Уважаемые коллеги!
В обучении школьников литературе отвожу особую роль внеклассной работе по предмету.
Любая ее форма должна быть наполнена полезным содержанием и реализовывать принцип
взаимного обучения, когда родители, старшие учащиеся передают свой читательский опыт
младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций
коллектива.
В дополнение к опубликованному на сайте занятию клуба семейного чтения «Мой Пушкин, У
Лукоморья» размещаю материал двух встреч в клубе семейного чтения: «Сын и гордость седого Урала»
Данный цикл встреч книголюбов соответсвует одному из направлений реализации национального
регионального компонента образовательной программы Челябинской области
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сын и гордость седого Урала» »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Катав-Ивановска
Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области
Два занятия клуба семейного чтения
Брюзгина Галина Михайловна,
2015 год учитель русского языка и литературы
Уважаемые коллеги!
На протяжении многолетней работы учителем русского языка и литературы ставлю задачи:
- формирование эстетического вкуса взрослых и юных читателей средствами организации семейного чтения;
- выяснение роли творчества А.С.Пушкина и П.П. Бажова в современной семье, в духов-ном становлении растущего читателя;
- обмен опытом и мнениями с коллегами по вопросу целесообразности использования такого резерва в приобщении школьников к чтению как совместная работа учителя, библиотекаря, семьи и старшеклассников.
Позвольте предложить вашему вниманию два занятия клуба семейного чтения из цикла «И наш Бажов!» и одно занятие – «Мой Пушкин. У Лукоморья», посвящённое юбилею А.С.Пушкина; а также информационный бюллетень о ходе Недели литературы 2013/2014 учебного года, посвящённой 215-летию со дня рождения А.С.Пушкина и 200-летию – М.Ю.Лермонтова.
«Сын и гордость седого Урала»
Бажовская школа
Встреча книголюбов в клубе семейного чтения, посвящённая юбилею П.П. Бажова и «Малахитовой шкатулки».
Цели занятия:
Способствовать развитию читательского и гражданского интереса ребят и их родителей к личности и самобытному творчеству уральского писателя П.П.Бажова.
Продолжить развитие давней русской традиции – семейные чтения, - для чего подвести итоги самостоятельного чтения сказов в семьях учащихся в форме викторины, иллюстрирования эпизодов, просмотра инсценировок домашних театральных студий.
Поддерживать желание ребят заниматься литературным краеведением на факультативе «История родного края».
Развивать творческие способности и воспитывать читательскую культуру участников встречи.
Представить учителям-словесникам школы и руководителям школьных МО опыт работы руководителя городского МО словесников Брюзгиной Г.М. по теме «Проблемы регионального содержания литературного образования» (на примере литературы Урала).
Оформление
На доске: «Сын и гордость седого Урала»
План встречи. Бажовская школа.
На стенде: «Для тебя я, Русь, эти сказы спел…»
- фотомонтаж «Мастер, Мудрец. Сказочник»
- лучшие иллюстрации к сказам Бажова
В кабинете развёрнута выставка из фонда частных коллекций и домашнихбиблиотек «Песня его останется».
Встречу ведут учитель литературы Брюзгина Г.М.
учитель географии Толстова М.А.
учитель литературы Скачкова Н.Е.
Место проведения: МОУ СОШ№2г.Катав-Ивановска, кабинет №5.
Участники встречи: учащиеся 5А, 7А, 7Б, 8Б классов; родители (победители семейной
викторины), учитель начальных классов Мерзлякова С.Б.
Гостевая трибуна: представители ГорУО, руководители ШМО города, директор и
завуч школы№2, словесники школы.
В программе:«Сын и гордость седого Урала»
Сообщения уч-ся 8Б класса по теме (литературное краеведение).
«В кругу семьи»
Итоги викторины и конкурса юных иллюстраторов.
- Слово председателю жюри Н.Е.Скачковой.
«Ах, эта волшебная шкатулка!»
- Выступление домашнего театра 5А и 8Б классов, студии
кукольного театра 7А класса, художественной студии
«Диафильм» и домашнего театра моды 7Г класса (Театр одного
актёра).
«Это интересно» (история родного края)
Словарь Бажова на географической карте.
- Слово руководителю факультатива «История родного края»
Толстовой М.А. (В костюме Медной горы Хозяйки).
Демонстрация изделий из драгоценных камней, белого мрамора
(Список тем для исследования в кругу домашнего чтения)
- Заключительное слово учителя литературы Брюзгиной Г.М.
Обсуждение итогов встречи на «Гостевой трибуне».
Присутствующие высоко оценили очередное занятие в клубе семейного чтения (система работы учителя, региональный компонент, близкая литераторам тема: «П.П.Бажов. Мастер, Мудрец. Сказочник»; патриотическая направленность занятия.
Детям и родителям было интересно на всех этапах встречи; удачная интеграция с учителем географии; пятиклассники занимаются литературным краеведением наравне с семиклассниками и восьмиклассниками.
