kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная "Подвиг женщины на войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие способствует формированию у подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к её защите.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Подвиг женщины на войне"»

Литературный вечер «У войны не женское лицо».



( выходит под песню А. Розенбаума « А может не было войны?»)

На фоне идет ролик «На всю оставшуюся жизнь»

Чтец1. Я не видел войны, я родился значительно позже.

Я ее проходил и читал про нее с детских лет,

Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже,

Только самого главного нет…

Только слышишь, звучит, пробивает из стен Ленинграда

Тихо- тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.

Может быть, о войне слишком громко и рьяно не надо,

Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.


Ведущий1: Так уж вышло, что история России – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Это история военного подвига. Это для истории – поле Куликово, Бородино, Прохоровка …. Для русского солдата – просто родная земля… И нужно вставать во весь рост и идти в атаку. И умирать … В чистом поле… Под небом России ….

Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, защищал свою землю.

Ведущий2: Прошло почти 72 года, как закончилась Великая Отечественная война, но время не властно предать забвенью великие события.

Есть память, которой не будет конца, и наша задача – сберечь её, передать следующим поколениям.

1 ведущий:  22 июня…Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году… 
Июнь …клонился к вечеру закат. 
И белой ночи разливалось море. 
И раздавался звонкий смех ребят, 
Не знающих, не ведающих горя.  

2 ведущий: 
Та ночь была полна июньской прелести, 
Для них она не пожалела света. 
Грядущим аттестатом зрелости 
Их озаряло это лето… 
1 ведущий:  
Завтра рощ испугаются птицы, 
Завтра птиц не признают леса… 
Это всё только завтра случится, 
Через 24 часа… 


Громко звучит музыка, на сцене, смеясь, появляются выпускники школы 1941 года, музыку сделать тихо

Девушка 1: Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь. 
Юноша 1:  Всё когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь. 
Юноша 2: Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность… 
Девушка 2:  Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов. 
Девушка 3:  Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит. 
Юноша 3: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика! 
Девушка 3: А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает! 
Юноша 3: Тань, да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка по химии. У меня их пять, что же мне теперь и жить не стоит? 
Девушка 3: Тебе хорошо рассуждать, ты едешь работать в тайгу, а мне в институт поступать надо. И куда мне теперь с этой тройкой? 
Девушка 2: Ты, правда собираешься уехать в тайгу? 
Юноша 3: Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной! 
Девушка 2: Вот ещё, придумал, я из родного города никуда. Буду учиться здесь в педагогическом, а потом в родную школу вернусь… Представляешь, лет, этак, через 10 ты станешь заслуженным геологом, вернёшься в родные места, приведёшь своих детей в нашу школу, а я их учить буду! 
Юноша 2: А меня родственники к себе зовут. Говорят, что могут устроить в рыболовецкую бригаду. Как думаете, соглашаться? 
Девушка 1: Ну, это ты сам решай. Здесь трудно что-либо посоветовать. 
Юноша 1: Ребята, а давайте сделаем снимок на память! 

Все говорят «Давайте» и начинают строиться для фотографирования

Юноша 2: Внимание! Исторический момент, запомните 21 июня 1941 года.

Девушка 1: Нас 35 человек: 17 девочек, 18 мальчиков. 
Юноша 1: Мы молоды и счастливы… 
Девушка 2: Мы мечтаем о подвигах, о славе, верим в своё высокое предназначение на этой земле… 
Девушка 3: Мы мечтаем через пять лет стать геологами, учителями, врачами… 
Девушка 2: Я мечтаю стать учителем. 
Юноша 3: Я мечтаю приносить добро людям. 
Девушка 1: Я мечтаю о любви. 
Юноша 2: Я мечтаю… 
Девушка 3: Я мечтаю… 
Юноша 1: Мечтали… 
Эхо: мечтали, мечтали, мечтали…





1 ведущий: 

В тот день они ещё смеялись, 
Любили зелень и огни. 
Ни голос скрипок, ни рояли 

Им не пророчили войны. 
2 ведущий:  
Такою всё дышало тишиной, 
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной 
Всего каких-то пять минут осталось! 


 1 ведущий:  Ещё вчера эти девчонки и мальчишки списывали контрольные, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья, читали Есенина и Грина, мечтали об алых парусах и прекрасных принцах, грезили о счастье, а завтра была война… 

Звучит голос Левитана, объявляющего о начале войны, звучит песня «Священная война.
 2 ведущий:  
Ранним, солнечным утром в июне, 
В час, когда пробуждалась страна. 
Прозвучало впервые для юных 
Это страшное слово «война». 


 1 ведущий:  
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый, 
Сквозь лишения, боль и беду, 
Уходили из детства ребята 
В сорок первом, далёком году. 


2 ведущий:  Великая Отечественная война была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины. Хрупкие, нежные девушки и женщины тоже взвалили на свои хрупкие плечи тяжесть войны.

1 ведущий:  Женщина не предназначена для войны, её место у домашнего очага. Говорят «у войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт: помогали раненым, подносили снаряды, были снайперами, лётчиками, разведчиками… Они были солдатами. «Когда посмотришь на войну нашими, бабьими глазами, так она страшнее страшного», - сказала одна из участниц войны, А.И.Мишутина, сержант, снайпер.

Чтец 3:

Качается рожь несжатая .

Шагают бойцы по ней .

Шагаем и мы -

девчата ,

Похожие на парней .


Нет , это горят не хаты -

То юность моя в огне .

Идут по войне девчата ,

Похожие на парней .


Автор 1: ( называет имя персонажа, на экране высвечивается фото героини)

Клавдия Григорьевна Крохина, старший сержант, снайпер.

Героиня № 1:

“Мы залегли, и я наблюдала. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала. Когда по мишеням стреляла – ничего, а тут: как это я убила человека?

Потом прошло это. И вот как прошло. Мы шли, это было возле какого-то небольшого поселка в Восточной Пруссии. И там, когда мы шли, около дороги стоял барак или дом, не знаю, все это горело, сгорело уже, одни угли остались. И в этих углях человеческие кости, а среди них звездочки обгоревшие, это наши пленные или раненые, не могла прийти в себя, только зло и мщение осталось.


…Пришла я с фронта седая. Двадцать один год, а я уже беленькая. У меня ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо. Мама меня встретила словами: “Я верила, что ты придешь. Я за тебя молилась день и ночь”. Брат на фронте погиб. Она плакала. “Одинаково теперь – рожай девочек и мальчиков. Но он все-таки мужчина, он обязан был защищать Родину, а ты же девчонка. Я об этом просила, если ранят, то лучше убьют, чтобы девушке не остаться калекой”.

( Звучит «Альбинони «Адажио»

( гасит свечу, уходит на авансцену)


Чтец 4:

Восемнадцать было вам в то лето,

Первым чувством сердце расцвело.

Грянула война и на полсвета

Распростерла черное крыло.

Что тогда вы, милые, умели?

Знали лишь одно — пришли враги.

Не в театр надели вы шинели,

Не на бал обули сапоги.

В тот июнь чего не повидали вы,

Женщины с военными медалями!

На войне в кустах не отсидеться,

Трудно, страшно — маму не зови.

Защищали вы и наше детство,

Юные защитницы земли.

Как солдатам вы нужны бывали —

Отпускала боль фронтовика,

И быстрее раны заживали,

Лишь коснется девичья рука.

Все перенесли, перестрадали вы,

Женщины с военными медалями.

Где он, юный, синеглазый, милый —

Та любовь, та первая весна?

Сколько их, таких, безумной силой

Растоптала и сожгла война!

Вы глаза одним закрыли сами,

Не простясь, оплакали других.

Письма с полевыми адресами

И сегодня ждете вы от них...

Где та юность, за какими далями,

Женщины с военными медалями?

Автор 1: : ( называет имя персонажа, на экране высвечивается фото героини)

Звучит « Адажио» Моцарт

Героиня № 2

Ксения Сергеевна Осадчева, санитарка в военном госпитале

“Девятого июня сорок первого года мне исполнилось 18 лет, а меньше чем через две недели началась эта проклятая война. Со школьной скамьи мы пошли на строительство железной дороги Гагра – Сухуми. Я запомнила, какой мы ели хлеб. Он был словно ежик. В остюки добавляли половину муки, чтобы слиплось, и, как пчелиные соты, наполняли водой. Полежит этот хлеб на столе, и возле него лужица водицы, мы слизывали ее языком.

В сорок первом году добровольно пошла в госпиталь. Бои шли очень жестокие. Раненых было много. Меня поставили на раздачу питания – эта должность круглосуточная, уже утро и надо подавать завтрак, а мы еще раздаем ужин. Через несколько месяцев ранило в левую ногу – скакала на правой, но работала. Потом дали еще должность сестры-хозяйки, это тоже надо быть на месте круглосуточно.

Двадцать месяцев никто не подменял, не сменял меня. Левая нога, опухшая до колена, забинтована, руки прооперировали, тоже перебинтовали. Голова забинтована. В школьные годы я сдавала нормы ГТО, но нет еще спортсмена в мире, который бы в таком состоянии проскакал двадцать месяцев круглосуточно. Я проскакала и перенесла все.

…Все у нас сейчас восстановлено, все утопает в цветах, а я изнываю от болей, у меня и сейчас не женское лицо. Я не могу улыбаться, я ежедневно в стоне. За войну я так изменилась, что когда приехала домой, мама меня не узнала. Мне показали, где она жила, я подошла к двери, постучала. Ответили.

- Да, да…

Я вошла, поздоровалась и говорю;

- Пустите переночевать.

Мама растапливала печь, а два моих младших братика сидели на полу на куче соломы, голые, нечего было одеть. Мама меня не узнала и отвечает:

- Гражданочка, пройдите дальше, пока не стемнело.

Я наклоняюсь, обнимаю ее и произношу:

- Мама, мамочка!

Тогда они все на меня как набросятся, как заревут.

Я прошла очень тяжелый путь. На сегодняшний день нет еще книг и фильмов, чтобы сравнить с тем, что я пережила.

( Звучит «Альбинони «Адажио»

( гасит свечу, уходит на авансцену)


Ведущий 2::

Я ушла из детства

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты

В санитарный взвод

Дальние разрывы

Слышал и не слышал

Ко всему привычный

Сорок первый год.

Автор 1: ( называет имя персонажа, на экране высвечивается фото)

Вера Сергеевна Романовская, партизанка.

Героиня № 3

( звучит « Адажио» Моцарта)

Какие у нас были девчонки, спрашиваете? У нас была Чернова, уже беременная, она несла мину на боку, где рядом билось сердце ребенка… Вот и разбирайтесь с этим, что это были за люди.

История еще сотни лет будет разбираться: что это такое? Вы представляете, беременная идет с миной… Ну, ждала же она ребенка… Любила, хотела жить… Но она шла…

( Звучит «Альбинони «Адажио»

( гасит свечу, уходит на авансцену)

Ведущий 1: Женская память охватывает такие мгновения на войне, которые обычно ускользает от мужского внимания. Если мужчину война захватывала как действие, то женщина воспринимала войну душой и чувствами и воспоминания о ней сохранились у женщин острее. Женщины, даже по прошествии нескольких десятков лет сохранили в памяти большое количество мелочей: например, как стояли в лесу, утром выйдешь – тихо, тихо, роса блестит. Такая тишина…Неужели это война! Как получали выговор за надетые не по уставу серёжки, как пахли сгоревшие хлеба, как стоял нестерпимый запах гноя в хирургических палатах…

фильм «Женщина и война»

Автор 1: ( называет имя персонажа, на экране высвечивается фото)


Героиня № 4

Нона Александровна Смирнова, рядовая, зенитчица.

Звучит « Адажио» Моцарт

После карантина, перед принятием присяги, старшина привез обмундирование: шинели, пилотки, гимнастерки, юбки, вместо комбинации – из бязи пошитые по-мужски две рубахи с рукавами, вместо обмоток – чулки и американские тяжелые ботинки с металлическими подковами во весь каблук и на носках. В роте по своему росту и комплекции я оказалась самой маленькой, рост 153 сантиметра, обувь 34 размера, и, естественно, военной промышленностью такие размеры не шились, а уж тем более Америка нам их не поставляла. Мне достались ботинки 42 размера, надевала и снимала их, не расшнуровывая, прямо через голенище, тяжелые, и я в них ходила, волоча ноги по земле.

От моего строевого шага по каменной мостовой высекались искры, и ходьба была похожа на что угодно, кроме строевого шага. Страшно вспомнить, каким мучительным был первый марш. Командир увидел, как я иду, вызвал меня:

- Смирнова, как ты ходишь строевым? Что, тебя не учили, почему ты не поднимаешь ноги? Объявляю три наряда вне очереди…

Я ответила:

- Есть, товарищ старший лейтенант, три наряда вне очереди! – повернулась, чтоб идти, и ботинки остались на полу, ноги были в кровь стерты голенищами.

Тогда и выяснилось, что ходить по-другому я уже не могла. Ротному сапожнику Паршину дали приказ сшить мне сапоги из старой плащ-палатки, тридцать шестого размера.

( Звучит «Альбинони «Адажио»

( гасит свечу, уходит на авансцену)


Ведущий 1:

Я пришла из школы

В блиндажи сырые

От Прекрасной Дамы

В “мать” и “перемать”,

Потому что имя,

Ближе чем Россия

Не могла сыскать.

Автор 1: ( называет имя персонажа, на экране высвечивается фото)

Героиня № 6

Звучит « Адажио» Моцарт

Нина Яковлевна Вишневская, старшина, санинструктор танкового батальона.

“Когда танкисты саму меня подобрали с покалеченными ногами и привезли село, это было село Желтое на Кировоградчине, хозяйка хаты, где размещался медсанвзвод, причитала:

- Яки ж молоденький хлопчик!..

Танкисты смеются:

- Яки ж то хлопчик, бабка, то ж дивка!

А она села надо мной и разглядывает:

- Яка ж то дивка? Яка ж то дивка! То ж хлопчик молоденький…

Я стриженная, в комбинезоне, в танкошлеме – хлопчик… Она на полатях мне место уступила и даже поросенка зарезала, чтобы я быстрее поднялась. И все жалела?

- Неужто мужиков не хватило, чтобы дитэй таких побрали, дивчаток…

В восемнадцать лет на Курской дуге я была награждена медалью “За боевые заслуги” и орденом Красной Звезды, а в девятнадцать лет – орденом Отечественной войны второй степени.

( Звучит «Альбинони «Адажио»

( гасит свечу, уходит на авансцену)

Ведущий 2: Да разве об этом расскажешь,-
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..


ФИЛЬМ «Фронтовая сестра. Женщина войны»

Ведущий 1: ( называет имя персонажа, на экране высвечивается фото)

Впервые в истории в годы Отечественной войны в Вооруженных Силах нашей страны появились женские боевые формирования. Из женщин-добровольцев было сформировано 3 авиационных полка. В советской армии было единственное в мире женское подразделение ночных бомбардировщиков. Фашисты называли их «Ночными ведьмами» утверждая, что это бандитки, выпущенные из тюрем.

Героиня № 7

Звучит « Адажио» Моцарт

Александра Семеновна Масаковская, в войну рядовая, повар.

( Звучит «Альбинони «Адажио»Девушка-летчица (образ): Самолёт деревянной конструкции, если попадала пуля, сгорал полностью.
Перед уходом на пенсию, заболела. Приехал врач, сделал кардиограмму и спрашивает:
- Вы когда перенесли инфаркт?
- Какой инфаркт?
- У Вас всё сердце в рубцах.
А рубцы видно с войны. Ты заходишь на цель, тебя всю трясёт. Всё тело покрывается дрожью, потому что всюду огонь: в воздухе истребители стреляют, с земли зенитки расстреливают… Делали до 12 вылетов в ночь…
Как мы выдерживали там, где ломались здоровые мужики? Не знаю… Так мы воспитывались. Раз началась война, мы обязаны чем-то помочь. Нужны медсёстры – будем медсёстрами, нужны лётчики – станем лётчиками. А то, что чувствуешь, что тебе придётся перенести, – это уже другое дело»

Наше сознание спокойно воспринимает женщину в роли телефонистки, радистки, связистки, врача или медсестры– т. е. в тех ролях, которые не связаны с необходимостью убивать. Но женщина-летчик, снайпер, стрелок, автоматчик, – это уже нечто иное.

( гасит свечу, уходит на авансцену)


Чтец5:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая,

Вместо свадеб - разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься,

Да зелёные крылья погон.

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведём с ними счёты потом.

Пусть твердят, что надеяться не на что,

Что идёте судьбой наугад.

До свидания, милые девочки,

Постарайтесь вернуться назад…


Ведущий 1:Самое важное на войне – остаться человеком. И эта нравственная победа оказалась самой великой нашей победой в эту страшную войну.

Вот такие были женщины и девушки, которым выпала судьба стать бойцами той войны. Когда вглядываешься в них, одно выражение их глаз говорит о чём-то таком, чего никогда не опишешь и в сотне книг. И несмотря на то , что героев-мужчин на той Войне было больше, и юношей и взрослых мужиков, но без этих женщин не было бы Победы, как и ничего не было бы на Земле.


Ведущий2: Женщина и жизнь – синонимы. Именно во имя жизни женщина спасала мир, была дочерью, матерью, женой, сестрой, солдатом. Низкий поклон ей, её великому подвигу.

Чтец6: У войны совсем не женское лицо!
Так веками очень многие считали,
Но в тылу врагов коварное кольцо,
Наши женщины сердцами разжимали.

Добровольно приняв правила войны,
Приспособив все не женские одежды,
Встали строем за спасение страны,
За несбывшееся счастье и надежды.

А примерив на себя мужскую роль,
Разделили также долю человечью,
Через битвы проносили злую боль,
За бойцов, за их раненья и увечья.

В самолётах, медсанбатах, блиндажах,
Они - хрупкие, красивые, родные,
Наводили на врагов тоску и страх,
Женской доблести военной часовые.

Хоть, порой, боялись мышки и огня,
Но в святом бою не дрогнули, стояли,
И горела у захватчиков броня,
Не прошли! Им Зори тихие не дали!

В прошлом веке та всемирная война,
Но всегда вы на посту, на всей планете,
Наши женщины, бесстрашно, как одна,
Чтобы дома тихо-мирно спали дети.
Р. В. Сухенко

Ведущий 1: Пожалуй, на Земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с давних времён. А путь войны всегда страшен. Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что была ещё одна война - афганская.

Ведущий 2: Трудно говорить об этой войне правду, потому что правда у каждого своя, потому что времени прошло мало, чтобы разобраться, а ещё потому, что правда слишком горькая. Десятки тысяч жизней оказались связаны с событиями, развернувшимися в чужой для нас стране гор и песков.


Ведущий 1: Судьбы русских мальчишек и девчонок, оказавшихся вдали от Родины и заглянувших в лицо смерти … Судьбы женщин разных национальностей, но переживающих одинаковую боль потери близкого человека: сына, мужа, брата … Судьбы детей, рано узнавших запах пороховой гари …. Сколько этих судеб, сплетенных войной в тугой узел!


Чтец9:

Мы два года шагали с тобой

По горячим дорогам войны,

Нам знакомы и зной, и бой,

И тюльпаны афганской весны.

Ах, тюльпаны прожженной земли,

Вы как память тех огненных дней,

Алым пламенем вы проросли,

Словно кровь наших русских парней.

Не осудят знакомые нас

И угрюмостью не попрекнут.

Мы с тобою выполняли приказ

На земле, где тюльпаны цветут.

Ах, тюльпаны прожженной земли…

Над горами плывут облака,

Словно нашей мечты корабли,

Словно нашего детства река.

Мы два года шагали с тобой,

Боль утрат с нами, радость побед.

Нам знакомы и зной, и бой,

И тюльпанов тех алых цвет.

Ах, тюльпаны прожженной земли,

Вы как память тех огненных дней,

Если б только могли,

Если б только могли

Воскресить вы моих друзей.

(Песня)

Ведущий 2:Афганистан, Чечня. У этих войн ещё нет истории. Она не написана. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными.

Звучит « Адажио» Моцарт

Медсестра

Каждый день я себе там говорила: «Дура я, дура. Зачем это сделала?» особенно ночью появлялись такие мысли, когда не работала, а днем были другие: как всем помочь? Раны страшные… Меня потрясало, зачем такие пули? Кто их придумал? Разве человек их придумал? Входное отверстие маленькое, а внутри кишки, печень, селезёнка – всё посечено, разорвано. Мало убить, ранить, надо ещё заставить так мучиться… Они кричали всегда: «Мама!» Когда страшно… Других имён я не слышала…

Я ведь хотела уехать из Ленинграда, на год, на два, но уехать. Умер ребёнок, потом умер муж. Ничего не держало меня в этом городе, наоборот, всё напоминало, гнало.

Вызвал главврач:

- Поедете в Афганистан?

- Поеду.

Мне надо было видеть, что другим хуже, чем мне. И я это увидела.

80-й год… Начало… Прилетели в Кабул… Под госпиталь отдали английские конюшни. Ничего нет… Один шприц на всех. Раны обрабатываем бензином. Раны заживают плохо – мало кислорода. Помогало солнце. Яркое солнце убивает микробы.

Весь март тут же, возле палаток, сваливали отрезанные ноги, руки, останки наших солдат, офицеров. Трупы лежали полуголые, с выколотыми глазами, с вырезанными звёздами на спинах и животах… Раньше в кино о гражданской войне такое видела. Тут понемногу начали задумываться: кто же мы?

Спасать, помогать, любить. За этим мы ехали. Проходит какое-то время, и я ловлю себя на мысли, что ненавижу. Ненавижу этот мягкий и лёгкий песок, обжигающий, как огонь. Ненавижу эти горы. Ненавижу эти низкорослые кишлаки, из которых в любой момент могут выстрелить. Ненавижу случайного афганца, несущего корзину с дынями или стоящего возле своего дома. Ещё неизвестно, где они были ночью. Убили знакомого офицера, недавно лечившегося в госпитале… Вырезали две палатки солдат…В другом месте была отравлена вода… Кто-то поднял красивую зажигалку, она разорвалась в руках… Это же все наши мальчики гибли… Свои мальчики… Надо это понять… Вы не видели обожжённого человека… Лица нет… Глаз нет… Тела нет…

Я теперь не только любую войну, я мальчишеские драки ненавижу. И не говорите мне, что эта война кончилась. Это будет преследовать нас всю жизнь.

( гасит свечу, уходит на авансцену)



Ведущий 1:Всё дальше в прошлое уходит та война,

Что билась по отрогам Гиндукуша…

Далёкая и дикая страна,

Где навсегда остались наши души.



Звучит « Адажио» Моцарт


Служащая.

Прилетела в Союз в отпуск. Пошла в баню. Люди стонут на полках от удовольствия, мне показалось стоны - раненых.

Дома скучала по друзьям из Афганистана. А в Кабуле уже через несколько дней мечтала о доме. Счастливые сюда не едут.

Тут узнала, что самая жуткая мина – «итальянка». Человека после неё в ведро собирают. Пришёл ко мне парень и рассказывает, рассказывает. Я думала, он никогда не остановится. Я испугалась. Он тогда: «Вы извините, я пошёл…» Незнакомый парень… Увидел женщину, захотел рассказать… У него на глазах друг в разделанную тушу превратился… Я думала он не остановится. К кому он пошёл?

Начинается обстрел… Внутри что-то обрывается… Болит… Ушли на задание два человека и собака. Собака вернулась, а их нет… Тут все воюют. Кто ранен, кто болен. Кто в душу ранен. Целых нет. Начинается обстрел… Мы бежим в щели прятаться… Афганские дети пляшут от радости на крышах. Тут целым нельзя остаться… Везут нашего убитого. Дети танцуют и поют. Мы им подарки в кишлаки привозим… Муку, плюшевые игрушки… Мишки, зайчики… а они танцуют… Смеются… Тут нельзя живым остаться.

Девчонки рассказывают, что в палате безногих говорят обо всём, только не о будущем. Здесь не любят говорить о будущем. Счастливым умирать, наверное, страшно… А мне маму жалко…

Иногда задумаюсь, что было бы, если бы не попала на эту войну? Я была бы счастливой.

( гасит свечу, уходит на авансцену)


Ведущий 2:Сколько горя принесла эта война матерям?

Я знаю, ты ночами плачешь

От боли той, что причинила я,

Себя за это проклинаю

И не могу смотреть в твои глаза.

Ты много раз меня прощала

И, забывая обо всем,

лишь только мило улыбалась,

Держа на сердце тяжкий ком.


Ведущий 1:

Полоской черной обернулась

Вся жизнь, моя разбитая мечта,

Но только ты меня спасала

И помогла дальше жить.

Я преклоняюсь пред тобою,

Прости за всё меня, прошу,

Любимая, моя родная…

Мой самый близкий человек,

Ты для меня, поверь, святая,

Дороже в этом мире нет!


Монолог матери


Ведущий 2:Говорят, время лечит. Но эта боль вряд ли утихнет. Одним повезло – вернулись, другие же попали в скорбные списки «Книги памяти».

Россия скорбит о погибших. Память о тех, кто выполнял свой воинский долг, священна. Эта наша живая боль.


(Все героини выходят с зажжёнными свечами и читают по очереди стих-ние)

У войны не женское лицо

Среди гор с названьем непростым
Шел отряд, в боях бывавший прежде.
Без надежды, веры и мечты -
На войне какие уж надежды!

А в отряде девушка была,
И судили так о ней, бывало:
"На гражданке парня не нашла,
Ну а здесь - охотников навалом!"

И бросали грязное словцо...
У войны не женское лицо.

Был совсем безрадостным пейзаж -
Цепь холмов, изрезанных ветрами.
А плюс сорок - это вам не пляж,
Если воду выдают глотками.

На войне галантность неважна,
И девчонку матами ругали.
Даже если падала она,
Ей помочь все время забывали.

И твердили: "Что ж, в конце концов,
У войны не женское лицо!"

Вот уже недолго до села,
Где сумеют отдохнуть ребята.
Но внезапно взорвана была
Тишина рычаньем автомата.

А для драки не хватает сил!
Кто-то должен всех закрыть собою.
И девчонку лейтенант просил:
"Уходи, а я тебя прикрою!

Ты ж - одна обуза для бойцов!
У войны не женское лицо..."

А она, стирая кровь с лица,
Прошептала: "Мне ведь не угнаться...
Вот и все. Я буду до конца.
И не нужно, командир, ругаться!

Я уже отмечена свинцом.
У войны не женское лицо".

Ей кричали: "Дура! Уходи!"
Гас огонь тревожного заката.
И спасенье было впереди.
А она назад пошла с гранатой.

И смогла услышать лишь луна,
Как девчонка всхлипнула невольно:
"Я уйду, ребята, не одна.
И надеюсь - мне не будет больно!"


А потом рванула за кольцо...
войны не женское лицо.

(Заключительная песня)

Ведущий 2: Память о тех, кто прошёл дорогами войны и кто не вернулся в родной дом, для которых совесть, долг, отечество, честь были главными в жизни, пусть останется в наших сердцах частицей гордости за них.

Ведущий1: Надеемся, что сегодняшняя встреча была для вас не бесполезной, пусть она останется в ваших сердцах напоминанием о том, что пока жива человеческая память, жив и сам Человек.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная гостиная "Подвиг женщины на войне"

Автор: Кнышова Светлана Петровна

Дата: 07.06.2017

Номер свидетельства: 420848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Литературная гостиная "Святые женщины далёкой той поры""
    ["seo_title"] => string(65) "litieraturnaia-ghostinaia-sviatyie-zhienshchiny-daliokoi-toi-pory"
    ["file_id"] => string(6) "258912"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448610814"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Литературная гостиная "У войны не женское лицо""
    ["seo_title"] => string(54) "litieraturnaia-ghostinaia-u-voiny-nie-zhienskoie-litso"
    ["file_id"] => string(6) "275054"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452512140"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Презентация к литературной гостиной "Подвиг женщины на войне""
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia_k_litieraturnoi_ghostinoi_podvigh_zhienshchiny_na_voinie"
    ["file_id"] => string(6) "420850"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1496830228"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "" Страницы мятежной жизни" к 200 летию М.Ю.Лермонтова "
    ["seo_title"] => string(59) "stranitsy-miatiezhnoi-zhizni-k-200-lietiiu-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "169532"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423416705"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "классный час "Год культуры - история Кубани в лицах" "
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi-chas-god-kul-tury-istoriia-kubani-v-litsakh"
    ["file_id"] => string(6) "222535"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436432728"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства