Данное занятие является итоговым в разделе «Поэты Урала». Представляет собой продукт внеурочной деятельности по курсу «Литературное путешествие по Уралу"
Цель занятия: развитие у учащихся мотивации к чтению поэзии на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников, приглашенных гостей и родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Литературная гостиная «Поэты Урала»»
Литературная гостиная «Поэты Урала»
Сценарий занятия
Учащиеся и гости заходят в оформленный учебный кабинет, знакомятся со стенными газетами, рассматривают выставку книг, занимают свои места. В начале занятия звучит музыкальная композиция «Романс» Свиридова Георгия Васильевича из произведения «Метель», настраивающая на лирический лад, затем выходит учитель литературы и произносит вступительное слово, после слов учителя, ведущие с места, где они сидят, начинают литературную гостиную.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы представляем Вам результат нашей работы по внеурочной деятельности. В рамках этого занятия мы предлагаем вам посетить литературную гостиную и поговорить о нашей малой Родине – об Урале, о людях, которые жили и живут здесь, о наших земляках.
Ведущий: Урал! Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец.
Ровесник нашей древней славы
И славы нынешней творец.
Ведущая: Какая лаконичная и вместе с тем величественная получилась эта поэтическая характеристика Урала, принадлежащая перу самого выдающегося русского поэта послевоенной поры Александра Твардовского!
Ведущий: Родина дорога нам, дорога каждая пядь её земли, но есть особые места, которые даже для людей, ни разу там не бывавших, говорят о многом: о красоте и силе, природном богатстве и мощи России. Так и Урал для Твардовского и, видимо, для всех русских людей – символ богатства и могущества, рабочей трудовой славы. Недаром так уважительно зовут его: батюшка Урал.
Ведущая: Когда говорят о России
Я вижу свой синий Урал.
Ведущий: Эта лирическая формула Людмилы Татьяничевой, по существу, имеет и двойной смысл, ибо в другом стихотворении она скажет:
Ведущая: Живу я в глубине России.
В краю озер и рудных скал.
Здесь реки – сини,
Горы – сини
И в синих отсветах металл.
Ведущий: И отсюда, с господствующей высоты Урала, со срединной её части, иной видится Россия – «суровей, строже, может быть», но…
Ведущая: … лица те же, что в Рязани,
И также звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена.
Ведущий: В поэзии Урала нашла отражение история и судьба народа, духовная жизнь общества.
Ведущая: Урал возник в поэзии не сегодня и не вчера. Дореволюционный период отмечен именами Петра Ершова, автора знаменитой сказки о Коньке - Горбунке, и А.Мерзлякова, автора не менее знаменитой песни «Среди долины ровныя…» (звучит песня в исполнении Леонида Сметанникова)
«Однозвучно гремит колокольчик…» - эту задушевную грустную песню о дальних русских дорогах, о нелегкой судьбе ямщика многие считают народной.
Написана она белее ста лет назад неизвестным сочинителем Иваном Макаровым, на музыку переложена русским композитором А.Л. Гурилевым. Как это часто случается, имя автора песни с годами забылось.
Ведущий: Иван Иванович Макаров родился в Пермской губернии в семье ямщика в 1821 году.
В 1843 году И.Макаров за сочинение стихов был сослан барином в солдаты. Затем его приписывают ямщиком к Пермской конвойной роте, где он позже становится старшим ямщиком, сопровождая партии ссыльных до Тобольска.
10 февраля 1852 года в селении Верхний Суксун (Пермская губерния) окоченевший ямщик был снят и отправлен в больницу. Чиновник тюремного ведомства министерства юстиции докладывал: «Анфиске Макаровой… отданы пожитки ея сына старшего ямщика, пермской конвойной роты: мешок худой, сапоги худые, две пары исподнего, для ношения неспособные, картуз добрый и бумаги с сочинительством». Макаров писал много. Ныне же широко известно только одно творение крепостного поэта.
Чтец 1:
Ученик стоя декламирует стихотворение, учитель музыки аккомпанемирует на фортепьяно.
Макаров Иван Иванович
Однозвучно гремит колокольчик,
И поземка дымится слегка,
И уныло по снежному полю
Разливается песнь ямщика.
Сколько грусти в той песни унылой,
Сколько грусти в напеве родном,
Чтоб в душе её хладной, остылой
Разгорается сердце огнем.
И воспомнил он ночи иные,
И родные поля и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
И воспомнил он Сиву родную,
Чугайку и заводь пруда.
И под хриплые крики конвоя
Замолкал мой ямщик навсегда.
Однозвучно гремит колокольчик,
И не слышится песнь ямщика.
Слышен звон кандалов, а дорога,
Дорога в Сибирь далека.
Ведущая: В стихах поэтов М.Можгина, П.Размахнина, Ф.Сыромолотова и других нашли отражение быт заводских рабочих старого Урала, борьба за экономические и политические права, мысли, чувства, переживания.
Ведущий: В памяти народной сохранились стихи бесстрашного героя башкирского народа, сподвижника Пугачева – Салавата Юлаева.
Чтец 2:
Ученик встает из-за стола, выходит на ковровую дорожку и выразительно наизусть читает стихотворение.
Высоко взлетает ворон,
Но взлетает сокол выше.
Беркут – царь всех птиц на свете –
Выше сокола взлетает.
Славный воин, будь, как беркут,
Чтобы, крылья шум услыша,
Обретя в тебе опору,
Все друзья смелее б стали,
Чтобы ты врагам был страшен,
Чтобы славы был достоин,
Не щадя себя, отважно
В бой бросайся, беркут – воин.
Ведущая: Призывом к счастью звучат слова Бабича.
Ведущий: Забудь обиду и унынье!
Если счастья надобно тебе –
Ради счастья проведи отныне
Жизнь свою короткую в борьбе!
Ведущая: Стихи поэта - это окна в мир. Через эти окна мы видим не столько сами события, их эпическое содержание, сколько человека, его переживания, его внутренний мир.
Участники литературной гостиной по очереди встают из-за столов, выходят на ковровую дорожку говорят несколько слов о стихотворении, которое они выбрали, и выразительно наизусть читают его, аудитория благодарит чтеца аплодисментами.
Чтец 3: Как хорошо сказал Степан Щипачев о земле уральской! Послушайте…
Щипачев Степан Петрович
Земля уральская
Она – скалистая, она – лесная,
она щетинит осенью жнивьё,
и яблоки тяжелые роняет
сентябрь захолодавший на неё.
Земля уральская
В ней камень рубят,
чтобы она и в зодчестве жила.
Она порою на ладони грубой
От золотых крупинок тяжела.
Чтец 4:
- В этом стихотворении я нашел близкие для меня мысли: нельзя разменивать себя на мелкие чувства, нужно быть цельным человеком.
Щипачев Степан Петрович
Ты порой целуешь ту, порою эту
В папиросном голубом дыму.
Может быть, в упреках толку нету,
Да читать мораль и не к лицу поэту, -
Только страшно стариться тому,
Кто любовь, как мелкую монету,
Раздавал, не зная сам кому.
Чтец 5: Стихотворение «Урал» Людмилы Татьяничевой поразило меня образностью. Сколько любви к Уралу заключено в этих строках!
Татьяничева Людмила Константиновна «Урал»
Когда говорят от России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах
На ковровых просторах
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озера
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвете,
Светлее, чем звездный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем все это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала –
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созидания
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
…Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Чтец 6:
- Я хочу вам прочитать трогательное стихотворение «Лилия».
- Я очень люблю осень с её палитрой красок и, прочитав стихотворение Яна Гамеза, мне очень захотелось поделиться им с вами.
Гамеза Ян Вячеславович
Не нужно ни о чем жалеть!
Прозрачный воздух свеж и горек,
Не могут листья догореть
На склонах запылавших горок.
Струятся по стволам осин
Огня холодного отсветы.
Летят обрывки паутины -
Зола сгорающего лета.
Ещё недолго: догорят
И превратятся листья в пепел.
И будет зимняя заря,
И будет лес прекрасно светел.
Но это будет, а пока
Противится природа смерти.
Взлетают огненные смерчи
И поджигают облака.
Чтец 9:
- Сколько мистики в нескольких строках!
Каменецкий Александр Григорьевич
Помни о том, что не сбудется.
В этом великий секрет –
Если тебе что почудится,
Значит, того уже нет
Думай о том, что не помнится.
Это таинственный путь –
Всё, что не вспомнишь, исполнится…
Всё, во что веришь чуть-чуть.
Чтец 10:
- Сколько смысла заложено в этом стихотворении Владимира Зарянского! Меня всегда интересовало, как человек может проявить себя в обществе. Выбор должен сделать каждый.
Зарянский Владимир Никитович
Как цветок, плода не давший,
Увядает в поле где-то
Человек, погибший, ставший
Пустоцветом, пустоцветом.
Жизнь свою проживши ровно,
Не даря тепла и света,
Погибает он духовно,
Погибает пустоцветом.
Он, добившись веса, власти,
Не внимал мольбам, советам,
Видя горе и несчастья,
Оставался пустоцветом.
Он не делает погоды
И не друг он белу свету,
Коль бесцельно тратит годы
В окруженье пустоцветов.
И, конечно же, негоже
Хладнокровно жить при этом.
Помоги не стать мне, Боже,
Пустоцветом, пустоцветом.
Чтец возвращается на место, зрители благодарят его аплодисментами, ведущие представляют гостью литературной гостиной.
Ведущий: Сегодня у нас в гостях поэтесса г. Новоуральска - Чебыкина Елена Васильевна.
Елена Васильевна, расскажите немного о себе.
Ведущие задают заранее подготовленные вопросы интервью. Ответы поэтессы Чебыкиной Елены Васильевны представлены в сокращенном варианте.
Интервью:
Вопрос: Когда Вы начали писать стихи?
Ответ поэтессы: Сочинять стихи я начала очень рано. Мне было четыре года, когда я научилась писать печатными буквами и тогда начала записывать свои творения.
Вопрос: Где Вы печатались?
Ответ поэтессы: Я печаталась и печатаюсь в городских газетах «Нейва», «Наша городская газета», в областном еженедельнике «Новая городская газета», мои стихи печатаются и в городах нашей страны и за рубежом. Некоторые стихотворения вошли в сборник «Звездные знаки».
Вопрос: Что для Вас поэзия?
Ответ поэтессы: Для человека дышать – это естественный процесс, а для меня писать стихи – это то же самое, что и дышать.
Вопрос: На какие темы Вы пишите стихотворения?
Ответ поэтессы: Темы абсолютно разные. Недавно у меня болел кот, я очень переживала, друзья мне говорили: «Ну, что ты себя изводишь из-за какого-то паршивого кота?». А после родилось стихотворение.
Стихотворение про кота.
Пронзает сердце нежностью и болью
Терзает жалость, страх и маета.
А я страдаю, говорят друзья, всего лишь
Из-за какого-то паршивого кота!
Из-за какого-то хвостатого мурлыки,
Что захворал, и стонет, и кряхтит,
Моя душа заходится от крика,
И сердце по ночам болит, болит.
Такими мудрыми печальными глазами
Глядит мой старый, добрый, белый кот,
Не плачь, - мурлычет, - глупая ты мама,
Ведь это горе обязательно пройдет!
Я снова стану сильным и здоровым,
Потевшим, растолстевшим и смешным,
И мы с тобою поиграем снова,
И на диване рядом посидим.
Ах, эти звери, звери, звери, звери!
С такой ранимою и чуткою душой!
Я даже многим людям так не верю,
Как этой твари – мягкой и живой,
Что создана нам Господом на радость,
Что одиноким людям – счастье в дом,
И никогда б я, никогда б я не рассталась
С моим любимым преданным котом.
Такое маленькое хрупкое сердечко!
Такая верность в нем и доброта,
Что многим тварям поучится б человечьим
Любви ко мне у моего кота!
ЗАПИСЬ ИНТЕРВЬЮ
Вопрос: Кто из поэтов Вам ближе всех?
Ответ поэтессы: В вашем возрасте я увлекалась Сергеем Есениным, после мне стали близки зарубежные поэты, меня увлекала любовная лирика.
Вопрос: Кто в Вашей семье еще пишет стихотворения?
Ответ поэтессы: Моя дочь тоже пишет стихи, но они очень отличаются от моих творений. Она сама говорит: «Мама, о чем бы ты ни писала, твои стихи наполнены светом, а у меня все мрачно». Может быть, это особенность подросткового возраста?
Вопрос: Что Вас вдохновляет на написание стихов?
Ответ поэтессы: Все, что происходит вокруг, проходит через меня, я это все переживаю, вынашиваю, не могу успокоиться, пока не вылью свои чувства в стих.
У меня много стихотворений, посвященных проблемам нашего общества, но сегодня мы о них говорить не будем, оставим этот разговор для следующей встречи.
Ведущие благодарят поэтессу, дарят букет цветов и небольшой подарок.
Ведущий: Спасибо вам большое за эту встречу, надеемся, что это начало большой дружбы.
Ведущая: Много талантливых людей в нашем городе и один из них - Евгений Белоусов. Его Песню о Новоуральске знает каждый ученик нашей школы.
Все: гости, учащиеся, участники, ведущие литературной гостиной – поют песню, учитель музыки аккомпанимирует. Слова и музыка Евгения Белоусова (см. приложение).
Учитель литературы: Подходит к концу наша литературная гостиная. Ребята, вы для себя сделали открытия?
Ученица 6 класса, Ширинкина Марина: На душе у меня радостно и празднично. Хотелось бы чаще встречаться с талантливыми людьми нашего города и устраивать литературные гостиные. Готовясь к таким мероприятиям, узнаешь много нового, а все новое это и есть открытия.
Ученица 6 класса, Рукавичникова Марина: Для меня было открытием, что мои одноклассники смогут подготовить и провести такое серьезное мероприятие. Я немного завидую ведущим, в следующий раз обязательно буду на их месте.
Ученик 6 класса, Кузьмин Александр: Для себя открыл, что стихи это совсем нескучно. Понравилась песня «Среди долины ровныя…», на которую никогда раньше не обращал внимание. Один раз слышал её по телевизору, но не думал, что автором этой слов этой песни является наш земляк.
Ученик 6 класса, Ольков Алексей: Открыл для себя много нового об авторе стихотворения «Однозвучно гремит колокольчик», раньше считал, что это народная песня.
Ведущий: На память о сегодняшнем урокеу нас подготовлены подарки – буклеты со стихами новоуральских поэтов. (см. Приложение № 1)
Группа ребят, отвечавших за создание буклета, раздает подарки всем участникам Литературной гостиной
Поэтесса: Мне было очень приятно побывать у вас в гостях. Хочу сказать большое спасибо за такой прекрасный праздник. Я вас тоже приготовила подарки – свои последние стихи, они еще не изданы, вы первые мои читатели.
Поэтесса раздает участникам литературной гостиной листы со стихотворениями и автографам.
Звенит звонок. Ребята не торопятся выходить из класса. Подходят в поэтессе за автографом и за стихотворением.
Фотографируются на память о встрече.
Список литературы
«Поэты Урала» Антология в двух томах. Сборник стихов. Средне-Уральское Книжное Издательство, 1976г.
Л. Татьяничева «Когда говорят о России…» Средне-Уральское Книжное Издательство Свердловск 1976г.
«Антология поэзии закрытых городов». Железногорск, 1999г.