kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Библиотека как центр культуры и знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час познакомит учащихся с историей создания первой книги, с историей библиотек мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Библиотека как центр культуры и знаний"»

Солтүстік Қазақстан кәсіптік-педагогикалық колледжі

Северо-Казахстанский профессионально-педагогический колледж














Открытый классный час,

посвященный всемирному дню библиотек «Библиотека, как центр культуры и знаний»









Өңдегендер/Разработала

Исаева А.М.















Петропавл 2011

Тема: «Кітапхана мәдениет және білім орталығы

ретінде»

«Библиотека, как центр культуры и

знаний»

Цель: Познакомить учащихся с историей создания первой книги, с историей

библиотек мира;

расширить знания о функции и работе библиотеки;

воспитывать у учащихся любовь к книге, прививать им аккуратное и

бережное отношение к книге;

Оборудование: Книжная выставка «Библиотека, как центр культуры

и знаний», интерактивная доска, презентация со слайдами.

Ведущий 1:

История создания первой книги

 В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые письма» – гонцы.
 В истории мировой литературы был период «устной книги». Бессмертные поэмы «Иллиада» и «Одиссея» были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого в течение веков поэмы распространялись устно, аэды и рапсоды – древние певцы, сказители – пели их наизусть на народных празднествах. Но запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки и узелки, которые помогали им.
  По мере того, как расширялся кругозор человека, и развивалась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники – разного рода зарубки, узелки и рисунки.
 Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это зачатки искусства, но одновременно и зачатки письменности, ведь именно здесь человек впервые выразил в изображении свою мысль.
 Но первый этап книги – это свиток листов папируса, подклеенных один к другому. Такая удобная форма книги вполне соответствовала типу литературной жизни, установившемуся к середине I в. до н.э. в Афинах и позднее в Древнем Риме, с мастерскими переписчиков – настоящими издательствами, книготорговлей и поступлением копий в большие библиотеки.
  Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение – среди богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов, а позднее в университетах и среди духовенства. В античном городе самым обычным способом обнародования были публичные чтения. Для кратких документов служили восковые дощечки, а для текущих записей начиная с Ш века до н.э. использовали пергамент – материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели папирус.
  Следующее перевоплощение книги стало возможно именно благодаря дешевизне и прочности пергамена. Разрезанный на листы, сшитые затем в тетрадь, он дал новую форму – рукописную книгу; здесь уже было разделение на страницы, характерное для современной книги.
 Такая форма, гораздо более удобная, была применена для справок и ученых изысканий, она была идеальна и для юридического документа, для духовных текстов, и для научного произведения. Она полностью отвечала запросам цивилизации, менее занятой изящной словесностью, чем своей политической безопасностью, теологией и сохранением античных знаний. Более тысячи лет (начиная с IV в н.э.) переплетенный пергаментный манускрипт был в руках духовенства универсальным средством хранения, сообщения и распространения мыслей не только в христианском мире, но и в арабском, и в еврейском.
Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости. Сохранились лишь немногочисленные монастырские ценности, где велась переписка книг. Однако изменение значения книги в средние века уже столь велико, что переписывание и иллюстрирование манускриптов становится похвальным, богоугодным занятием. Заботливо организована пересылка книг из монастыря в монастырь, из города в город, порою на очень большие расстояния. Наряду с молитвенниками, библиями, трактатами Блаженного Августина и Фомы Аквинского переписывались книги Цицерона, Вергилия, Тита Ливия. Создавались героические эпосы (наиболее известный – «Песнь о Нибелунгах»).
 Огромную роль в развитии книжной культуры Средневековья сыграло литературное наследие античности. Произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Платона, Аристотеля не только переписывали, но и обогащали собственными комментариями. Литературные труды Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина составляли энциклопедию знаний для православных христиан.
 Особого расцвета достигла и арабская культура, распространившаяся от Инда до Пиренеев. Арабы дали Европе дешевый писчий материал – бумагу. Это привело к увеличению производства рукописей. Стали появляться дешевые «издания» для повседневного пользования (например, часословы). С их появлением  университеты организовали для своих студентов переписывание учебных текстов. На учебники школяр в ХШ веке расходовал примерно ту же часть своего бюджета, что и его собрат в ХХ в. Удешевление книг расширило круг потребителей и тем самым содействовало формированию общественных и частных библиотек
  Однако как бы ни была искусна и красива копировка книг от руки, она имела свои пределы. С ХIV века доступ к чтению, бывшему ранее привилегией просвещенных, получили новые слои общества. Эти новые читатели – дворяне и буржуа, торговцы и чиновники – в повседневной жизни не имели вкуса к латыни. Они хотели получить не только технические произведения, но также книги для отдыха, увлекательный вымысел – и все это на добром романском языке. Так родился роман, успехи которого ускорили новый и решительный сдвиг в развитии книги – книгопечатанье.

Зарожде­ние и разви­тие кни­ги неразрыв­но связа­ны с развити­ем обще­ства. Не­даром Ф. Бэкон видел в книгах «кора­бли мысли, странствую­щие по вол­нам вре­мени и бере­жно несу­щие свой драгоцен­ный груз от поколе­ния к поколе­нию». Кни­га помога­ет обществу совер­шенство­вать­ся, перени­мать и использо­вать всю массу зна­ний, накоплен­ных человече­ством. С дру­гой сто­ро­ны, прогрес­сив­ное разви­тие обще­ства, его растущие интеллектуаль­ные запросы заставляют совер­шенство­вать техно­ло­гию производ­ства кни­ги и организа­цию ее распростране­ния.

Ведущий 2:

Из истории библиотек мира

В Античности и на Древнем Востоке библиотеки существовали в двух ипостасях: как книгохранилища и как общественные центры, в задачи которых входило распространение знаний. В эпоху раннего Средневековья возникают библиотеки при монастырях и соборах. На рубеже XIII - XIV веков под влиянием формирующейся университетской культуры в отношении к книге и библиотеке происходит перелом. Монастырская книга в своей духовной и интеллектуальной функции играла, прежде всего, роль сокровища. В отличие от этого университетская книга становится инструментом познания.

В Париже, Болонье, Падуе, Оксфорде возникают библиотеки при университетах. В эпоху Просвещения увеличение объема литературы по естествознанию, истории, искусству в библиотеке усиливает ее образовательную функцию. В XVIII веке образовательная функция библиотек реализуется в доступности книг и информации обществу.

В XX веке доминирующим типом библиотеки становится массовая публичная библиотека. Главными задачами библиотек видится пропаганда книг, руководство чтением, формирование и регулирование читательских интересов. По методам работы с читателями, все библиотеки подразделяются на массовые, научные, специальные, учебные, детские. Библиотека, как музей и театр, была и будет важной составной частью культурного пространства города.

Непрерывно увеличивающийся объем научной и другой информации во всех отраслях знаний и составляющее желание читателей оперативно получать необходимую информацию не только на традиционных, но и на электронных носителях. Применение компьютеров не только существенно повысило качественный уровень обслуживание пользователей, но и в целом преобразовало и видоизменило весь комплекс работы библиотек.

Ведущий 3:

Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. С. Муканова

История библиотеки уходит в далекие тридцатые годы. В 1934 году решением Карагандинского обкома партии (так ранее именовалась область) Петропавловская городская библиотека располагавшаяся, по улице Караванной, 14 (ныне К. Сутюшева) преобразована в Карагандинскую областную библиотеку. В 1936 году, в связи с переименованием области, она стала называться Северо-Казахстанской областной библиотекой.
В истории областной библиотеки много славных страниц, но наиболее яркая - Великая Отечественная война. Собственно, война сыграла значительную роль в активизации работы библиотеки. Архивные данные свидетельствуют, что в первое пятилетие существования библиотеки объем ее работы был еще не велик.
Областная библиотека в годы войны вела политико-воспитательную и просветительскую работу в городе и на селе. В массовой работе активное участие принимали артисты областного драматического театра. Они выступали перед читателями с художественным чтением произведений классиков и современных поэтов и писателей. Библиотека выпускала газету "Голос читателя", в которой они высказывали свои пожелания и замечания по работе библиотеки.

Новый подъем в работе библиотеки начался при освоении целинных и залежных земель. При областной библиотеке создана передвижная библиотека для отдаленных населенных пунктов. В уборочную страду она выезжала на полевые станы. В городе и селах проводились читательские конференции, встречи с писателями-земляками, гостями области. В то время библиотека работала в тесном контакте с межобластным отделением Союза писателей. Посетители библиотеки слышали голоса С.Муканова, Г.Мусрепова, С.Маркова, М.Румянцевой, А.Сафронова, А.Зауриха, Г.Корина. Межобластное отделение Союза писателей, которое возглавлял Борис Петров, совместно с библиотекой проводило встречи с местными и начинающими писателями и поэтами. Библиотека являлась любимым местом интеллигенции. Именно в эти годы, с 1954 возглавила ее Алевтина Архиповна Лучникова, проработавшая до 1972 года. Библиотечная работа стала для нее делом жизни, которому она посвятила 41 год. Она была инициатором и душой всех добрых начинаний в библиотечном деле, мудрой наставницей молодых кадров.
Книжные фонды библиотеки и число читателей росли, ощущалась нехватка помещения - возникла необходимость в строительстве нового, типового здания. В этом большую роль сыграл Почетный Гражданин Петропавловска, писатель - академик С.Муканов. Библиотеке было отдано лучшее место в городе - центральная площадь. Здание, в которое перешли в апреле 1973, было одно из лучших в Казахстане - площадь его составила 3,2 тыс. кв. м. (в 10 раз больше предыдущего) и рассчитано на 500 тыс. томов, в нем много света и комфорта. В 1980 году, в связи с 80-летием С.Муканова, здесь открыта литературно-мемориальная комната-музей С.Муканова. В 1996 году - Музей редких книг, хранящий более 4 тысяч уникальных изданий 18-19 вв.
Областная универсальная научная библиотека им. С.Муканова сегодня - одна из крупнейших и технически-оснащенных библиотек республики, образовательный, информационный и культурный центр города Петропавловска и всей области.
Библиотека обслуживает ежегодно более 29 тыс. читателей, ежедневно ее посещает около 1000 человек. Библиотека оснащена современными моделями компьютерной и оргтехники. Используются все модули республиканской программы РАБИС. 60 компьютеров объединены в ЛВС, позволяющую совершенствовать систему штрих-кодирования, электронного учета читателей, и книговыдачи. Успешно развивается спектр новых информационных услуг: Интернет, электронная почта, электронная доставка документов и др.
Сегодня многогранная деятельность библиотеки развивается с требованиями международного стандарта: функционируют залы позволяющие читателям работать с электронными изданиями, электронным каталогом, аудио-видео материалами, проводить видеоконференции. Пользователям предоставлен доступ в Интернет, виртуальная справочная служба, электронная доставка документов и т.д.
Это позволило значительно увеличить приток читателей, усилить информационные функции областной библиотеки, сделать ее самым престижным культурно - досуговым учреждением, где проводятся мероприятия с участием зарубежных гостей, руководителей областного и республиканского уровней, представителей литературной общественности и искусства.

Ведущий 4:


Библиотека Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа. Была основана в 1957 году, ее фонд составлял около 5500 экземпляров книг. На сегодняшний день книжный фонд насчитывается более 40 тысяч экземпляров книг на казахском и русском языках. Ежегодно библиотека выписывает более 65 экземпляров газет и журналов.

Главной целью работы библиотеки является оказание помощи учащимся и преподавателям в ходе учебно-воспитательного процесса, а так же помочь ему стать активным участником библиотечной жизни, участвовать во всех мероприятиях, которые проводит библиотека колледжа.

У библиотеки и книг есть будущее, есть свое место в новом информационном пространстве. Без библиотек культура не может быть передана новому поколению. Библиотека, как социальный институт, содействует в формировании культуры мира, толерантности, стабильности в обществе, его консолидации.

Ода библиотекарю

Служитель книг, талант огромный,

Великий и одновременно скромный.

В любой общественной формации,

Владыка знаний, информации.

Библиотекарь – интеллектуал,

В себя все лучшее вобрал.

Союз профессий, социальный капитал,

Хранит большой потенциал.

Психолог, педагог, новатор,

Как консультант необходим в совете,

Оратор, режиссер, коммуникатор,

Неоценима роль твоя на свете!

Духовным миром увлеченный,

От Бога – истинный ученый,

Сплав доброты и чуткости навечно,

Приветливый и очень человечный,

Точны слова российского поэта,

Так сказаны, что словно песня спета.

«Ты милым кажешься, красивым самым,

Читальный зал дворцом и храмом».

Желаю быть здоровым и счастливым

Авторитетным, нужным всем, любимым,

Всех благ тебе – не перечесть,

Салютов долгих в твою честь!

Светлана Борисовна Ратманова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час "Библиотека как центр культуры и знаний"

Автор: Исаева Асель Маратовна

Дата: 23.08.2016

Номер свидетельства: 340421

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Разработка классного часа "Моя Родина - Казахстан""
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-klassnogho-chasa-moia-rodina-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "257829"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448387825"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Классный час Моя малая Родина "
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyi-chas-moia-malaia-rodina-4"
    ["file_id"] => string(6) "128291"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415465383"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Классный час на тему "850-летие  Х.А. Яссави""
    ["seo_title"] => string(49) "klassnyi-chas-na-tiemu-850-lietiie-kh-a-iassavi-1"
    ["file_id"] => string(6) "278242"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453047157"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Классный час на тему "850-лет   Х.А. Яссави""
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi-chas-na-tiemu-850-liet-kh-a-iassavi"
    ["file_id"] => string(6) "278244"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453047234"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Классный час на тему "850-лет   Х.А. Яссави""
    ["seo_title"] => string(46) "klassnyi-chas-na-tiemu-850-liet-kh-a-iassavi-1"
    ["file_id"] => string(6) "278245"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453047241"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства