посвященный всемирному дню библиотек «Библиотека, как центр культуры и знаний»
Өңдегендер/Разработала
Исаева А.М.
Петропавл 2011
Тема:«Кітапхана мәдениет және білім орталығы
ретінде»
«Библиотека, как центр культуры и
знаний»
Цель: Познакомить учащихся с историей создания первой книги, с историей
библиотек мира;
расширить знания о функции и работе библиотеки;
воспитывать у учащихся любовь к книге, прививать им аккуратное и
бережное отношение к книге;
Оборудование: Книжная выставка «Библиотека, как центр культуры
и знаний», интерактивная доска, презентация со слайдами.
Ведущий 1:
История создания первой книги
В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые письма» – гонцы. В истории мировой литературы был период «устной книги». Бессмертные поэмы «Иллиада» и «Одиссея» были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого в течение веков поэмы распространялись устно, аэды и рапсоды – древние певцы, сказители – пели их наизусть на народных празднествах. Но запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки и узелки, которые помогали им. По мере того, как расширялся кругозор человека, и развивалась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники – разного рода зарубки, узелки и рисунки. Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это зачатки искусства, но одновременно и зачатки письменности, ведь именно здесь человек впервые выразил в изображении свою мысль. Но первый этап книги – это свиток листов папируса, подклеенных один к другому. Такая удобная форма книги вполне соответствовала типу литературной жизни, установившемуся к середине I в. до н.э. в Афинах и позднее в Древнем Риме, с мастерскими переписчиков – настоящими издательствами, книготорговлей и поступлением копий в большие библиотеки. Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение – среди богатых книголюбов и просвещенного окружения меценатов, а позднее в университетах и среди духовенства. В античном городе самым обычным способом обнародования были публичные чтения. Для кратких документов служили восковые дощечки, а для текущих записей начиная с Ш века до н.э. использовали пергамент – материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели папирус. Следующее перевоплощение книги стало возможно именно благодаря дешевизне и прочности пергамена. Разрезанный на листы, сшитые затем в тетрадь, он дал новую форму – рукописную книгу; здесь уже было разделение на страницы, характерное для современной книги. Такая форма, гораздо более удобная, была применена для справок и ученых изысканий, она была идеальна и для юридического документа, для духовных текстов, и для научного произведения. Она полностью отвечала запросам цивилизации, менее занятой изящной словесностью, чем своей политической безопасностью, теологией и сохранением античных знаний. Более тысячи лет (начиная с IV в н.э.) переплетенный пергаментный манускрипт был в руках духовенства универсальным средством хранения, сообщения и распространения мыслей не только в христианском мире, но и в арабском, и в еврейском. Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости. Сохранились лишь немногочисленные монастырские ценности, где велась переписка книг. Однако изменение значения книги в средние века уже столь велико, что переписывание и иллюстрирование манускриптов становится похвальным, богоугодным занятием. Заботливо организована пересылка книг из монастыря в монастырь, из города в город, порою на очень большие расстояния. Наряду с молитвенниками, библиями, трактатами Блаженного Августина и Фомы Аквинского переписывались книги Цицерона, Вергилия, Тита Ливия. Создавались героические эпосы (наиболее известный – «Песнь о Нибелунгах»). Огромную роль в развитии книжной культуры Средневековья сыграло литературное наследие античности. Произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Платона, Аристотеля не только переписывали, но и обогащали собственными комментариями. Литературные труды Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина составляли энциклопедию знаний для православных христиан. Особого расцвета достигла и арабская культура, распространившаяся от Инда до Пиренеев. Арабы дали Европе дешевый писчий материал – бумагу. Это привело к увеличению производства рукописей. Стали появляться дешевые «издания» для повседневного пользования (например, часословы). С их появлением университеты организовали для своих студентов переписывание учебных текстов. На учебники школяр в ХШ веке расходовал примерно ту же часть своего бюджета, что и его собрат в ХХ в. Удешевление книг расширило круг потребителей и тем самым содействовало формированию общественных и частных библиотек Однако как бы ни была искусна и красива копировка книг от руки, она имела свои пределы. С ХIV века доступ к чтению, бывшему ранее привилегией просвещенных, получили новые слои общества. Эти новые читатели – дворяне и буржуа, торговцы и чиновники – в повседневной жизни не имели вкуса к латыни. Они хотели получить не только технические произведения, но также книги для отдыха, увлекательный вымысел – и все это на добром романском языке. Так родился роман, успехи которого ускорили новый и решительный сдвиг в развитии книги – книгопечатанье.
Зарождение и развитие книги неразрывно связаны с развитием общества. Недаром Ф. Бэкон видел в книгах «корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Книга помогает обществу совершенствоваться, перенимать и использовать всю массу знаний, накопленных человечеством. С другой стороны, прогрессивное развитие общества, его растущие интеллектуальные запросы заставляют совершенствовать технологию производства книги и организацию ее распространения.
Ведущий 2:
Из истории библиотек мира
В Античности и на Древнем Востоке библиотеки существовали в двух ипостасях: как книгохранилища и как общественные центры, в задачи которых входило распространение знаний. В эпоху раннего Средневековья возникают библиотеки при монастырях и соборах. На рубеже XIII - XIV веков под влиянием формирующейся университетской культуры в отношении к книге и библиотеке происходит перелом. Монастырская книга в своей духовной и интеллектуальной функции играла, прежде всего, роль сокровища. В отличие от этого университетская книга становится инструментом познания.
В Париже, Болонье, Падуе, Оксфорде возникают библиотеки при университетах. В эпоху Просвещения увеличение объема литературы по естествознанию, истории, искусству в библиотеке усиливает ее образовательную функцию. В XVIII веке образовательная функция библиотек реализуется в доступности книг и информации обществу.
В XX веке доминирующим типом библиотеки становится массовая публичная библиотека. Главными задачами библиотек видится пропаганда книг, руководство чтением, формирование и регулирование читательских интересов. По методам работы с читателями, все библиотеки подразделяются на массовые, научные, специальные, учебные, детские. Библиотека, как музей и театр, была и будет важной составной частью культурного пространства города.
Непрерывно увеличивающийся объем научной и другой информации во всех отраслях знаний и составляющее желание читателей оперативно получать необходимую информацию не только на традиционных, но и на электронных носителях. Применение компьютеров не только существенно повысило качественный уровень обслуживание пользователей, но и в целом преобразовало и видоизменило весь комплекс работы библиотек.
Ведущий 3:
Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. С. Муканова
История библиотеки уходит в далекие тридцатые годы. В 1934 году решением Карагандинского обкома партии (так ранее именовалась область) Петропавловская городская библиотека располагавшаяся, по улице Караванной, 14 (ныне К. Сутюшева) преобразована в Карагандинскую областную библиотеку. В 1936 году, в связи с переименованием области, она стала называться Северо-Казахстанской областной библиотекой. В истории областной библиотеки много славных страниц, но наиболее яркая - Великая Отечественная война. Собственно, война сыграла значительную роль в активизации работы библиотеки. Архивные данные свидетельствуют, что в первое пятилетие существования библиотеки объем ее работы был еще не велик. Областная библиотека в годы войны вела политико-воспитательную и просветительскую работу в городе и на селе. В массовой работе активное участие принимали артисты областного драматического театра. Они выступали перед читателями с художественным чтением произведений классиков и современных поэтов и писателей. Библиотека выпускала газету "Голос читателя", в которой они высказывали свои пожелания и замечания по работе библиотеки.
Новый подъем в работе библиотеки начался при освоении целинных и залежных земель. При областной библиотеке создана передвижная библиотека для отдаленных населенных пунктов. В уборочную страду она выезжала на полевые станы. В городе и селах проводились читательские конференции, встречи с писателями-земляками, гостями области. В то время библиотека работала в тесном контакте с межобластным отделением Союза писателей. Посетители библиотеки слышали голоса С.Муканова, Г.Мусрепова, С.Маркова, М.Румянцевой, А.Сафронова, А.Зауриха, Г.Корина. Межобластное отделение Союза писателей, которое возглавлял Борис Петров, совместно с библиотекой проводило встречи с местными и начинающими писателями и поэтами. Библиотека являлась любимым местом интеллигенции. Именно в эти годы, с 1954 возглавила ее Алевтина Архиповна Лучникова, проработавшая до 1972 года. Библиотечная работа стала для нее делом жизни, которому она посвятила 41 год. Она была инициатором и душой всех добрых начинаний в библиотечном деле, мудрой наставницей молодых кадров. Книжные фонды библиотеки и число читателей росли, ощущалась нехватка помещения - возникла необходимость в строительстве нового, типового здания. В этом большую роль сыграл Почетный Гражданин Петропавловска, писатель - академик С.Муканов. Библиотеке было отдано лучшее место в городе - центральная площадь. Здание, в которое перешли в апреле 1973, было одно из лучших в Казахстане - площадь его составила 3,2 тыс. кв. м. (в 10 раз больше предыдущего) и рассчитано на 500 тыс. томов, в нем много света и комфорта. В 1980 году, в связи с 80-летием С.Муканова, здесь открыта литературно-мемориальная комната-музей С.Муканова. В 1996 году - Музей редких книг, хранящий более 4 тысяч уникальных изданий 18-19 вв. Областная универсальная научная библиотека им. С.Муканова сегодня - одна из крупнейших и технически-оснащенных библиотек республики, образовательный, информационный и культурный центр города Петропавловска и всей области. Библиотека обслуживает ежегодно более 29 тыс. читателей, ежедневно ее посещает около 1000 человек. Библиотека оснащена современными моделями компьютерной и оргтехники. Используются все модули республиканской программы РАБИС. 60 компьютеров объединены в ЛВС, позволяющую совершенствовать систему штрих-кодирования, электронного учета читателей, и книговыдачи. Успешно развивается спектр новых информационных услуг: Интернет, электронная почта, электронная доставка документов и др. Сегодня многогранная деятельность библиотеки развивается с требованиями международного стандарта: функционируют залы позволяющие читателям работать с электронными изданиями, электронным каталогом, аудио-видео материалами, проводить видеоконференции. Пользователям предоставлен доступ в Интернет, виртуальная справочная служба, электронная доставка документов и т.д. Это позволило значительно увеличить приток читателей, усилить информационные функции областной библиотеки, сделать ее самым престижным культурно - досуговым учреждением, где проводятся мероприятия с участием зарубежных гостей, руководителей областного и республиканского уровней, представителей литературной общественности и искусства.
Ведущий 4:
Библиотека Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа. Была основана в 1957 году, ее фонд составлял около 5500 экземпляров книг. На сегодняшний день книжный фонд насчитывается более 40 тысяч экземпляров книг на казахском и русском языках. Ежегодно библиотека выписывает более 65 экземпляров газет и журналов.
Главной целью работы библиотеки является оказание помощи учащимся и преподавателям в ходе учебно-воспитательного процесса, а так же помочь ему стать активным участником библиотечной жизни, участвовать во всех мероприятиях, которые проводит библиотека колледжа.
У библиотеки и книг есть будущее, есть свое место в новом информационном пространстве. Без библиотек культура не может быть передана новому поколению. Библиотека, как социальный институт, содействует в формировании культуры мира, толерантности, стабильности в обществе, его консолидации.