Материал для заключительного урока по рассказу Лескова "Левша". В ходе занятия создается проект книги о мастерах Руси с опорой на фольклор, краеведение. Представление мастера предполагает через его биографию, представление продукта его труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
дать возможность проявить свои творческие возможности в коллективном труде.
Оборудование. слайды «Кижи», викторина, пословицы о труде, памятки для оформления книги –справочника, реквизиты для создания образа литературного героя, карта заочного путешествия по городу Мастеров , музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
1.Вступительное слово учителя.
С детских лет и до конца жизни рядом с нами книги- наши лучшие друзья. Они нас учат добру, честности, трудолюбию. Вместе с ними мы совершаем удивительное путешествие.
Давай с тобой уедем
В далекую страну,
Где ветер сказкой бредит,
Баюкая луну.
Где сосны так огромны,
Закаты так ясны,
Где сумерки подробны,
Как памятные сны.
Я радостью не беден,
Но с сердцем сладу нет.
Давай с тобой уедем
Назад на много лет.
Я тайно верю в средство
От будущих тревог…
Давай уедем в детство,
К началу всех дорог! Г.Крупин.
Приглашаю вас в город МАСТЕРОВ. В нем живут герои книг- мастера – умельцы., что жили по законам добра и любви, постигая красоту, « оставляя свой след на планете во имя грядущего дня» (Киримизе Мане )А вот и один из них. Кто вы? Представьтесь.
2.Рассказ от первого лица главного героя произведения Лескова «Левша» .
3.Слово учителя.
Откуда корни этих славных мастеров, тружеников, золотых дел мастеров? Матушка –Русь. В далекие времена жили такие мастера и на суровой северной земле Калевалы. Труд был основой их жизни. Что оставили они в память о себе? До сих пор помнит народ Карелии ,как возвратили они солнце и месяц, что давало тепло и жизнь всему живому на земле . По обычаям калевальцев детей рано приучали к труду, воспитывали презрение к хвастунам и зазнайкам.. Любить Родину для калевальцев- уметь сделать ее счастливой, богатой. Поэтому жили не в праздности бесконечного безделья, а в труде.
Вот в этом доме живет замечательный мастер, выковавший знаменитую мельницу Сампо. Спросите любого соседа о нем и услышите удивительную историю.
-Илмаринен- кузнец. Он создал небесный свод, солнце, луну, золотую деву. Одно из важнейших его деяний- создание им мельницы Сампо. Это сложный предмет. Выковав его раз, никогда не сможешь повторить этого деяния. .Это единственный в своем роде волшебный чудо-предмет, который приносит людям счастье.
Вот идет ковать он Сампо,
Крышку пеструю украсить,
Просит место для кованья,
Ищет он вещей кузнечных.
Если вы его встретите, обязательно узнаете. У него узловатые, натруженные руки, одежда в пятнах гари и копоти, на лице всегда широкая улыбка и большие ласковые глаза. Он редко бывает дома: трудится от зари до зари в кузнеце. Давайте заглянем к нему в мастерскую.
4. Просмотр нескольких кадров из диафильма
(Создание Сампо )
Я сковал вам, люди ,Сампо,
Сампо мельницу такую,
Что при носит людям счастье.
5.Экскурсия по городу мастеров продолжается. Мы на улице Сказочников. Она выходит на берег моря. Здесь
Серебряный корабль М.Коргуева , нашего земляка .Он всегда утверждал : «Суди человека по его труду».
Герои его сказок умели удивить всех своим умением.
Присядем на бережке да послушаем одну из сказок М.Коргуева (Аэроплан)
6. Представление фрагмента сказки группой детей.
В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь. В том же государстве был мастер – часы золотые чинил, поправлял золотые изделия. Вот идет мастер по городу, и встречается ему чумазый монтер, толкнул он мастера - и замарал .
М.- Да ты знаешь , кто я? Меня все царство знает и уважает!
Дошло дело до драки. Царь это увидел и спрашивает:
Ц.-Чего спорите?
М.-Ваше величество! Он меня запачкал .А кто он таков есть?
-Я- монтер. На весь город один!
Ц.-Не спорьте, а через неделю ко мне приходите! Принесете то, что каждый из вас сделать сумеет. Кто будет рукодельнее - тот мастерством правоту докажет.
Золотых дел мастер думал-думал, да и сделал голубя. Словно живой голубок, только из золота. А монтер пошел себе да и думать про дело забыл, только на пятый день вспомнил:» Ладно , сделаю одну вещь». И стал быстренько строить комнатный аэроплан. И устроил его в одни сутки .В тряпицу завернул, к царю понес в указанное время.
Ц.-Какую хитрость принес? Показывай!
Достал мастер голубка. Голубь точно живой, только не летает .И монтер тряпицу развернул6
Монтер-БЕРИСЬ, ЦАРЬ, ЗА ЭТОТ РЫЧАГ! Действуй вправо и влево, полетишь, куда тебе нужно .Только на нем могут летать не более как два человека. Потому что работал я его малое время.
Обрадовался царь. Сел, облетел все комнаты дворца, сошел с аэроплана- как дитя утешен.
Ц._Ну, монтер! Перехитрил ты золотых дел мастера. Делай с ним что хочешь, хоть обсмей!
Монтер- Пускай живет, как жил. Только не величается своим прозванием золотых дел мастера шибко-то.
Умом и смекалкой наделен русский мужик. Все он может!
7.Прохожий:
-Эй, народ честной! Что расселись? Все на улицу Плотницкую спешат. Там мужики топорами красоту творят, глаз не оторвать.
8. Выразительное чтение сказа «Царские персты»
9..Художественный пересказ сказа « Диво без гвоздей»
(Пересказ можно сопровождать показом слайдов «Кижи)
10Игра.
Сотворили чудо- праздник устроили
Песни, танцы на лугу. Хвала мастеру! Похвалим и мы его. ( Игра «Добрым словом восхвали» )
Пусть веселье будет с нами.
Поведем сейчас, друзья, мы
Хоровод карельский дружный,
Чтоб запомнили надолго
Эту встречу, этот праздник!
Хоровод.
11.Аукцион народной мудрости.
«Собери пословицу о труде» ( На основе карельского фольклора)
Золотое слово о мастерстве народа живет в пословицах Соберем по зернышку-словечку мудрость веков на радость нам , в усладу слушателям.
-Ковал детали, а выковал медали.
-Где труд, там и счастье.
-Суди о человеке по его труду.
-Недаром говорится, что дело мастера боится.
-Инструмент хорошо работает в хороших руках.
-Сам молчун, да руки громкие.
Какую пословицу какому литературному герою можно подарить?
12.Творческая работа
Обо всем, что увидели, расскажем в книге . Открываем двери нашей мастерской. Создадим справочник Славы Мастеров « Великие творения мастеров земли русской»
( Работа по группам по памяткам)
13.Итог
О ком книгу создавали, того и представим.
( Каждая группа создает образ своего героя, используя предметы ,одежду, атрибуты из сказочного сундучка )
Парад героев.
14.Викторина.
15. Чтец
День таял,как снег,
День устал.
Он много работал,
Он жал и пахал.
Он сеял. Он веял.
Работал, как мог.
Он многое сделал
И многое смог.
Тачал сапоги, деревья сажал,
И крышу чинил, проходил перевал.
Усталому дню надо как-то помочь-
На помощь спешит
Наша белая ночь
Т.Шапиро.
Наше путешествие подошло к концу. Мы прощаемся с вами до новых встреч.
Викторина.
1.Что подарили Левше англичане?(золотые часы с трепетиром, байковое пальто с ветряной нахлобучкой)
2.Почему нет имени Левши на подкове блохи?(-Я гвоздики выковывал, которыми подковы забиты,-там уж никакой мелкоскоп взять не может)
3.За что боролись калевальцы со старухой Лоухи?( За сампо)
4.Что было ценного в Сампо?( Молола муку, соль, деньги)
5.Сколько дней потребовалось на изготовление чудо-мельницы? (7)
6.Почему Сампо смог сделать только Илмаринен?( Думал о счастье всех людей Калевалы)
7.Что потребовалось для создания мельницы? (Перышко от молодой лебедки, молоко нетельной коровы, клочок овечьей шерсти, ячменное зернышко )
8.Что построил мастер Плотников?(Церковь о семнадцати главах)
9.В честь чего воздвигнута 17-главая церковь? (В память о крестьянском сыне Плотникове и царской вине перед ним. Зазря парня сгубили: тесаком голову снесли)
10.Почему Преображенский собор решили строить в Кижах?9Бревна сюда приплыли, место указали.)
11.Как величают сегодня Преображенский собор ?(Диво без гвоздей)
13.Каким видом транспорта пользовался царский сын Сергей? (Аэроплан) 14.Где прятал царь аэроплан? А сын? (Под кроватью. Под корнями дуба на царском дворе в тряпице)