Обилие форм работы (иллюстрирование, театр, костюмирование); большаяя польза для учителей словесности и всех присутствующих.
В качестве совета прозвучало пожелание: во время показа мод (костюм Хозяйки Медной горы) можно использовать музыкальное сопровождение.
Содержание выступлений литературоведов секции «Литературное краеведение»
(см. в Приложении)
Учащиеся 8Б класса: - «Каков он, рабочий род Бажовых?»
- Немного об истории происхождения фамилии «Бажовы»
- Первые слушатели сказов – семья П.П.Бажова. – Реклама
книги Е Хоринской «Наш Бажов». 1989год.
- Легенды дедушки Слышко.
- Бажов и Пугачёв.
2.Содержание страницы встречи книголюбов «В кругу семьи»:
1).Председатель жюри Н.Е.Скачкова сообщает итоги
конкурса эрудитов – книголюбов (вопросы викторины см.
в Приложении).
2) Г.М.Брюзгина сообщает итог конкурса
юных иллюстраторов ( с учётом мнения учителя ИЗО)
3) Бажов и книги.
Ученица Ксеня Ф., 8Б класс, сообщает о любимых
писателях П.П.Бажова и вручает памятные удостоверения
участникам выставки из фонда частных коллекций и
домашних библиотек.
3 Содержание страницы встречи книголюбов «Ах, эта волшебная шкатулка!»
В ходе смотра проходит конкурс «Благодарный слушатель и зритель» (ответы зритель должен сдать в экспертную группу)
Театр-студия 8Б класса. Режиссёр-постановщик К. Юлия.
- Какая героиня Бажова выскакивает из костра и начинает плясать?
Домашний театр 5А класса. Главный режиссёр-Влад С.
- Как называется сказ, по мотивам которого составлена эта инсценировка?
Студия кукольного театра 7А класса.
Режиссёр-постановщик Лилия С.
Помощники режиссёра – семья Ю
- Перечислить основных действующих лиц этого
спектакля.
Художественная студия 7Г класса «Диафильм»
- Почему хранитель золота (его имя) бережёт и скупо
даёт людям золото?
На подиуме – Домашний театр моды 7Б класса!
- Кто из Хозяек горы Медной вам придётся по сердцу-
– встречайте аплодисментами! Это и будет Приз
Зрительских Симпатий Домашнему театру моды 7Б класса!
4 Содержание страницы встречи «История родного края»
Слово учителя литературы:
В сказе «Медной горы Хозяйка» Малахитница помогает рудокопу Степану. Она раскры-вает перед ним недра и показывает все земные богатства. Но добывать эти богатства должен человек. Степан знает, что и где в горе лежит – Хозяйка Медной горы наделила его знаниями.И это помогает ему найти ту малахитовую глыбу, за которую его должны освободить от цепей и отпустить на волю. Вот какой дорогой клад для человека – знания!
- Встречайте! У карты – Хозяйка Медной горы! Она приоткроет тайны, содержащиеся на страницах «Малахитовой шкатулки!»
Сообщение учителя географии «Словарь Бажова на географической карте» с демонстрацией коллекции изделий из малахита, колчедана, белого мрамора.
5.Заключительное слово учителя литературы:
- Большое спасибо всем почитателям таланта Бажова! Наше торжественное заседание в Бажовской школе подходит к завершению. И, знаете. прочту вам отрывок из письма П.П.Бажова:
«…мне очень приятно узнать, что вы ознакомились с уральскими сказами. Но это дело, мне кажется, надо и можно увеличить собиранием таких же сказов и преданий по своему району. У вас в районе есть, например, гора Шелом. Знаете, наверное? А спрашивали ли, почему она так называется? Какие предания и рассказы связаны с этой горой? Разве не интересно всё этот собрать, записать?...»
Вот это письмо к свердловским школьникам навело меня на мысль дать вам, дорогие единомышленники, домашнее задание. Удачи вам при его выполнении!
До свидания, П.П.Бажов! Здравствуйте, П.П.Бажов!
Примечание*
В дальнейшей работе по теме «П.П.Бажов» на занятиях клуба семейного чтения пришла к необходимости включения награждения участников и организаторов встреч читателей в клубе семейного чтения.
Итак, «Минута славы»!
Номинации могут быть таковы:
- Лучший читатель года (по результатам чтения в школьной бибилиотеке).
- Отвечаем всей семьёй (по результатам участия в викторине «Уральский сказочник П.П.Бажов»).
- «Алло, мы ищем таланты!» (по результатам выступления театральных коллективов):
за сценическое мастерство;
за искусство перевоплощения;
за режиссуру…
- Лучшая иллюстрация.
- Подарим праздник!
- Справедливое жюри.
- Наши болельщики лучше всех!
- Мастер Данило. (конкурс малахитовых шкатулок).
- Играющий тренер:
режиссёру-постановщику кукольной версии сказа (диафильма, домашнего театра);
составителю презентации диафильма по мотивам сказа Бажова;
концертмейстеру костюмированного представления Хозяйки Медной горы;