kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Литературная гостиная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может использоваться как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Литературная гостиная"»

Литературная гостиная

Тема:«Да,мы живем,не забывая»

Цель:-знакомство с творчеством поэта, прозаика,драматурга театра и кино,журналиста-фронтавика К.М. Симонова;

    • на более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их: побудить интерес к личности и творчеству поэта,прозаика-фронтовика К.Симонова;

    • расширить представления о значении и роли прозы времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого;

    • развивать творческие способности учащихся и стремление к самостоятельной творческой деятельности;

    • воспитывать патриотическое, уважительно отношение к истории отечества, формировать высоконравственную гражданскую позицию.

Эпиграф:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А.Т. Твардовский

Оборудование

Презентация, эпиграф, портрет К.Симонова, прозаические поэтические сборники, записи песен военных лет, проектор, компьютер, видеофильмы.

Ход мероприятия.

1. уч-ся Родина К.Симонов

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.


Но в час, когда последняя граната,

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все,что у нас осталось вдалеке.


Ты вспомнишь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспомнишь родину- такую,

Какой ее ты в детстве увидал.


Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.


Вот где нам посчастливилось родится,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Библиотекарь

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но в памяти людей навсегда останутся события военной поры.

Священная российская земля - вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги на Курской дуге, под Москвой и в Ленинграде, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, проза, поэзия- это «голос героической души, русского народа»

Сегодня мы собрались в литературной гостиной, чтобы поговорить о творчестве великого поэта, прозаика, драматурга, журналиста - фронтовка К.М.Симонова, которому 28 ноября исполнилось бы 100 лет.


Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте люди никогда

Об этом не забудем!

Так и назвали нашу литературную гостиную «Да, мы живем, не забывая»

Библиотекарь

Сегодня мы с вами шире узнаем о значении и роли поэзии и прозы времен Великой Отечественной войны, познакомимся с биографией К.М.Симовова и познакомимся с его замечательными произведениями и стихами.

Поэзия и проза были самыми оперативными, самыми популярными жанрами военных лет. Именно они выразили потребность людей в правде, без которой не возможно чувство ответственности за свою страну.

Война- страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполнил свой патриотический долг

Учащиеся

учащийся 1: Константин Симонов… Поэт, прозаик, драматург театра и кино, журналист, общественный деятель государственного масштаба. Депутат Верховного Совета СССР и РСФСР, делегат нескольких съездов партии, член Центральной ревизионной комиссии КПСС. Активный участник движения борцов за мир. Член корреспондент Академии искусств ГДР, главный редактор журнала «Новый мир», «Литературной газеты», секретарь Правления Союза писателей СССР. Как много он сделал в своей жизни.

Учащийся 2: В 19 лет Константин Михайлович начал печататься, а в 26 – он уже лауреат Государственной премии СССР. А потом – шесть Государственных премий СССР, Государственная премия РСФСР, Ленинская премия и звание Героя Социалистического Труда. Три ордена Ленина, орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, первой степени, орден «Знак Почета» и медали, медали, медали…
Так страна отметила силу его поэзии, прозы, публицистики, общественную работу. Отметила его вклад, внесенный в развитие нашего государства.

Учащийся 3: Родился Константин Симонов в Петрограде в 1915 году. Детство прошло в Рязани и Саратове. Отчим – кадровый офицер. Жизнь в командировках, общежитиях. Военный быт. И дисциплина в семье строгая, почти военная. Это ему – отчиму – Александру Григорьевичу Иванищеву – посвятил он в 1950-е годы поэму «Отчим».

ЧТЕЦ:
Я раньше слишком зелен был,
Себе недотолковывал,
Как смолоду бы жизнь прожил,
Не будь тебя, такого вот –
Такого вот, сурового,
С «ноль-ноль», с солдатской выправкой,
Всегда идти готового
По жизни с полной выправкой…
«Отчим»

Учащийся 4: «Атмосфера нашего дома, - писал Симонов в своей автобиографии, и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на проверку, вошло в плоть и кровь». Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям, которым суждено стать судьбой его поколения. Война стала для Симонова временем возмужания, временем формирования характера и мировоззрения, испытанием всех его душевных и нравственных качеств. Война была темой, делом, школой, судьбой.

Учащийся 5Судьба возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны. Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героям. Тогда же Симонов был удостоен первой правительственной награды – ордена «Знак Почета». Симонову было 24 года.

Учащийся 6 В ту пору он пробует свои силы в драматургии. В Москве в театре Ленинского комсомола уже шла его первая пьеса «История одной любви» - и готовилась к постановке вторая – «Парень из нашего города». К началу войны Симонов уже был военным писателем. Началась Великая Отечественная. С этих пор война стала главной темой его творчества. Прошло совсем немного времени, и он стал не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране. За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт, первый раз – в июне сорок первого, - под Могилев и последний – в апреле сорок пятого, - под Берлин. Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой – Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты – Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия.

Учащийся 7 «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом... Это не самый тяжелый хлеб на войне…» - не однажды высказывал эту мысль Симонов.
Нельзя было с этим не согласиться. Но все же она была и тяжелой и опасной. Симонов знал войну как никто. Наверное, и не было среди военных писателей человека, превосходившего его объемом этих горьких знаний. Многие  пережили больше, многим на фронте досталось больше, а знал он больше. А потом, уже в послевоенную пору, он пополнял свои и без того универсальные знания со свойственным ему упорством и трудолюбием. 
И писал, писал, писал…Писал о том, что видел: писал в газеты, создавал стихи, пьесы, рассказы, повести.

Библиотекарь Военная лирика сделала имя Симонова широко известным. Известность переросла в любовь к нему, в любовь искреннюю и вполне заслуженную. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх смерти, голод, разруху.
Его статьи были не просто хроникой сражений и летописью пережитого – они сражались, мужественного и беззаветно.

Учащийся 8 В 1941 году Константину Симонову 25 лет. За Могилев, к линии фронта, военным корреспондентом он прибыл к пятому дню войны: каким он был, этот совсем еще молодой человек, уже известный, впрочем, как автор пьесы «Парень из нашего города»? Нельзя без волнения читать страницы записок о выходивших из окружений, о беженцах на дорогах, о самолетах над дорогами, о танках, вдруг прорывавшихся в тыл отступающим, об июльской пыльной жаре, неразберихе, путанице, об ощущении огромного горя, которое разом обрушилось и которое разрасталось.

Библиотекарь Однажды во время очередной командировки на Южный фронт – был декабрь 1941 года – Симонова попросили прочесть поэму «Пять страниц».
Симонов поправил шевелюру. В его глазах заблестели веселые нотки. Он встал, расстегнул комбинезон и громко сказал:
- Поэму читать не буду. Во-первых, она написана давно, а, во-вторых, поэма длинная – устанете слушать. Я прочитаю вам новые стихи, - и стал читать тихо, доверительно, словно ведя с кем-то интимную беседу:
- Жди меня, и я вернусь…
Закончив чтение, он сказал:
- Не буду возражать, если опубликуете в своем «Бюллетене».
Стихотворение было напечатано на следующий день.
А вскоре, можно даже назвать точную дату: 14 января 1942 года, стихотворение «Жди меня…» опубликовала газета «Правда». «Жди меня…» со страниц газеты потрясло всю Россию. А Симонов с этого времени стал обладателем одного из самых громких литературных имен. Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями – люди военного поколения отлично это помнят. Слова «Жди меня», были солдатский паролем. В них было заключено все- вера, надежда, любовь.

Загорается свет. Звучит музыка песни Н.Богословского "Темная ночь". Освещается часть сцены у блиндажа. Сидят солдаты и солдатки около костра и тихо разговаривают. Один боец отходит от блиндажа и начинает читать стихотворение К.Симонова "Жди меня" на фоне тихой музыки).

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино на помин

души...

Жди и выпить заодно с ними

не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: "Повезло!"

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Учащийся 9 Все годы войны Симонов поражал своей работоспособностью. По свидетельству Николая Тихонова, он писал «в походе, на машине, в блиндаже между двух боев, в ходе случайного ночлега под обгорелым деревом, занося в блокнот виденное». Во фронтовом дневнике Симонов рассказывал, как «без отлучки от колес» сочинял «Корреспондентскую застольную». Ехал в открытом «виллисе», сидел закутавшись в бурку. На холодном ветру неохота даже вытащить руку. И он бубнил себе под нос, сочинял, а потом зубрил только что сочиненные строфы, чтобы закрепить в памяти их все, начиная с первой.
Водитель решил, что подполковник тронулся умом – всю дорогу громко разговаривал сам с собой. По приезду водитель сигнализировал в санчасть  штаба полка.
Недоразумение было выяснено. А мы с вами давайте послушаем, что писал поэт в дороге.
(Фоном звучит аудиозапись мелодии песни «Корреспондентская застольная» (муз. М. Блантера, сл. К. Симонова).)

От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли,
С «лейкой» и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Жив ты или помер –
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать.
И чтоб, между прочим,
Был фитиль всем прочим,
А на остальное – наплевать!
Без глотка, товарищ,
Песню не заваришь,
Так давай по маленькой хлебнем!
Выпьем за писавших,
Выпьем за снимавших,
Выпьем за шагавших под огнем.
Есть, чтоб выпить, повод –
За военный провод,
За «У-2», за «эмку», за успех…
Как пешком шагали,
Как плечом толкали,
Как мы поспевали раньше всех.
От ветров и водки
Хрипли наши глотки,
Но мы скажем тем, кто упрекнет:
«С наше  покочуйте,
С наше поночуйте,
С наше повоюйте хоть бы год».
Там, где мы бывали,
Там танков не давали,
Репортер погибнет – не беда.
Но на «эмке» драной
И с одним наганом
Мы первыми въезжали в города.
Помянуть нам впору
Мертвых репортеров.
Стал могилой Киев им и Крым.
Хоть они порою
Были и герои,
Не поставят памятника им.
Так выпьем за победу,
За свою газету,
А не доживем, мой дорогой,
Кто-нибудь услышит,
Снимет и напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой.
Жив ты или помер –
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать.
И чтоб, между прочим,
Был фитиль всем прочим,
А на остальное – наплевать!
«Корреспондентская застольная»

Учащийся 10 Кончилась война, Симонову нет еще и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек, он и теперь не имеет времени, чтобы оглянуться.
«По первому зову, по первому ночному звонку из редакции, - писал о нем поэт П. Г. Антокольский, - он мог сорваться куда угодно – на Крайний Север и на Дальний Восток, в Среднеазиатские республики – лишь бы своими глазами увидеть заново строящийся мир…»Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Любознательность, писательский и общественный темперамент ведут его по всей стране, по всему миру.

Учащийся11Он был потрясающе работоспособен. Он просто садился за стол и писал, и писал, и писал. «Во всем Советском Союзе не было более трудолюбивого писателя», - скажет позднее один из друзей писателя. Его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записки. Он постоянно выступал в печати как публицист и литературный критик. Самое замечательное из написанных им в этих жанрах составило одиннадцать томов Собрания сочинений.

Учащийся 12Пятнадцать лет писатель работает над трилогией «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».
«Это самое капитальное из того, что написано о войне», - писал Алексей Сурков. Когда вышел роман «Живые и мертвые», книга задела миллионы людей. За ней образовалась очередь в библиотеках, ею восхищались, она порождала порой жаркие споры.
Так было и с двумя другими книгами трилогии.

(Демонстрация видеофрагментов из кинофильма «Живые и мертвые».)

Вставка о прозе Симонова

Учитель литературы

Советский писатель Константин Михайлович Симонов всегда был верен одной, главной теме своего творчества- мужество и героическое служение Родине.

«И имя гордое-Россия

Звенит, как знамя на ветру»

Эти слова из стихотворения «Россия» В.Федорова он взял эпиграфом к своему творчеству «бывает, что мы, литераторы,люди, каждый по-своему, несомненно, любящие свою Родину спорим с друг другом о том, что такое истинная любовь к ней, так шумно, словно мы глухие словно мы не то не умеем, не то не хотим услышать друг друга. Когда-то много лет назад в начале войны, Сочиняя пьесу»Русские люди» я вложил в уста ее героини слова о трех памятных с детства березах. Хорошо или плохо, но я записал на бумагу то, что чувствовал сам» Образ войны- один из главных художественных образов в романах и повестях К.М.Симонова. Этот образ постоянно присутствует в них как нечто реальное, чудовищное, что необходимо изучать, с чем нужно бороться и победить. Обычное абстрактное понятие войны в форме метафоры встречается у Симонова, но не очень часто. Например, когда нужно сказать о неотвратимой неизбежности войны, когда автору необходимо дать собирательный образ войны: «Война не новгородское вече», Война все равно никогда не сахар, особенно если не выпускать из памяти, что люди умирают каждый день и час

Все свое внимание Симонов концентрирует на тягости войны: «Выходит, так на так, везде война людей по хребту бьет» - пишет он в романе «Солдатами не рождаются»

Война вообще палка о двух концах — и ты за нее схватился, и противник из рук не выпускает»- пишет он в романе- эпопее «Живые и мертвые»- Все висело на волоске и у нас и у немцев. Но наш волосок оказался крепче

Константин Симонов представляет войну в виде механизма бездушного, перемалывающее все живое. Так, в романе «Последнее лето», посвященном 1944году, часто употребляются метафоры «машина войны», « машина наступления»

Война идет уже давно, и вне что-то автоматизировалось. Искусство ведения войны заключалось в овладении этой «машиной войны»

"Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем на локтях и коленях, и с хриплым ура, с матерщиной, с шепотом "мама", проваливаясь в снегу, шла и бежала вперед, оставляя после себя пятна полушубков и шинелей на дымном растоптанном снегу" ("Солдатами не рождаются"). Олицетворение войны дает образ чудовища, хищника. "Конечно, война большая, это верно, и жрет людей много, нынче туг, завтра там...

Описывая будничную работу Серпилина, Симонов создает образ человека на войне.

"На фронте думал, как говорится, о душе, а про тело думать было некогда.

В описании боя у Симонова обычно преобладает зрительное или слуховое восприятие его очевидцами. При передаче грохота боя возникает такой звуковой образ: "Казалось, у тебя над ухом кто-то все время с треском грызет огромные орехи".

Это олицетворение боя опять повторяется: "Над ухом один за другим треснули два последних ореха, и наступила мгновенная пауза". Писатель отвергает войну как нечто противоестественное, бесчеловечное.

В то же время Симонов подчеркивает, что война — это ежедневный подвиг и тяжелый труд народа на фронте и в тылу. Вся жизнь переплетена с войной, она входит в мировосприятие человека. Этим и объясняется использование военной символики даже там, где речь не идет непосредственно о войне.

Вставка детей о трилогии «Живые и мертвые»

Отвергая войну как нечто противоестественное, бесчеловечное,показывая трагедию войны, Симонов в то же время подчеркивает, что война- это ежедневный подвиг и тяжелый труд народа на фронте и тылу. Вся жизнь переплетена с войной, она входит в мировосприятие человека. Симонов создавая образы войны, использует разнообразные художественные средства и достигает этим огромного эьоционального воздействия на читателя.

Учитель литературы

Тема ВОВ в творчестве К. М. Симонова, как мы сегодня узнали, главная, ей он посвятил и свои стихи, и поэмы, и повести, и романы.

Не уронить себя, не ожесточиться, не замарать рук невинной кровью, с честью выдержать все испытания войны — главная задача солдат. Это удается большинству из них. И их имена хранит благодарная память поколений. Они высечены на гранитных камнях золотыми буквами, к ним не иссякает людской поток с цветами, словами любви и благодарности. Воины останутся в вечности, выполнив свое предназначение. Герои, прославленные в веках... Война несет смерть всем, какой бы она ни была, чем бы не была оправдана она. Мы, сегодняшнее поколение, вы, наша смена, должны знать, чтить, передать своим детям и внукам эти имена.

Время творит над произведениями искусства самый строгий и справедливый суд. Но и нынешняя наша эпоха, как и всякая другая, - не последняя инстанция в этом суде времени. Будущим поколениям читателей К. М. Симонова явятся, может быть, иными своими сторонами, неожиданными на сегодняшний взгляд. Во всяком случае, читать их будут — хотя бы потому, что повествования о событиях тех лет ведет к постижению таких непреходящих ценностей человеческого бытия, как хлеб и вода, Родина и любовь, добро и правда, мир и сама жизнь.

Вопросы учащимся

  • Какие эпизоды начала войны составляют общую панораму 1941 года?

  • Чем отличается эпопея «Живые и мертвые» от других произведений о ВОВ?

  • Кто из героев этих романов вам запомнился больше?

  • Какие события ВОВ отражены в романе «Солдатами не рождаются»?

  • Что нового введено в роман?

Учащийся 13 Константин Симонов скончался 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом. В процессии участвовали семь человек: вдова Лариса Жадова, дети, могилёвские ветераны-фронтовики. Через полтора года после смерти писателя над Буйничским полем развеяли прах последней супруги Симонова — Ларисы. Она пожелала быть рядом с мужем. Симонов писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…»

Учащийся 14Именно об этом он написал в романе «Живые и мёртвые» и дневнике «Разные дни войны»[6]. На огромном валуне, установленном на краю поля, выбита подпись писателя «Константин Симонов» и даты его жизни 1915—1979. А с другой стороны на валуне установлена и мемориальная доска с надписью: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».

Библиотекарь Заключение.

Прошло много лет после этих событий, но тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих в литературе. И не случайно в год 70ия дня победы над немецко-фашистскими захватчиками 2015 год объявлен годом литературы.

Поэзия и проза фронтовых лет возвращает нас к событиям войны не только для того чтобы мы помнили о тех тяжелых годах, но и для того, чтобы опыт предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

Если бы у вас была возможность взять интервью у поэта-фронтовика, что бы вы ему сказали?

-О чем бы вы у него еще спросили?

    • Какие бы слова благодарности сказали?

    • Что интересного вы сегодня узнали?

    • Что нового для себя открыли?

    • Какие стихи,произведение Симонова о войне больше всего взволновали вас?

Библиотекарь

Тема Великой Отечественной войны — необычная тема... Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений о войне.

Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт и свыше четырех сот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко, Муса Джалиль и многие, многие другие...Поэзия и проза фронтового поколение стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы

Я представляю вашему вниманию выставку книг писателя Константина Симонова.

Учащийся. Поколение будущих победителей росло в суровых условиях

Учащийся. Эта закалка стала основой стойкости надежды-выстоять в борьбе с врагом, не сломиться.

Учащийся. Народ выжил и победил, но призрак войны не канул в вечность.

Библиотекарь. Как ему противостоять? Где найти точки опоры? Об этом размышлять вам.

1 . Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые сейчас выпадают на долю стариков. Друзья-однополчане теперь чаще перезваниваются, чем видятся. Но ведь девятого мая они обязательно придут или в Сокольники, или к обновленному скверику у Большого театра. Соберутся все вместе, с медалями и орденами на стареньких , но тщательно отутюженных пиджаках или парадных кителях. Будут, обнявшись, стоять и петь любимые, непозабытые песни военных лет. Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто иное, как книги, не сможет нам передать это великое и трагическое событие — Великую Отечественную войну.

2. Многое, удивительно многое может сделать человек, если он знает, во имя чего и за что он борется. Тема трагической судьбы советских людей никогда не будет исчерпана в литературе. Я не хочу, чтобы повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть не повторится Чечня , чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. Человеческая память хранит в себе и опыт многих живших до нас поколений, и опыт каждого. «Память противостоит уничтожающей силе времени», - сказал Д. С. Лихачев. Пусть же эта память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности. И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье. Мы в долгу перед тобой, солдат! И пока есть еще тысячи незахороненных и на Пулковских высотах под Санкт-Петербургом, и на днепропетровских кручах под Киевом, и на Ладоге, и в болотах Белоруссии, мы помним о каждом солдате, не вернувшимся с войны, помним, какой ценой он добыл победу. Сохранил для меня и миллионов моих соотечественников язык, культуру, обычаи, традиции и веру моих предков.

3. Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания — учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учит высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. Оружие писателя — вклад в общее дело борьбы за мир.


Песня « О России»



17




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Литературная гостиная"

Автор: Самарина Галина Ивановна

Дата: 03.12.2017

Номер свидетельства: 441989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Литературная гостиная "Дорога к людям начинается от сердца" "
    ["seo_title"] => string(69) "litieraturnaia-ghostinaia-dorogha-k-liudiam-nachinaietsia-ot-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "153942"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421082045"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Сценарий литературной  гостиной " Детство, опалённое  войной""
    ["seo_title"] => string(62) "stsienarii-litieraturnoi-ghostinoi-dietstvo-opalionnoie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "264370"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449687903"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Литературная гостиная "Недаром помнит вся Россия" для 3 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "litieraturnaia-ghostinaia-niedarom-pomnit-vsia-rossiia-dlia-3-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "154814"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421217645"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Сценарий литературной  гостиной  "Я вас любил" по творчеству А.С. Пушкина. "
    ["seo_title"] => string(77) "stsienarii-litieraturnoi-ghostinoi-ia-vas-liubil-po-tvorchiestvu-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "111309"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407338060"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Сценарий литературной гостиной "Здравствуй, гостья - зима" "
    ["seo_title"] => string(59) "stsienarii-litieraturnoi-ghostinoi-zdravstvui-ghost-ia-zima"
    ["file_id"] => string(6) "192533"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427467644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства