kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная "Недаром помнит вся Россия" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная посвяшена творчеству М.Ю.Лермонтова и празднованию 200 летия Бородинского сражения. Содержит конспект мероприятия .

Основная задача «Литературной гостиной» - пробудить творческие способности учащихся, их интерес к чтению классической литературы и современной прозы и поэзии. Становление личности человека, выработка системы нравственных ценностей, развитие его мышления и речи тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому то, насколько интеллектуально развитым, творчески мыслящим и высоконравственным будет наше общество завтра, во  многом определяется тем, что и как сегодня читает и воспринимает за партой ученик. Современное состояние общества, царящая в нем система ценностей, обилие низкопробной продукции издательств и телевидения, к сожалению, не способствует обогащению речи, воспитанию хорошего читательского и зрительского вкуса, пробуждению интереса к лучшим образцам литературы и искусства. Поэтому  очень важно не отпугнуть ребят, у которых пробудился интерес к творчеству поэтов и писателей, не отбить охоту писать самим. Важно поддержать ребенка, научить вдумчиво, с пониманием читать.

Особенность нашей «Литературной гостиной» заключается в том, что она объединяет учащихся разных возрастных групп и разного уровня подготовки. В ней участвуют учителя и родители, выпускники школы – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.

 Ценным является то, что работа в «Литературной гостиной» развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Недаром помнит вся Россия" для 3 класса »

Литературная гостиная по стихотворению

М.Ю. Лермонтова «Бородино»

для учащихся 3 класса, посвященная

200 – летию Бородинского сражения.

Автор Яруллина Елена Владимировна

Гимназия города Лабытнанги

Учитель начальных классов

629404 г. Лабытнанги, ул. Школьная, дом 45

8(34992) 5-90-44













































Литературная гостиная по стихотворению

М.Ю. Лермонтова «Бородино»

для учащихся 3 класса, посвященная

200 – летию Бородинского сражения.



Основная задача «Литературной гостиной» - пробудить творческие способности учащихся, их интерес к чтению классической литературы и современной прозы и поэзии. Становление личности человека, выработка системы нравственных ценностей, развитие его мышления и речи тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому то, насколько интеллектуально развитым, творчески мыслящим и высоконравственным будет наше общество завтра, во многом определяется тем, что и как сегодня читает и воспринимает за партой ученик. Современное состояние общества, царящая в нем система ценностей, обилие низкопробной продукции издательств и телевидения, к сожалению, не способствует обогащению речи, воспитанию хорошего читательского и зрительского вкуса, пробуждению интереса к лучшим образцам литературы и искусства. Поэтому очень важно не отпугнуть ребят, у которых пробудился интерес к творчеству поэтов и писателей, не отбить охоту писать самим. Важно поддержать ребенка, научить вдумчиво, с пониманием читать.

Особенность нашей «Литературной гостиной» заключается в том, что она объединяет учащихся разных возрастных групп и разного уровня подготовки. В ней участвуют учителя и родители, выпускники школы – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.

Ценным является то, что работа в «Литературной гостиной» развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.

На каждой параллели литературные гостиные проходят интересно и привлекают внимание родителей к тому, что делают дети. Эта связь с семьями учеников очень ценна для учителя и ребенка. Во втором классе проведена гостиная по теме «Ох уж эти басни!», а в четвертом классе была проведена огромная работа по знакомству с творчеством Г.Х. Андерсена. Итогом стала гостиная по сказке «Снежная королева», в которой участвовал весь класс, родители были декораторами и костюмерами. Гостиная собрала всю школу, и ее участники получили огромное удовлетворение.

«Литературная гостиная» - такая форма работы, в режиссуре и актёрском воплощении которой главным становится само слово писателя и поэта. И эта работа является для меня системной.















Ход литературной гостиной.

Ведущий: ( по музыку П.Чайковского - симфоническая увертюра 1812 год финал (audiopoisk.com)

Дорогие друзья, уважаемые гости! Сегодня в нашей школе очень интересное и знаменательное событие: мы открываем литературную гостиную. И первую нашу встречу мы посвящаем 200 летию Бородинского сражения. М.Ю. Лермонтов родился 15 октября 1814 года ( через два года после начала ВОв 1812 года. А в 1837 году, когда ему было всего 23 года, он написал «Бородино» . Слайд 1

Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать: Россия!

