kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературная гостиная «К Дню Победы посвящается…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Война – печальней нету слова» представляет собой сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой Отечественной войны. Программному изучению литературы в значительной степени сопутствует внеклассная работа, расширяющая возможности общения учащихся с миром искусства слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная «К Дню Победы посвящается…»»

МОУ ИРМО «Кудинская СОШ»











Литературная гостиная «К Дню Победы посвящается…»

Учитель:

Серафимова Светлана Валериановна









Литературная гостиная «К Дню Победы посвящается…»

Аннотация

Методическая разработка «Война – печальней нету слова» представляет собой сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой Отечественной войны. Программному изучению литературы в значительной степени сопутствует внеклассная работа, расширяющая возможности общения учащихся с миром искусства слова.

В представленном сценарии отражена история литературы (в частности, поэзии) в годы Великой Отечественной войны, ее вдохновляющая, поддерживающая роль и общественное, литературное, духовно-нравственное значение.

Литературная гостиная предполагает в качестве участников и зрителей старшеклассников – учащихся 10-11 классов.

 Методическая разработка сопровождается презентацией.

Адресуется преподавателям литературы, организаторам воспитательной работы, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, студентам педагогических вузов при прохождении практики по внеклассной работе.

 

Цели:

  • формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;

  • сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

  • содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.

Оборудование:

  • компьютер и видеопроектор;

  • проекционный экран;

  • презентация «Война – печальней нету слова»

Оформление аудитории  (гостиная как форма внеклассного мероприятия предполагает камерность, поэтому помещение не должно быть большим, аудитория рассчитана приблизительно на 50 зрителей).

  • Стенды с фотографиями и краткими биографиями поэтов, о которых пойдет речь в гостиной;

  • Книжная выставка «Поэзия фронтовых лет».

Участники и зрители мероприятия - учащихся 10-11 классов.

 





Сценарий

 

Вступительное слово руководителя:   Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас зрителями литературной гостиной

Россия - Родина святая,

Люблю тебя я всей душой.

Россия - ты обитель рая,

Горжусь Великою страной!

От запада до Поднебесной

С сияньем северных ночей,

Природа красоты чудесной

Земля родная, нет милей

Народ России мудрый , честный,

Веками доблесть доказал.

В суровых битвах- Победитель

Дух, волю, силу показал.

Многострадальная Отчизна,

Грааль духовной чистоты.

Великодушна, не капризна,

Культуры цвет и доброты.

Россия - Родина святая,

Люблю тебя я всей душой.

Россия – ты обитель рая,

Горжусь Великою странной!

Не будь Великой любви у народа к своей Родине – не было бы и Великой Победы над врагом в Великой Отечественной войне.

Первый ведущий : Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

     

    Второй ведущий: Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.

        

 Третий ведущий: Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

      

   Первый ведущий: Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

- Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.

Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:

- Василий Иванович, газете нужны стихи.

- Когда?

- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.

- Будут…

 На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:

         Вставай, страна огромная,

         Вставай на смертный бой

         С фашистской силой темною,

         С проклятою ордой.

        

 Второй ведущий: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт. (Запись песни «Священная война»)

 

         Третий ведущий: В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

         Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

        

Первый ведущий: В годы войны характер нашей литературы значительно меняется. Она начинает избавляться от въевшегося в довоенную пору искусственного оптимизма, самодовольства.

      

   Второй ведущий: Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе. И оно прозвучало в творчестве многих поэтов.

      


   Чтец: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько мальчиков и девочек не вернулись с этой войны! Сколько не состоявшихся судеб, не сыгранных свадеб, не рожденных детей… О своем поколении, поколении, которому на момент начала войны было не больше двадцати, писали Семен Гудзенко, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Булат Окуджава.

Слайд № 4

         Звучит песня на стихи Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».

Чтец: Война не щадила никого. Поэт К.Симонов призывал в своих стихах не отступать ни перед препятствиями, ни перед угрозами, ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело…(Стихотворение «Горят города…»)

Третий ведущий: сам К. Симонов в 1940-1941 году окончил курсы военных корреспондентов при Военно – политической академии. В автобиографии он писал: «22 июня 1941 года мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать её до конца войны…»

Чтец: Самым известным стихотворением из сборника «С тобой и без тебя» и, пожалуй, самым известным стихотворением Симонова является «Жди меня». Я думал над тем, почему это стихотворение обрело такую популярность. Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я понял, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне  жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали. И сегодня, когда ребята уходят в армию, они мечтают о том же, правда, может быть, стесняются сказать об этом вслух.

    

     Звучит стихотворение «Жди меня» К.Симонова.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

 

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

 

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941 год

(Звучит песня «Эхо любви»)

Первый ведущий: 

Война - жесточе нету слова. 
Война - печальней нету слова. 
Война- священней нету слова. 
В тоске и славе этих лет 
И на устах у нас иного 
Еще не может быть и нет.... (Твардовский) 

А. Сурков сказал: «У нас должны появиться стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых хочется плакать и зубами скрежетать»

Чтец: (Стихотворение «Баллада о матери» О. Киевская)

Второй ведущий: Трагична была судьба многих

Трагична судьба татарского поэта Мусы Джалиля (Муса Мустафович Залилов). Будучи тяжело раненым, он попал в плен. В концлагере Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию, члены которой распространяли листовки, вели пропаганду среди заключённых, устраивали их побеги. Патриота выдал предатель. Джалиль был переведён в берлинскую тюрьму Моабит и приговорён к смертной казни. Но поэт продолжал бороться, думая не о себе - о Родине:

Мой друг, ведь наша жизнь - она лишь искра

Всей жизни Родины - страна побед.

Пусть мы погаснем - от бесстрашной смерти

В Отчизне нашей ярче вспыхнет свет.

Чтец: Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной»)

Его зарыли в шар земной.

А он был лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой

Без званий и наград.

Ему, как мавзолей, земля-

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжёлые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей

(Минута молчания)



(Песня «Шестнадцать военных березок»)

муз.А.Трухина,слова В.Радкевича


Шумят молодые деревья - шестнадцать берёзок подряд.

С войны не дождалась деревня шестнадцать хороших ребят.

И шепчут тревожные были берёзоньки шумом ветвей,

Их матери здесь посадили,оплакав своих,оплакав своих,

Оплакав своих сыновей,оплакав своих сыновей.


Победные майские грозы остались давно позади,

Но как материнские слёзы,на землю всё льются дожди.

А в час золотого заката шумит молодая листва -

У этих берёзок девчата заветные и...,заветные и...,

Заветные ищут слова,заветные ищут слова.


И радости быть и веселью в просторах родимой земли,

В свою материнскую землю берёзки корнями вросли,

В лучах не закатного солнца всё выше растут деревца,

И память живой остаётся,и жизни не бу...,и жизни не бу...,

И жизни не будет конца,и жизни не будет конца.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Литературная гостиная «К Дню Победы посвящается…»

Автор: Серафимова Светлана Валериановна

Дата: 05.02.2022

Номер свидетельства: 599588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Литературная гостиная "Дорогами войны""
    ["seo_title"] => string(41) "litieraturnaia_ghostinaia_doroghami_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "366930"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1481119590"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Сценарий литературной  гостиной " Детство, опалённое  войной""
    ["seo_title"] => string(62) "stsienarii-litieraturnoi-ghostinoi-dietstvo-opalionnoie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "264370"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449687903"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Учителю начальной школы "
    ["seo_title"] => string(28) "uchitieliu-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "132831"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416413184"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiiechitatielskoikompietientsiiuchashchikhsiavusloviiakhintieghratsiiurochnoiivnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "274356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452363483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства