сыр, и с ним была плутовка такова. История дословно повторилась, Да и мораль ничуть не изменилась. Я вам ее напомню простодушно: Увы, но неискоренима лесть, Покуда, любо лис воронам слушать, А лисам – сыр вороний есть.
СЦЕНА 4
(Слайд-5)«Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Музыка приглушается. Инсценировка басни «Волк и ягненок»
На первом плане слева и справа кусты-кулисы. Между ними по краю грядки ручей с пологим бережком. На втором плане луг и лес вдалеке.
Крылов обращается к зрителям, назидательно произносит мораль:
У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том, как в Баснях говорят.
Рассказчик: Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться
Из-за левой кулисы под музыку вылетает Бабочка, а вслед за ней скачет Ягненок. Они весело играют и резвятся на лугу. Через некоторое время Бабочка улетает, а Ягненок наклоняется к ручью.
Рассказчик: И надобно ж такой беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Из-за правой кулисы выглядывает Волк. Для пущего эффекта его появление сопровождается тревожным музыкальным аккордом.
Рассказчик (с тревогой в голосе)
Ягненка видит он, на до́бычу стремится; Но делу дать законный хочет толк.
Волк выходит из-за кустов и приближается к Ягненку. Ягненок испуганно пятится.
Волк: Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом, Здесь чистое мутить питье мое, С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву!
Ягненок (дрожащим голоском)
Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью, От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу.
Волк (распаляясь)
-По твоему я лгу? -Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь вот так же нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!
Ягненок: Помилуйте, мне от роду нет году!
Волк: Так это был твой брат!
Ягненок:(мотая головой) Нет братьев у меня!
Волк: Так значит кум иль сват, Ну, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите, И если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи!
Ягненок:(чуть не плача)Да в чем я виноват?
Волк: Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины́ твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!
Волк с рычанием бросается на Ягненка и утаскивает его за кулису.
Рассказчик:
Сказал и в темный лес Ягненка уволок. Вот так и люди многие заранье, С корысти собираясь зло чинить, Дурным поступкам ищут оправданья, Чтоб после жертву – не себя винить.
СЦЕНА 5
(Слайд-6)«Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.
Инсценировка басни «Мартышка и очки»
Действующие лица: Мартышка, Попугай
На первом плане слева и справа кусты, посередине пальма, на втором плане джунгли. Из-за кустов под музыку выходит Мартышка. Она врезается в дерево и качаясь продвигается к переднему плану сцены.
Мартышка(сокрушенно)
Я к старости совсем слаба глазами стала. Иду, всё, как в тумане на пути...
Из-за кустов вылетает Попугай и садится рядом с Мартышкой.
Попугай: Тогда очки себе приобрети.
Мартышка: Очки? Про них я слыхом не слыхала.
Попугай: Неужто не слыхала? Вот те раз! Очки – весьма пользительная штука! Изобрела их, знаешь ли, наука, Чтоб возвратить нам зоркость наших глаз.
Мартышка (радостно)
Хочу очки! Хочу! Хочу! Хочу! Нет участи слепца на свете горше! Лети да раздобудь очков побольше! За них любую цену заплачу.
Попугай: Слыхал я, что достаточно одних.
Мартышка:(возмущенно)
Одних?! Мне от одних не станет лучше! С полдюжины неси, на всякий случай, Тогда уж точно будет толк от них.
Попугай улетает, потом возвращается и ставит перед Мартышкой целую корзину очков. Мартышка достает очки из корзины и рассматривает.
Мартышка (неодобрительно) И это… Как ты их назвал?
Попугай: Очки! Сажай их на нос и смотри в стекляшки!
Попугай пытается надеть на Мартышку очки, но она отталкивает его.
Мартышка (возмущенно)
Отстань! Считаешь, ты один – умняшка, А остальные, значит, сплошь пеньки? Кыш! Я сама с очками разберусь!
Мартышка замахивается на Попугая, и он улетает. Мартышка снова разглядывает очки, и начинает одевать их на себя.
Мартышка:
Одни сюда! Вторые чуть пониже. На лоб, на хвост. Понюхаем, полижем... На эти сяду, этими натрусь. Эй, да они не действуют никак!
Мартышка срывает с себя очки и разбрасывает их в разные стороны.
Мартышка:(возмущенно)
Тьфу, пропасть! Про очки мне всё наврали. Когда бы мне побольше власти дали, Казнен бы был их сделавший дурак!
Обезьяна порывается бежать и снова врезается в дерево. Обезьяна убегает.
Крылов:
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда поважней, Так он ее еще и гонит.
(Слайд-7)Ведущий 1: По оригинальности языка, меткости характеристик басни И.А.Крылова неподражаемы и не имеют себе равных.
Ведущий 2: Многие строки из его басен стали пословицами, поговорками и крылатыми выражениями.
СЦЕНА 6
На сцену выходят современно одетые мальчики, здороваются:
Ученик 1 - Давайте поговорим на языке Крылова.
Ученик 2 и 3 -Давайте.
1. А ларчик просто открывался.
2. У сильного всегда бессильный виноват.
3. Тришкин кафтан.
4. Кукушка хвалит Петуха
За то, что хвалит он Кукушку.
5. Ты все пела? Это дело,
так поди же попляши!
6. Хоть видит око,
Да зуб неймет.
7. Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона!
8. А Васька слушает да ест.
9. Слона-то я и не приметил.
10. Услужливый дурак опаснее врага.
11. Демьянова уха.
12. Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя все то же.
13 .Избави бог и нас от этаких судей.
14. Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
15. Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
16. Недаром говорится, что дело мастера боится.
17. А где пастух- дурак, там и собаки дуры.
18. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь
19. А жаль, что незнаком ты с нашим петухом.
Ученики произносят вместе:- Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет.
СЦЕНА 7
Ведущий 1: Да, Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни.
Ведущий 2: Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, русского языка. Читать Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Чтец-1:(Слайд-8)Свинья под дубом Свинья под Дубом вековым, Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала, И рылом подрывать у Дуба корни стала. "Ведь это дереву вредит", Ей сДубу ворон говорит: "Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".- "Пусть сохнет", говорит Свинья: "Ничуть меня то не тревожит; В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".- "Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут: "Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут". Невежда также в ослепленье, Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Чтец 2:(Слайд-9)Слон и Моська
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ -
Известно, что Слоны в диковинку у нас -
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает".-
"Эх, эх! - ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!"
Чтец 3:(Слайд-10) «Лебедь, щука и рак»
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука, Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; Да только воз и ныне там.
СЦЕНА 8
(Слайд -11)Крылов и Абай(переводы)
Ведущий1: Крылов звучит не только на русском языке, его басни переведены более чем на пятьдесят языков мира. Басни Крылова звучат и на казахском языке.К его басням,обращается Абай Кунанбаев, как к «поэтической картине одной из сторон общества», как к «поэзии житейской мудрости». На казахский язык Абаем переведены 12 басен Крылова.
Ведущий 2: «Стрекоза и Муравей»-----«Құмырсқа мен шегіртке»
(Слайд-12-13)Басня на казахском языке: «Құмырсқа мен шегіртке».
Действующие лица: Муравей, Стрекоза, рассказчик.
Ведущий 2: «Осёл и соловей»-----«Есек пен бұлбұл».
Чтец 4: «Есек пен бұлбұл».
СЦЕНА 9
(Слайд 14)Последняя сцена: И.А.Крылов встаёт с кресла, передвигается на передний план зала:
Как часто и душа, и совесть в вас чиста,
Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность
Язвить злословью вам дает возможность –
И ваша слава уж не та.
Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:
Не то я говорю; но только всякий шаг
Вы свой должны обдумать так,
Чтоб было не к чему злословью и придраться.
(Слайд-15-16)( На сцену выходят 2 ученика одетые в стиле 18 века, на заднем плане Невский проспект)
- Кого это хоронят?
- Министра народного просвещения.
- Разве граф Уваров скончался?
- Это не Уваров, а Иван Андреевич Крылов.
- Но ведь министр Уваров, а Крылов был баснописцем.
- Это их путают, – ответил Кукольник.
- Настоящим министром народного просвещения был Крылов, а Уваров в своих отчетах писал басни.
СЦЕНА 10(заключительная)
(Слайд-17)Ведущий2: 9 ноября 1844 года Иван Андреевич Крылов умер. Он прожил семьдесят пять лет. На его глазах совершались великие события в России: маленьким мальчиком он был в Оренбурге во время его осады Пугачевым. Он был свидетелем Отечественной войны 1812 года; восстания декабристов; видел время мрачной реакции после 1825 года. При нем родились, жили, работали и погибли Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Рылеев. Он был современником Гоголя, Белинского, Тургенева. Всеми своими мыслями, всей своей душой он был вместе с лучшими русскими людьми, в первых рядах русской литературы.
Ведущий1:
Все знал и видел ум певца пытливый, Всего сильней желая одного, Чтоб жили жизнью вольной и счастливой Народ его и родина его.
(Слайд18)Ведущий 2:
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта — наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.
Ведущий 1:На этом наш литературный вечер посвящённый юбилею Ивана Андреевича Крылова «Всякий шаг вы свой должны обдумать так…» подошёл к концу.
Ведущий 2:Позвольте познакомить вас с нашими начинающими актёрами.
Ведущий 1:В роли Ивана Андреевича Крылова –Молдаханов Мурат.
Ведущий 2:Басня «Ворона и лиса»: Ворона-Сахитжанова Данагуль, Лисица-Бигельдиева Аделия, Рассказчик-Узакбаева Гульвира.
Ведущий 1:Басня «Волк и ягнёнок»:Волк –Садуакасов Батырхан, Ягнёнок-Бекарысов Жанарбек, Бабочка- Асылбеккызы Сымбат, Рассказчик-Бердекеева Аружан.
Ведущий 2:Басня «Мартышка и очки»: Мартышка-Кожекеева Салтанат, Попугай-Канагатов Медет.
Ведущий 1:Басня «Стрекоза и Муравей»: Стрекоза-Сабиткызы Акнур, Муравей-Кетебаева Жадыра, Рассказчик-Нурболов Дидар.
Ведущий 2:Рассказчики крылатых слов: Узакбаев Ануарбек, Мендибаев Бекзат, Маханбетов Асылмырза.
Чтец: Уласканова Гулим.
Ведущие: Ойнарбекова Айсулу, Турганбаев Бейбарыс.
Ведущий 1: До новых встреч в нашей гостиной.
Учитель: Благодарим наших гостей за внимание. Приглашаем вас сфотографироваться с героями басен Крылова.