kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Б.П. Екимов "Ночь исцеления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная конференция по рассказу Бориса Екимова "Ночь исцеления" для учащихся 6-8 кл.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Б.П. Екимов "Ночь исцеления"»

Читательская конференция по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления».

Фон Трек № 1.

Слайд № 1.

Как важно вовремя успеть

Сказать кому–то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!

Ведь всё порушить может смерть…

А.Дементьев


  1. Вступительное слово учителя:


Слайд № 2 (портрет писателя)


Сегодня наша читательская конференция будет посвящена разговору о добре и милосердии, о людях, нуждающихся в нашем внимании и заботе. О тех, которые пережили войну, о тех, кто прошел большой жизненный путь, о тех, кто испытывает жизненные трудности и нередко чувствует себя забытым и одиноким. Эта тема актуальна всегда. Поднимает такие вопросы и литература. Вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор». В основе рассказа - реальная история о докторе Пирогове, который помог семье Мерцаловых. Помощь доктора была для этой семьи не просто спасением от голода, но и тем чудесным посылом, который позже помог выправить ситуацию в целом.

В литературе 20 -21 веков тема сострадания, милосердия также нашла отражение.

Мы с вами прочитали рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления». Сегодня на нашей конференции мы будем говорить о героях этого произведения. Но сначала мы познакомимся с личностью автора. Кто же такой Борис Екимов? О писателе, нашем современнике, нам расскажет ученица 9к класса. Слайд № 3


2. Рассказ ученика о писателе.

Борис Екимов родился 19 ноября 1938 года в далекой северной Игарке Красноярского края, куда родители будущего писателя – специалисты по пушнине - приехали работать. Отец Бориса Екимова, Петр Александрович, вскоре тяжело заболел и умер в мае 1939 года в Иркутске, на своей родине. Мать, Антонина Алексеевна, уехала с сыном в Казахстан, на станцию Или, неподалеку от Алма-Аты, где с малолетним сыном проживала высланная как жена «врага народа» ее родная сестра Анна Алексеевна. Сестры решили жить вместе и прожили так всю жизнь. Муж сестры матери, к счастью, вернулся из лагеря живым, и в конце войны им всем разрешили вернуться в Россию, правда, «без права проживания в областных центрах». Так Екимов оказался в поселке Калач-на-Дону Волгоградской области, у донских казаков. Путь в литературу начался с чтения. Читать он научился в 4 года у соседской девочки-первоклассницы. Окончив среднюю школу, учился в Сталинградском механическом институте, но, как рассказывает сам писатель, институт «не домучил». Служил в армии, работал на заводе электромонтером. Первый рассказ был напечатан в 1965 году в журнале «Молодая гвардия». Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте. Наиболее известны такие произведения писателя, как рассказы «Офицерша», «Елка для матери», «Живая душа», «Родительский дом», «За теплым хлебом», «Ночь исцеления». Всего им выпущено более 20 книг. Борис Екимов – лауреат нескольких литературных премий, в частности премии имени И.А. Бунина. Сейчас живет в Вологде. В заключение сообщения хочу привести слова самого Бориса Екимова: «Хорошая литература сродни религии. Она пытается заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою жизнь пристойно».


Слайд № 4



3. Беседа о содержании. В рассказе «Ночь исцеления» о войне говорится не напрямую, а косвенно. Давно закончилась война…Но баба Дуня не может забыть тяготы военного времени, голод, потерю хлебных карточек, ранение мужа. Эти страшные воспоминания преследуют ее. Приходят к ней во сне. Об этом и о многом другом небольшой рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».

Учитель:

—Литература занимается воспитанием души. По мнению автора, взросление человека начинается с бескорыстной готовности помочь ближнему, разделить боль, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Борис Екимов центром своего рассказа.


Слайд № 5


Посмотрите на экран и скажите, о чём мы сегодня будем говорить?

(Совершенно верно, мы сегодня будем говорить о любви к ближнему, о милосердии, о сострадании).

—А как вы понимаете эти слова? Обратимся к толковому словарю Ожегова

Слайд № 6

Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы.

—Кто из писателей и в каких произведениях поднимал эту тему? ((В.Г. Короленко «В дурном обществе», К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб», А. Платонов «Юшка», А.Солженицын «Матренин двор»)


4. Стихотворение А. Дементьева. Ребята, обратите внимание, перед вами эпиграф к нашей конференции (возврат к 1 слайду).



Слайд № 1

Это отрывок из стихотворения А. Дементьева. Давайте послушаем это стихотворение в исполнении Гурдиной Василисы.



Трек № 1



Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Что б от волненья сердце дрогнуло!

Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает наши души.

Всего-то надо – научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.



5. Вопросы по рассказу.


1) Это стихотворение подтверждает основную мысль рассказа «Ночь исцеления». Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какие чувства вы испытывали во время и после чтения рассказа?

(Я подумал, а что я бы сделал на месте Гриши? Я ужаснулась, что до сих пор война мучает людей. Я задумался, возможно, кому-то из моих близких нужна моя помощь. Мне стало жаль бабу Дуну, жаль тех, у кого нет близких, и они одиноки. Облегчение. Тревогу…)


2)Кто главные герои? Давайте поговорим о бабе Дуне. Где она жила?


3)Почему баба Дуня очень редко стала приезжать к сыну в город?


4) Что же снится бабе Дуне? Что же такое произошло с ней во время войны?

Расскажите, пожалуйста.


Послушайте небольшое сообщение о том, что такое продовольственные карточки. Слово предоставляем Виноградову Никите.


Слайд № 7


- Карточка – это бланк с отрывными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек в военное время смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.


Самым известным является введение хлебных карточек во время блокады Ленинграда. Карточки были введены ещё до начала блокады, 18 июля 1941 года, норма составляла 800 граммов хлеба.


Когда началась война, 5 раз снижались нормы. Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:

  • Рабочим — 250грамм хлеба в сутки;

  • Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125граммов;

  • Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ — 300граммов

  • Войскам первой линии — 500граммов.


Слайд № 8


Кусочек суррогатного хлеба стал с этого времени основным средством поддержания жизни. Из этого кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день. Один-два таких сухарика да кружка горячей воды — вот из чего в основном состояли в самые голодные дни завтрак, обед и ужин населения осажденного города. 


В начале Блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной жмых и отруби. Затем в ход пошла целлюлоза, хлопковый жмых, обойная пыль, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, березовые почки и сосновая кора. 

Слайд № 9



Итог беседы. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы. Тяжёлое время, горе, пережитое во время войны, не отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в её памяти, в душе. Ее сын отдалился не только от родных мест, но и от матери. Но внука Гришу тянет к родным истокам, к родному человеку.

5) Как меняется жизнь бабы Дуни с приездом внука?

(С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться).

6) Как семья сына переносит тревожной сон бабы Дуни? В чём проявляется их забота?

(Приезд матери им в тягость. Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам).

7) А Гриша?

(Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке, жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем).

8) Как успокаивали бабу Дуню?


Слайд № 10


(– Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…

По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.

Не надо плакать,– громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать,– говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите.

Баба Дуня смолкла.

Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой-то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была еще тепла. Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком).


(Гриша не кричит на бабушку, а задумывается, как ей помочь. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния).

9) Почему у сына бабы Дуни такое отношение??

(Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна. Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека).


Слайд № 11


Вывод. Сравнив отношение сына и внука, что мы можем сказать о характере Гриши?

(Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У него добрая, отзывчивая душа. Не зря автор несколько раз употребляет слово «сердце» по отношению к Грише.)


Используя часто слово «сердце», автор подчёркивает, что в душе героя происходят сильные перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной боли.


10) Как вы думаете, почему Григорий не рассказывает бабушке о случившемся?

( Григорий вовремя понял, что нельзя говорить. Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление никогда не наступит.

«Нужно делать и молчать, и придёт исцеление»

«Ночь исцеления» - поэтому так называется рассказ.

7. Заключительное слово учителя.

Автор рассказа, Борис Екимов, заставляет нас оглянуться на тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Пусть Гриша послужит вам примером чуткости, отзывчивости.


Социальный ролик «Берегите родителей!»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Б.П. Екимов "Ночь исцеления"

Автор: Татьяна Викторовна Чиркина, Светлана Геннадьевна Темникова

Дата: 03.11.2024

Номер свидетельства: 658891

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка " В мире литературы" "
    ["seo_title"] => string(38) "proghramma-kruzhka-v-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "187432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426515346"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства