Просмотр содержимого документа
«сценарий мероприятия "Золотой век русской литературы"»
Золотойвекрусскойлитературы
Сценарий внеклассного мероприятия в рамках недели русского языка и литературы
Предполагаемые результаты:
повышение эмоционального уровня студентов, который включает в себя эмоциональное самочувствие, повышение интереса к изучению поэзии,
появление умения подчинять свое поведение целому ряду поставленных целей и задач, независимо от мнения окружения в соответствии с требованиями педагога,
развитие личности студентов во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений.
Цель: показ разнообразия художественных индивидуальностей в русской лирике «Золотого века»
Задачи: Образовательные:
вспомнить произведения, относящиеся к данному периоду
помочь обучающимся почувствовать поэтическое обаяние и музыкальность текстов;
Развивающие:
Развитие интереса к литературе как виду искусства;
Развитие коммуникативных навыков студентов;
Развитие навыков выразительного чтения;
Развитие чувства прекрасного;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению поэзии;
Воспитывать любовь к русской литературе, музыке.
Ход мероприятия:
Преподаватель: С вашего разрешения, дорогие гости, мы отправимся в грандиозное путешествие сквозь пространство и время. Русская литература 19 века – одна из самых славных страниц в истории духовной жизни и национальной культуры нашего общества, время расцвета творческих идей и ярких индивидуальностей. 19 век дал миру произведения Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Толстого и Чехова, невообразимое разнообразие поэтических талантов. Эти произведения, составившие «золотой фонд» не только русской, но и мировой литературы, живут и поныне, волнуя читательские сердца.
Ведущая
Жил Лермонтов,Толстой и Достоевский ... Любили жизнь, мир открывали молодым.. Стихи, романы писали золотые, И век назвали золотым.
Ведущий
Золотую эпоху Русской литературы отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли.
Ведущая
Есть имена, как солнце! Имена Как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине, поэте Действительном в любые времена.
Ведущий
С его именем связаны истоки поистине высокой любовной лирики и чувства свободы.
(На фоне музыки цыганского танца ведется диалог)
Ведущая
Что это? Я слышу звон бубнов, странное пение.
Ведущий
“...цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют. Они сегодня над рекой в шатрах изодранных ночуют”
(Звучание музыки усиливается. В центр зала выходят цыгане, танцуют танец, среди них Земфира и Алеко. В конце танца Алеко убивает Земфиру. Цыгане окружают их)
Старый цыган:
Оставь нас, гордый человек! Мы дики; нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним – Не нужно крови нам и стонов... Но жить с убийцей не хотим... Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли; Ужасен нам твой будет глас; Мы робки и добры душою, Ты зол и смел – оставь же нас, Прости. Да будет мир с тобою.
(Звучит музыка. Молодой цыган, взяв на руки Земфиру, уходит со сцены вместе со всеми).
Ведущая : Первый и самый главный представитель, собственно с него все и началось, это, несомненно, Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин – это сама гармония, само совершенство. Безумно талантливый потомок арапа Петра Великого, русский по зову сердца, по широте души, по образованию и по крови, Александр Сергеевич стал непререкаемым авторитетом уже для своих современников. Такой разный, такой неизменно прекрасный, такой неистребимо восхищённый жизнью, такой искренний в каждом моменте своего существования. Воздвигший себе памятник, воспевший любовь и красоту. Он – несомненный лидер, учитель и посредник между веками.
Студент читает стихотворение Пушкина
Всё в ней гармония, всё диво, Всё выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей; Она кругом себя взирает: Ей нет соперниц, нет подруг; Красавиц наших бледный круг В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал, Хоть на любовное свиданье, Какое б в сердце ни питал Ты сокровенное мечтанье,- Но встретясь с ней, смущенный, ты Вдруг остановишься невольно, Благоговея богомольно Перед святыней красоты.
Она
«Печален ты; признайся, что с тобой». — Люблю, мой друг! — «Но кто ж тебя пленила?» — Она. — «Да кто ж? Глицера ль, Хлоя, Лила?» — О, нет! — «Кому ж ты жертвуешь душой?» — Ах! ей! — «Ты скромен, друг сердечный! Но почему ж ты столько огорчен? И кто виной? Супруг, отец, конечно...» — Не то, мой друг! — «Но что ж?» — Я ей не он.
Ведущий:
Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений.
Она была прекрасна, как мечта Ребенка под светилом южных стран; Кто объяснит, что значит красота: Грудь полная иль стройный , гибкий стан, Или большие очи?- но порой Все это не зовем мы красотой: Уста без слов- любить никто не мог; Взор без огня- без запаха цветок!
О небо, я клянусь , она была Прекрасна!.. я горел, я трепетал, Когда кудрей, сбегающих с чела, Шелк золотой рукой своей встречал, Я был готов упасть к ногам ее, Отдать ей волю, жизнь, и рай, и все, Чтоб получить один, один лишь взгляд Из тех, которых все блаженство- ад!
Ведущий
Лермонтов Михаил Юрьевич. Как и Грибоедов, как и Пушкин, ушедший от нас непозволительно рано. Но успевший за свою недлинную жизнь создать такие произведения, такие образы, которые стали краеугольными камнями в истории создания и развития великой русской литературы.
К Портрету
Как мальчик кудрявый, резва, Нарядна, как бабочка летом; Значенья пустого слова В устах ее полны приветом.
Ей нравиться долго нельзя: Как цепь ей несносна привычка, Она ускользнет, как змея, Порхнет и умчится, как птичка.
Таит молодое чело По воле — и радость и горе. В глазах — как на небе светло, В душе ее темно, как в море!
То истиной дышит в ней всё, То всё в ней притворно и ложно! Понять невозможно ее, Зато не любить невозможно.
Ведущий :
Читая стихиЕвгения Абрамовича Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить»,- писал о Баратынском Белинский.
Муза Не ослеплён я музою моею: Красавицей её не назовут, И юноши, узрев её, за нею Влюбленною толпой не побегут. Приманивать изысканным убором, Игрою глаз, блестящим разговором Ни склонности у ней, ни дара нет; Но поражён бывает мельком свет Её лица не общим выраженьем, Её речей спокойной простотой; И он, скорей чем едким осужденьем, Её почтит небрежной похвалой.
Разуверение
Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей: Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней! Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь. И не могу предаться вновь Раз изменившим сновиденьям! Слепой тоски моей не множь, Не заводи о прежнем слова, И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь! Я сплю, мне сладко усыпленье; Забудь бывалые мечты: В душе моей одно волненье, А не любовь пробудишь ты.
Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист.
Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поёт Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой? С ручьём она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней!
Зачем так радует её И солнце, и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она?
Что нужды! счастлив, кто на нём Забвенье мысли пьёт, Кого далёко от неё Он, дивный, унесёт!
Весна 1832
Ведущий :
Федор Иванович Тютчев. За свою длинную жизнь поэт написал всего около 300 стихотворений, но его гений проявился в них в полной мере. Будучи учеником и последователем Пушкина и учителем для последующего поколения поэтов, Тютчев создал прекрасные образцы философской лирики. Его стихотворения исполнены величественной красоты, пронизаны размышлениями о сущности бытия.
Я очи знал,- о, эти очи! Как я любил их - знает бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог.
В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалося горе, Такая страсти глубина!
Дышал он грустный, углубленный В тени ресниц ее густой, Как наслажденье, утомленный, И, как страданья, роковой.
И в эти чудные мгновенья Ни разу мне не довелось С ним повстречаться без волненья И любоваться им без слез.
Осенней позднею порою
Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою
Как бы дремотою объят —
И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…
И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров —
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…
Ведущая :
Алексей Николаевич Апухтин вошел в русскую культуру классическими романсами, но не только: его именем Александр Блок назвал целую эпоху – глухие апухтинские времена, имея в виду не только восьмидесятые годы XIX века русской истории, но и предшествовавшие им шестидесятые — время больших надежд и общественного подъема, сменившегося глухой реакцией восьмидесятых.
Мне не жаль, что тобою я не был любим,- Я любви недостоин твоей! Мне не жаль, что теперь я разлукой томим,- Я в разлуке люблю горячей;
Мне не жаль, что и налил и выпил я сам Унижения чашу до дна, Что к проклятьям моим, и к слезам, и к мольбам Оставалася ты холодна;
Мне не жаль, что огонь, закипевший в крови, Мое сердце сжигал и томил, Но мне жаль, что когда-то я жил без любви, Но мне жаль, что я мало любил!
Когда так радостно в объятиях твоих Я забывал весь мир с его волненьем шумным, О будущем тогда не думал я. В тот миг Я полон был тобой да счастием безумным.
Но ты ушла. Один, покинутый тобой, Я посмотрел кругом в восторге опьяненья, И сердце в первый раз забилося тоской, Как бы предчувствием далёкого мученья.
Последний поцелуй звучал в моих ушах, Последние слова носились близко где-то... Я звал тебя опять, я звал тебя в слезах, Но ночь была глуха, и не было ответа!
С тех пор я всё зову... Развенчана мечта, Пошли иные дни, пошли иные ночи... О, Боже мой! Как лгут прекрасные уста, Как холодны твои пленительные очи!
Ведущая:
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). На протяжении всей жизни Фет занимался литературным поэтическим творчеством. Его стихотворения – это своеобразный мир лирика с тонкой душой, овеянной трагедией бытия. Его стихи высоко оценивал Белинский, ставя Фета практически на одну ступень с прекрасным «русским Байроном» – Лермонтовым. Лирика Фета – поразительнейшая, щемящая, исполнена мотивов грусти, трагичности. Печальной дымкой овеяны красивейшие образцы поэзии, вышедшие из-под пера Фета, где красота мира познаётся автором с двух сторон, внешней, черпающей истоки вдохновения в красотах родной природы, и внутренней, главным стимулом которой является любовь.
Первый ландыш
О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает О чем - неясно ей самой,- И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.
Музе
Пришла и села. Счастлив и тревожен, Ласкательный твой повторяю стих; И если дар мой пред тобой ничтожен, То ревностью не ниже я других. Заботливо храня твою свободу, Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду Твоих речей не осквернял. Всё та же ты, заветная святыня, На облаке, незримая земле, В венце из звезд, нетленная богиня, С задумчивой улыбкой на челе.
Завтра – я не различаю; Жизнь- запутанность и сложность! Но сегодня, умоляю, Не шепчи про осторожность!
Где владеть собой, коль глазки Влагой светятся туманной, В час, когда уводят ласки В этот круг благоуханный?
Размышлять не время, видно, Как в ушах и в сердце шумно; Рассуждать сегодня – стыдно, А безумствовать - разумно.
Ведущий
Последним в нашем списке станет автор единственной, но блистательной, остроумнейшей, ироничной комедии «Горе от ума», Александр Сергеевич Грибоедов. По иронии судьбы единственная поэтическая вещь, созданная Грибоедовым и дошедшая до нас целиком, перечеркнула всё остальное творчество поэта. Мало людей знают его стихотворения, статьи и публицистику, но практически все, иногда сами того не сознавая, так или иначе прикоснулись к гению «Горе от ума». Комедия была моментально подхвачена тысячами людских языков, разодрана на цитаты, пословицы, поговорки, от чего нисколько не пострадало её величие, напротив, это обеспечило произведению бессмертие. «Говорящие» фамилии, блистательные остроумные характеристики персонажей, эмоциональная речь, критика общества, облечённая в лёгкую и запоминающуюся форму поэзии – всё это стало нашим достоянием на века.
Горе от ума 1
Действующие лица: Фамусов, Молчалин, Софья.
(Молчалин и Софья сидят взявшись за руки. Входит Фамусов)
Фамусов:- Что за аказия, Молчалин ты?
Молчалин:- Я-с
Фамусов:- Зачем же здесь? И в этот час? И Софья?
Что ты так рано поднялась! А? Для какой заботы?
И как вас Бог не в пору вместе свел
Софья:- Он только что теперь вошел.
Молчалин:- Сейчас с прогулки.
Фамусов:- Друг. Нельзя ли для прогулок.
Подальше выбрать закоулок?
А ты сударыня, чуть свет с мужчиной! С молодым.
Софья:- Позвольте, батюшка, кружится голова.
Я от испуга дух перевожу едва.
Изволили вбежать вы так проворно смешалась я
Фамусов:- Благодарю покорно,
Я скоро к ним вбежал!
Так я вам помешал
Софья:- Нет батюшка
Фамусов (к Молчалину)- Ты сударь здесь к чему?
Тебя безродного пригрел и ввел в мое семейство
Дал чин асессора и взял в секретари:
И будь не я, коптел бы ты в Твери.
Софья:- Я гнева вашего ни как не растолкую
Он в доме здесь живет, великая напасть
Шел в комнату, попал в другую!
Фамусов:- Попал или хотел попасть?
Да вместе вы зачем?
Нельзя, чтобы случайно.
Софья:- Вот в чем однако дело
Вы давече с Лизой были здесь
Перепугал меня ваш голос чрезвычайно
И бросилась сюда я со всех ног.
Фамусов:- Пожалуй на меня всю суматоху сложат
Не в пору голос мой наделал им тревог
Что ж Сонюшка тебе покой я дам
Поди- ка ляг поспи еще немного
(Софья уходит)
Фамусов( Молчалину):- Идем бумаги разбирать
Молчалин:- Я быстро, с час снесу вам для доклада.
(уходят)
Заключение:
XIX век в русской литературе называют "Золотым веком". Литература этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное. Она стремительно ворвалась в мировую литературу и стала бесспорной законодательницей литературной моды.
Золотой век — первый период расцвета русской литературы, пришедшийся на начало XIX века.
Она раз и навсегда одарит нас бессмертными строками великих творцов русского романа: Тургенева, Достоевского и Толстого, подарит произведения Гончарова. Век девятнадцатый однозначно и непререкаемо будет восприниматься как «Золотой век русской литературы», который впоследствии органично породит не менее знаменитый и не менее талантливый «Серебряный век».