Уважаемые коллеги!
В обучении школьников литературе отвожу особую роль внеклассной работе по предмету.
Любая ее форма должна быть наполнена полезным содержанием и реализовывать принцип
взаимного обучения, когда родители, старшие учащиеся передают свой читательский опыт
младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций
коллектива.
В дополнение к опубликованному на сайте занятию клуба семейного чтения «Мой Пушкин, У
Лукоморья» размещаю материал встреч в клубе семейного чтения:«Наш Бажов!»
Данный цикл встреч книголюбов соответствует одному из направлений реализации национального
регионального компонента образовательной программы Челябинской области
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Н.Е.Скачкова, учитель русского языка и литературы.
Г.И.Воробьёва, учитель русского языка и литературы.
Н.Е.Жадаева, учитель математики.
О.Н.Чалова, учитель математики.
Л.И. Помелова, учитель начальных классов.
В программе встречи:
Под грифом «секретно».
«Ах, эта волшебная шкатулка!»
Конкурс книголюбов «И наш Бажов!»:
а) театр и мы;
б) языком афиш;
в) блиц-опрос «Эрудит».
Поэтическая гостиная.
Литературное краеведение.
Ты – обо мне, я - о тебе.
До свидания, П.П.Бажов!
Почётный читатель года, кто он?
Содержание первого конкурса «Под грифом «секретно»!
Конкурс проводится в затемнённой комнате. Участникам встречи демонстрируются фрагменты двух диафильмов по произведениям П.П.Бажова. Необходимо указать их названия.
«Паролем» для участия в конкурсе является составление перечня сказов «Малахитовой шкатулки» известных читателям.
(Итоги сообщаются сразу же!).
Вступительное слово учителя.
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по Екатеринбургу, его сразу узнавали - это наш Бажов!
Удивительно интересна история фамилии писателя. (См. стр.73 в книге Е.Хоринской «Наш Бажов». – Уральское книжное издательство. 19889г.)
Судьба навсегда связала П.П.Бажова с Уралом. (См. стр.77 и 85, там же!)
Итак, приглашаю вас в наш театр! Ваша задача: по достоинству оценить
актёрское исполнительское мастерство товарищей, узнать, какой сказ инсцениро-
ван и письменный ответ предоставить мне, ведущей!
Содержание третьего конкурса книголюбов «И наш Бажов!»
Выступление команд «Театр и мы».
Выставка афиш. Итоги.
Блиц-опрос «Эрудит».
- Напоминаю: ваши симпатии на стороне эрудитов!...- Воплощайте в призах свои симпатии!
Жюри - Какому событию посвящена сегодняшняя встреча? (…-летнему юбилею
П.П.Бажова).
2-ая команда - Назовите первую книгу Бажова. (1924 год – «Уральские были»)
3-ая команда - Когда появились первые сказы «Малахитовой шкатулки»?
(«Дорогое имячко», «Про великого полоза», «Медной горы Хозяйка».
1-ая команда - Что может лежать в знаменитой малахитовой шкатулке, подаренной
хозяйкой Медной горы Степану?
3-ая команда - В чьей власти в сказах Бажова находятся камни-самоцветы?
(Бабки-Синюшки).
- Чей это наказ?( См. стр.72, там же)
2-ая команда - Как выглядит знак на место, где находится золото?
(Маленькая девчонка, которая пляшет на месте золота – Поскакушка)
1-ая команда - А знаете ли вы последний из сказов«Малахитовой шкатулки»?
(1950 год – «Живой огонёк»)
2-ая команда - Любимый писатель Бажова?
(Чехов – любим, Мамин – Сибиряк – ценим!)
1-ая команда - Лучшее время года? (Бабье лето – ранняя солнечная осень).
3-я команда - Любимое дерево? (Уральская рябинушка)
2-ая команда - Четвероногие любимцы Бажовых? (Пёс Ральф, собачонка Слива,
корова Зона)
3-я команда - Любимое угощение семьи Бажовых? (Редичные пельмени)
1-ая команда - Любимый инструмент Павла Петровича? (Гитара, на которой хорошо
играла Валентина Александровна, жена Бажова)
Жюри – Какие музыкальные и театральные произведения по мотивам сказов Бажова вы
знаете?
(Инсценирование сказов в свердловских и московских театрах: «Голубая змейка»,
«Синюшкин колодец», «Сказы старого Урала»; «Каменный цветок» - балет
С.Прокофьева, балет Фриндлендера; одноимённая опера К.Молчанова. По
ман. Е.Пермяк – пьесы «Ермаковы лебеди» и «Серебряное копытце».)
Содержание четвёртого конкурса «Поэтическая гостиная».
Раздаются задания;
Зажигаются свечи;
Подводятся итоги предшествующих конкурсов.
- П.П.Бажов тоже писал… стихи. И начал это делать в июне 1911года, когда приз-нался в любви выпускнице училища Валентине Иваницкой. (См. стр. 29, там же)
Оба были молоды, красивы. У неё – задумчивые карие глаза и длинные тёмные косы; у него – волнистые русые волосы и густая красивая борода. Павел Петрович и Валентина Александровна любили и уважали друг друга и прожили душа в душу почти 40 лет. (См. стр. 45, 48, 52, 82 – жизненные испытания супругов).
1 и 3 группы – Расскажите о поэтах районной газеты «Авангард». Прочтите их
стихотворения.
2-ая группа - Почему на стенде, посвящённом Бажову, есть страничка о Л.К.Татьяни-
чевой? (Жили по соседству Бажовы, Шулины, Кожевниковы. Люся К. была
в компании с Алёшей Бажовым, сыном П.П.. и Мишей Шулиным, однокла-
ссником Алёши).
- Надеюсь, кто кем очарован в этом конкурсе – учтёт при вручении приза
зрительских симпатий.
Содержание пятого конкурса «Литературное краеведение».
.
Выдаются задания.
(См. стр. 101, там же (Советы начинающим краеведам).
1-ая команда - Чем интересна судьба Л.Н.Сурина для вас?
3-ая команда - Расскажите легенду нашего края в переложении Л.Н.Сурина или
- Грустно расставаться с П.П.Бажовым «человеком глубокой принципиальной обязательности» (Е. Пермяк), «человеком большой русской культуры», «человеком необычной чувствительности и деликатности» (П.Нилин), «живой энциклопедией», которой можно было доверить самое сокровенное, самое важное.
Приятно именно на наших Бажовских чтениях вручить дипломы «Почётный читатель года…» книголюбам (называются ребята, набравшие наибольшее количество баллов).
Ещё не раз вместе с поэтом повторим мы в этом юбилейном году:«Для тебя я, Русь, эти сказы спел…»