Методическая разработка "Ах, эти звуки русского романса"
Методическая разработка "Ах, эти звуки русского романса"
Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия в формате литературной гостиной, посвящённого жанру русского романса как уникальному явлению национальной художественной культуры. Мероприятие направлено на формирование у старшеклассников целостного представления о романсе как синтетическом жанре, объединяющем поэзию и музыку, а также на развитие эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и культурной идентичности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Ах, эти звуки русского романса"»
Литературная гостиная
Тема :"Ах, эти звуки русского романса".
Цели:
1. Воспитание художественного вкуса;
2. Повышение интеллектуального уровня;
3. Развитие коммуникативной компетенции ;
4.Приобщение к искусству.
Оформление зала: задрапированные тёплыми нарядными тканями окна, фортепиано, кресла с высокими спинками, на них живописно наброшены шали, гостевые столы с цветами в вазах, журнальный столик, экран для показа видеоряда.
Звучит песня "ИЗГИБ ГИТАРЫ ЖЕЛТОЙ" (ИСПОЛНЯЕТ учитель).
Ведущие: Бурик Н.М. – учитель русского языка и литературы; группа учащихся 11-х классов.
Полумрак. (Звучит романс Оскара Фельцмана на стихи Игоря Кохановского "Воспоминание о романсе"; исполняет Максим Маклаков). 2 куплета.
Ход мероприятия.
1 ведущий. (говорит учитель).Добрый день, дорогие друзья! Действительно замечательно,что сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной , чтобы окунуться в чарующий мир русского романса, чтобы понять, в чём же заключается его притягательная сила и необыкновенная прелесть.
2 учащийся
Давайте с вами посетим
Прекрасный мир романса,
И усладим наш нежный слух.
Они уносят дух – властительные звуки
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить:
Душа безумная томится и желает –
И петь, и плакать, и любить.
В.И. Красов. «Звуки», 1835 г.
Вопросы залу:
1)Что же такое романс? (выслушать 2-3 человек).
Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.
3 ведущий.
В книге Б.В. Афанасьева «Путеводитель по концертам» сказано: «Романс – усложненный вид «комнатной», «домашней салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи … лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией».
Какова история романса?
4 учащийся .
Родиной романса считается Испания. Именно здесь в 8-14 вв. странствующие поэты – певцы создали новый музыкальный жанр – романс. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», что значит «романский», т.е. исполняемый на «романском» (испанском) языке. (Демонстрируется слайд"Родина романса- Испания) . Звучит испанский романс.
5 учащийся . (говорит на фоне тихо звучащего испанского романса).
В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «Романсеро».
В романсах красивые, плавные мелодии, лирические, проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.
Во все века во всех странах существовали лирические песни о любви. Их пели и простые деревенские девушки, и городские барышни, и их служанки. Конечно, эти песни не могли быть одинаковыми для тех и других, особенно в «галантном» 17 веке. Аристократы того времени презрительно относились к простонародным песням. Даже само слово «песня» казалось им плебейским.
Вот тогда-то во всей Европе песни с любовным содержанием и чувствительной мелодией в отличие от простонародных и стали называть красивым испанским словом «романс».
6 учащийся .
Зарождение русского романса началось во второй половине 18 века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых в них чувств.
Первые русские романсы сочиняли на французском языке. Этим занимались не только композиторы, но и певцы – любители. Их имена часто оставались неизвестными.
Многие из этих романсов и сегодня близки и понятны нам также, как были близки и понятны людям прошлого века.
7 учащийся
Классические произведения романса были созданы композиторами 19 века. Тогда же и утвердились стилистические каноны русского классического романса, возник и получил широкое распространение БЫТОВОЙ ,ГОРОДСКОЙ РУССКИЙ РОМАНС, среди творцов которого были свои замечательные таланты. Произведения этой ветви жанра звучат и исполняются с огромным успехом и сегодня.
8 учащийся
Послушаем романс М.А. Балакирева (1836 – 1914) «Обойми, поцелуй», написанный на стихи А.В. Кольцова: ( на слайде портрет Балакирева).
Звучит романс на стихи поэта Кольцова. (2 куплета)
Самобытное творчество А.В. Кольцова оставило яркий след в русском романсе. Многие композиторы – Гурилев, Варламов, Даргомыжский, Балакирев – обращались к стихам народного поэта. . Его стихотворение «Соловей» было положено на музыку более 10 раз. Лучший из романсов на эти слова у Н.А. Римского-Корсакова (1844 – 1908):
9 учащийся
Бытовой русский романс внес свои краски, часто задушевные, сердечные, полные искренних чувств, в многообразное русское вокальное творчество. Разве не прекрасна мелодия романса Александра Егоровича Варламова (1801 – 1848) «Красный сарафан», созданного композитором на слова Н. Цыганова. Русский бытовой романс 19 – начала 20 в. – явление неоднородное. В нем четко прослеживаются три основные жанровые линии: русской народной песни, элегии и баллады. Романс, сходный с русской народной песней, - как бы своеобразное лирическое высказывание. В нём ярко выражен национальный характер. Мелодия такого романса схожа с протяжной народной песней.
ЗВУЧИТ РОМАНС"КРАСНЫЙ САРАФАН". (3 куплета)
10 учащийся
Бытовой романс – это и документальная повесть. Слушая эти произведения, мы многое узнаем о жизни, интересах, мыслях и надеждах людей того поколения.
Среди мастеров бытового романса выделялся Пётр Петрович Булахов (1822 – 1885).) (НА СЛАЙДЕ ФОТО БУЛАХОВА ).
Всю жизнь этот талантливый композитор, отягощенный острой нуждой и болезнями, боролся за утверждение своего искусства. Под конец жизни его из милости приютили Шереметьевы в своей графской усадьбе Кусково, где он и скончался.
С тех пор прошло много лет, но мелодии Булахова, его замечательные песни и романсы живут до сих пор, помогая людям пережить невзгоды, найти утешение, согреться радостью.
Многим, наверное, знаком его романс «Гори, гори, моя звезда
(звучит романс ) 3 куплета Гори, гори, моя звезда (НА СЛАЙДЕ ПОРТРЕТ Булахова).
Слова В.Чуевского Музыка П.Булахова
11 учащийся
Имена Алябьева, Варламова, Гурилева, Булахова и других композиторов, создавших яркие образцы русского бытового романса 19 века, живут в истории отечественной музыки. Но их творчество лишь одна грань.
12 учащийся
Высшая художественная форма русского романса – это классическая. И среди ее творцов такие мастера отечественного музыкального искусства, создавшие основу национальной музыки, как М.Глинка, А. Даргомыжский, А. Бородин, М.Мусоргский, М.Балакирев, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский.
Гордостью русской классики являются романсы Михаила Ивановича Глинки. Композитор писал их на протяжении всей жизни. Его лирические романсы – это своего рода исповедь. В некоторых из них запечатлены картины русской природы и быта.(На слайде портрет Глинки).
Всё пленяет в романсах М.И. Глинки: искренность и простота, скромность и сдержанность в выражении чувств и настроений, классическая стройность, строгость формы, красота мелодии.
(На слайде портрет Глинки.)
13 учащийся
М.И. Глинка – основоположник русской школы вокального пения. Его романсы – неиссякаемый родник красоты и совершенства.
Композитор сочинял романсы на стихи современных ему поэтов – В.Жуковского, А.Дельвига, А.Пушкина, близких друзей, например, Н. Кукольника.
В вокальной лирике композитора особе место занимают романсы на слова А.С. Пушкина. Среди них жемчужина русской вокальной лирики «Я помню чудное мгновенье». В этом романсе слились воедино гений поэта и композитора. В 1838 г. М.И. Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн, которой А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Встреча с Екатериной Керн принесла композитору большую радость. Чуткость, одухотворенность, образованность девушки поразили М.И. Глинку. Благодаря глубокому, чистому чувству композитора к Екатерине Керн появился вдохновенный поэтический романс «Я помню чудное мгновенье».
ведущийЗвучит романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье»
14 учащийся
Элегия – это лирико–философское стихотворение. Примером романса, имеющего сходство с элегией, может служить прекрасный романс «Утро туманное» на слова И.С. Тургенева. В нём с поэтическим очарованием запечатлено щемящее чувство тоски по ушедшему счастью.
Звучит романс «Утро туманное» (Музыка Э.Абаза, слова И.Тургенева)в исполнении
Дмитрия Хворостовского
И.С. Тургенев написал эти стихи в ноябре 1843 г., все еще находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной , происшедшего полтора года назад. Тогда, в марте 1842 г., он написал ей прощальное письмо: «Я все хочу забыть, все, исключая Ваш взгляд, который я теперь так живо, так ясно вижу…»
Музыку к стихам И.С. Тургенева сочинил офицер лейб – гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одарённый музыкант – любитель, прекрасно игравший на гитаре. Он погиб во время Крымской войны в осажденном Севастополе в июне 1855 года.
(На слайде портрет Эраста Абазы).
15 учащийся
Особое место в мире русского романса отводится так называемым цыганскимромансам. Фактически они не являются цыганскими. Это произведения русских авторов. Почему же их называли и продолжают называть цыганскими?
В последней четверти 18 века граф Орлов выписал из Молдавии в Россию цыганский хор, пение которого ему полюбилось. Но в то время цыгане имели мало красивых, лирических песен. И тогда они стали петь произведения русских авторов и делали это так мастерски, настолько зажигательно и проникновенно, что слушатели воспринимали исполняемые цыганами песни как цыганские романсы.
Звучит романс Цыганский романс. (В ИСПОЛНЕНИИ Николая Сличенко).
Сабина с вопросом к залу 1)Какие чувства вы переживаете ,слушая романсы? Какие образы, какие картины возникают в вашем воображении?
16 учащийся
В двадцатом веке романс не переставал быть популярным и любимым. Известны имена великих исполнителей романсов : это Варвара Панина, Изабелла Юрьева, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Вадим Козин и, конечно же, Александр Вертинский. Многие композиторы двадцатого века обращались к жанру романса. Одним из них был Борис Иванович Фомин.
Творческая биография Бориса Ивановича Фомина сложилась тоже весьма драматично. Б.И.Фомин музыкально был феноменально одаренным человеком. Он – потомок Михаила Васильевича Ломоносова. Родился Борис Фомин в семье врача. Ввиду тогдашних исторических событий (первая мировая война, гражданская война) он не смог получить музыкального образования, но ему помогли талант и упорное самообразование. Возвратившись после окончания гражданской войны в 1921 году с фронта в Москву, Фомин увлекся театром, сочинял детские балеты, ему сопутствовал успех. Но критики ставили на него клеймо дилетанта, певца мещанства. Он начал заниматься жанром романса. Огромную известность принес ему сочиненный в 1924 году романс «Только раз бывает в жизни встречи».
(Звучит романс "Только раз бывают в жизни встречи.")
Слова П.Германа Музыка Б.Фомина
А несколько позднее большими тиражами были изданы и мгновенно раскупались его романсы «Дорогой длинною» А, «Твои глаза зеленые», «Эй, друг гитара».
17 учащийся
Композитор много сделал для развития романса. Более 20 лет его квартира была вокальной мастерской для известных певиц: Тамары Церетели, Клавдии Шульженко, Ляли Черной и многих других вокалистов. В годы Великой Отечественной войны песни Б.И. Фомина были очень популярны. Композитор верил, что критика, которой постоянно подвергалось его творчество, и гонения – это лишь временное заблуждение, что его романсы будут все равно звучать, будут жить. И он оказался прав.
18 учащийся
Яркий образец современного русского романса – романс Михаила Звездинского на стихи
Николая Заболоцкого «Очарована, околдована». Романсы Михаила Звездинского любили и пели с 60-х годов нашего века.
На своем первом концерте М. Звездинский исполнил песню, посвященную любимой женщине. Когда песня закончилась, он сошел в зал, подошел к ней и опустился на колени. Это был не красивый жест актера, а искреннее признание любимой. ( Журнал «Крестьянка» 1991. №3 ).
Исполняется романс М.Звездинского на стихи Н.Заболоцкого " очарована, «околдована», (видео концерт Николая Носкова).Идет видеоряд.
19 учащийся
Имя Николая Зубова стало чрезвычайно популярно на рубеже XIX-XX веков, ноты с его произведениями издавались гигантскими тиражами, в 5-10 раз превышавшими тиражи классической музыки.
Встреча с Анастасией Вяльцевой открыла новую страницу в творчестве молодого композитора, вспыхнувшее чувство вдохновило его на создание десятков романсов, большая часть которых была посвящена его музе и исполнена ею. Среди них наиболее известны и популярны романсы «С тобой вдвоем», «Под чарующей лаской твоею» и «Не уходи», которые до сих пор непременно включают в свои программы почти все исполнители этого жанра. (на слайде портрет Николая Зубова).
Романс "НЕ УХОДИ" ПРОЗВУЧИТ В ИСПОЛНЕНИИ педагога
Романс продолжает жить и сегодня, может быть, в новых интерпретациях , но звучит громко и по -прежнему душевно .
Вряд ли может оставить кого - то равнодушным романс из кинофильма"Жестокий романс".
"Под лаской шелкового пледа" (Звучит этот романс). ФРАГМЕНТ ВИДЕОФИЛЬМА.
Особенную популярность приобрели романсы, звучавшие в кинофильмах, как старые, так и новые, специально написанные для кино. Например, романс из к/ф «Дни Турбиных» «Целую ночь соловей нам насвистывал», напоминает нам бытовой романс дореволюционной России, переносит нас в ту эпоху. Также воспринимаются романсы из к/ф «Жестокий романс», написанные в жанре бытового романса. Послушайте романс из этого фильма «А напоследок я скажу», написанный композитором Андреем Петровым на слова Белы Ахмадулиной.
Исполняется романс «А напоследок я скажу»
Учитель:
В романсе много тайн, загадок. Исследователи все это изучают, но не поддается никаким формулировкам само очарование русского романса. Его надо слушать, его надо петь и душой постигать его сокровенные глубины и тайны.
20 учащийся
Двадцать первый век тоже не хочет расставаться с романсом. Романс меняется. Он то усложняется, становясь развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к старой своей форме. Но всегда – и в наши дни, как и в прежние – романс не может и дня без любви. Лирические признания в романсах никогда не исчезнут, пока есть на земле любовь к матери, другу или подруге, к детям, к близким людям. Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными. Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы – бесценный дар на все времена!
Звучит романс на стихи Б .Пастернака " СВЕЧА ГОРЕЛА НА СТОЛЕ". ВИДЕО В ИСПОЛНЕНИИ Аллы Пугачевой.
Учитель
Романс - это песня-вздох, песня-откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не даёт. Романсы часто коротки по объему, голос их негромок и обращен к небольшой аудитории слушателей. Они отличаются редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодикой, слиянием поэтической идеи с идеей музыкальной.
Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий... О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.