kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вечер романса "И жизнь, и слезы, и любовь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить современных школьников с историей возникновения и развития жанра романса. Приобщить к национальному и культурному наследию. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вечер романса "И жизнь, и слезы, и любовь"»

Вечер русского романса:

« И жизнь , и слезы , и любовь.»



Методические рекомендации:

•  Основная предварительная подготовка к вечеру связана с вокальными номерами, поскольку вечер предполагает исполнение романсов. Исполнителями могут выступить воспитанники, классный руководитель и другие педагоги школы, родители и приглашенные исполнители. Использование аудио-записей романсов возможно, но нежелательно, поскольку может быть диссонансом «живому» музыкальному диалогу. В качестве ведущих вечера могут выступать как педагоги, так и воспитанники.

•  Вечер требует создания лиричной, немного загадочной, созерцательной атмосферы. Следовательно, может использоваться размещение участников о кругу с ярко выделенным центром внимания – импровизированной сценой. В художественном оформлении вечера используются драпировки, подсвечники со свечами.

•  Для исполнения романсов требуется гитара/фортепиано, другие музыкальные инструменты. Для организации музыкального оформления в процессе беседы, а также для создания необходимого настроения в начале и по завершении вечера могут быть использованы аудио-записи романсов или классической музыки.



 Цель:

Познакомить современных школьников с историей возникновения и развития жанра романса. Приобщить к национальному и культурному наследию.

Задачи

Обучающие.
Познакомить с историей возникновения и развития жанра романса; с творчеством русских композиторов и поэтов;
с цыганским романсом;
с современным романсом в кинематографе;
с русскими национальными традициями;
с проведением досуга русского дворянства 19 века на примере музыкальной гостиной, с культурой поведения и общения;
с историями взаимоотношений великих людей.
Развивающие:
развитие представления о жанре романса;
расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии XIX века;
расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой, театром;
развитие культуры поведения и общения;
развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как исполнители;
подготовка к успешной социализации в обществе.
Воспитательные:
воспитание любви к русской национальной культуре, традициям; влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы XIX века;
воспитание, через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры;
развитие организационных навыков и работа в коллективе с разновозрастным составом; — укрепление связей детей и педагогов; создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.









Предварительная работа:

  1. Разработка сценария.

  2. Подбор музыкального материала.

  3. Подготовка презентации.

  4. Репетиционно — постановочная работа.

  5. Оформление и распространение пригласительных билетов.

  6. Подготовка костюмов и реквизита 19 века.

  7. Оформление зала.



Используемые материалы и оборудование:

  • видео и аудио аппаратура;

  • фонограмма для презентации;

  • столы;

  • подсвечники;

  • цветы

  • костюмы 19 века и веера;

  • гитара с подставкой.





Список литературы:

1. Богат Е.М. Что движет солнце и светила.: Любовь в письмах выдающихся людей /Худож. Л. Зусман. – М.: Дет. лит.,1978.–383 с., ил. (Люди. Время. Идеи).
2. Друзья мои. Стихи русских поэтов о дружбе. – Благовещенск, Хабаровск. кн. изд., 1989. – 448 с.
3. Золотая коллекция русского романса. – М.: Соврем. музыка, 2000. – 240с.
4. Кожинов В.В. Тютчев – М.: Мол. гвардия , 1988.– 495 с.: ил. (Жизнь замечательных людей)
5. Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.: Моск. рабочий, 1983. – 207 с.
6. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.: ил. (Биография писателя).
7. Маркасев Л. Серенада на все времена. – Л.: Сов. композитор, 1988. – 220 с.
8. «…Прекрасен наш союз…» – М.: Мол. гвардия, 1979. – 238 с.
9. Соболева Г. Русский романс. — М.: Знание, 1980. – 112 с.
10. Толстой А.К. Стихотворения. – М.: Дет. лит., 1985. – 127 с.
11. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Сов. Россия, 1986. – 286 с.
12. Тыркова – Вильяме А.В. Жизнь Пушкина. В 2-х т. – М.: Три века истории, 2000. – 520 с. (Пушкинская библиотека).
13. Чачин Г.В. Тютчев Ф.И. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. (Биография писателя).
14. Чудное мгновение. Любовная лирика русских поэтов. – М.: Худ. лит., 1988. – 488 с.
15. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. – М.: Худ. лит.1990.–348 с.









Сценарий вечера

Зал освещен свечами, на сцене цветы.

Пока участники вечера занимают места за столиками, звучит романс.

1 вед:

- Зарождение русского романса началось во второй половине 18 века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей непосредственностью, лиричностью, задушевностью передаваемых в них чувств.

Звучит романс «Есть только миг»

(приложение 1)

1 вед:

- Но родиной романса считается Испания. Именно здесь в 17- 18 веках странствующие поэты – певцы создали новый музыкальный жанр- романс. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», что значит «романский», т.е. исполняемый на «романском»(испанском ) языке.

2 вед:

- Романс – это небольшое стихотворение , положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента. В книге Афанасьева «Путеводитель по концертам» сказано: «Романс- усложненный вид «комнатной», домашней , салонной песни, ставшей более интимной , отзывчивой в отношении передачи лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией».

1 вед:

- В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «Романсеро». В романсах красивые , плавные мелодии, лирические , проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделенном чувстве , ревности, красоте родной природы, тоске по Родине, о том, что близко и понятно каждому человеку.

Звучит романс « Еще он не сшит»

( приложение 2)



2 вед:

- Цыгане, не имея красивых лирических песен, стали петь произведения русских авторов и делали это так мастерски, что слушатели воспринимали их, как цыганские романсы.

звучит романс « Не уезжай ты, мой голубчик»

( приложение 3 )

Инсценировка отрывка «Цыгане» А. Пушкина

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют.

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами;

Между колесами телег,

Полузавешанных коврами,

Горит огонь; семья кругом

Готовит ужин; в чистом поле

Пасутся кони; за шатром

Ручной медведь лежит на воле;

Всё живо посреди степей:

Заботы мирные семей,

Готовых с утром в путь недальний,

И песни жен и крик детей

И звон походной наковальни.

Но вот на табор кочевой

Нисходит сонное молчанье

И слышно в тишине степной

Лишь лай собак да коней ржанье.

Земфира

 

Скажи, мой друг: ты не жалеешь

О том, что бросил на всегда?

 

Алеко 

Что ж бросил я?

 

Земфира

       Ты разумеешь:

Людей отчизны, города.

 

Алеко 

О чем жалеть? Когда б ты знала,

Когда бы ты воображала

Неволю душных городов!

Там люди, в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Что бросил я? Измен волненье,

Предрассуждений приговор,

Толпы безумное гоненье

Или блистательный позор.

 

Земфира

 

Но там огромные палаты,

Там разноцветные ковры,

Там игры, шумные пиры,

Уборы дев там так богаты!..

 

Алеко

 

Что шум веселий городских?

Где нет любви, там нет веселий.

А девы... Как ты лучше их

И без нарядов дорогих,

Без жемчугов, без ожерелий!

Не изменись, мой нежный друг!

А я... одно мое желанье

С тобой делить любовь, досуг

И добровольное изгнанье!

 

Ведущий:

Прошло два лета. Так же бродят

Цыганы мирною толпой;

Везде по-прежнему находят

Гостеприимство и покой.



Земфира

 

    Старый муж, грозный муж,

    Режь меня, жги меня:

    Я тверда; не боюсь

    Ни ножа, ни огня.

 

    Ненавижу тебя,

    Презираю тебя;

    Я другого люблю,

    Умираю любя.

 

Алеко

 

Молчи. Мне пенье надоело,

Я диких песен не люблю.

 

Земфира

 

Не любишь? мне какое дело!

Я песню для себя пою.

 

Режь меня, жги меня;

Не скажу ничего;

Старый муж, грозный муж,

Не узнаешь его.

 

Он свежее весны,

Жарче летнего дня;

Как он молод и смел!

Как он любит меня!

 

Как ласкала его

Я в ночной тишине!

Как смеялись тогда

Мы твоей седине!

 

Алеко

 

Молчи, Земфира! я доволен...

 

Земфира

 

Так понял песню ты мою?

 

Алеко

 Земфира!

 

Земфира

  Ты сердиться волен,

Я песню про тебя пою.

 

Ведущий:

Могила на краю дороги

Вдали белеет перед ним...

Туда слабеющие ноги

Влачит, предчувствием томим,

Дрожат уста, дрожат колени,

Идет... и вдруг... иль это сон?

Вдруг видит близкие две тени

И близкой шепот слышит он -

Над обесславленной могилой.

 1-й голос

 Пора...

 

2-й голос

    Постой...

 

1-й голос

     Пора, мой милый.

 

2-й голос

 Нет, нет, постой, дождемся дня.

 

1-й голос

 Уж поздно.

 

2-й голос

     Как ты робко любишь.

Минуту!

 

1-й голос

  Ты меня погубишь.

 

2-й голос

 Минуту!

 

1-й голос

  Если без меня

Проснется муж?..

 

Алеко

 

       Проснулся я.

Куда вы! не спешите оба;

Вам хорошо и здесь у гроба.

Земфира

 

Мой друг, беги, беги...

 

Алеко

    Постой!

Куда, красавец молодой?

Лежи!

Вонзает в него нож.

 

Земфира

   Алеко!

 

Цыган

 

          Умираю...

 

Земфира

 

Алеко, ты убьешь его!

Взгляни: ты весь обрызган кровью!

О, что ты сделал?

 

Алеко

 Ничего.

Теперь дыши его любовью.

 

Земфира

 

Нет, полно, не боюсь тебя! -

Твои угрозы презираю,

Твое убийство проклинаю...

 

Алеко

Умри ж и ты!

 

Поражает ее.

 

Земфира

    Умру любя...

  

Звучит романс «А на последок я скажу»

(Приложение 5)

Вед 1 :

-Своим происхождением романс обязан русской песне и вначале мало чем отличался от нее. Его исполняли под фортепиано, в домашнем кругу помещичьих и дворянских домах. Мягкая лирика романса волнует душу слушателей , заставляет переживать. Отсюда любовь народа к романсам, которая сохраняется и в наши дни.

Вед 2:

- Пройдемся же сегодня по «темным аллеям» помещичьих и дворянских домов, послушаем задушевные слова и музыку романсов.

(Инсценировка из новеллы И. Бунина «Поздний час»)

Она:

Есть нечто совсем особое в теплых и светлых ночах русских уездных городов в конце лета. Какой мир, какое благополучие! Бродит по ночному веселому городу старик с колотушкой, но только для собственного удовольствия: нечего стеречь, спите спокойно, добрые люди, вас стережет божье благоволение, это высокое сияющее небо, на которое беззаботно поглядывает старик, бродя по нагретой за день мостовой и только изредка, для забавы, запуская колотушкой плясовую трель.

Он:

И вот в такую ночь, в тот поздний час, когда в городе не спал только он один, ты ждала меня в вашем уже подсохшем к осени саду, и я тайком проскользнул в него: тихо отворил калитку, заранее отпертую тобой, тихо и быстро пробежал по двору и за сараем в глубине двора вошел в пестрый сумрак сада, где слабо белело вдали, на скамье под яблонями, твое платье, и, быстро подойдя, с радостным испугом встретил блеск твоих ждущих глаз.

Она:

И мы сидели, сидели в каком-то недоумении счастья.

Он:

Одной рукой я обнимал тебя, слыша биение твоего сердца, в другой держал твою руку, чувствуя через нее всю тебя. И было уже так поздно, что даже и колотушки не было слышно, — лег где-нибудь на скамье и задремал с трубкой в зубах старик, греясь в месячном свете. Когда я глядел вправо, я видел, как высоко и безгрешно сияет над двором месяц и рыбьим блеском блестит крыша дома. Когда глядел влево, видел заросшую сухими травами дорожку, пропадавшую под другими яблонями, а за ними низко выглядывавшую из-за какого-то другого сада одинокую зеленую звезду, теплившуюся бесстрастно и вместе с тем выжидательно, что-то беззвучно говорившую. Но и двор и звезду я видел только мельком — одно было в мире: легкий сумрак и лучистое мерцание твоих глаз в сумраке.

Она:

А потом я проводила меня его калитки, и он сказал:

Он:

— Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле.

Я вышел на середину светлой улицы и пошел на свое подворье. Обернувшись, видел, что все еще белеет в калитке.

Звучит романс «Калитка»

(Приложение 6 )



Инсценировка из новеллы И. Бунина «Таня»





Петр :



- Таня.



Она обернулась, ответила чуть слышно:

Таня:

- Чего вам?

Петр:

- Поди ко мне.

Таня:

- Зачем?

Петр:

- Говорю, поди.



Она покорно подошла, склонив голову, чтобы он не видал, что все лицо у нее в слезах.



Таня:

- Ну, что вам?



- Сядь и не плачь. Поцелуй меня, - ну? Он сел, она села рядом и обняла его, тихо рыдая. "Боже мой, что же мне делать! - с отчаянием подумал он. - Опять эти теплые детские слезы на детском горячем лице... Она даже и не подозревает всей силы моей любви к ней! А что я могу? Увезти ее с собой? Куда? На какую жизнь? И что из этого выйдет? Связать, погубить себя навеки?" И стал быстро шептать, чувствуя, как и его слезы щекочут ему нос и губы:

Петр:

- Танечка, радость моя, не плачь, послушай: я приеду весной на все лето, и вот правда пойдем мы с тобой "во зеленый сад" - я слышал эту твою песенку и вовеки не забуду ее, - поедем на шарабане в лес - помнишь, как мы ехали на шарабане со станции?

Таня:

- Никто меня с тобой не пустит! - горько прошептала она, мотая на его груди головой, в первый раз говоря ему "ты". - И никуда ты со мной не поедешь...



Но он уже слышал в ее голосе робкую радость, надежду.



- Поеду, поеду, Танечка! И не смей мне больше говорить "вы". И плакать не смей...



Он взял ее под ноги в шерстяных чулках и пересадил ее, легонькую, к себе на колени:

Петр:

- Ну скажи: "Петруша, я тебя очень люблю!"



Она тупо повторила, икнув от слез:

Таня:

- Я тебя очень люблю...

Ведущий:

Это было в феврале страшного семнадцатого года. Он был тогда в деревне в последний раз в жизни.



Звучит романс «Ты меня никогда не забудешь»

(Приложение 7)

Вед 1:

 Вот и подошел к концу наш вечер. Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями. Для других – погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса. Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.


Вед 2:

-Не забывайте песен старых,
Они о многом скажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни,
Для радости и грусти светлой,
Друзьями к нам придут они.


Представление участников вечера романса.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вечер романса "И жизнь, и слезы, и любовь"

Автор: Кузнецова Елена Валерьевна

Дата: 14.04.2015

Номер свидетельства: 201115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация к вечеру романса "И жизнь, и слезы, и любовь""
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-viechieru-romansa-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "201253"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429013990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Литературный вечер любви"
    ["seo_title"] => string(27) "litieraturnyiviechierliubvi"
    ["file_id"] => string(6) "290693"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455012946"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Литературная гостиная "Мы в этой жизни только гости" посвящается памяти Татьяны Снежиной)"
    ["seo_title"] => string(89) "litieraturnaiaghostinaiamyvetoizhiznitolkoghostiposviashchaietsiapamiatitatianysniezhinoi"
    ["file_id"] => string(6) "296513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456039404"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) ""К нам Лермонтов сходит, презрев времена..." Литературный вечер посвященный 200 летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "
    ["seo_title"] => string(133) "k-nam-liermontov-skhodit-priezriev-vriemiena-litieraturnyi-viechier-posviashchiennyi-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "152339"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420824605"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству М.И. Цветаевой «... Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед» "
    ["seo_title"] => string(140) "litieraturnyi-viechier-posviashchionnyi-zhizni-i-tvorchiestvu-m-i-tsvietaievoi-moim-stikham-kak-draghotsiennym-vinam-nastaniet-svoi-chieried"
    ["file_id"] => string(6) "105425"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402851280"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства