kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиции и обычаи народов мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект обычаи и традиции народов мира выполнен в рамках РИКО ИП- 7

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Традиции и обычаи народов мира»


МОУ Краснооктябрьская СОШ











Индивидуальный проект

Тип проекта творческий

Традиции и обычаи народов мира





Выполнила Саматова Рамзия

ученица 7а класса

Наставник Булаева МВ

педагог – библиотекарь







2022, п.Ишалино

Содержание



Введение………………………………………………………………………………………3

1. Теоретическая часть Традиции, праздники, обычаи ……………………………………4

1.1. Традиции и обычаи народов мира………………………………………………………4

1.2. Традиции и обычаи русского народа…………………………………...………………5

1.3.Традиции и обычаи башкирского народа……………………….………………………6

2.Практическая часть Традиции моего народа – традиции моей семьи………………….9

2.1.Социологический опрос………………………………………………………………….9

2.2.Традиции моего народа-традиции моей семьи…………………………………....…...11

2.3.Создание проектного продукта………………………………………………………….13 Заключение…………………………………………………………………….…….……….14 Список используемой литературы…………………………………………………….…....15 Список электронных ресурсов…………….………………………...………………...…....15 Приложение…………………………………………………………………...…..................16









































Введение



Сегодня народные праздники, традиции и обряды, которые веками отмечали на Руси, почти забыты. Традиционная российская культура вытесняется массовой западной. Мы не то, что забываем свои традиции, мы их не знаем или знаем недостаточно широко. Подтверждением тому являются результаты опроса, проведенного среди учащихся МОУ Краснооктябрьской СОШ.

Необходимо, чтобы современное поколение перенимало исторические знания, которые тесно связаны с культурой и традициями народа, нашей Родины, своей семьи, родных и близких, узнавало свою родословную. Ведь народные праздники и обряды всегда включали в единое праздничное действо и детей, и взрослых.

Мой проект «Традиции и обычаи народов мира» направлен на изучение традиций и обычаев и последующее ознакомление с ними учащихся школы, что даст возможность сохранить наследие наших предков. «Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории», - говорил русский художник Васнецов - я полностью согласна с этим высказыванием великого художника. Поэтому поставила перед собой цель:

1. Создание продукта проекта, который поможет рассмотреть народные обряды и познакомить сверстников с традициями и обычаями народов мира.

2. Помочь моим сверстникам развить уважение к традициям и обычаям предков, сохранить народные обряды, воспитать любовь к малой Родине.

Задачи проекта:

- обогатить знания обучающихся о традициях и обычаях;

- помочь учащимся осознать значение семьи в их жизни, развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, чтобы сохранить неразрывную связь поколений.

В процессе работы я использовала два направления работы: теоретическое и практическое. В теоретической части я изучала традиции и обычаи народов мира. В практической части моего проекта использована поисково-исследовательская деятельность, итогом которой стал проектный продукт – макет «Сундучок невесты».

Практическая значимость моего проекта состоит в том, что его материалы могут быть использованы при подготовке мероприятий посвященных праздникам, связанных с изучением местной культуры, а также в качестве методического пособия при проведении уроков по истории родного края и краеведения.





1. Теоретическая часть Традиции, праздники, обычаи

1.1. Традиции и обычаи народов мира

Для того, чтобы начать работу над проектом «Традиции и обычаи народов мира», мой наставник предложила познакомиться с такими понятиями, как традиции и обычаи. В комплексном словаре русского языка я нашла обозначение этих слов и многих других.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Народная культура – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это нравственные и эстетические ценности определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-то или какого-то события; это выходной, нерабочий день.

Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Традиции и обычаи – это то, что является правилом для определенной группы людей, например народа. Традиции передаются из поколения в поколение. Корни многих традиций часто забываются, но сами традиции обычно живут долго, и подчеркивают своеобразие народа, дают возможность лучше узнать его культуру. Некоторые традиции становятся своеобразной визитной карточкой страны.

Например, в Японии существует традиция любования цветами – “ханами”. Каждый год, как только начинает цвести сакура, японцы устремляются в парки, чтобы помедитировать, глядя на распускающиеся деревья.

В Финляндии в Рождество принято посещать кладбища, оставляя на могилах зажженные свечи. Это входит в традицию рождественских гуляний.

Итальянцы под Новый Год выбрасывают из окон ставшие ненужными вещи, и даже надоевшую мебель.

В Индии встречают весну, посыпая друг друга цветной краской. Этот обычай называется Холи.

Каждый народ хранит в своей памяти много разных традиций.









1.2. Традиции и обычаи русского народа

Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. Иваном - божество Купало стало называться после крещения Руси. В этот день люди на голову надевали венки из трав и цветов. Водили хороводы, пели песни, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. На Иванов день принято было обливать грязной водой всякого встречного. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. В купальную ночь разжигали очищающие костры, вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше — тот будет счастливее. В купальских кострах матери сжигали снятые с часто болеющих детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели болезни. Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник, ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся. (Приложение 1)

Масленица — это древний славянский праздник, который приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Масленица— это, прежде всего, обильная и сытная пища, а потом люди постятся, едят скромную пищу. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

Говоря о народных традициях и обрядах, нужно понимать, что это национальное богатство, они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Необходимо возрождать народную культуру, сохранять народные традиции, потому что это часть нашей истории, нашего быта.















1.3.Традиции и обычаи башкирского народа

В традиционной культуре башкирского народа можно выделить бесконечное множество традиций и обычаев, связанных с важными событиям жизни отдельного человека, семьи и всего общества, с религиозными или национальными праздникам, природными явлениями. В данной работе мы бы хотели остановиться на наиболее ярких башкирских традициях и обычаях, сохранившихся до сегодняшних дней. Существуют 5 основных традиционных праздников у башкир:

Ураза-байрам

Данный праздник связан с религией мусульманства, в начале люди отправляются в мечеть на молитву, затем дома накрывают пышные и огромные столы для пиршества. Обязательным моментом является раздача небольшой части еды нуждающимся и бедным людям – таким образом, башкиры прославляют единого бога и творца мира Аллаха. Курбан-байрам Празднуется осенью (сентябрь) и своего рода является обрядом жертвоприношения и паломничеством в священный город Мекка. Как и первый, данное мероприятие начинается с богослужения в мечети, и около ее территории приносят в жертву барана. Конечный этап данного ритуала – это поход в гости, где накрыты столы со всевозможными угощениями. Главное не забывать восхвалять Господа за дары и благополучие в семье. Каргатуй Есть и другое название данного торжества – «Грачиная свадьба». Люди в праздничных нарядах выходят на улицу, поют национальные песни и танцуют весь день. В этот день принято наряжать деревья украшениями (лентами, бусами и серебром). Так как праздник проводится в весенне-летний период, то люди обращаются к природе при помощи молитв о хорошем и большом урожае. В завершении семья садится за стол и наслаждается трапезой из национальных блюд. Сабантуй Этот праздник означает завершение посевных работ на полях в весенний период. Мероприятие проводится на больших площадках, где собирается вся деревня или село. Проводятся шуточные состязания, бег в мешках, спортивные соревнования. Победителю достается приз – живой баран. Люди поют специальные песни, в которой просят у богов благословения на хороший урожай. (Приложение 2) Йыйын Исконно и исторически является башкирским праздником и знаменует летнее солнцестояние. Причина возникновения – это необходимое проведение собрание общин по важным вопросам, в котором участвуют только мужчины. В настоящее время данный обычай больше похож на ряд состязаний среди юношей, которые готовы доказать свою самостоятельность и перешедшие на серьезную ступень взросления. Иногда по окончанию данного праздника принимались решения по проведению будущих свадебных торжеств.

Свадебный обычай башкирского народа с древности

На данную тематику у башкир есть следующие пословицы: «Мужчина, пока не женится, добропорядочность не обретет», «У того, кто не женится, дома нет, у того, кто дом не имеет, родины нет» и другие. Между будущими сужеными проводится обряд помолвки именуемый как «сыргатуй». Традиционно обряд проводится дома. Приглашенный Мулла официально регистрирует брак в метрической книге, предварительно спросив согласие у отцов с обеих сторон. Ранее существовала поэтапная схема свадебного обычая, сейчас некоторые моменты упущены. Калым и приданное Его значение и необходимость заключается в начальном обеспечении совместной жизни молодоженов. Выкуп вручается отцу невесты, в качестве калыма может выступать заранее обговоренная сумма денег, несколько видов крупного и малого рогатого скота, женские предметы гардероба повышенной стоимости и прочее. Обмен подарками Зачастую данное мероприятие проводится в доме жениха. Специально назначенный юноша ходит по гостям и знакомым с обеих сторон и собранные подарки передает жениху. В свою очередь мама невесты организует чайную церемонию для родственников, которые приносят ей дары. Малая свадьба и Туй Малая как раз и является регистрацией брака молодоженов в книге Муллой. Проходило данное торжество в течении от 2-х до 3 дней (от рассвета и до заката солнца). Гостей на свадьбе развлекали танцами, различными играми и скачками на лошадях. Борьба за невесту Данный обычай представляет собой перечень препятствий для жениха. После успешного прохождения данного ритуала, жених дополнительно одаривает невесту, и та в свою очередь отправляется в дом своего новоиспеченного супруга в компании женщин, состоящих из родственников мужа. Обживание дома мужа Этот последний этап является очень насыщенным своими правилами и порядками. Невеста должна показать свое почтение родителям жениха, становясь на колени перед ними и вручает им небольшие подарки. Те же в свою очередь тоже одаривает свою будущую сноху презентами. Далее невеста шла на речку с ведрами, и сопровождающие её люди бросали в нее монетами – так откупались от водяного. После чего невеста подходила к жениху и впервые открывало ему свое лицо.

Традиции, связанные с запретом

Существует ряд обязательных правил, которые башкирам следует соблюдать – это обусловлено исторически. Самые главные из них:

  •  зимой категорически запрещается работать на земле, ибо этот период считается временем покоя;

  • любое занятие, в том числе приготовление пищи и подача угощений на стол совершается только правой рукой, так как она является «чистой»;

  • подобное правило касается и при входе в мечеть – только правой ногой, а на выходе можно переступать левой и не разрешается приводить с собой маленьких детей на молитву;

  • женщинам не рекомендуется находиться в мечетях и даже молиться дома, приходить на кладбище тоже строго воспрещается;

  • в еде не должно быть ни грамма спиртного, также запрет накладывается на свинину;

  • важный и испытательный период для каждого башкира – это пост, в течение которого весь световой день запрещено поглощение пищи и питье. Исключение касается людей, находящихся в болезненном состоянии в данный период, и детей.

Почитание старших в семье обязательное правило, с давних пор и сейчас старейшины разрешают семейные конфликты, а также дают свое благословение молодым на удачный исход дела.  С малых лет девочек учат скромности, терпению и умению контролировать свои эмоции - быть доброжелательной и учтивой. Анализируя лишь малую часть обычаев и традиций башкир, можно сказать, что в основном все они тесно связаны с поддержанием семейных ценностей. Благополучие, хороший урожай и помощь друг другу в тяжелые времена очень сильно сплачивают людей и народ в целом.















2.Практическая часть Традиции моего народа – традиции моей семьи

2.1.Социологический опрос

Башкиры издревле являлись полукочевым народом,  населяющим обширную территорию на  Южном Урале.  Основным занятием башкирского народа было  скотоводство, связанное с сезонным перемещением населения вслед за табунами лошадей и отарами овец на пастбища. Подобный образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций, обычаев и своеобразной национальной кухни.

Работая над проектом, мне стало интересно, что знают о традициях и обычаях башкирского народа мои одноклассники. Для этого мы с моим наставником разработали несколько анкет и провели опрос среди своих сверстников и родственников, чтобы выяснить их отношение к соблюдению и изучению народных праздников, обрядов и обычаев. Опросив 20 человек одноклассников, из них 10 девушек и 10 юношей, я оформила их ответы в виде диаграмм, проанализировала результаты.

Анкета

  1. Надо соблюдать народные традиции?

  2. Хорошо ли Вам знакомы народные традиции и обычаи?

  3. От кого вы знаете народные обычаи и традиции (бабушки и дедушки, родители, из литературы, из интернета)

В результате анализа анкет, я выяснила:

Мои сверстники, считают, что соблюдать народные традиции следует в большинстве случаев (83%).

На вопрос «Хорошо ли вам знакомы народные традиции и обычаи?», большинство респондентов ответили, что им традиции знакомы, но не достаточно хорошо.

Многие опрошенные (83%) знают о народных традициях от бабушек и дедушек, от родителей. Жаль, что молодежь практически не читает литературу по культуре своего народа. Из Интернета черпают информацию по теме моего проекта 10% моих сверстников. Радует то, что лишь незначительная часть сверстников (7%) не интересуется никакой информацией по изучению народных традиций.

Вывод: большинство моих сверстников и их семьи соблюдают традиционные народные праздники, обряды, традиции и обычаи, но они мало знают об их истории и большая часть опрошенных желает познакомиться с народными традициями своей малой родины.

В любой семье есть свои традиции, любимые праздники и соответствующие им обряды. Именно в семье закладываются основы нравственного, культурного, духовного развития личности, происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношения к себе, к другим людям и к Отечеству. Заложенные в народных традициях, праздниках и обрядах высокая духовность и нравственность выступает основой здорового образа жизни населения, уважение к старшему поколению, доброжелательного отношения с окружающими.

























































2.2.Традиции моего народа-традиции моей семьи



Работая над проектом «Традиции и обычаи народов мира» я много раз обращалась за помощью к родителям, бабушке и дедушке, чтобы они мне рассказали об обычаях моего народа. Из разговора с мамой и бабушкой, я поняла, что мир в семье во многом зависит от женщины, наверное, поэтому меня с детства воспитывают в скромности, терпеливости и кротости. Особым уважением в нашей семье пользуются дедушка и бабушка, именно они в нашей семье являются хранителями обычаев, бабушка мне объяснила, что каждый человек должен знать имена родных до седьмого колена.

Ежегодно мы проводим в доме Аят. Аят- это молитва из Корана, которую читают, чтобы в доме было хорошо и спокойно. Аяты проводят по различным поводам: наречение имени, аяты по усопшим, аяты за благополучие, аяты за здоровье. Порядок проведения аята сохранён из далекого прошлого: приглашение муллы, чтение молитвы, угощение гостей, раздача хаира. Это говорит о том, что традиции башкирского народа сохраняются и в наше время, уважение к культуре народа воспитывается и передаётся из поколения в поколение.

Работая над проектом,  я изучила различные обряды  башкир, но больше всего мне понравился свадебный обряд, который называется - Никах. В теоретической части я уже описывала древний свадебный обычай, в современном мире этот обычай немного изменился, но «самое главное» в этом обычае соблюдается и сейчас.

Никах - это брачный договор, который заключается между мужчиной и женщиной по правилам шариата. Согласно традиции, мусульмане, которые хотят заключить брачный союз, в обязательном порядке должны проводить Никах, заключение брака в ЗАГСе не заменяет этот обряд. К сожалению, в наши дни теряются некоторые традиции. И сейчас обряд никах проходит проще. Молодожены, родители, самые близкие родственники и друзья идут в мечеть, проводят обряд и дальше празднуют в своем узком кругу дома. Но, сохраняя традицию, родители жениха обязательно приходят в дом невесты свататься и все условия обговаривают заранее. Выкуп невесты – калым – сейчас не рассматривается как обязательное условие брака, но желательное. Если раньше обряд проходил лишь в мужском кругу, то сейчас, если свадебный обряд проходит в доме невесты, все садятся за один большой стол, в том числе и женщины. Мулла читает суры Корана в присутствии молодоженов, также делает запись в своей поименной книге, где расписываются только молодые. Им выдается свидетельство о браке, которое не может заменить свидетельство из ЗАГСа, но которое подписано самим Верховным Имамом (Главным Муллой). После этого обе стороны обмениваются подарками. А завершает обряд бракосочетания богатое застолье. Если раньше невеста закрывала лицо, то сейчас это не считается обязательным для бракосочетания. Одежда на молодоженах должна быть новая, специально для данного обряда, сейчас много магазинов с одеждой для Никаха.

Семейные традиции и обычаи занимают значительное место в жизни народа. Они сохраняют весь положительный опыт многих поколений. Это нравственность, соблюдение моральных норм, уважение к чести и достоинству человека и семьи. Современная молодежь, перенимая традиции и обычаи у своих родителей, бабушек и дедушек, впитывают духовное богатство своего народа, которое в тех заложено. Я считаю, что сохранение, соблюдение, проведение традиций и народных обрядов, является важной частью воспитания подрастающего поколения. И я также считаю, что обязана передать все знания своим будущим детям, внукам и правнукам, продолжая и поддерживая культурные традиции своего народа.

























2.3. Создание проектного продукта


Изучив обычаи и традиции моего народа, проанализировав ответы моих одноклассников, можно сделать вывод: Необходимо особенно в настоящее время, когда утрачиваются многие нравственные ценности, и молодёжь не знает свои корни, рассказывать историю своего народа, показывать театральные постановки о традициях и обычаях своего народа. Подрастающее поколение должны знать и соблюдать обычаи наших предков, традиции, которые пришли к нам из далекого прошлого, ведь каждый из нас должен помнить о том, что нет будущего у того народа, который не знает своего прошлого.

Мне, кажется, каждая девочка мечтает быть самой красивой невестой. После изучения башкирского обычая Никах, я решила, что в качестве проектного продукта будет макет сундука, назвала я его «Сундучок невесты». В этот сундучок я положила маленькие макеты вещей и подарков, которые являются приданным невесты, также приготовила красочные открытки с описанием обычаев, традиций и праздников башкирского народа, которые нашли свое место в моем продукте.

Мне было очень интересно работать над проектом, думаю, что мой проект и продукт проекта поможет моим одноклассникам познакомиться с традициями и обычаями башкирского народа, развить интерес к истории своей семьи и сохранить связь между поколениями, поможет башкирской молодежи лучше узнать и соблюдать обряды, заложенные в лучших традициях башкирского народа.



























Заключение



Начиная работу над проектом, я прочитала книгу «Обычаи и традиции башкирского народа», которую мне предложила прочитать педагог-библиотекарь нашей школы и мой наставник. Прочитав, я задумалась: хорошо ли я знаю историю своих предков, соблюдаю ли традиции и обычаи моих дедов и прадедов, что знают мои сверстники о народных традициях?

Поэтому я поставила перед собой цели и задачи: познакомиться с традициями и обычаями народов мира, также изучила основные башкирские традиции, обычаи моего народа. Я поняла, что изученные древние башкирские традиции – не только часть истории башкирского народа, это часть нашей современной жизни.

Мой проект «Традиции и обычаи народов мира» и проектный продукт - макет «Сундучок невесты» можно представить на уроках краеведения, изобразительного искусства, истории, ОДНКНР, на уроках в начальной школе. Думаю, что обучающимся нашей школы будет интересно узнать о народных праздниках и традициях, а заглянув в сундук, они познакомятся с обычаями башкирского народа.

В конце работы хочется призвать всех - хранить традиции и обычаи своего народа, чтобы передавать их нашим детям и внукам.































Список используемой литературы



1.Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор. Сост., автор вступ.сл. и комментариев Р.А.Султангареева, А.М.Сулейманов. — Уфа, 2010.С.212. 

2.Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. М., 1991

3.Звонарева А.Т. Народные обряды, обычаи и приметы. Советы бабушки Агафьи. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2009

4.Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. М.:ОЛма-Пресс, 1998.

5.Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет,

Е.Г.Тарасова. Прарусская культура. Сравнительная мифология народов мира // Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ, Читаем, учимся, играем. 2007. №1-12.



Список электронных ресурсов

1.Традиции и обычаи различных народов мира: (Электронный ресурс).-Режим доступа: http://arctika.info/narodyi/narodyi/nganasanyi https://ru.wikipedia.org/wiki/ -Заглавие с экрана.- (Дата обращения 10.02.2022)

2.Приобщение детей традициям, культуре и обычаям башкирского народа: (Электронный ресурс).-Режим доступа: https://infourok.ru/proektnaya-rabota-obychai-i-tradicii-bashkirskogo-naroda-4060747.html- Заглавие с экрана.- (Дата обращения 10.02.2022)



































Приложения



























Приложение 1

Обычай русского народа - Иван-Купала

Приложение 2

Танцевальная группа «Умырзая» на районном башкирском празднике Сабантуй



Приложение 3



Анкетирование одноклассников









Приложение 4

Обряд НИКАХ

Приложение 5

Готовый проектный продукт

14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Школьному библиотекарю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Традиции и обычаи народов мира

Автор: Булаева Марина Васильевна

Дата: 14.01.2024

Номер свидетельства: 643939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "«Традиции и обычаи народов мира»"
    ["seo_title"] => string(32) "traditsii_i_obychai_narodov_mira"
    ["file_id"] => string(6) "588493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1634116714"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Обычаи народов мира"
    ["seo_title"] => string(20) "obychai_narodov_mira"
    ["file_id"] => string(6) "343540"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1473757553"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Внеклассное мероприятие по литературе  для учащихся 5-7 классов: «Обычаи и традиции казахского народа в пословицах  и  поговорках» "
    ["seo_title"] => string(146) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-dlia-uchashchikhsia-5-7-klassov-obychai-i-traditsii-kazakhskogho-naroda-v-poslovitsakh-i-poghovorkakh"
    ["file_id"] => string(6) "207379"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430417708"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Научна исследовательская работа"Роль особенностей  религиозной культуры в формировании традиций и обычаев народа Крайнего севера" учащейся 8 класса "
    ["seo_title"] => string(165) "nauchna-issliedovatiel-skaia-rabota-rol-osobiennostiei-rielighioznoi-kul-tury-v-formirovanii-traditsii-i-obychaiev-naroda-krainiegho-sieviera-uchashchieisia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "202706"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429295976"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа»"
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiia_obychai_obriady_i_traditsii_russkogho_naroda"
    ["file_id"] => string(6) "357620"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478808908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства