корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями; память через заучивание стихотворения наизусть;
воспитательные:
воспитывать нравственные качества как: сопереживание, доброта, бережное отношение к птицам.
Оборудование и материалы: учебник чтения, презентация (фото поэта Н.М. Рубцова, фотографии птиц; сюжетные картинки: дети, вешающие кормушки; птицы, кормящиеся на кормушках), видеоряд Тушева (№15 «Коза»), таблички артикуляционной гимнастики (на каждой парте), презентации физкультминуток «Попрыгунчики», «Ветер» (для глаз); компьютер, проектор.
Оформление: запись на доске: число, тема урока.
План урока.
Организационный момент – 1 минута.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 3 минуты.
Проверка домашней работы и сообщение темы и целей урока – 7 минут.
Усвоение новых знаний – 20 минут.
Закрепление нового материала – 9 минут.
Итоги урока – 5 минут.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка наличия на столах обучающихся учебников, табличек артикуляционной гимнастики, дневников.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Ребята, вы готовы начать урок? (Да…) Тогда прочитаем все вместе наше стихотворение: (хором…)
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Чтобы говорить на уроке правильно, чётко, красиво, чтобы читать выразительно – давайте разомнём наши губы, языки:
«Лошадка» (щелкание языком под счет учителя 10-15 раз);
«Часики» (высунув язык двигают направо – налево под счет учителя)
фонетическая зарядка: (видеоряд Тушева, сопровождается музыкой, дети подпевают…)
За – за – за – за
Прибежала к нам коза!
Зы – зы – зы – зы
Ой, беда у той козы!
Зо – зо – зо – зо
Не поют козлятя «Зо!»
Зу – зу – зу – зу
Надо выручить козу!
Проверка домашней работы и сообщение темы и целей урока.
Постановка проблемы:
– Ребята, о ком мы пропели? (…о козе). Коза это домашнее животное или дикое? (…домашнее животное)
Рассказ о своем любимом животном.
- У кого из вас дома есть животные? Давайте проверим, кто и как справился с домашней работой? Что было задано на дом? (…рассказать о своем домашнем питомце… )
( у меня есть щенок…)
(.. у меня есть котенок Тишка…)
(… у меня есть рыбки…)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с домашней работой! Я уверена, что вы хорошо заботитесь о своих питомцах. Ведь они ваши друзья? (…да)
- На этом уроке мы продолжим говорить о наших друзьях. Кого мы можем назвать другом? (…животных, птиц…). Мы поговорим о «крылатых друзьях». Как вы это понимаете? Кто такие «крылатые друзья»? (…это птицы, у них есть крылья…) Правильно, ребята!
Объяснение нового материала.
Постановка проблемы:
- Кто писал о наших друзьях – животных? Назовите писателей и их произведения (…В.Бианки «Кошкин питомец», М.Пришвин «Гаечки»,…) О наших друзьях – птицах писал еще Н.М. Рубцов. (демонстрация слайда №1- фото поэта)
- Ребята, сегодня мы прочитаем стихотворение Н.Рубцова «Воробей» и еще больше узнаем о воробьях. Все вы видели этих птиц на наших улицах. Посмотрите на этих птиц (демонстрация слайда №2 – фото вороны, воробья, сороки), какой из этих птиц воробей?
(…второй) Правильно. А воробьи это перелетные птицы или зимующие? (…зимующие) (Демонстрация слайда №3 – птицы в разное время года)
- Правильно, зимующие. Ребята, посмотрите эти фотографии (демонстрация слайда №4 – фото озябших птиц зимой), как живется птицам зимой?
(…им трудно, холодно). А чтобы нам «не замерзнуть», давайте, подвигаемся…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Птицы» (учитель называет по очереди зимующие и перелетные птицы, дети выполняют движения: зимующие птицы – хлопки над головой, перелетные птицы - приседание. Зимующие – ворона, голубь, сорока, галка, воробей, снегирь, синица; перелетные – ласточка, соловей, чайка, жаворонок, грач, дрозд, скворец)
Работа по новому материалу.
- А сейчас, ребята, мы познакомимся со стихотворением «Воробей».
Но прежде поработаем с трудными словами: (демонстрация слайда №5)
За-мер-за-ет – замерзает
Сов-сем - совсем
Дро-жит – дрожит
Зёр-ныш-ком – зёрнышком
Ста-но-вит-ся – становится
От-то-го - оттого
(чтение по слогам, как пишется, правильно ставя ударение – чтение слова полностью, как произносится с ударением)
Словарная работа. (демонстрация слайда №6)
– Ребята, как вы понимаете выражение «подвода с поклажей»? (чтение учителем – чтение детьми) (…) Это выражение можно объяснить как «повозка с грузом», в городе это может быть «контейнер с грузом».
Чтение стихотворения. – Итак, ребята, сядьте прямо, приготовьтесь внимательно слушать, я прочитаю, а вы ответьте на вопрос: Почему воробей не чирикал?
а) чтение учителем:
Воробей.
Чуть живой. Не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему…
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
б) - Почему же воробей не чирикал? (…потому, что ему холодно, он голодный, он замерзает…) Молодцы, ребята!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «ВЕТЕР» (Презентация: дети наблюдают за движением облаков, летающих листьев, слушают звуки ветра)
- Ребята, как я прочитала стихотворение? (…красиво, выразительно) А теперь давайте вместе правильно и выразительно прочитаем про воробья. Откройте учебники, страница 59.
в) Чтение вслух вместе с учителем, обращая внимание на знаки препинания, постановка логического ударения. Анализ стихотворения: - Как понимаете выражения:
- «Чуть живой»? (… может умереть)
- «Как заметит подводу с поклажей»? (… как увидит контейнер с грузом)
- «Бросается к ней»? (… летит к ней)
- «И дрожит он над зёрнышком бедным»? (… бережёт своё зернышко)
- «Не становится вредным»? (… не становится злым)
- А теперь вы сами должны правильно и выразительно прочитать стихотворение. Обязательно обратите внимание на знаки препинания.
е) работа со стихотворным текстом, игра «Прятки». - Сейчас мы с вами поиграем и узнаем: внимательно ли вы читали стихотворение. Нужно найти слов, которое спрятано. (Демонстрируются слайды №№ 7,8,9,10,11,12; дети работают с текстом стихотворения…)
Демонстрация слайда №7: Замерзает совсем . . (…воробей)
?
Демонстрация слайда №8: Из-под бросается к ней. (…крыши)
?
Демонстрация слайда №9: И дрожит он над бедным. (...зёрнышком)
?
?
Демонстрация слайда №10: И летит к своему. (…чердаку)
?
Демонстрация слайда №11: А гляди не становится . (…вредным)
Демонстрация слайда №12: Оттого, что так ему. (…трудно)
?
- Молодцы, ребята!
Закрепление нового материала.
– Ребята, стихотворение вам понравилось? (…да)
- Какое настроение вызывает это стихотворение? (…грустное) Почему? (…потому, что воробью холодно, жалко его) Вы правильно ответили на вопросы. Хорошо ли вы поняли стихотворение, мы узнаем, когда поработаем в группах. Каждая группа должна подготовить ответ на следующие вопросы: (демонстрируется слайд №13 –
I группа (слабая)
II группа (средняя)
III группа (сильная)
Куда полетел воробей из-под крыши? Зачем?
Почему трудно воробью зимой? Как можно помочь птицам?
Какой пример мы можем брать (позаимствовать) у воробья? Объясните.
Ожидаемые ответы:
Воробей из-под крыши полетел к контейнеру, искать там пищу, зёрнышки.
Воробью трудно зимой, потому что холодно, нет гусениц и червяков. Можно кормить птиц, делать кормушки.
Воробей не стал вредным оттого, что ему трудно. Можем брать у него пример, не становиться вредными, быть добрыми, хорошими.
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
Обсуждение и обобщение работы в группах.
- А вы, ребята, помогаете птицам зимой? Как? (…делаем кормушки, собираем крошки, крупу) (Демонстрация слайда №14 – дети вешают кормушки)
- Какой пример нам приводит в своем стихотворении поэт Н.Рубцов? Прочитайте эти строчки. (А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему.) (Демонстрация слайда №15 – птицы едят с кормушек)
– Посмотрите, ребята, как птицы едят угощение детей. Они не дерутся за корм, не обижают друг друга. А вы, ребята, не становитесь вредными, когда вам трудно? Не грубите? Никого не обижаете? (…нет, мы тоже помогаем друзьям)
Итоги урока.
– Ребята, как вы думаете, чему нас учит это стихотворение? (…учит быть добрыми, помогать птицам, жалеть их…) Правильно, ребята. Это стихотворение очень поучительное. Поэт нам хочет сказать, что как бы трудно нам не было в жизни, всегда нужно быть добрым, отзывчивым, оставаться хорошим человеком. На примере маленького воробья мы должны учиться быть хорошими людьми. Вот о чем это стихотворение. Вы со мной согласны? (…да) Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на этом уроке? (…узнали о воробьях, как им трудно живется, что птицам нужно помогать, делать кормушки, нужно быть добрыми, отзывчивыми, никого не обижать…)
- Молодцы, ребята! Вы старались, замечательно работали на уроке: рассказали о своих питомцах, хорошо работали в группах, отвечали на вопросы. Попробуем оценить себя сами. Кто считает, что он активно работал, выполнял все задания, отвечал полными ответами – встаньте. (Встают) Кто считает, что Юлия работала на 5? … Теперь встаньте те, кто старался, но что-то у него не получилось? (Встают) Кто не согласен?
- Чтобы на следующем уроке получить хорошие отметки, вам нужно дома:
Артуру – правильно и выразительно читать стихотворение:
Соне, Никите, Ангелине, Данилу, Алине – выучить стихотворение наизусть и выразительно его рассказать.
Запишите домашнюю работу в дневниках (Демонстрация слайда №16)