Просмотр содержимого документа
«Продвижение русской классической литературы: новые подходы»
МБОУ СОШ № 54
с углублённым изучением предметов
социально-гуманитарного цикла
Центрального района
города Новосибирска
Продвижение русской классической литературы: новые подходы
Работу выполнила:
Величко Татьяна Николаевна –
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Новосибирск – 2015
Содержание работы
Знакомство с классическими произведениями русских писателей через экранизацию:
Актуальность проекта
Методические рекомендации и материалы к проведению дискуссионного видеосалона по повести А.С. Пушкина «Метель»
Инновационный проект: электронная книга
«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (поэты «серебряного века»)
Акция «Открытый микрофон»
«Золотая полка класса»
Заключение
Литература
Знакомство с классическими произведениями русских писателей через экранизацию.
Актуальность проекта
В конце XX века, когда бум информации, сопровождаемый бурным развитием средств массовой информации и новыми технологиями, достиг нашей страны, в её орбиту были включены и произведения печати, и традиционное чтение. Чтение стало трактоваться как получение смысловой информации, заключённой в тексте. Со временем в массив информации стали вводить и художественную литературу. Появились дайджесты, заменившие художественные полнотекстовые произведения.
Однако со временем стало ясно, что не информацией одной жив человек.
Всё заметнее в гуманитарной сфере зазвучало мнение, что информация, удовлетворяющая утилитарным потребностям человека, не ведёт к подъёму культуры, к облагораживанию ума и сердца человека, не разрешает духовного кризиса: информированность и безнравственность хорошо уживаются друг с другом. Требуется решительный поворот к этической культуре, художественно воплощённой в истинном искусстве. Информация должна быть уравновешена гуманизацией человека и, следовательно, чтением. Вот и протестуют сегодня учителя-словесники против информационного подхода к литературе. Они доказывают, убеждают, что этот подход ложный. Он не ведёт учащихся к полноценному чтению, а уводит от него. Литература при таком подходе перестаёт участвовать в нравственном становлении личности ребёнка. У него нарушается восприятие, гасятся эмоции и воображение, снижается творческий потенциал, теряется способность словесного самовыражения ( что мы и наблюдали на письменном экзамене по литературе в 2014 году).
Как повернуть горизонтальное движение мысли читающего ребёнка на вертикальное – во многом зависит от руководителя чтением. Для активизации восприятия детьми художественных произведений накоплено много методов. Но сегодня в работе так необходимы иные идеи, иные подходы. Постоянно интересуемся новыми достижениями передового опыта. Например, особый интерес вызвал у нас опыт детской библиотеки г. Сарова Нижегородской области. Читателям было предложено « взглянуть на классические произведения под новым углом», познакомиться с ними через экранизацию. Эта идея очень увлекла нас. Действительно, хорошая экранизация эстетически обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы. У зрителя, который ещё не прочёл роман или повесть, она вызывает желание обратиться к первоисточнику. Встречи в дискуссионном видеосалоне – это синтез нескольких методик работы. Как правило, они включают:
громкое чтение;
просмотр с остановками;
развивающее чтение.
Ход дискуссии следует выстраивать так, чтобы участвовать в ней могли как подготовленные читатели, так и те, кто данного произведения не читал.
Предлагаем методические рекомендации и материалы к проведению дискуссионного видеосалона по повести А.С. Пушкина «Метель».
Задачи:
Познакомить учащихся с повестью А.С. Пушкина « Метель». Довести до них авторскую оценку поступков героев, идею произведения.
Развивать умение интерпретировать текст: обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
Формировать чувство ответственности за свои поступки.
Примерный ход дискуссии. Объявление темы видеосалона:
Сегодня мы познакомимся с историей любви, произошедшей в XIX веке. Об этой истории написана повесть «Метель». Возможно, кто-то из вас её уже читал и по ходу нашего разговора догадается, о чём идёт речь. В 1964 году вышла экранизация повести режиссёра Владимира Басова. Читая эпизоды из этой повести, наблюдая за развитием взаимоотношений героев на экране и сравнивая их с собой, попробуем ответить на вопросы:
насколько современна эта история?
какую оценку даёт автор поступкам героев?
в чём заключается идея повести?
Обратимся к началу фильма.
Первый видеосюжет: снежная дорога, вид сверху, бескрайние снежные равнины, позёмка, круговерть снега…
После просмотра задаются вопросы для обсуждения:
Какое возникает ощущение после просмотра первых кадров фильма?
Способствовала ли этому музыка?
( Разговор о музыкальных иллюстрациях Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»). В 1964 году к композитору Г.В. Свиридову обратился известный артист и кинорежиссёр Владимир Басов, приступавший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести, написать музыку к кинофильму. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Свиридов исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. А в 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов для кинофильма композитор составил сюиту. Её 9 номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.
В самом начале фильма звучит музыкальная пьеса « Тройка».
Музыка Свиридова иллюстрирует эпиграф к повести. Вступление звучит грозно, сурово, тревожно, как бы говоря о судьбоносной роли метели в жизни героев повести.
Повесть предваряет эпиграф. Прочитаем его. Можете ли вы назвать произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом к повести «Метель»? (Баллада В.А. Жуковского «Светлана»).
Работа с эпиграфом.
Примерные размышления-выводы: Вспомните, что называется эпиграфом и какова его задача? ( Эпиграф – небольшой текст, предваряющий произведение. В нём может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема). Выделите главные, несущие основную нагрузку слова. (Божий храм, вдруг метелица, чёрный вран, вещий стон).
Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф? (печальное предзнаменование).
Вдруг случается метель, которая несёт что-то печальное, предвещает трагические события: чёрный вран – символ потустороннего, непонятного, вещий стон, тёмная даль – всё это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью. Вдруг – в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению. На это нас нацеливает эпиграф.
Постановка проблемного вопроса. Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа? (В метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель – та сила, которая меняет жизнь героев). То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека.
Давайте посмотрим, как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев.
Громкое чтение. Метель в восприятии Маши: «На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием… Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. Они насилу дошли до конца сада».
Маша мучается от осознания своей преступности, боится будущего
Вопрос к аудитории: Почему Маша в повести названа «молодой преступницей»? Какой закон она преступила? ( Нравственный, православный, христианский, повелевающий чтить волю родителей).
Преступление нравственное люди судить не могут, поэтому в роли судьи выступает жизнь, судьба в виде метели. Машу метель наказывает чередой испытаний ( замуж за незнакомца, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж, честное признание Бурмина). И всё-таки метель уберегла Машу от легкомысленного поступка и подарила ей настоящую любовь.
Второй видеосюжет: Владимир на пути в церковь.
Вопросы к обсуждению:
Какое состояние испытывает Владимир во время метели?
Меняется ли оно? ( начинал сильно беспокоиться, с ужасом увидел, отчаяние овладело им, слёзы брызнули из глаз его).
Громкое чтение: «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой… Метель не утихала, небо не прояснялось…Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться…».
Обсуждение:
Словами какой части речи насыщен этот текст? Зачем это понадобилось автору?
Примерные размышления-выводы:
Глаголами, которые передают действия Владимира во время метели и действия метели. Это нужно для динамичности, стремительности повествования; держит читателя в напряжении – через глаголы показана борьба Владимира и метели. Только Владимир вступает в единоборство с природной стихией. Показана активная борьба, сопротивление, поэтому неслучайно самое частое слово-характеристика, которое использует Пушкин – «поминутно». Состояние героя зафиксировано не только в активном сопротивлении, но и в болезненном отсчёте времени: «в одну минуту», «поминутно», «казалось, прошло более получаса», «ещё около 10 минут».
Зачем так часто используется упоминание о времени?
Герой торопится, не успевает, а следовательно, переживает, беспокоится… Так передаётся чувство волнения и тревоги читателю – усиливается беспокойство. Таким образом, метель показана как реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира, который является человеком, ещё более преступившим нравственный закон. Он придумал побег, настоял на нём, не испытывает вины перед родителями Маши. И судьба его наказывает. (Умирает).
Историю третьего героя в повести – Бурмина – мы узнаём в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель (громкое чтение): « Как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их не послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась…». Но теперь метель ведёт героя навстречу его судьбе.
Бурмин так же, как и Маша, наказан судьбою за то, что он поступил необдуманно, жестоко пошутил. Восстановим цепочку испытаний: Бурмин женится на незнакомке - раскаивается – честно признаётся Маше. Герои оступились, но они раскаиваются, а за раскаяние получают прощение у судьбы = мотив прощения ( по линии Маша – Бурмин). Кроме того, Бурмин прощён ещё и за то, что вернулся с войны с «Георгием в петлице». Пройдя через испытания войны 1812 года, он изменился, стал другим человеком, способным на настоящее чувство. И он тоже не нарушил клятвы верности. Именно поэтому метель-судьба и соединяет двух любящих людей.
Таким образом,
1) мотив наказания и прощения сводится к идее произведения.
Какова идея произведения? Сформулируйте её. (Наказание и прощение – справедливое возмездие; каждый человек должен нести ответственность за свои поступки);
2) Мы доказали справедливость утверждения, что метель играет роль случая, от которого зависит судьба героя.
И всё-таки эта повесть о любви.
Громкое чтение: «Мы уже сказывали, что, несмотря на её холодность, Марья Гавриловна всё по-прежнему окружена была искателями. Но все должны были отступить, когда явился в её замке раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностию, как говорили тамошние барышни… Нельзя было сказать, чтоб она с ним кокетничала; но поэт, заметя её поведение, сказал бы: «Если это не любовь, так что же?»
Обсуждение.
Мы увидели, что о зарождении чувств между Марьей Гавриловной и Бурминым у Пушкина сказано очень скупо. Композитор Г. Свиридов даёт волю фантазии. Где молодые люди в начале 19 века могли остаться наедине, перемолвиться словом так, чтобы их не услышали посторонние? Только во время танца. Но для этого не подходит бодрая мазурка, столь популярная на балах в то время. Нужен танец, который передаёт всю гамму чувств. Какой это танец? Конечно, вальс. А как о зарождении любви поведать средствами кинематографа? Режиссёр В.Басов справился с этим блистательно.
Третий видеосюжет: то Бурмин у окна, то Марья Гавриловна у окна, они видят на земле только тени друг друга. И всё это под прекрасную музыку «Вальса» Г. Свиридова.
Что вам понравилось в задумке кинорежиссёра? (обмен мнениями: работа оператора, цветовая гамма, свет и тень – всё очень изысканно, очень интересно с точки зрения режиссёрского решения).
Четвёртый видеосюжет: прогулка влюблённых вдвоём.
Обсуждение. Что потрясает в этом кинофрагменте? (Отсутствие слов, влюблённые не говорят, только идут рядышком под проникновенную музыку на фоне романтического пейзажа). Звучит «Романс» Г. Свиридова.
Романс является образцом красоты и совершенства в творчестве композитора. Всё пленяет здесь: искренность и простота, сдержанность и скромность ввыражении чувств ( сравните с нашим временем).
Обсуждение. Картины природы вроде бы и те же самые, что и в начале фильма, но музыка несколько другая. Как вы думаете почему? Звучит пьеса «Зимняя дорога», которая перекликается с «Тройкой», но звучит уже гораздо спокойнее.
Можно ли это считать кольцевой композицией?
Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…
Инновационный проект: электронная книга
Одним из существенных условий реализации государственного образовательного стандарта (ФГОС) является использование в школьной практике информационных и коммуникационных технологий, в частности разработка информационно - деятельностных моделей обучения. Многие родители, даже учителя до сих пор ставят Книгу и Компьютер на разные чаши весов, противопоставляют их друг другу. Мы же считаем, что необходимо совместно использовать эти два источника знаний. При этом важно грамотно воспитывать в детях компьютерную и читательскую культуру. Ученики 8 «А» работали над долгосрочным проектом – макетом электронной книги «Поэты серебряного века». Окончательное название книги – «Этот мир очарований, этот мир из серебра…»
Время работы над проектом: с октября 2012 по март 2013 учебного года. Режим работы: внеурочный, 2 часа в неделю.
Осуществление деятельности: на этом этапе роль учителя невелика, ребята всё делали сами: подготовка материалов, перевод их в электронную форму и т. д. И презентация. Этот этап обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны демонстрации результатов. Презентация состоялась на итоговом классном часе с приглашением родителей 13.06.13 года.
Актуальность проекта
Последние 20-25 лет характеризуются тем, что поэзию знают очень мало и ею слабо интересуются представители практически всех социальных групп, за исключением, может быть, гуманитарных интеллектуалов. Думается, что отсутствие интереса современной молодёжи к чтению поэзии, низкий уровень речевой культуры – это серьёзная проблема нашего школьного образования. Формирование читательской культуры подрастающего поколения – одна из основных наших задач. Данный проект даёт школьнику возможность выражать своё восприятие лирики в связном высказывании: интерпретировать понравившееся стихотворение, то есть учиться говорить о смысле и художественных средствах его выражения, особенностях поэтического стиля. В таком разговоре подросток раскован, свободен, интересен самому себе. Сегодня школе нужен «урок свободного чтения»! Данный проект учит искать строчки, соответствующие своим переживаниям и чувствам, выражать свои эмоции по поводу стихов, формирует потребность читать стихи, расширяет рамки школьной программы.
Выдержка из книги: «Песня последней встречи» Анна Ахматова
С творчеством Анны Ахматовой я немного знакома и могу сказать, что её стихи мне интересны. Например, такие, как «Сероглазый король», «Сжала руки под тёмной вуалью» и др. Считают, что поэтесса создала книгу женской души. Я, пожалуй, с этим согласна. Её « перчатка с левой руки» запомнилась всем. Мне нравится лаконичность ахматовской лексики, её естественная интонация, даже неоднократные повторы местоимения «я» не портят стихотворение. Драматизм ситуации волнует, ты сочувствуешь героине. Обратите внимание – все глаголы в стихотворении употреблены в прошедшем времени. Всё уже в прошлом! Интересна звукопись: повторение звука «у» созвучно глаголу «умру». Мне хочется читать это стихотворение снова и снова. Наверное, оно – моё любимое. София Беленькая
(Электронная книга в полном формате представлена насайте Величко Т.Н)
. http://nov-shool.ucoz.ru/
Акция «Открытый микрофон»
Подростковый возраст – это очень важный этап формирования личности человека, подготовка к взрослой жизни. И перед подростком стоят определённые возрастные задачи, которые он более или менее успешно решает, независимо от того, знает ли он об их существовании или нет. Говоря о потребностях современного подростка, необходимо подчеркнуть, что потребность в творческом самовыражении и самореализации – творческая самореализация – это сильнейшая струя в развитии подростка. Если он находит возможность для удовлетворения этой потребности, он практически находит возможность удовлетворить и все остальные. Творчески самореализуясь, подросток получает практический жизненный опыт, ему интересно, он развивается, он испытывает уважение к самому себе, получая результаты своего творчества, его принимают окружающие, и ему легко жить в чётких границах своего творчества. Когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе как в ценной личности, и это ложится в основу успеха во всех сферах его жизни.
Сегодня мы активно используем новую форму работы с подростками - акцию «Открытый микрофон». Всё просто. Устанавливаем в холле первого этажа школы 2-3 микрофона, экран и импровизированная сцена готова. Тема выступления? А это зависит от вас, дорогие коллеги. От вашего творческого потенциала, заинтересованности, вашего понимания роли педагога в современном учебном процессе.
21 февраля – Всемирный день поэзии. Как вы отмечаете этот праздник в своей гимназии, школе с эстетическим уклоном? А мы читаем стихи всей школой! Думали, двух перемен по 20 минут достаточно. Но …ошиблись. К микрофону ребята выходили сначала робко, очень волнуясь, «с замиранием сердца…». А потом… В холле школы зазвучали стихи С. Есенина, Б.Пастернака, К. Симонова, Р. Гамзатова, А. Ахматовой, И. Северянина… и стихи собственного сочинения. Их первой прочитала учительница математики Давыдова И.М., вызвав шквал аплодисментов у слушателей. Продолжила её начинание ученица 6 «А» класса Камынина Даша. В общем, двух перемен не хватило. Пришлось продолжать акцию на следующей, третьей, перемене. В январе 2014 года в течение 2-х дней проходила акция «Очарованье пушкинской строки». Гуманитарные классы готовили пушкинские миниатюры: презентации любимых произведений А.С. Пушкина, размышления над отдельными фактами его биографии, театрализацию эпизодов в исполнении наших учеников и учителей.
«Соединение двух загадок…» - это тема, с которой выступили в этом учебном году ученики 8 «А». Разговор шёл о соединении живописи и поэзии, конечно, в сопровождении музыки. Музыка + поэзия + живопись – один из эффективных педагогических приёмов, известных в практике эстетического воспитания. Он придаёт яркую и эмоциональную окраску зрительным впечатлениям, что, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления.
Нашим воспитанникам очень нравится акция «Открытый микрофон». А вам?
Золотая полка класса
Класс делим на 5-6 групп. В группе договариваются, какую книгу будут рекомендовать для чтения одноклассникам. В течение обозначенного по продолжительности времени идёт подготовительный этап. Затем следует презентация книги в творческой форме (электронная презентация, театрализованное представление, выразительное чтение, защита иллюстраций к книге и т.д.)
Заключение.
Читая художественную литературу, дети под руководством учителя учатся разбираться в людях, вдумываться в их взаимоотношения, отличать существенное от второстепенного. Чем глубже и интенсивнее проходит этот процесс, тем сильнее книга оказывает своё обогащающее влияние на читателя. Современному педагогу необходимо духовно осознавать сущность своей профессии и цели, поставленные перед ней нашим временем.
Литература
Галактионова Т.Г. Успешное чтение: теория и практика: метод. пособие для педагогов. – СПб.: ЛЕМА, 2009.
Левидов В.А. Художественная классика как средство духовного возрождения /В.А. Левидов. – СПб. : Петрополис, 1996.
Самохина М.М. Классическая литература и молодые читатели / М.М. Самохина// Вестник БАЕ. – 2001.
Тихомирова И.И. Библиотечная педагогика или Воспитание книгой. – СПб.: Профессия, 2011.
Худякова С.Н. Учить творчеству жизни. Новые подходы к детскому чтению/ С.Н. Худякова // Библ. дело. – 2008.- № 10.