kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лингвистический аукцион. Мероприятие по литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие по литературе для средних классов. Формирует интерес к русскому языку и литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический аукцион. Мероприятие по литературе.»

Лингвистический аукцион.

Цели:

- формировать познавательный интерес и положительные мотивации к изучению русского языка;

- активизировать интеллектуальные способности учащихся;

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать чувство ответственности за принятие в команде решение;

- воспитывать бережное отношение и любовь к родному языку.

- повторить произведения классической литературы.

Оборудование: слайдовая презентация, кроссворд « Алфавит», ребусы, портреты Кирилла и Мефодия, основателей славянского алфавита.


Учитель: Ребята! Сегодня наша классная комната на 40 минут превратится в ринг, а каждый из вас получит возможность побороться силушкой, но не физической, а умственной.

И мы выберем самую читающую, думающую команду.

В нашей игре примут участие две команды. Давайте дадим командам названия. Для этого каждая из команд получает рассыпавшуюся картинку. Если вы соберете ее правильно, то прочитаете девиз, по которому должны определить, как будет называться ваша команда.

(Команды представляют название команды, девиз, называют произведение, строчки которого послужили девизом).

1-я команда – “Капитаны”

Девиз: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”

Команда выбрала себе слова из клятвы Сани Григорьева, героя книги “Два капитана” Каверина.

2-я команда – Мушкетёры.

Девиз: “Один за всех и все за одного!”

Конечно, вы помните книгу и героев, которым принадлежит этот девиз? – “Три мушкетера” А. Дюма.

Лидерам групп выдаются жетоны. (В конце игры нужно объявить лучшего игрока команды).


I. Раунд “Поэзия”

Теперь, когда команды представились, мы можем начинать наш ринг.

Я объявляю 1-й РАУНД.

Он посвящен ПОЭЗИИ. Вам предстоит вспомнить имена русских поэтов и их стихи, а также самим составить небольшое стихотворение.

Задание 1

Вспомним, что такое стих, как объясняется этот жанр в литературоведческом словаре.

« Стих (от греческого слова «ряд», «порядок», «строй»). Система речи, обладающая, в отличие от прозы, той или иной последовательно проводимой симметричностью звучания

( т.е. размером и рифмой).


 - Попробуем восстановить пропущенные рифмы в четверостишиях: 

РУСАЛКА

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной (луной);

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену (волны).


И пела русалка: "На дне у меня

Играет мерцание (дня);

Там рыбок златые гуляют (стада);

Там хрустальные есть города;


    Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо (мной)?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу (любить)?


Так пела русалка над синей рекой,

Полна непонятной (тоской);

И, шумно катясь, колебала река

Отраженные в ней (облака).

 М. Лермонтов

 

II. Раунд “Детектив”

Детектив, зародившись в 19 веке, остается самым любимым жанром. Ваши бабушки и дедушки зачитывались рассказами Э. По, повестями К. Дойла, А. Кристи. Ваши родители – произведениями Чейза. А вам, наверняка, знакомы героини Марининой, Поляковой.

Сегодня вы сами превратитесь в сыщиков, а искать будете не преступников, а литературных героев.

Фоторобот


1. “Настоящая казацкая папаха, чуб, торчащий на голове, длинные усы, суровый взгляд и постоянная его спутница – люлька”.

(Тарас Бульба. "Тарас Бульба", Гоголь.)


2. …нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным… (Н.В. Гоголь. “Шинель”. Акакий Акакиевич.)


3. Когда его попросили представиться, он сказал: “Я красивый и умный мужчина в полном расцвете лет”. (А. Линдгрен. “Малыш и Карлсон”. Карлсон)


4. Княгиня – диво.

 Под косой луна блестит,

 А во лбу звезда горит

А сама то величава.

Выступает словно пава. (Царевна-лебедь «Сказка о царе Салтане»)



5. Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные (Зверь лесной, чудо морское – Аксаков «Аленький цветочек»)


6. «Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». В ворота гостиницы губернского города NN въезжает бричка.

( Павел Иванович Чичиков. Н.В.Гоголь «Мёртвые души»).


7. «...Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза его так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары...» (Е.Пугачёв. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)


8. «...Красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, à la Nikolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка... была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки» (портрет полковника из рассказа Толстого «После бала»).


9. Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного.

(Ася. И.С.Тургенев, рассказ «Ася»).


Задание 2

Особо важная личность. Узнать писателя по портрету.

Портреты пронумерованы. Каждая команда записывает фамилию напротив цифры, сдает в жюри.


Задание 3

Просмотр видеофрагментов.

Определить произведение, автора, назвать героев.


III. Раунд “Блиц-опрос”

За 30 сек. ответить на 8 вопросов.


- Писатель, который на дуэли в 1841 году сражался с Мартыновым и в знак примирения выстрелил в воздух.(Лермонтов.)

- Литературная героиня, к которой змей являлся в облике ее мужа. (Феврония.)

- Что такое ямб, хорей? (Двусложные размеры.)

- Что начинается со слов: “Жили-были…” (Сказки.)

- Кто из литературных героев двадцать восемь лет провёл на необитаемом острове? (Робинзон Крузо.)

- Из какого литературного произведения крылатая фраза: “Служить бы рад – прислуживаться тошно”? (“Горе от ума”.)

- На какой водоем смотрел Лермонтов, когда сочинял стихотворение “Парус”? (Черное море.)

- Чьи это годы жизни: 1799–1837? (Пушкина.)

- Это произведение имеет название хищного насекомого, которое автор наделил умением “петь и плясать”. (Стрекоза.)

- В каком произведении и какого автора царь скончался от нападения птицы? (“Золотой петушок”.)

- Назовите имя Сойера из одноименной повести Марка Твена? (Том.)

- Чего лишен белый стих? (Рифмы.)

- Какому писателю принадлежат слова: “Краткость – сестра таланта”? (Чехову.)

- Разговор двух и более лиц (диалог).

- Словесное народное творчество (фольклор).

- В художественном произведении описание природы, которое помогает представить места, где происходят события, и лучше понять героев и их поступки (пейзаж).


IV. Раунд Заморочки из бочки.


1. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков, но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал…Кого? (Колобка.)


2. Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства. Однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какова профессия супруга этой женщины? (Рыбак.)


3.       Послушайте отрывок из  «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

                  …Царица злая,

                  Ей рогаткой угрожая,

                  Положила иль не жить

                  Иль царевну погубить.

        - Какой рогаткой угрожала царица?

          (Рогатка – ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключённым, колодникам)   


  4.         В дорогой собольей душегрейке,

              Парчовая на маковке кичка,

             Жемчуга огрузили шею,

             На руках золотые перстни.

             На ногах красные сапожки.

Узнаёте, кто это? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

 -Что такое кичка? А) Накидка, платок. Б) кокошник В) Женский головной убор с рогами  Г)Высокая шапка, отороченная мехом.


5.  На каких зданиях в Древней Греции были надписи: "Здесь живут мертвые и говорят немые"?

Ответ: На библиотеках.


6.  Продолжите последовательность: медведи, сестры, пороста...

Ответ: Например, мушкетеры.

Комментарий: Предложена последовательность названий литературных произведений начинающихся словом "три": "Три медведя", "Три сестры", "Три поросенка".


7. Маленький ящик, булочное изделие, домашнее животное, часть лица. Закончите этот литературный список.

Ответ: Коробочка, Плюшкин, Собакевич, Ноздрев. В этом списке не хватает лишь Манилова — одного из героев произведения "Мертвые души", которого посетил Чичиков.


8. Закончите мысль Ф.М.Достоевского: "Человек несчастлив потому, что...".

Ответ: ... не знает, что он счастлив.


9. "Это — белее лунного света, уютней, чем земля обетованная!" О чем так писал замечательный советский поэт В.В.Маяковский в произведении "Рассказ о вселении литейщика Ивана Козырева в новую квартиру"?

Ответ: О ванной.


V. Раунд Я люблю и, значит, я живу Любви в жизни и творчестве русских писателей и поэтов.

Ведущий задает вопросы поочередно, предлагая выбрать ответ из трех вариантов.


1. Чьей женой была Любовь Дмитриевна Менделеева?

(Б.Пастернак, А.Блок, С.Есенин).

Мы встретились с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

(А.Блок)


2. Какой известный русский поэт родился в результате любви помещика Тульской губернии Афанасия Бунина к пленной турчанке Сальхе?

(К.Батюшков, В.Жуковский, А.Фет).


3. Какого поэта любила Варвара Лопухина, даже когда вышла замуж за другого человека?

(М.Лермонтова, А.Пушкина, С.Есенина).

Известен романс на стихи М.Лермонтова

"Я к Вам пишу случайно, право..."


4. Какой русский поэт полюбил Елену Денисовну, женщину, которая была моложе его в 2 раза.

Цикл стихов, посвященный ей, известен как "Денисьевский".

(А.Фет, Ф.Тютчев, В.Жуковский).

О как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

(Ф.И.Тютчев)


5. Чьей женой была Софья Андреевна Берс, которая родила 13 детей?

(А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина).


6. Чьей женой была Софья Андреевна Толстая, внучка Л.Н.Толстого?

(С.Есенин, Б.Пастернак, Н.Клюев).


VI. Раунд      Афоризмы.

Какие литературные произведения дали жизнь таким крылатым выражениям

     ( афоризмам) и что они означают?

- Вспомним, что такое афоризмы ( меткие, образные слова или выражения, ставшие устойчивыми и ходовыми).

«Блоху подковать» (Искусно выполнить самую замысловатую, тонкую работу). Н.Лесков «Левша».

«Мартышкин труд» (Бесполезные усилия, напрасные старания, ненужная работа) И.Крылов. «Обезьяна».

«Есть ещё порох в пороховницах!» ( Есть ещё отвага, мужество, энергия) Н.Гоголь «Тарас Бульба».

«С ветряными мельницами сражаться» (Тратить силы на борьбу с воображаемым или не стоящим внимания противником) М.Сервантес «Дон-Кихот».

« На блюдечке с голубой каёмочкой» ( Получить желаемое с почётом, без усилий) И.Ильф, Е.Петров «Золотой телёнок».


В конце игры жюри подводит итоги. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.


      На этом наше необычное занятие заканчивается, но серьёзное общение с художественной литературой продолжается.

МОУ «Салтыковская средняя общеобразовательная школа

Ртищевского района Саратовской области»










«Лингвистический аукцион»


(конкурсная игра для учащихся 7-10 классов)









Провела Гаврюшина О.Н.

учитель русского языка

и литературы



















2016 год



“Капитаны”





«Мушкетёры»

Один

за

всех

и

все

за

одного!”


Бороться

и

искать,

найти

и

не

сдаваться!”






Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной …………….

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену ………….

И пела русалка: «На дне у меня

Играет мерцание ………….

Там рыбок златые гуляют ……….

Там хрустальные есть города.

Зачем я не птица, не ворон степной.

Пролетевший сейчас .....………….?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу ………….»

Так пела русалка над синей рекой,

Полна непонятной ……………;

И, шумно катясь, колебала река

Отражённые в ней ………….. .

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной …………….

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену ………….

И пела русалка: «На дне у меня

Играет мерцание ………….

Там рыбок златые гуляют ……….

Там хрустальные есть города.

Зачем я не птица, не ворон степной.

Пролетевший сейчас .....………….?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу ………….»

Так пела русалка над синей рекой,

Полна непонятной ……………;

И, шумно катясь, колебала река

Отражённые в ней ………….. .





























Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной …………….

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену ………….

И пела русалка: «На дне у меня

Играет мерцание ………….

Там рыбок златые гуляют ……….

Там хрустальные есть города.

Зачем я не птица, не ворон степной.

Пролетевший сейчас .....………….?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу ………….»

Так пела русалка над синей рекой,

Полна непонятной ……………;

И, шумно катясь, колебала река

Отражённые в ней ………….. .


Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной …………….

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену ………….

И пела русалка: «На дне у меня

Играет мерцание ………….

Там рыбок златые гуляют ……….

Там хрустальные есть города.

Зачем я не птица, не ворон степной.

Пролетевший сейчас .....………….?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу ………….»

Так пела русалка над синей рекой,

Полна непонятной ……………;

И, шумно катясь, колебала река

Отражённые в ней ………….. .





























  1. ______________________________________

  2. ______________________________________

  3. ______________________________________

  4. ______________________________________

  5. ______________________________________

  6. ______________________________________

  7. ______________________________________








1. ______________________________________

2. ______________________________________

3. ______________________________________

4. ______________________________________

5. ______________________________________

6. ______________________________________

7. ______________________________________


































Станция “Дальше, дальше…”

Учитель: На этой станции вы, дорогие ребята, по лексическому значению должны угадать слово.

1. Дарование, выдающиеся природные способности (талант).

2.Жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (загадка).

3.Разговор двух и более лиц (диалог).

4.Наука о языке (лингвистика).

5.Группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью (текст).

6.Раздел науки о русском языке, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах (орфоэпия).

7.Слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию (омонимы).

8.Слова, которые перестали употребляться в повседневной жизни, называются… (устаревшими).

9.Слова, передаваемые без изменения, называют… (прямой речью).

10.Как называется предложение, которое имеет две или несколько грамматических основ и представляет собой смысловое, грамматическое и интонационное единство? (сложное).

11.Сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание).

12.Руководитель предприятия или учебного заведения (директор).


13.Человек, самоотверженно совершающий подвиги (герой).

14.Способ счисления дней в году (календарь).

15.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на праздничное или летнее время (каникулы).

16.Торжественный смотр войск (парад).

17.Словесное народное творчество (фольклор).

18.Жанр фольклора, краткие, ритмически организованные и синтаксически завершенные изречения (пословицы).

19.Это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение (синтаксис).

20.Слова, близкие или совпадающие по лексическому значению (синонимы).

21.Все слова языка образуют его словарный состав или … (лексику).

22.В художественном произведении описание природы, которое помогает представить места, где происходят события, и лучше понять героев и их поступки (пейзаж).

23.Совпадение звуков в конце строк (рифма).

24.Дословная выдержка из какого-либо произведения или речи (цитата).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Лингвистический аукцион. Мероприятие по литературе.

Автор: Гаврюшина Ольга Николаевна

Дата: 09.06.2017

Номер свидетельства: 421203

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект внеклассного   мероприятия  к неделе русского  языка  "Своя  игра" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-k-niedielie-russkogho-iazyka-svoia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "146593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419198596"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Литературная викторина «Путешествие по сказкам». "
    ["seo_title"] => string(53) "litieraturnaia-viktorina-putieshiestviie-po-skazkam-1"
    ["file_id"] => string(6) "211173"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431569860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства