kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Город мастеров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для заключительного урока по рассказу Лескова "Левша". В ходе занятия создается проект книги о мастерах  Руси с опорой на фольклор, краеведение. Представление мастера предполагает через его биографию,  представление продукта его труда. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Город мастеров"»

Урок разработан

учителем русского языка и литературы

МБОУ Пяозерская СОШ РК Липкиной Т.С.


Урок- игра «Путешествие в город МАСТЕРОВ»

(Урок литературы в 6 классе после изучения произведения Лескова «Левша».)

Задача: систематизировать ранее изученный материал в игровой форме.

Цели: совершенствовать навыки работы с книгой;

раскрыть роль труда в жизни народа через знакомство с литературным краеведением;

способствовать нравственному становлению читателя;

дать возможность проявить свои творческие возможности в коллективном труде.


Оборудование. слайды «Кижи», викторина, пословицы о труде, памятки для оформления книги –справочника, реквизиты для создания образа литературного героя, карта заочного путешествия по городу Мастеров , музыкальное сопровождение.

Ход занятия.


1.Вступительное слово учителя.

С детских лет и до конца жизни рядом с нами книги- наши лучшие друзья. Они нас учат добру, честности, трудолюбию. Вместе с ними мы совершаем удивительное путешествие.

Давай с тобой уедем

В далекую страну,

Где ветер сказкой бредит,

Баюкая луну.

Где сосны так огромны,

Закаты так ясны,

Где сумерки подробны,

Как памятные сны.

Я радостью не беден,

Но с сердцем сладу нет.

Давай с тобой уедем

Назад на много лет.

Я тайно верю в средство

От будущих тревог…

Давай уедем в детство,

К началу всех дорог! Г.Крупин.


Приглашаю вас в город МАСТЕРОВ. В нем живут герои книг- мастера – умельцы., что жили по законам добра и любви, постигая красоту, « оставляя свой след на планете во имя грядущего дня» (Киримизе Мане )А вот и один из них. Кто вы? Представьтесь.

2.Рассказ от первого лица главного героя произведения Лескова «Левша» .


3.Слово учителя.

Откуда корни этих славных мастеров, тружеников, золотых дел мастеров? Матушка –Русь. В далекие времена жили такие мастера и на суровой северной земле Калевалы. Труд был основой их жизни. Что оставили они в память о себе? До сих пор помнит народ Карелии ,как возвратили они солнце и месяц, что давало тепло и жизнь всему живому на земле . По обычаям калевальцев детей рано приучали к труду, воспитывали презрение к хвастунам и зазнайкам.. Любить Родину для калевальцев- уметь сделать ее счастливой, богатой. Поэтому жили не в праздности бесконечного безделья, а в труде.

Вот в этом доме живет замечательный мастер, выковавший знаменитую мельницу Сампо. Спросите любого соседа о нем и услышите удивительную историю.

-Илмаринен- кузнец. Он создал небесный свод, солнце, луну, золотую деву. Одно из важнейших его деяний- создание им мельницы Сампо. Это сложный предмет. Выковав его раз, никогда не сможешь повторить этого деяния. .Это единственный в своем роде волшебный чудо-предмет, который приносит людям счастье.

Вот идет ковать он Сампо,

Крышку пеструю украсить,

Просит место для кованья,

Ищет он вещей кузнечных.

Если вы его встретите, обязательно узнаете. У него узловатые, натруженные руки, одежда в пятнах гари и копоти, на лице всегда широкая улыбка и большие ласковые глаза. Он редко бывает дома: трудится от зари до зари в кузнеце. Давайте заглянем к нему в мастерскую.


4. Просмотр нескольких кадров из диафильма

(Создание Сампо )

Я сковал вам, люди ,Сампо,

Сампо мельницу такую,

Что при носит людям счастье.


5.Экскурсия по городу мастеров продолжается. Мы на улице Сказочников. Она выходит на берег моря. Здесь

Серебряный корабль М.Коргуева , нашего земляка .Он всегда утверждал : «Суди человека по его труду».

Герои его сказок умели удивить всех своим умением.

Присядем на бережке да послушаем одну из сказок М.Коргуева (Аэроплан)

6. Представление фрагмента сказки группой детей.


В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь. В том же государстве был мастер – часы золотые чинил, поправлял золотые изделия. Вот идет мастер по городу, и встречается ему чумазый монтер, толкнул он мастера - и замарал .

М.- Да ты знаешь , кто я? Меня все царство знает и уважает!

Дошло дело до драки. Царь это увидел и спрашивает:

Ц.-Чего спорите?

М.-Ваше величество! Он меня запачкал .А кто он таков есть?

-Я- монтер. На весь город один!

Ц.-Не спорьте, а через неделю ко мне приходите! Принесете то, что каждый из вас сделать сумеет. Кто будет рукодельнее - тот мастерством правоту докажет.

Золотых дел мастер думал-думал, да и сделал голубя. Словно живой голубок, только из золота. А монтер пошел себе да и думать про дело забыл, только на пятый день вспомнил:» Ладно , сделаю одну вещь». И стал быстренько строить комнатный аэроплан. И устроил его в одни сутки .В тряпицу завернул, к царю понес в указанное время.

Ц.-Какую хитрость принес? Показывай!

Достал мастер голубка. Голубь точно живой, только не летает .И монтер тряпицу развернул6

Монтер-БЕРИСЬ, ЦАРЬ, ЗА ЭТОТ РЫЧАГ! Действуй вправо и влево, полетишь, куда тебе нужно .Только на нем могут летать не более как два человека. Потому что работал я его малое время.

Обрадовался царь. Сел, облетел все комнаты дворца, сошел с аэроплана- как дитя утешен.

Ц._Ну, монтер! Перехитрил ты золотых дел мастера. Делай с ним что хочешь, хоть обсмей!

Монтер- Пускай живет, как жил. Только не величается своим прозванием золотых дел мастера шибко-то.

Умом и смекалкой наделен русский мужик. Все он может!


7.Прохожий:

-Эй, народ честной! Что расселись? Все на улицу Плотницкую спешат. Там мужики топорами красоту творят, глаз не оторвать.


8. Выразительное чтение сказа «Царские персты»


9..Художественный пересказ сказа « Диво без гвоздей»

(Пересказ можно сопровождать показом слайдов «Кижи)


10Игра.

Сотворили чудо- праздник устроили

Песни, танцы на лугу. Хвала мастеру! Похвалим и мы его. ( Игра «Добрым словом восхвали» )


Пусть веселье будет с нами.

Поведем сейчас, друзья, мы

Хоровод карельский дружный,

Чтоб запомнили надолго

Эту встречу, этот праздник!

Хоровод.


11.Аукцион народной мудрости.

«Собери пословицу о труде» ( На основе карельского фольклора)

Золотое слово о мастерстве народа живет в пословицах Соберем по зернышку-словечку мудрость веков на радость нам , в усладу слушателям.

-Ковал детали, а выковал медали.

-Где труд, там и счастье.

-Суди о человеке по его труду.

-Недаром говорится, что дело мастера боится.

-Инструмент хорошо работает в хороших руках.

-Сам молчун, да руки громкие.

Какую пословицу какому литературному герою можно подарить?


12.Творческая работа

Обо всем, что увидели, расскажем в книге . Открываем двери нашей мастерской. Создадим справочник Славы Мастеров « Великие творения мастеров земли русской»

( Работа по группам по памяткам)


13.Итог

О ком книгу создавали, того и представим.

( Каждая группа создает образ своего героя, используя предметы ,одежду, атрибуты из сказочного сундучка )

Парад героев.


14.Викторина.


15. Чтец

День таял,как снег,

День устал.

Он много работал,

Он жал и пахал.

Он сеял. Он веял.

Работал, как мог.

Он многое сделал

И многое смог.

Тачал сапоги, деревья сажал,

И крышу чинил, проходил перевал.

Усталому дню надо как-то помочь-

На помощь спешит

Наша белая ночь

Т.Шапиро.

Наше путешествие подошло к концу. Мы прощаемся с вами до новых встреч.


Викторина.


1.Что подарили Левше англичане?(золотые часы с трепетиром, байковое пальто с ветряной нахлобучкой)

2.Почему нет имени Левши на подкове блохи?(-Я гвоздики выковывал, которыми подковы забиты,-там уж никакой мелкоскоп взять не может)

3.За что боролись калевальцы со старухой Лоухи?( За сампо)

4.Что было ценного в Сампо?( Молола муку, соль, деньги)

5.Сколько дней потребовалось на изготовление чудо-мельницы? (7)

6.Почему Сампо смог сделать только Илмаринен?( Думал о счастье всех людей Калевалы)

7.Что потребовалось для создания мельницы? (Перышко от молодой лебедки, молоко нетельной коровы, клочок овечьей шерсти, ячменное зернышко )

8.Что построил мастер Плотников?(Церковь о семнадцати главах)

9.В честь чего воздвигнута 17-главая церковь? (В память о крестьянском сыне Плотникове и царской вине перед ним. Зазря парня сгубили: тесаком голову снесли)

10.Почему Преображенский собор решили строить в Кижах?9Бревна сюда приплыли, место указали.)

11.Как величают сегодня Преображенский собор ?(Диво без гвоздей)

12.Что значит «матерый» мастер? (Опытный, мудрый, прекрасный, старый, пожилой, зодчий)

13.Каким видом транспорта пользовался царский сын Сергей? (Аэроплан)
14.Где прятал царь аэроплан? А сын? (Под кроватью. Под корнями дуба на царском дворе в тряпице)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Город мастеров"

Автор: Липкина Татьяна Сергеевна

Дата: 14.12.2017

Номер свидетельства: 444419

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) ""Путешествие в город Мастеров" "
    ["seo_title"] => string(34) "putieshiestviie-v-ghorod-mastierov"
    ["file_id"] => string(6) "185947"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426258434"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Путешествие в город Мастеров "
    ["seo_title"] => string(36) "putieshiestviie-v-ghorod-mastierov-1"
    ["file_id"] => string(6) "185952"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426258763"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "открытое мероприятие "Путешествие в Город Мастеров". "
    ["seo_title"] => string(58) "otkrytoie-mieropriiatiie-putieshiestviie-v-gorod-mastierov"
    ["file_id"] => string(6) "187338"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426504811"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Внеклассное мероприятие «Путешествие в город мастеров» по трудовому воспитанию."
    ["seo_title"] => string(88) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-putieshiestviie-v-ghorod-mastierov-po-trudovomu-vospitaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "294780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455720339"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Внеклассное мероприятие "Город мастеров" для учащихся 5-8 классов"
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-gorod-mastierov-dlia-uchashchikhsia-5-8-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "278657"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453120958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства