kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная "В гостях у Чехова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.П. Чехов – один из любимейших писателей нашего народа, наша национальная гордость и слава. Личность А.П. Чехова поражает сочетанием душевной мягкости и деликатности с мужеством и силой воли.

Вряд ли был на свете другой писатель, который тратил столько усилий на то, чтобы всегда оставаться незаметным в толпе. Он ни разу не выступал на эстраде или даже в тесном кругу с чтением своих произведений: в театре, на премьере своих пьес, садился в самые последние ряды, и, глядя на него, никто бы не поверил, что это автор пьесы..: Гениальные произведения Чехова воспитывают культуру человеческих чувств. Они учат тому, что нельзя жить мелкой жизнью, что жизнь без высокой, захватывающей цели – не настоящая жизнь. Произведения Чехова учат любви к родине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "В гостях у Чехова" »

Муниципальное учреждение культуры

«Усольская городская центральная библиотечная система»

Библиотека – филиал №6















Литературная гостиная

« В гостях у Чехова»















Для обучающихся 8-9 классов



Автор сценария: Е.И. Тихамирова

Зав.филиалом №6















г.Усолье-Сибирское

2015 г.


Оборудование: 
портрет А.П. Чехова, выставка его книг, иллюстрации и рисунки к произведениям писателя, музыкальное сопровождение, проектор, экран.
Оформление кабинета: 
Высказывания о Чехове

1.Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека…

М. Пришвин

2. Чехов – это Пушкин в прозе.

Л.Н. Толстой

3. Трудно говорить о Чехове – он слишком велик, слишком многогранен, чтобы его можно было измерить.

О Кейси Шон, ирландский писатель

4. Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый…

А.М. Горький

5.Чехов – неисчерпаем…он говорит о Человеческом с большой буквы.

К.С. Станиславский


Задачи:
– привлечь внимание обучающихся к жизни и творчеству великого писателя и драматурга А. П. Чехова, заинтересовать его произведениями, 
– развивать творческие способности обучающихся, связную монологическую речь, предоставляя ребятам возможность импровизировать; 
– воспитывать активную жизненную позицию, читательскую культуру.


(звучит музыка) 


Здравствуйте, уважаемые гости, уважаемые коллеги и ребята! Все вы, конечно, знаете, что в этом году в России по указу президента РФ мы отмечаем год литературы. В этом же году много юбилейных дат у великих русских писателей. Наша сегодняшняя встреча посвящена русскому писателю - А.П. Чехову которому исполнилось в этом году 155 лет.. Сегодня мы в гостях у обучающихся 8 класса школы № 13. Наше мероприятие проходит в рамках фестиваля Центральной библиотечной системы нашего города, посвященному году литературы.

1 вед.:(звучит музыка, зажигает свечу) Свеча – символ человеческой жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая; а пламя ее как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет ее беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла, но, пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость. 

1 слайд (Портрет Чехова).

2 вед.:  Говорят, что использовать свечи нерационально. Мало света от них. То ли дело - электрический светильник! Его свет проникает во все уголки. 
1 вед.: Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенного? Великое от малого? Ведь любая незначительная вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться неимоверно важной и весомой и затмить собою то, что еще величественнее и выше. 
2 вед.: Да сам человек! Человек зажигает свечу. Слушая музыку и стихи, приходя в храм, чтобы помолиться об ушедших и во здравие сущих. И тогда все вторичное уходит во тьму, и остается он один на один со своей душой, со своим внутренним миром. И тогда…

…« К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество… слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча… Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольно счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…» 
1 вед. Эти слова были написаны более ста лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни; в них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». 
Антон Павлович Чехов – последний из великих писателей русской литературы 19 века. Он жил во времена глубоких перемен во всем мировом искусстве и далеко опередил свое время.

2 вед. : А.П. Чехов – один из любимейших писателей нашего народа, наша национальная гордость и слава. Личность А.П. Чехова поражает сочетанием душевной мягкости и деликатности с мужеством и силой воли.

Вряд ли был на свете другой писатель, который тратил столько усилий на то, чтобы всегда оставаться незаметным в толпе. Он ни разу не выступал на эстраде или даже в тесном кругу с чтением своих произведений: в театре, на премьере своих пьес, садился в самые последние ряды, и, глядя на него, никто бы не поверил, что это автор пьесы.

1 вед.. Верно подметил И. Бунин: “В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости”.

2 слайд

2 вед. Родился Антон Павлович Чехов в 1860 году в городе Таганроге.

( фильм «Домик Чехова»)

3 слайд

Отец писателя, Павел Егорович, был одарённым человеком. С самого раннего детства он имел пристрастие к пению и музыке, играл на скрипке, а написанная им икона Иоанна Богослова и теперь ещё цела и находится в ялтинском доме Антона Павловича. Он имел небольшую лавочку в Таганроге, и Антон Чехов и его старшие братья с малых лет долгими часами сидели в лавке отца. Павел Егорович хотел сделать своих детей по –настоящему образованными людьми. Он отдал их в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить языкам.

Душой семейства была мать, Евгения Яковлевна. Всегда заботливая, она всю жизнь посвящала детям. “Отец и мать — единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди… — писал семнадцатилетний Чехов.

4 слайд

1 вед. Уже в эти годы духовный облик Чехова отличался большой глубиной, мужественностью, моральной ясностью. Чехов очень рано стал сознавать ответственность за свои слова и поступки, начал работать над самовоспитанием, противопоставляя мещанской, тяжёлой среде, с её грубостью, неуважением к человеку, свой идеал воспитанного человека.

5 слайд

2 вед.: Одной из характерных черт Чехова-подростка и юноши было глубокое чувство человеческого достоинства. В 19 лет он писал своему брату Михаилу:

- Ничтожество своё сознаёшь? Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожество.

1вед.: Чехов с юношеских лет упорно работал над собой, над своим характером. В одном из писем он писал о том, что привык сдерживать свой от природы резкий, вспыльчивый характер, «ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

6 слайд

2вед.: Когда, окончив таганрогскую гимназию, Чехов переселился в Москву, где в это время жила семья, и стал студентом медицинского факультета, ему пришлось взять на себя всю заботу о семье. Он начал сотрудничать в юмористических журналах, печатая в них маленькие рассказы. Первый его рассказ «Письмо ученому соседу», появился под псевдонимом в журнале «Стрекоза» в 1880 году.

Начав свой писательский путь ,как юморист и сатирик, Чехов на первых порах ещё не придавал серьёзного значения своему литературному труду, считая себя будущим врачом..

1 вед.: Но уже тогда его рассказы полны искрящегося смеха, тонкого, умного юмора.. Так Чехов стал творцом нового вида литературы – маленького рассказа.

Рассказ Чехова «Шутка»

7 слайд

2 вед.: Ранней весной 1892 года семейство Чеховых переехало в имение Мелихово близ станции Лопасня Московско-Курской железной дороги. Усадьба была куплена за 13 тысяч рублей. Антон Павлович в душе был счастлив, приобретя собственный дом.

8 слайд

1 вед.: Мелихово стало настоящей чеховской усадьбой. В доме было 9-10 комнат. Обстановка была более чем скромная. Главное украшение-безукоризненная чистота. Здесь писатель создал свои лучшие произведения: «Палата №6», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»,»О любви».

2 вед. В Мелихово Чехов занимается врачебной деятельностью. Только за лето 1892 года им было принято около тысячи больных, причем этот труд не оплачивался. Он служил земским врачом и постоянно оказывал медицинскую помощь жителям ближайших деревень. К нему со всей округи шли и ехали больные. Он осматривал, выслушивал, выстукивал, назначал лечение, да еще снабжал бесплатными лекарствами.

1 вед. Удивительно, как сочетался у А.П.Чехова труд писателя с трудом врача.

9 слайд

2 вед.: Художественные открытия А.П. Чехова поражали современников. Высоко творчество писателя ценил Лев Толстой. Он писал.: «…У Чехова все правдиво до иллюзии…Какой превосходный язык…Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так писать.»

10 слайд

1 вед.: Важное место в творческой биографии Чехова занимает драматургия. Созданные им пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» - стали важным событием театральной жизни России конца 19 начала 20 века. Писатель придавал театру большое значение. После премьеры «Чайки», Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с надписью : «Ты дал моей «Чайке « жизнь. Спасибо!!

11 слайд

2 вед.: У Антона Павловича была душа страстного путешественника. Стремление погрузиться в гущу жизни, глубже узнать родину побудили Чехова совершить поездку на далекий Сахалин. Путешествие было трудным, через всю Россию, по бездорожью. За три с небольшим месяца Чехов обошел все сахалинские тюрьмы и поселения. Результатом этого путешествия стала книга «Остров Сахалин».

12 слайд

1 вед. Шел 1900 год. По настоянию врачей Антон Павлович поселился в Ялте. В эту пору в жизнь Антона Павловича вошла Ольга Леонардовна Книппер, актриса Художественного театра. Чехов и его жена были людьми особенными, единственными в своем роде. Они были люди редкой и прекрасной судьбы.

13 слайд

2 вед. В 1904 году здоровье Антона Павловича ухудшилось. Врачи посоветовали увезти его в Германию. Начались сборы за границу. Однако, несмотря на болезнь, жизнерадостность не покидала писателя. Он мечтал о новой пьесе, совершенно нового для него направления. Сохранились воспоминания жены о последних часах жизни Чехова.

14 слайд

1 вед.: «Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ. после трех тяжелых, тревожных дней ему стало легче к вечеру…В начале ночи он проснулся и первый раз в жизни попросил послать за доктором…пришел доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как то значительно, громко сказал доктору по немецки :»Я умираю.!» потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал6 «Давненько я не пил шампанского…», покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда.

2 вед.: Этот «гений надежды», человек необыкновенного душевного изящества прожил короткую, но чрезвычайно интересную и содержательную жизнь.

1 ученик: Интересные факты о Чехове позволяют глубже узнать эпохальную личность писателя и его творчество. И это, не смотря на так называемую самим Антоном Павловичем болезнь - «автобиограф фобию».

  • 2 ученик За публикацию произведения  «Письмо к ученому соседу» в журнале «Стрекоза» (март, 1880 года) А.П.Чехову выдали гонорар, составляющий 5 копеек за строку. А вот за пьесу «Вишневый сад» издательство «Знание» в 1904 году предложило писателю огромную сумму – 5 тысяч рублей. 

  • 3 ученик . Человек без селезенки, Брат моего брата, Врач без пациентов, Антоша Чехонте, Крапива, Шиллер Шекспирович Гете – это псевдонимы Антона Павловича Чехова. Всех их насчитывается более полусотни.

  • 4 ученик Мало кто знает, что по образованию Чехов был дипломированным врачом.

1 ученик. А.П.Чехов признан одним из самых экранизируемых писателей во всем мире.

2 ученик . В 1908 году был установлен первый памятник Чехову – город Баденвейлер, Германия, где писатель и умер. А во время первой мировой войны этот памятник был переплавлен на военном заводе.

3 ученик Интересные факты о Чехове касаются также героев его произведений. Так, памятник Каштанке открыт в Челябинске, а Человеку в футляре – в Таганроге.

4 ученик Даже в Шри-Ланке есть музей А.П.Чехова. Дело в том, что при переезде из Сахалина в Одессу, писатель на несколько дней задержался в Коломбо, в гостинице «Гранд Ориенталь отель». Это было в далеком 1890 году. В номере, где жил Чехов, даже сохранилась обстановка того времени.

  • 1 ученик Трехтомник рассказов Чехова был отправлен в космос для космонавта Геннадия Падалки специальной группой психологической поддержки.

  • 2 ученик Мало кто знает, каким было хобби писателя. Чехов долгое время собирал марки. Его коллекция состояла из почтовых марок не только России, но  и Германии, Греции, США, Англии, Финляндии, Венгрии, Японии, Австрии, Италии, Швеции, Франции, Бельгии, Швейцарии.

  • 3 ученик . В 1954 году (на 50-летие со дня смерти писателя) в честь А.П.Чехова были названы: город, астероид, издательство в Нью-Йорке, кратер на Меркурии, учебные заведения.

Викторина

15 слайд

1 вед.: Гениальные произведения Чехова воспитывают культуру человеческих чувств. Они учат тому, что нельзя жить мелкой жизнью, что жизнь без высокой, захватывающей цели – не настоящая жизнь. Произведения Чехова учат любви к родине.

2вед.: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли,- говорит доктор Астров в пьесе «Дядя Ваня»». Таков завет Чехова.

Чтец 
Тисненый том волнующих рассказов 
Прочитан от начала до конца… 
Метель свистит, поет и плачет сразу. 
Метель доносит звуки бубенца. 
Никто об этом больше не расскажет! 
Закрой глаза – и вновь перед тобой 
Знакомые по книгам персонажи 
Возникнут зримо длинной чередой. 
Пройдут, как тени, через тихий город! 
За Софьей Львовной – ведьма, почтальон, 
Миллионер – кутила Пятигоров, 
Пришибеев и Хамелеон, 
Профессоров усердных вереницы, 
Храня и важность, и мундиров честь, 
Пройдут со службы рядышком с больницей, 
Где страшная палата №6. 
За ними вслед, в мечтах о славной Варе, 
Но скупо освещенный поворот, 
До глаз укутан, человек в футляре 
С сугубой осторожностью пройдет. 
А там, где площадь выметена чисто, 
При фонарях в вечерней тишине 
Увидишь на прогулке беллетриста – 
Знакомую бородку и пенсне. 
Благодари, встречай его с поклоном, 
Ведь многое он людям рассказал. Е. Евстигнеев «Над книгой Чехова» 

1 вед.:«А. П. Чехов жил и всегда будет жить в сердцах читателей. Хочется, чтобы в нашей жизни было еще больше красоты и света, всего прекрасного, о чем так мечтал Антон Павлович…» читаем одну из многочисленных записей в книге отзывов в доме-музее писателя.
Чтец
Ах, зачем нет Чехова на свете! 
Сколько вздорных – пеших и верхом, 
С багажом готовых междометий 
Осаждало в Ялте милый дом…
День за днем толклись они, как крысы, 
Словно он был мировой боксер. 
Он шутил, смотрел на кипарисы 
И прищурясь слушал скучный вздор.
Я б тайком пришел к нему, иначе: 
Если б жил он, – горькие мечты! – 
Подошел бы я к решетке дачи 
Посмотреть на милые черты.
А когда б он тихими шагами 
Подошел случайно вдруг ко мне – 
Я б, склоняясь, закрыл лицо руками 
И исчез в вечерней тишине. (Саша Черный)

16 слайд
Учитель: 
Так потихоньку сгорела еще одна свеча, Удивительным светом которой мы немного сумели воспользоваться. Может быть, мы стали хоть чуточку светлей? Кто знает… 
1 вед.
Прошло 155 лет со дня рождения великого писателя и драматурга. Но годы не властны над его творениями . Гуманизм Чехова, его искрометный юмор, глубокая вера в возможности русского человека понятны и близки нам, людям 21 века.


УЧИТЕЛЬ. Этими словами разрешите закончить нашу встречу. Спасибо за внимание! До новых встреч!

МУЗЫКА.

Высказывания о Чехове (плакаты).

1.Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека…

М. Пришвин

2. Чехов – это Пушкин в прозе.

Л.Н. Толстой

3. Трудно говорить о Чехове – он слишком велик, слишком многогранен, чтобы его можно было измерить.

О Кейси Шон, ирландский писатель

4. Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый…

А.М. Горький

5.Чехов – неисчерпаем…он говорит о Человеческом с большой буквы.

К.С. Станиславский

6. …Хотя Чехов стихов не писал, всё же он – подлинный поэт…

Го Мо- Жо, китайский писатель





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературная гостиная "В гостях у Чехова"

Автор: Тихамирова Екатерина Ивановна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 244752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Музейная педагогика"
    ["seo_title"] => string(24) "muzieinaia-piedaghoghika"
    ["file_id"] => string(6) "303504"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457533930"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Н. С. ЛЕСКОВ – ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ"
    ["seo_title"] => string(39) "nslieskovvydaiushchiisiarusskiipisatiel"
    ["file_id"] => string(6) "268984"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450721396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства