«Была пора: наш праздник молодой…»
Литературная композиция, посвящённая годовщине Пушкинского Лицея
(19 октября).
(5-9 кл.)
Цели:
более глубокое знакомство с жизнью Пушкина в Лицее, особая роль Лицея в жизни поэта, пробудить интерес к творчеству поэта;
развитие читательских умений, умений анализировать;
воспитание гуманистических черт личности; формирование понятий, связанных с поведением человека.
Оборудование: иллюстрации из альбома «А.С.Пушкин», книги А.С.Пушкина, гусиные перья, роза в стакане, стенд «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
Композиция начинается с краткого вступительного слова об А.С.Пушкине, о его детстве.
Учитель:
26 мая 1811г. А.С.Пушкину исполнилось 12 лет. Первой поздравила няня Арина Родионовна, подарила красную рубашечку. «Носи на счастье. Не верь, что люди говорят: в мае родиться – век маяться. Счастье – пташка вольная: куда захотело, там и село». А перед родителями встал вопрос: «Куда же отправить Сашу учиться?»
В это время в Царском селе под Петербургом открывается Лицей. Лицей разместился в пристройке царского дворца, а вокруг великолепный парк с могучими деревьями.
1-й ученик. Прекрасный памятник заботливости государя Александра Павловича о просвещении России.
2-й ученик. Я питаю твёрдое упование, что заведение это вскоре процветёт под управлением начальства, коему оно вверяется.
3-й ученик. Государь подарил Лицею личную библиотеку.
4-й ученик. Там есть книги, которые сохранили драгоценные, собственноручные его замечания и отметки.
5-й ученик. Для помещения Лицея он отвёл часть Царскосельского дворца.
1-й ученик. Что вы говорите?! Невозможно сделать лучшего выбора.
2-й ученик. Говорят в Лицее бесплатно и учат?
3-й ученик. Бесплатно? Что вы говорите?
4-й ученик. Какая прелесть!
5-й ученик. Но говорят, попасть трудно. Вступительные экзамены тяжелы.
1-й ученик. На первый случай в Лицей полагается принять не менее 20 и не более 30 воспитанников.
Зачитываются строки из путеводителя о том, как происходило путешествие маленького Саши в Петербург (схематическое изображение дороги).
2-й ученик. Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в Лицей.
Учитель. Это были прекрасные, незабываемые дороги дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью и восторгом. И где бы он ни был, душой Пушкин рвался сюда, в Царское Село.
3-ученик. Здесь навсегда переплелись дороги будущего поэта Дельвига и мореплавателя Матюшкина; министра Горчакова, сделавшего блестящую карьеру, и Вильгельма Кюхельбекера, «особо опасного государственного преступника», много лет бывшего на каторге, декабриста Пущина.
(Разговор лицеистов о себе).
3-й ученик. Наша семья была интернациональна.
4-й ученик. Кюхля – немец по отцу и матери
5-й ученик. Отцы Данзаса, Дельвига, Корфа – немцы.
1-й ученик. У Горчакова, Матюшкина матери – немки.
2-й ученик. У Пушкина прадед – арап. Но Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России.
Все вместе. И все мы, лицеисты пушкинского выпуска, считали и проявили себя в дальнейшем истинно русскими.
3-й ученик. Лицейское детство – это и детство всей молодой России, и её надежда.
4-й ученик. В Лицее были уставом запрещены телесные наказания. Не было казарменного устройства. У каждого лицеиста – отдельная комната.
5-й ученик. Пансионный день распределялся гигиенично.
1-й ученик. На учение – 7 часов.
2-й ученик. Остальное время – прогулки, игры, гимнастика. Курс общеобразовательный и рассчитан на 6 лет.
3-й ученик. Прекрасная библиотека выписывала всю периодическую печать.
4-й ученик. Мы читали много и свободно.
5-й ученик. Профессора аттестовали нас не цифрами, а отзывами.
Учитель. В каждом лицеисте было воспитано такое чувство личного достоинства, непременной особенностью, которого было уважение к другому, чувство дружбы, родства и братства.
1-ученик. Начальство стремилось выстроить лицеистов по их успехам: первым номером шли Горчаков и Вольховский. Пушкин был 18-м, 19-м, а потом и ниже.
2-й ученик. Лицейская братия решительно отвергла табель о рангах.
Все вместе (поют).
Этот список сущи бредни.
Кто тут первый, кто последний.
Всё нули, нули, нули,
Ай, люли, люли, люли.
3-й ученик. Николай Фёдорович Кошанский, доктор философии, преподаватель российской и латинской словесности.
4-й ученик. Однажды, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, сказал:
- Теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.
(Все сидят и пишут).
5-й ученик. Стихи ни у кого не клеились, а Пушкин мигом прочёл два четверостишия, которые всех нас восхитили.
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
Математический класс
Карцов (ученик). Пушкин, к доске! Решите, пожалуйста, алгебраическую задачу.
(Пушкин мнётся у доски, что-то молча пишет, зачёркивает, снова пишет, стирает, опять что-то пишет)
Карцов (ученик). Что же вышло? Чему равняется икс?
Пушкин. Нулю.
Карцов. Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи.
1-й ученик. Лицеисты жили весело, часто подшучивали друг над другом, а чаще всего Кюхле доставалось.
2-й ученик. Писатель за свои грехи
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.
2-й ученик. Однажды любимый друг Пушкина Антон Дельвиг, не выучив, как обычно урока, спрятался под кафедрой и уснул. Тут же родились весёлые стихи:
Дай руку, Дельвиг!
Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
Лицей явился свидетелем необычайно важного события, ставшего решающим, поворотным в жизни Пушкина. 8 января 1815 года здесь состоялся экзамен: лицеисты переходили с младшего курса на старший. Пятнадцатилетний Александр Пушкин в переполненном зале в присутствии прославленного поэта Г.Р.Державина читал своё глубоко патриотическое произведение, гимн народу, победителю в Отечественной войне, - «Воспоминания в Царском Селе» (Рассматривание репродукции картины И.Репина «Пушкин на лицейском акте»).
Чтение А.Пушкиным стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» произвело огромное впечатление на всех присутствующих. Вот что писал друг Пушкина Иван Пущин (зачитываются «Воспоминания И.Пущина»).
Быстро промчались лицейские годы. Шесть лет позади. Они кончили Лицей раньше положенного. Стены сами больше уже их не держали.
Первый выпуск Лицея состоялся 9 июня 1817 года.
1-й ученик. Усердно помолившись Богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте, братцы; мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.
2-й ученик. В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат,
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
3-й ученик. Прошли лета соединенья.
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
4-й ученик. Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полётом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прочти! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?)
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
5-й ученик. Они покидали Царское Село с грустью и радостью. Расставаясь с Лицеем они уносили в сердцах его дух, дух вольности и братства. Пушкин навсегда остался верен лицейской дружбе. Он считал Лицей родным домом своей юности, а Царское Село – колыбелью своей музы.
1-й ученик. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
2-й ученик. Куда бы нас ни бросила чужбина,
И счастие куда б ни повело
3-й ученик Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Все вместе. Отечество нам Царское Село.