Ведущий 1. Сегодня я нисколько не боюсь С ХХ веком временно расстаться. Позвольте, я в любви вам объяснюсь Высоким слогом русского романса. Ведущий 2. Вы поняли, друзья, что сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу. Ведущий 1. Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары, а позже – фортепиано. Ведущий 2. У романсов красивые, плавные мелодии, лирически проникновенные слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, красоте природы – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку. Ведущий 1. Они уносят дух – властительные звуки! В них упоение мучительных страстей, В них голос плачущей разлуки, В них радость юности моей! Взволнованное сердце замирает, но я Тоски не властен утолить: Душа безумная томится и желает – И петь, и плакать, и любить. Звучит романс "Утро туманное”. Каждый романс – это целая история, отдельный спектакль. Все любят "Утро туманное…”, но не все знают, что родился он после встречи великого русского писателя И.С.Тургенева с певицей Полиной Виардо. Увидев ее в Петербурге, Тургенев написал стихи "В дорогу”, начинавшиеся словами "Утро туманное…”. Их положил на музыку композитор Э.Абаза. Так появился прекрасный романс, за которым история большой любви. Ведущий 2. Родиной романса считается Испания. Само слово "романс” происходит от испанского "романсе”, что значит исполняемый на романском (испанском) языке в противовес церковным латинским песнопениям. Слово это и распространилось по всему миру. Ведущий 1. В России романс появляется в XVIII в. в период сентиментализма и романтизма. Своим происхождением он был обязан русской песне и в начале мало чем от нее отличался. В создании романсов участвовали такие композиторы, как М.И. Глинка и М.А.Балакирев, А.А.Алябьев и П.П.Булахов, М.И.Чайковский и многие другие. Ведущий 2. А с XIX в. романсы стали столь любимы народом, что их писали как очень известные поэты – А.С.Пушкин, М.В.Лермонтов, Ф.И.Тютчев – так и малоизвестные, которым нет числа. Можно сказать, что романсы сочиняла вся музыкально-поэтическая Россия, независимо от социальных и профессиональных уровней. Звучит романс "Я вас любил”. Ведущий 1. Романс очень личный. Три, четыре куплета – и вся жизнь с ее чувствами, страстями и разочарованиями вдруг встает перед нами. Всего восемь строчек в стихотворении А.С. Пушкина "Я вас любил”, но за ними скрывается целая драма неразделенной любви. Пушкин влюбился в 20-летнюю Анну Оленину. Возвышенная, поэтическая любовь поэта к красавице доходит до официального сватовства. Но поэту отказывают в виду его неблагонадежности и неустойчивости материального положения. Музыку к романсу написал А.Даргомыжский. Ведущий 2. Шедевр лирической поэзии А.С.Пушкина "Я помню чудное мгновение”, посвященный А.П.Керн, благодаря музыке М.И.Глинки стал прекрасным романсом. Звучит романс "Я помню чудное мгновение”. Ведущий 1. Один из самых популярных романсов "Я встретил вас” создан на стихи Ф.И.Тютчева, музыку Л.Д.Малашкина. Уже в конце жизни Тютчев встретит баронессу Крюденер, свою прекрасную Амалию, в которую он был влюблен в юности и которой посвящал свои стихи. Очарование этой встречи пробудило в поэте прежнее чувство, которое он выразил в стихотворении "Я встретил вас”. Звучит романс "Я встретил вас”. Ведущий 2. Романтическое чувство проявляется в безотчетной грусти, тоске. Например, романс А.Л.Гурилева "Однозвучно гремит колокольчик” показывает чувство дорожной тоски, необъяснимой грусти, охватывающего каждого путника при встрече с бескрайними просторами родной земли. Мелодия же рождает у слушателя и исполнителя мысль, что перед путешественником не просто дорога, а вечный путь скитаний русского человека и бесконечная тоска по идеалу. Звучит романс "Однозвучно гремит колокольчик”. Ведущий 1. Обращает на себя внимание особый оттенок лирического характера русского романса – задушевность, проявляющаяся не только как сочувствие, сострадание автора лирическому герою, а как рассказ автора о собственных радостях и муках. Русский романс – это драма в миниатюре. И в нем одно действующее лицо – ты сам. Ведущий 2. Часто романс, словно не принадлежит конкретным авторам (музыки и стихов). Создается такое впечатление (и в этом притягательная сила русского романса), будто он создан самим исполнителем и слушателем. Звучат романсы "Глядя на луг”, "Темно-вишневая шаль”. Ведущий 1. Вершина русского романса приходится на начало ХХ в.. Память об этом оставили множество сборников песен и романсов, сохранившихся на нотных листах начала века. Среди них "Отцвели уж давно хризантемы” (Н.Харито, В.Шумский), "Ночь светла” (М.Шишкин, М.Языков). Звучат романсы "Отцвели уж давно хризантемы”, "Ночь светла”. Ведущий 2. Романсовый мир, если смотреть со стороны глобального, общечеловеческого существования, очень мал. Это всего лишь уголок, прибежище для двоих. Даже третьему здесь нет места. Ведущий 1. У романса одна тема – любовь. Все остальное: жизнь и смерть, время и вечность, вера и неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой. Звучат романсы "Очаровательные глазки”, "Но я вас все-таки люблю”. Ведущий 2. И в ХХ веке романс – один из любимых музыкальных жанров. В нем, как и прежде, бушуют страсти, звучат самые нежные струны человеческой души. Звучат романсы "Я словно бабочка”, "О бедном гусаре…”. Ведущий 1. Вы уже узнали, что прозвучавшие романсы из фильмов замечательного режиссера Э. Рязанова. Давайте вспомним еще несколько. Звучат романсы "Мне нравится…”, "Колыбельная Светлане”. Ведущий 2. Нельзя не упомянуть на вечере романсов о таких замечательных поэтах-композиторах и исполнителей своих песен, как В.Высоцкий, Б. Окуджава, А.Дольский и др. Звучат романсы "Виноградная косточка”, "Давайте восклицать”. Ведущий 1. Романс пережил все, словно не замечая тени времени и перемены обстоятельств, кризиса общественных ценностей. Он подкупает искренностью, целомудренностью отражения любви и красоты чувств, поэтому человек неизменно и преданно любил и любит русские романсы. Ведущий 2. Наш вечер подходит к концу. Хочется верить, что вы прониклись теплотой романса, и он станет частичкой вашей жизни. Звучит романс "Не довольно ли нам пререкаться”. Стихи БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ Музыка АНДРЕЯ ПЕТРОВА Не довольно ли нам пререкаться, Не пора ли предаться любви, Чем старинней наивность романса, Тем живее его соловьи. Толь в расцвете судьбы, толь на склоне Что я знаю про век и про дни, Отвори мне калитку в былое, И былым мое время продли. |