1 чтец: Сегодня мы расскажем вам о войне 1812 года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков.

2 чтец: 1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона I напала на нашу Родину.

Презентация слайд № 2

1 чтец: Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. Началась Отечественная война.

Слайд № 3

2 чтец: Главнокомандующим назначен князь Голенищев – Кутузов. А русское войско все отступает ввиду троекратного превосходства неприятеля.

1 чтец: Нелегкая жизнь досталась Кутузову. Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет.

2 чтец: Трижды Кутузов был тяжело ранен. Дважды в голову, раз в щеку. В одном сражении Кутузову выбило правый глаз. Чуть не умер. Но судьба как будто хранила его для чего – то более важного.

1 чтец: В первые месяцы войны русская армия отступала под натиском врага, тяжело переживала неудачи. Враг подошел к Москве. Слайд 3

Ведущий:

Бородино!.. Да кто в России
Не знает про Бородино?
Века идут, но с прежней силой
Волнует нашу грудь оно.
Отвага, мужество и слава,
И небывалый героизм,
И гордость за свою державу
Навечно в слове том слились.
Оно как символ русской славы
Вошло в историю навек,
И без него своей державы
Не мыслит русский человек.



Чтение стихотворения «Бородино»

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!



- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

2 чтец: Но совсем не сразу русские пришли к славной победе.

Чтение отрывка стихотворения:

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

"Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

Сценка с солдатами ( дети в костюмах солдат времен 1812 года, на переднем плане пушка, лес, на костре в котелке чай)

“Солдаты на привале”.

1 солдат: Что мы – зайцы трусливые?

2 солдат: Что – в нас кровь лягушиная?

3 солдат: Где это видано: русский – спиной к неприятелю!

Чтение отрывка

И вот нашли большое поле: Слайд 4

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.



Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!



Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

"Пора добраться до картечи!"

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.



Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.



И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.



И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!"

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Слайд 5

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Слайд 6

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.



Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...



Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны -

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Слайд 7



1 чтец : Бородинское сражение продолжалось 12 часов. Потери армий были огромны. Под покровом ночи русские и французы оставили Бородинское поле, забрав раненых и убитых.

2 чтец : В этом сражении не было победителей. Но русская армия доказала, что она может сражаться на равных с «непобедимой» армией Наполеона.

Слайд 8

Наполеон «В этом сражении французы снискали себе славу быть победителям, а русские - быть непобедимыми»

1 чтец: Оставили русские Москву. Не долго радоваться французу.

Сценка №2. “Военный маневр”.

Кутузов: Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает.

Непривычно для русских солдат этакое.

Адъютант: Может, в наступление, в бой?

Кутузов: Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Но и солдат понимать нужно. Душу русскую понимать. Едем в войска!

(За кулисами: Ропот по войскам: Кутузов едет! Кутузов! Идет Кутузов бить французов! Ура!)

Кутузов: Ну, братцы, как настроение?

1 солдат: Веди нас, батюшка в бой!

2 солдат: Утомились, заждались.

Кутузов: Будет бой! Что ж мы не русские?! Что нам храбрости не хватает?!

1 солдат: Вот это слова!

2 солдат: А когда же бой?

Кутузов: Не сейчас. Надо подождать.

2 солдат: Что – то непонятное! Ваша светлость, так что же, опять отступление? Слайд № 9

Кутузов (хитро прищурив глаз): Кто сказал отступление? (Торжественно) Сие есть военный маневр!

Чтение отрывка :

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Слайд № 10



1 чтец: Непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие остатки ее ушли из России. Звучит отрывок «Бородинского марша».

В память об этой войне и бородинском сражении люди воздвигли памятники, учредили награды. ( 1. Медаль на голубой ленте в память победы в Вов ( надпись на аверсе). 2.Триумфальные ворота в память героев Отечественной войны 1812 года. 3. Памятник войны 1812 года в городе Смоленск. 4. Манеж – памятник победы русского народа в Вов 1812 года)

Слайд 11, 12

Вопросы родителям и гостям гостиной:

( вопросы были отданы родителям заранее для подготовки ответов)

1 команда

1. Кто назвал Бородинское сражение “битвой гигантов”? (Наполеон.)
2. Зачем нужен конский хвост драгунам? (Защищать шею от ударов.)
3. Почему существуют две даты Бородинской битвы? (По старому стилю 26 августа, по новому стилю 7 сентября.)
4. Как переводится с французского слово “флешь”? (Стрела.)
5. Какова форма редута? (Шестиугольник.)
6. Чем сражались партизаны, у которых не было оружия? (Орудия труда: вилы, цепы, топоры; дубинки.)
7. Чем на императорском знамени Наполеона были заменены лилии Бурбонов? (Пчёлы
8. По какой дороге пришлось отступать Наполеону от Москвы? (По Старой Смоленской дороге.)

9.Сколько было у гусаров поперечных шнуров? (На груди доломана и ментика нашивались 15 поперечных рядов двойных шнуров с тремя рядами выпуклых пуговиц, из которых центральный находился на правом борте, а два другие — при углах шнуров, уложенных завитками)

10.А сколько рядов пуговиц? (Три ряда)

11. Кого из полководцев называли «вихрь-атаманом» (Платов)

12. Он дважды получил смертельные раны в голову, но выжил. Прожил после ранения еще 20 лет и свои главные военные подвиги совершил на склоне лет. Как его звали? (Кутузов)

Вторая команда

1. Кто командовал  русской армией в начале войны 1812 года? (Барклай - де - Толли)

2. Какова была численность французской армии  на начало войны? (приб. 610 тыс. чел.)

3. Какое важное событие произошло 26 августа 1812 года? (Бородинская битва)

4 Что такое редут? (земляное укрепление) 

5. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны? (Александр Первый)

6. Из скольких частей состояла русская армия? (из 3 частей)

7. В каком городе скончался Кутузов? (Бунцлау, Пруссия)                                

8. Кто командовал русской армией после Смоленской битвы? (Кутузов М.И.)

9. Какова была численность русской армии к началу войны? (приблизительно 200 тыс.чел)

10.В каком городе произошло первое сражение между русскими и французами? (Смоленск)                  

11. Война – дело мужское. Но история войны 1812 года сохранили имена двух женщин, которые сражались наравне с мужчинами. Как звали этих  дам. (Дурова, Василиса Кожина)

12. По свидетельству современников, в момент Бородинской битвы он с ледяным спокойствием оказывался в самых опасных местах, как будто намерено искал смерть. Под ним было убито 4 лошади, рядом с ним погибли 2 его адъютанта. Кто это был? (Барклай-де-Толли)

Вопросы залу

1. Продолжите поговорку: « Пришел Кутузов  …..»? (бить французов!)

2.Что такое фураж? (корм для лошадей)

3. Назовите лидера партизанского движения? (Давыдов)                               

4. Какое время Наполеон находился в Москве? (1 месяц)

5. Кто по национальности был БАГРАТИОН? (Грузин)

6. Поэт, гусар, герой войны 1812 года? (Давыдов)



7. Он должен был стать юристом, а стал императором: сначала — всей Европы, потом — одного острова. Кто он? (Наполеон.)
8. По происхождению шотландец, но возглавлял русскую армию в начале и конце войны России с Францией. Кто он? (Барклай-де-Толли.)
9. Он был учеником Суворова и Потёмкина, главнокомандующим в войне России против Турции и Франции. Кто он? (Кутузов.)
10. Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из которых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат: (Раевский)                   

Конкурс «Обмундирование гусара». Выбери необходимое для гусара (выделено жирным шрифтом)

1.Банник 2 Бивак 3 Вензель 4 Лафет

5 Доломан 6 Кивер 7 Ботики

8 Макинтош 9 Ментик 10 Пелерина

11 Чепец 12 Чикчиры 13 Ташка

.



С залом (игра). Дополни цитату

Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

(2)

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

(3)

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

(4)

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

(5)

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”

(6)

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:

…которого Россия,
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождем.

Ответ: Н. М. Языков о:.(Д. Давыдове)

Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:

Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом -
И след простыл!... То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом:! Это ты, поэт и партизан!...

Ответ: Ф. Н. Глинка о :.(Д. Давыдове)

Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен!

Ответ: В. А. Жуковский о :(М. И. Кутузове)

Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:

Надменный! Кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?

Ответ: А. С. Пушкин о :(Наполеоне)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная гостиная "Недаром помнит вся Россия" для 3 класса

Автор: Яруллина Елена Владимировна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 154814

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства