kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Верил Бим в доброту человека."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гавриил Николаевич создал немало интересных книг. Но лучшей, самой главной его книгой останется, конечно, повесть о собаке, которая стала известна всему миру - «Белый Бим Черное ухо», напечатанная в1971г. Это произведение можно назвать трагическим романом о собачьей жизни, полной открытий и приключений, радостей и бед.

      Повесть «Белый Бим Черное ухо» принесла автору в 1975 г. звание лауреата Государственной Премии СССР. Писателю присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга Г.Н. Троепольского издавалась в Монголии и Польше, в Болгарии и Китае. Ее читают на языке бенгали, на английском, французском, японском, венгерском и множестве других языков. В американских колледжах повесть Г. Н. Троепольского о верном Биме входит в обязательную программу по литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Верил Бим в доброту человека."»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Павловская средняя общеобразовательная школа №3

Павловского муниципального района Воронежской области

Муниципальный конкурс «Литературный лабиринт»

Реферат

«Верил Бим в доброту человека… »

(сопоставительный анализ произведения

Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»

и одноименного фильма С. Ростоцкого)

Работу выполнила

Махонченко Евгения ,

учащаяся 8 «А» класса

Руководитель –

Павлова Елена Ивановна,

учитель русского языка

и литературы







Павловск, 2017

Оглавление

Введение

Основная часть

1.1. Два вида искусств. Что предпочтительнее?

1.2. «Белый Бим Черное ухо» - главная книга Г. Троепольского.

1.3. «Самый гуманный фильм о человеческой жестокости».

1.4. Сопоставительный анализ сюжета книги Г.Троепольского и одноименного фильма С. Ростоцкого.

1.5. Памятник собачьей верности.

Заключение.

Список использованной литературы

Приложения





























Введение

Существует разные виды искусств, которые воздействуют на чувства человека, способствуют формированию эстетического вкуса, имеют воспитательное влияние. Каждый вид имеет свои преимущества и достоинства. Два вида искусств - кино и книга – очень тесно связаны между собой. В настоящее время они оба доступны человеку.

Два вида искусств на одну и ту же тему. Что предпочтительнее? Кино или книга? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, особенно если речь идёт об экранизации достаточно известных произведений. Многие люди предпочитают посмотреть фильм, нежели прочитать книгу. Или наоборот. Мне кажется, что главное здесь - результат. Испытывает ли человек эмоции, учится ли он, становится ли добрее, мудрее, чище. Этот основной вопрос и стал предметом моей работы.

Объект исследования - произведение Гавриила Троепольского и фильма Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо».

Теоретическая значимость моего исследования заключается в попытке сопоставительного анализа сюжета произведения Гавриила Троепольского и фильма Станислава Ростоцкого.

Актуальность темы определяется тем, что 2015 год в России был объявлен годом литературы, 2016 год – годом российского кинематографа, тем самым подчёркнута важность для российского человека этих видов искусств, 2017 год – Годом экологии.

Цель работы: проследить, как кино и книги влияют на человека на примере сопоставительного анализа произведения Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» и одноименного фильма С. Ростоцкого.

Задачи работы:

  • Провести анкетирование среди детей и взрослых на выявление их отношения к этим видам искусств.

  • Сопоставить повесть Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» и одноимённый фильмом С. Ростоцкого.

  • Привлечь внимание слушателей к проблемам, поднятым в повести и одноимённом фильме «Белый Бим Чёрное ухо».

  • Основные методы работы: исследовательский, поисковый.

Основная часть

1.1. Два вида искусств. Что предпочтительнее?

Каждый человек имеет право выбора во всём (исключение – если это обязательно нужно сделать), в том числе и в выборе видов искусств: чтение художественного произведения или просмотр художественного фильма. А что лучше? Что предпочтительнее? Для выяснения этого мною проведено анкетирование среди школьников и взрослых (вне школы).

Был задан один вопрос: что вы предпочитаете?

А) Прочтение художественного произведения

Б) Просмотр художественного фильма по одноимённому произведению

В) После фильма обязательно хочется прочесть само произведение, на сюжет которого написан сценарий фильма, или наоборот, после прочтения книги хочется одноимённый фильм.

Результаты опроса показали, что книголюбов среди школьников практически нет, большинство – любители кино. Думаю, что причина кроется в том, что для чтения нужно уединиться, отвлечься от реальности и полностью погрузиться в мир книги. Читатель сам себе и режиссёр, ведь всё рисуется в его воображении: читатель слышит каждую интонацию героя, представляет его облик, движения, обстановку, в которой происходит действие. А во время просмотра фильма можно и отвлечься, и заняться чем – нибудь попутно.

Среди опрошенных среди взрослых любителей фильма и чтения практически поровну. Скорее всего, это объясняется тем, что не было ранее такой техники, как сейчас. Люди привыкли читать с детства, это стало для них потребностью, духовной пищей, без которой уже нельзя обойтись.

1.2. «Белый Бим Черное ухо» - самая главная книга Г. Троепольского.

Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 г. в селе Ново-Спасское на Елани (ныне Новоспасовка Грибановского района Воронежской области) в семье священника.Почти четверть века было отдано агрономии, четверть века прожито в небольшом городе Острогожске. Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем, Г. Троепольский переехал в Воронеж, здесь он и прожил в доме по ул. Чайковского свои плодотворные годы.

  В середине 1960-х на всю страну прозвучало публицистическое слово Троепольского: «О реках, почвах и прочем», «Сколько воды человеку нужно?» и «Об осушении и "осушении".Эти «экологические» статьи прозаика вызвали большой общественный резонанс и заметно осложнили жизнь самому Троепольскому, посмевшему объявить войну чиновникам и губителям природы.

Гавриил Николаевич создал немало интересных книг. Но лучшей, самой главной его книгой останется, конечно, повесть о собаке, которая стала известна всему миру - «Белый Бим Черное ухо», напечатанная в1971г. Это произведение можно назвать трагическим романом о собачьей жизни, полной открытий и приключений, радостей и бед.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» принесла автору в 1975 г. звание лауреата Государственной Премии СССР. Писателю присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга Г.Н. Троепольского издавалась в Монголии и Польше, в Болгарии и Китае. Ее читают на языке бенгали, на английском, французском, японском, венгерском и множестве других языков. В американских колледжах повесть Г. Н. Троепольского о верном Биме входит в обязательную программу по литературе.

Пронзительная и трогательная история о собаке по кличке Бим -  преданном и верном друге своего хозяина - заставляла плакать не одно поколение детей и взрослых, прочитавших повесть замечательного русского писателя Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Эта книга не только о собаке, но и о людях - хороших и плохих, об отношении к животным, которое как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других - благородство, способность сострадать и любить.

1.3. «Самый гуманный фильм о человеческой жестокости».

Замечательный кинофильм снял режиссер С. Ростоцкий по повести Г. Н. Троепольского, премьера которого состоялась в 1975 г. - «самый гуманный фильм о человеческой жестокости», как назвала его критика. Фильм получил премию «Хрустальный глобус», номинировался на «Оскар». На вопрос о том, что заставило его обратиться к экранному воплощению героев сюжета повести, режиссер отвечал: «Конечно же, стремление передать всю прелесть, все обаяние этой книги. Но главное - с помощью экрана вновь поговорить с людьми о тех важнейших общечеловеческих проблемах, которым посвящено произведение».

Главный герой в фильме – Бим, которому, как и книжному герою, пришлось пройти ряд испытаний в поисках друга-хозяина. Зритель становится свидетелем трогательной истории о собаке, по отношению к которой проявляется подлинная или мнимая ценность человека: в одних случаях - низость и мелочная подлость (Тётка, Серый, шофёр, Клим, собаколовы), а в других - благородство, способность сострадать и любить (Степановна, Даша, Толик, Матрёна, машинисты паровоза, Алёша и его семья).

Когда смотришь фильм после прочтения книги, когда знаешь сюжет, казалось бы, легче должен воспринимать трагическую судьбу главных героев, но этого не происходит. Ты по-новому осмысливаешь поступки героев, замечаешь различия в сюжете книги и фильма, но чувства, которые передаются зрителю с экрана, нисколько не слабеют: трудно сдерживать слёзы, когда узнаёшь, что Бим умер.

Очень часто поражаешься таланту актёра, сыгравшего ту или иную роль. Понятно, что актёрскому мастерству люди обучаются в специальных учебных заведениях, им как-то легче вживаться в роль, а вот легко ли собаке сыграть роль? Наверное, не совсем просто, хотя животных обучают в цирке различным трюкам, воспитывают в специализированных учреждениях, например, служебных собак. Мне стало интересно, а какая собака так талантливо сыграла роль Бима в фильме? Как проходили съёмки с её участием? Об актёре Стиве, сыгравшем роль Бима в фильме, которого все на съёмочной площадке любовно называли Стёпкой, я узнала в Интернете.

Английский сеттер Стёпка, очень способный пёс: прошёл кастинг и был утверждён на роль. Ему пришлось привыкнуть к новому хозяину, его взгляду, жесту, голосу, реагировать на новую кличку, а это ведь непросто, как нелегко выразить ласку, заботу, сочувствие к своему больному хозяину Ивану Ивановичу, тревогу о его здоровье.

Поражаешься актёрскому мастерству Стёпки. При просмотре фильма никто ни разу не усомнился в правдоподобности событий, переживая за судьбу киногероя Бима.

Если при чтении книги не можешь сдерживать эмоции, слёзы, когда Бим пытается выбраться из «плена», найти дорогу домой, то при просмотре фильма эти чувства усиливаются, ты уже не представляешь героев, а видишь их и проживаешь вместе с ними.

Чтобы картина получилась правдоподобной, чтобы чувства и поступки Бима были естественными, актёру Вячеславу Тихонову, сыгравшего роль Ивана Ивановича, пришлось за короткий срок влюбить в себя Стёпку, чтобы тот в нужный момент смог выплеснуть все свои собачьи чувства. Тихонов много времени проводил с Бимом на охоте, пришлось стрелять дичь, делить вместе охотничьи радости.

Я удивилась, узнав, что у Стива был дублёр Денди, сыгравший роль Бима в одной сцене: когда Бим оказался с зажатой лапой на железнодорожной линии и к нему приближался поезд. Именно этому эпизоду в 1979 году американцы аплодировали стоя, когда фильм был выдвинут на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм».

1.4. Сопоставительный анализ сюжета книги Г.Троепольского и одноименного фильма С. Ростоцкого.

Фильм «Белый Бим Чёрное ухо» поставлен по одноимённой повести Гавриила Николаевича Троепольского, сюжет фильма не отличается от сюжета книги. Может, достаточно познакомиться с одним вариантом подачи сюжета? На мой взгляд, вряд ли. В фильме всю историю Бима мы видим глазами режиссёра, сценариста и актёра, часто оказываясь под их влиянием. В центре нашего внимания главная сюжетная линия, связанная с историей Бима. Кино, без сомнения, зрелищно, ярко, нельзя не сказать о его воспитательном воздействии на зрителя, но только читатель волей-неволей сам становится участником событий, рисует картины в своём воображении, о которых писатель только упоминает. При чтении художественного произведения ничто не ускользает от внимательного читателя, более остро обозначены автором проблемы произведения. Гавриил Николаевич Троепольский, поднимая проблемы животных, рассказал и о Лохматке, чья собачья судьба тоже сложилась трагически. А размышления Ивана Ивановича о спасении серой вороны – отличного санитара места жительства людей? Именно она «помогает очищать от нечистот местность вокруг нас так же, как сатирик очищает общество от духовных нечистот. Человек, спасая леса и поля от вредителей, уничтожал птиц, а уничтожая их, губил … леса. Нельзя, чтобы человек терял «человечность»!»

Если знакомишься с обоими видами искусства на одну и ту же тему, то возникает желание сравнить, увидеть общее и различие авторской версии, лучше видишь проблемы, сам ищешь ответы на возникающие вопросы, стараешься под влиянием прочитанного и увиденного изменить себя и своё отношение к окружающему.

Сравним некоторые эпизоды повести и одноимённого фильма «Белый Бим Чёрное ухо».

Эпизод

Книжный вариант

Вариант фильма


Характеристика Бима

Родился «от породистых родителей, с длинной родословной» - шотландский сеттер (сеттер-гордон), с нетипичным окрасом – вместо чёрного с блестящим синеватым отливом он был белым с рыжим крапом, «только одно ухо и одна нога черные». «Какой-то далёкий-далёкий предок выскочил в Биме: родители - гордоны, а он – альбинос породы».

Английский сеттер, родился "альбиносом", его не признавали за породистого из-за неправильного окраса

Появление Бима в доме Ивана Ивановича

Владелец Бима решил выбраковать белого из помёта, но «Чудак», т.е. Иван Иванович пожалел красавца: «глаза щенка ему понравились, видите ли, умные»

Подробно показано, почему Иван Иванович выбрал именно Бима (Бим залез в сумку Ивана Ивановича, когда тот рассматривал других щенков)

Размышления Ивана Ивановича о родословной Бима

Записки хозяина, почему Бим занял прочное место в жизни Ивана Ивановича, дадут ли в 6 месяцев свидетельство

Монолог героя

Бим на выставке собак

«Бим, пёс с выдающимся чутьём, так-таки и остался сомнительным – свидетельство родословной не выдали, … снимали с ринга без оценки»

Иван Иванович ведёт Бима на выставку, показан проход разных собак по кругу, в том числе и Бима, жюри, которые снимают с ринга Бима, не слушая протесты Ивана Ивановича»

(Уже здесь зарождается в душе зрителя протест против несправедливости в отношении к Биму)

Встреча с Лохматкой

Иван Иванович назвал так собачку, которая однажды встретилась им на лугу. Бим долго играл с ней. Иван Иванович ничего не знал о её несчастье: хозяева Лохматки переехали в пятиэтажный дом, а Лохматку выгнали, она стала бродячей.

Человеку будущее неизвестно (горькая судьба сведёт Бима и Лохматку).

Внимание зрителя на Бима, его развитие, отношение к своим сородичам.

Встреча с Лохматкой или тайна железного фургона

Подробно описано состояние животных в железной клетке, попытки Бима выбраться на свободу и поведение смирившейся от отчаяния выбраться на свободу Лохматки.

Зритель наблюдает за отчаянной попыткой Бима выбраться на свободу

Следы Бима на земле

Иван Иванович дарит щенка, нового Бима, Алёше; молодой собаколов отпускает на волю Лохматку.

Размышления Ивана Ивановича о вере в будущее.

«А жизнь идет, идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Сейчас зима, но я знаю – обязательно будет весна, и будут подснежники. Я знаю, я верую…»,- говорит Иван Иванович. Эта вера главного героя в торжество жизни передаётся и читателю, и зрителю, вера в то, что человек будет нравственно лучше и чище тех людей, которые подвели Бима к гибели. Не случайно молодой парень Иван выпускает Лохматку из фургона на волю. Он считает себя виновным в гибели Бима, не вынесшего собачьей тюрьмы. А ведь он выполнял только свои обязанности по отлову бродячих собак. « Не желаю. Не хочу!- воскликнул он.- Беги, собака, в деревню, спасайся,- там цела будешь». И мальчики, Алёша и Толик, привязавшиеся к Биму, по мнению писателя, будут помнить друга-собаку и непременно расскажут о Биме своим детям и внукам.

1.5. Памятник собачьей верности.

Литературному герою Биму в Воронеже перед зданием театра кукол «Шут» в 1998 году был установлен памятник, авторы памятника - воронежские архитекторы И. П. Дикунов и Э.Н. Пак. Памятник Биму, без постамента и фундамента, просто стоит на мостовой, собирая вокруг себя огромное количество детей и взрослых, чтобы подойти к псу, обнять его, погладить и сфотографироваться на память. Металлический пес с приделанным бронзовым ухом сидит в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина.



Заключение

Исследовательская работа дала мне многое:

1.Я получила урок нравственности: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Сент-Экзюпери «Маленький принц»). Человек должен разумно относиться к окружающей природе.

2.Развила в себе навык сопоставительного анализа сюжета и эмоционального воздействия на читателя книги и на зрителя фильма. Убедилась в том, что фильм ярко и красочно передаёт чувства актёра: ты сопереживаешь киногерою, но совсем иные чувства испытываешь, когда читаешь книгу, ведь художественный образ создаётся в твоём воображении, от этого более сильное впечатление, более яркие эмоции. Два вида искусства, но они оба нужны человеку, восприятие от одного дополняет, а чаще усиливает восприятие от другого.

3.Получила определённые навыки в работе с различными источниками (книгой, фильмом, поиском в Интернете).

4. Закрепила навык работы исследовательской работы.

5.Привлекла внимание слушателей к проблемам животных, к взаимоотношению человека и природы.

Надеюсь, что моя работа заинтересовала присутствующих, у слушателей появилось желание ещё раз прочитать повесть Гавриила Троепольского и посмотреть одноимённый фильм Станислава Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо».

«Верил Бим в доброту человека. Великое благо — верить. И любить. Собака без такой веры — уже не собака, а вольный волк или (что еще хуже) бродячий пес. Из этих двух возможностей выбирает каждая собака, если она перестала верить хозяину и ушла от него или если ее выгнали. Но горе той собаке, которая потеряет любимого друга человека, будет его искать, ждать. Она тогда уже не сможет быть ни вольным волком, ни обыкновенным бродячим псом, а останется той же собакой, преданной и верной потерянному другу, но одинокой до конца жизни». (Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»)




Список использованной литературы

  1. Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо», М.: «Детская литература» 1982

  2. Фильм С. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо»

  3. 1001material.ru|wp-conteht

  4. http://www.kinopoisk.ru/film/46068/

  5. https://yandex.ru/images/search?text=






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Верил Бим в доброту человека."

Автор: Павлова Елена Ивановна,Махонченко Евгения

Дата: 16.03.2017

Номер свидетельства: 400915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Г. Н Троепольский « Белый Бим Черное ухо» Глава 16 Встречи в поиске. Следы Бима на земле. Четыре выстрела "
    ["seo_title"] => string(115) "g-n-troiepol-skii-bielyi-bim-chiernoie-ukho-glava-16-vstriechi-v-poiskie-sliedy-bima-na-ziemlie-chietyrie-vystriela"
    ["file_id"] => string(6) "175958"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424344993"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Зло мгновенно в этом мире – Неизбывна доброта(по повести  Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)"
    ["seo_title"] => string(105) "zlo-mghnovienno-v-etom-mirie-nieizbyvna-dobrota-po-poviesti-g-n-troiepol-skogho-bielyi-bim-chiernoie-ukho"
    ["file_id"] => string(6) "254531"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447774930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства