- Добиться того, чтобы стержнем обучения стало самообразование. Самостоятельно осмысливать знания, полученные в школе
- Уметь работать с первоисточником и справочной литературой, стимулировать интерес к учению
- Воспитывать у ребят интерес к книге, бережного отношения к ней. Формировать нравственные качества обучающихся
Планируемые образовательные и воспитательные результаты:
метапредметные ( компоненты культурно- компетентностного опыта/ приобретенная компетентность); умение находить, преобразовывать и передавать информациию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникиционные технологии
Личностные: понимание русского языка и литературы как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе школьного образования
Методы внеклассного мероприятия: частично- поисковый, наглядно – образный
Формы: групповая, индивидуальная
Специальные приемы, используемые во время проведения внеклассного мероприятия:
- музыкальное оформление
- смена видов деятельности
- тема данного мероприятия
Сказательница(в народном костюме, с вязанием или шитьем в руках). В некотором царстве, в некотором государстве, в не наших краях да во чужих землях живет да здравствует добрый гном по имени Библиарий. Его мать повелела ему ходить по белу свету, беречь книги да блюсти порядок к книжных хранилищах-библиотеках…
Петька (кричит с последней парты). И как это он один всюду поспевает?
Сказательница. Не перебивай, Петенька. Поспевает да еще и нерадивых карает: книжки у них отнимает. И не один он: всюду его сопровождают две сестрицы – Аннотация и Иллюстрация. Да и сам Библиарий волшебным даром наделен: дотронется до книги, а она заговорит человеческим голосом, все, как есть, расскажет.
Петька (кричит). Сказки! Небылицы! А имена-то у сестер – закачаешься! Умора!
Сказательница. Древние имена, латинские: Аннотация все о книге расскажет, Иллюстрация – все покажет.
Входят Ученый муж в черной мантии и черной шапочке с кисточкой, в руках – огромная книга; и Библиофил в обычном (даже школьном) костюме. Идут по сцене, разговаривая и не замечая Сказательницу.
Библиофил. Ну, зачем вам, Ученому мужу, эта книга? Вы и так все знаете. А в моей библиотеке ей самое место.
Ученый муж(задумчиво). Книга… Короткое и звучное русское имя. А древние греки ее называли медленно и торжественно – «библиа». Место, где хранилась она, назвали библиотекой, хранителя книг – библиотекарем, а любителя и собирателя их – библиофилом.
Библиофил. Я как раз и есть библиофил. Я люблю книги, давно собираю их и берегу, как зеницу ока. И вот эту книгу я давно мечтаю приобрести.
Ученый муж. Да, это книга особая – Антология. Здесь собраны стихи выдающихся поэтов: от Ломоносова и Тредиаковского до Вознесенского и Евтушенко.
Петька (кричит). Ух, ты! И что – все стихи?
Ученый муж. Кто это? О, любопытный юноша, вам следует побывать в библиотеке, там вы узнаете много интересного.
Петька. Вот еще! Что я там могу узнать? Книжки молчат.
Вбегает маленькая Девочка-книжка – она растрепана, на ее платье нашиты лоскутки бумаги с печатным текстом.
Книжка-растрёпа. Ой, ой, спасите! За мной гонится неуч Гришка и грозится меня совсем разорвать.
Библиофил заслоняет Книжку- растрёпу, успокаивает ее. Появляется неуч Гришка с гиканьем и свистом.
Гришка. Где это чучело бумажное? Я из неё шариков наделаю! Всех заплюю!
Петька. Во-во! Хоть польза будет от этой макулатуры!
Все заслоняют Книжку-растрёпу. Быстро входят Учитель и Библиотекарь. Они становятся на пути Гришки. Он останавливается, но полон решимости сделать задуманное и по инерции машет руками.
Учитель(с тревогой). Гриша, что с тобой? Зачем ты испортил книгу?
Гришка(в запальчивости). Подумаешь!..
Петька(кричит). Знаем! Слышали! Книга – источник знаний…
Ученый муж. О юноша, я вижу, вы преисполнены неуважения к книге. А между тем, книга – это величайшая духовная ценность. Она дошла до нас через века, через войны и пожары… Впрочем, давайте посмотрим.
Демонстрируется диафильм «О книжном искусстве». Ученый муж комментирует его содержание. После окончания диафильма Петька и Гришка молча встают, берут тюбики с клеем, подходят к Книжке-растрёпе и начинают подклеивать оторвавшиеся места. Книжка сначала прячется за Библиофила, но и он включается в работу. Сцена заполняется артистами, исполняющими роли книг. На их спинах – полосы бумаги, имитирующие корешки с названиями. «Книги» входят спинами – корешками к зрителям, тесно прижавшись друг к другу и передвигаясь боком. Создается впечатление, что на сцену въехала «полка» книг. Появляются Справочник, Азбука, Антология. Из-за книг выходит гном Библиарий со своими спутницами – Иллюстрацией и Аннотацией.
Библиарий. Устал я сегодня. Столько обошли. Но не это меня томит. Душа плачет, когда вижу, как некоторые школьники обращаются с книгами (замечает Книжку-растрёпу). Во видите, и в этой библиотеке есть такие горе - посетители.
Петька и Гришка в страхе ползут по сцене и расползаются между «книжными полками».
Аннотация. Отдохни, брат Библиарий.
Библиарий. Некогда сестра. Ну-ка, что ты скажешь об этой растрёпе?
Аннотация. О, да это песенник. Это своего рода антология.
Петька и Гришка(высовываясь из-за «книг»). Ан-то-ло-гия? А мы её… (исчезают)
Библиарий (прикасается к Книжке-растрёпе своей тростью). Говори, Книга!
Книжка-растрёпа.
Человек идет нехоженой тропой.
Человек готов к опасности любой.
Сам себе дает приказ: «Назад ни шага!»
А с собою у него,
Вроде вовсе ничего –
Только песня, мечта да отвага.
Аннотация. Да это же антология детской песни.
Библиарий. Молодец, Книга! Усталости – как не бывало! Живи долго-долго… Дари людям песню.
Книжка-растрёпа. А давайте вместе споем.
Артисты и зрители поют известные им песни «Школьные годы» (Д. Кобалевского, Е. Долматовского), «Дважды два – четыре», «Чему учат в школе» (В. Шаинского, М. Пляцковского), «Антошка», «С понедельника возьмусь» (В. Шаинского, Ю. Энтина).
По сцене, разыскивая что-то, медленно идет Игнаша - растеряша. Не найдя искомого, он садится прямо на сцене и плачет.
Сказательница. Что ты плачешь, Игнаша? Опять что-нибудь потерял?
Игнаша. Ма-а-рку!
Ученый муж. Юноша увлекается марками? Вы – юный филателист? А можете ли вы нам сказать, когда появились первые филателисты?
Игнаша(плача). Не-а.
Справочник(выступая вперед). Не плачь, Игнаша - растеряша. Марку ты потерял, но найдешь большее – знания. Открывай меня на странице 169-ой. Читай.
Игнаша(читает). Собиратели знаков почтовой оплаты появились еще за три тысячелетия до нашей эры. Ого! И одним из них был древнеегипетский фараон Аменоптис. В годы его царствования (около 2575 г. до н.э.) в Древнем Египте была организована почта. Почтовая марка в нашем понимании, родилась гораздо позже: в 1840 г. Марку №1 коллекционеры назвали «черный пенни». Ее изобретателю – Романду Хиллу – в Лондоне поставлен памятник. Ого! Вот это да! (Обращаясь к Справочнику). А вы всё знаете?
Справочник. Лично я – не всё. Но есть справочники самые разнообразные: профессиональные, по различным разделам науки, техники, искусства.
Гришка(высовываясь). А что такое стегозавры – вы знаете?
Справочник. Конечно. Это один из видов травоядных динозавров. А вообще существовало несколько сотен видов динозавров. Были и хищные: мегалозавры, тираннозавры. Самые крупные – это диплодоки: они весили до 10 тонн, а длина из составляла 20-25 метров.
Петька (подходит к Справочнику, гладит его). Книга - источник знаний… Верно сказано! (Библиотекарю). Можно я возьму эту книгу?
Гришка. А я – Азбуку?
Библиофил. А я вот эту растрёпанную книгу, подклею, подлечу её. Можно?
Библиотекарь. Ну, конечно. Берите. Я запишу их в ваши формуляры. Приходите к нам в библиотеку, ребята. Вас ждут интересные встречи. (Здесь библиотекарь может проинформировать об имеющихся в школьной библиотеке книгах).
Учитель. Всякий раз, когда мы подходим к книжным полкам, нами овладевает трепетное чувство. Многоцветные корешки, разные переплеты, титульные листы, набранные красочными шрифтами… Имена авторов помогают мысленно преодолеть время и пространство…
При лампе, наклоняясь над каталогом,
Вникать в названья неизвестных книг,
Следить за именами; слог за слогом
Впивать слова чужого языка,
Угадывать великое в немногом,
Воссоздать поэтов и века…
(В.Брюсов).
Книги расширяют наш кругозор, делают нас богаче, дают пищу уму и волнуют чувства, помогают понять себя и окружающих, учат жить и бороться.
Библиотекарь. Книги рассказывают о прошлом и приоткрывают завесу будущего, помогают понять тайны природы и человеческой души, раскрывают красоту мира и величие человека, повествуют о достижениях науки, о подвигах и славе, о величайших открытиях, о дерзновенной фантазии.
Сказательница. В трудные минуты жизни и в светлый свой час человек неразлучен с книгой: она помогает ему укрепить веру в себя, в торжество разума и справедливости, придает ему силы, учит, советует, наставляет. Книги не молчат. Говорите же, друзья мои!
Прикасается тростью к Книгам; они поворачиваются лицом к зрителям.
Первая.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая водица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребёнок там
Не по дням, а по часам…
Аннотация. Сказки Пушкина! Любимые с детства!
Вторая.
Лишь только ночь своим покровом
Верхи Кавказа осенит,
Лишь только мир волшебным словом
Заворожённый, замолчит,
Лишь только ветер над скалою
Увядшей шевельнёт травою,
И птичка, спрятанная в ней,
Порхнёт во мраке веселей;
И под лозою виноградной,
Росу небес глотая жадно,
Цветок распустится ночной;
Лишь только месяц золотой
Из-за горы тихонько встанет
И на тебя украдкой взглянет,
К тебе я стану прилетать,
Гостить я буду до денницы,
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать...
Иллюстрация. Да, этому поэту не нужны никакие иллюстрации. Лермонтов — художник в поэзии и поэт в живописи!
Т р е т ь я. . Когда пароход, кряхтя, отдуваясь и пофыркивая, отвалил от пристани и начал медленно разворачиваться, женщина вернулась на прежнее место. Там сидел Гейли. Ребёнка не было.
— Где. .. где он? — растерянно забормотала она.
Люси,— сказал работорговец,— ты его больше не увидишь, так и знай. Всё равно на Юг с ребёнком ехать нельзя, а я продал твоего мальчишку в хорошую семью, там ему будет лучше, чем у тебя.
Аннотация. Это лишь эпизод из книги американской писательницы Гарриэт Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» о жизни негров. Горе матери, у которой отняли и продали её дитя, оказалось непереносимым. Ночью негритянка бросилась в воду и погибла.
Четвертая. … Жандармы и полицейские ворвались в камеры. В соседней камере, у мальчиков, завязалась драка. Девушки попадали на пол у стен камеры. Любка, одна оставшись посередине, упёрла в бока свои маленькие руки и, прямо глядя перед собою жестокими, ненавидящими глазами, пошла прямо на Брюнкера, отбивая чечётку…
Аннотация. Книга «Молодая гвардия» Фадеева – спутница нашей юности, яркий пример мужества, стойкости, героизма.
Пятая. Лейтенант, волнуясь, выступил вперёд… - Готовьсь!.. Цельсь! Пли! Овод слегка пошатнулся, но не упал. Одна пуля, пущенная нетвердой рукой чуть поцарапала ему щёку… Другая попала в ногу выше колена. Когда дым рассеялся, солдаты увидели, что он стоит, по-прежнему улыбаясь, и стирает изуродованной рукой кровь со щеки. –Плохо стреляете, друзья! Попробуйте ещё раз!.. –Пли! – крикнул полковник, бросаясь вперёд. Нельзя было стерпеть, чтобы этот человек сам командовал своим расстрелом…
Библиарий. Да, книга Э.Л. Войнович «Овод» многие сердца зажгла огнём мужества, силы, стойкости… (Обращаясь к зрителям). Откройте их – и они поведают вам о многом. А мне уже пора. Я ухожу, а книги остаются с вами.
Сказательница.
Книги, книги! Мои дорогие друзья!
Вас хранит благодарная память моя.
Библиофил.
Книги, книги! Волшебною силой влеком,
Я читал и смеялся, и плакал тайком.
Те ребячьи года я в душе берегу,
Никогда, никогда позабыть не смогу...
Учитель.
Книги, книги! Волшебною силой влеком,
Не изведал тревоги счастливее я,
Чем вот эта, что гонит и сон, и покой,
Лишь коснёшься обложки несмелой рукой.
Антология. Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нём лучшие стремления, острят его ум и смягчают его сердце. (Вильям Теккерей).
Библиотекарь. Занятия с книгами юность питают, старость увеселяют, в счастье украшают, в несчастье доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают. (Цицерон).
Учитель. А помогут вам в овладении грамотой, в постижении смысла книг — словари. Словари поворачиваются лицом к зрителям и, делая шаг вперёд, представляются.
Первый. Словарь орфографический. Помогу в овладении грамотой.
Второй.Словарь этимологический. Расскажу о происхождении слов.
Третий. Словарь толковый. Объясню значение непонятных слов.
Четвёртый. Словарь иностранных слов. Раскрою смысл слов иностранного происхождения.
Пятый.Словарь литературоведческих терминов. Помогу понять глубину литературных процессов, проникнуть в суть художественного произведения.