Интеллектуальная игра «Поле чудес» «Там на неведомых дорожках» (по литературным сказкам)
Интеллектуальная игра «Поле чудес» «Там на неведомых дорожках» (по литературным сказкам)
Целью данного мероприятия является активизация знаний учащихся содержания литературных сказок, прочитанных на уроках литературного чтения и самостоятельно, а также пропаганда чтения, как формы культурного досуга.
Конспект игры "Поле чудес" расчитан на учащихся среднего школьного возраста с нарушенным интеллектом. В общеобразовательной школе может быть использован для детей младшего школьного возраста.
Задания занимательного характера: загадки, скрытые слова - помогают ребятам вспомнить любимые сказки известных отечественных и зарубежных сказочников. Акцент в ходе игры сделан на сказки авторов, чьи юбилеи отмечаются в 2015 году: Ершов П.П. и Андерсен Г.Х.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра «Поле чудес» «Там на неведомых дорожках» (по литературным сказкам) »
КОУ «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Интеллектуальная игра
«Поле чудес»
«Там на неведомых дорожках»
(по литературным сказкам)
для учащихся 5-6 классов
Мероприятие проведено 16.04.2015 г. в рамках
Недели русского языка и литературного чтения
Автор-составитель: учитель М.Н. Ковалик
Цель: Активизировать знания учащихся содержания литературных сказок, прочитанных на уроках чтения и самостоятельно.
Задачи:
- совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы (умение размышлять), способствовать повышению уровня знаний и эрудиции учащихся в области литературы;
- развивать умение концентрироваться, отвечать чётко и обдуманно;
- создавать условия для творческой самореализации обучающихся;
- прививать любовь и интерес к книге, чтению.
Оборудование: карточки со словами (буквы закрыты) либо буквы-слова,
музыкальное сопровождение, иллюстрации для оформления,
номерки для участников.
Правила игры: - игроки в тройки выбираются по ходу игры: кто быстрее отгадает загадку, тот выходит к «барабану»;
- слова отгадываются по буквам (или целиком), в случае ошибки в букве ход переходит к следующему игроку, если же неправильно называется слово – игрок выбывает из игры без права повторного участия;
- в каждом туре выбирается победитель, который играет в финальном туре;
- если детей мало – возможно повторное участие ребёнка в следующем отборочном туре.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Жизнь каждого человека начинается с детства. А в детстве происходит первое знакомство с книгой. И книги эти – сказки: народные, литературные. Знаете ли вы, ребята, чем отличаются сказки народные и сказки литературные? (ответы детей)
У литературных сказок, в отличие от народных, есть автор. А каких писателей-сказочников знаете вы? (называют)
Среди наших известных российских (русских) поэтов и писателей сказки для детей писали: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Сергей Тимофеевич Аксаков, Юрий Олеша, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Павел Петрович Бажов. И это далеко не весь список. Из зарубежных авторов наиболее любимы у нас Братья Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Уверена, вы все читали сказки этих писателей и отгадаете все мои задания.
Ведь сегодня мы будем вспоминать любимые сказки, освежим в памяти некоторые, может быть, забытые детали, а, кто-то, наверняка, узнает что-то новое для себя. Но самое важное, чего бы мне хотелось, чтобы в ходе игры у вас появилось желание читать и перечитывать сказки. Ведь «сказка – ложь, а в ней намёк – добрым молодцам урок»!
Все ответы в сказках – ты их знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж …
Сказки заново прочтёшь!
Ученик 1: Сказки, сказки, ярмарка чудес,
Мир волшебный, разноцветный лес.
Крылья сказок тихо шелестят,
Значит, в гости к нам они летят.
Отборочный тур 1. В первую тройку игроков войдут те, кто быстрее всех отгадает загадки:
В этой книжке – именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(«Муха-Цокотуха» К.Чуковский).
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка?
(«Дюймовочка» Г.-Х.Андерсена)
Скок–поскок, скок–поскок –
Через море и лесок!
По пути нашёл Жар–птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
(Так Иванушке помог
Умный маленький конёк,
Всем известный… (Горбунок) П.Ершов)
Ведущий: У нас определились игроки первой тройки. Сегодняшняя игра посвящена сказкам писателей-юбиляров 2015 года.
В марте этого года отмечалось 200 лет со дня рождения поэта Петра Павловича Ершова, автора любимой многими сказки «Конёк-Горбунок». В апреле - 210 лет со дня рождения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена, который написал «Дюймовочку» и другие замечательные сказки. В августе исполнится 105 лет со дня рождения английского детского писателя Дональда Биссета, чьи сказки мы с вами читали на уроках.
Итак, внимание! Задание для первой тройки.
1-й тур. Задание:
То, чем расплатилась женщина в сказке «Дюймовочка» с колдуньей.
(ГРОШИ)
Отборочный тур 2.
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг - только грязь и зола.
(«Золушка» Ш.Перро)
Она прекрасна и красива,
Величава, горделива.
Злые вьюги и метели
С нею дружат с колыбели.
(«Снежна королева» Г.-Х.Андерсен)
Жил да был один купец,
Уважаемый вдовец.
Был он сказочно богат,
Но казне своей не рад.
Он в казне не видел прока,
Если сердце одиноко.
Торговался всё ж до ночи
Ради трёх красавиц дочек.
Старшие хотя бойчее,
младшая купцу милее.
(«Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)
2-й тур. Задание:
Вспомните, как выглядел Конек – Горбунок.
(Это конек ростом три вершка (вершок равен 4 см) с длинными ушами, на спине с двумя горбами)
Загаданное слово означает старинную меру длины, равную 71 см. Именно такой длины были уши Конька в сказке.
(аршин)
Отборочный тур 3.
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца, невзначай.
Холодным, недобрым стал … (Кай «Снежная Королева» Г.-Х.Андерсена)
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил? (Папа Карло из сказки А.Толстого «Буратино»)
В сказке той чудес полно,
Но страшнее всех одно –
Всех в дворце сразивший мор.
Стал недвижим царский двор.
Тёмный лес встал как забор,
Закрывая вглубь обзор.
И проходу в чаще нет
Ко дворцу уж триста лет.
(«Спящая царевна» В.Жуковский)
3-й тур. Задание:
А теперь вновь вопрос по сказке Андерсена «Снежная королева».
Это то, что помогло Герде растопить замороженное сердце Кая.
(слёзы)
Финальный тур. Задание:
Широкая одежда без пояса, которую носил Иван из сказки «Конёк-Горбунок».
(малахай)
Ведущий: Вот и выяснился самый большой знаток сказок. Поздравляем победителя! А игра подошла к концу, но пусть ваше желание узнавать новое. Читать сказки и верить в чудеса никогда не заканчиваются!
Ученик 1: В мире много сказок,
Добрых и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Загадки о сказочных героях // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/05/04/zagadki-o-skazochnykh-geroyak
Загадки о сказочных героях // http://liceybiblio.amoti.ru/ zagadki_pro_geroev_skazok
Стихи // hhttp://kidportal.ru/prazdniki/pole-chudes.html