Просмотр содержимого документа
«Образ педагога в произведениях ( к 2023 году - Году педагога и наставника)»
Библиотечный урок
« ОБРАЗ ПЕДАГОГА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ»
( к 2023 году- Году педагога и наставника)
Цель библиотечного урока: показать образ учителя в произведениях писателей.
Задача библиотечного урока:
Изучить образы учителя в произведениях писателей,
Проанализировать образы учителей, представленных в литературе.
Библиотекарь:
Дорогие ребята! Я, как всегда, рада встрече с вами. Сегодня у нас библиотечный урок по теме «Образ педагога в произведениях литературы». Мы поговорим о героях произведений. Современная школа может развиваться и быть востребованной только при хорошем учителе. Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Именно от его деятельности во многом зависят результаты обучения и воспитания. Учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. И литературный образ Учителя – этому подтверждение.
Образ учителя во многих произведениях русской литературы имеет немаловажное значение. Вы поделитесь своими впечатлениями о прочитанных книгах. И мы постараемся разобраться, что объединяет эти разные произведения.
Айтматов, Ч. « Первый учитель» ( 1988)
Чингиз Айтматов, киргизский прозаик, создал легенду о первом учителе из аила Куркуреу Дюйшене Таштанбекове. Этот образ очень реален. Ведь подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аильских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население Куркуреу. Дюйшен научил отсталый аил думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. Автор говорил: «... в «Первом учителе» я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе... Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах»
В.Г.Распутин. «Уроки французского» (1973)
Так происходит в рассказе «Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка. События происходят в послевоенное время.
В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную задачу.
Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога.Образ педагога в литературе характеризуется положительно. Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях.
Быков, В. В. «Обелиск» (1988)
В повести «Обелиск» Василь Владимирович Быков рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. Пишет об учителе, который добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам. Так оказался Мороз перед проблемой своего собственного, личного, нравственного выбора – выбора по совести. Конечно же, весь здравый смысл подсказывал: безрассудно рассчитывать на милость старосты и немецкой жандармерии. Ну, а что не безрассудно? Смириться? Бросить ребят и ждать удобного случая для мести? Мороз знал: никакие «потом» и «взамен» не вернут ему права с достоинством посмотреть в глаза тетке Татьяне и тетке Груше, для них безвозвратно оборвется преемственность между тем, что он говорил вчера, и тем, как поступил сегодня.
Искандер, Ф. «Тринадцатый подвиг Геракла» ( 1973 )
Абхазский писатель и поэт Фазиль Абдулович Искандер описывает в своем рассказе учителя математики Харлампия Диогеновича, главной задачей которого было «делать человека смешным». Он считал, что смех и юмор помогают в процессе обучения, помогают организовать урок без надрыва и угроз учителя, без унижений и оскорблений, без анархии учеников и беспомощности учителя.
Разумовская, Л. «Дорогая Елена Сергеевна» ( 1980)
Пьеса «Дорогая Елена Сергеевна» была написана российским драматургом Людмилой Николаевной Разумовской в 1980 г. Ученики выпускного 10б класса пришли поздравить свою учительницу с днем рождения. Но не потому, что они знают как дорогой Елене Сергеевне одиноко, не потому, что ее мать тяжело больна и лежит в больнице, и не потому, что в этом году они с ней расстаются. Пришли с букетом и подарком потому, что они знают: у Елены Сергеевны находится ключ от шкафа, где лежат экзаменационные работы. У каждого есть повод и оправдание стремлению пойти на обман: по-тихому исправить плохие отметки в работах, и у каждого вроде бы есть даже угрызения совести по этому поводу. Однако события разворачиваются неожиданным образом для всех. И каждый из учеников по-своему проявляет в них темную сторону своей души, показывая, до чего он может опуститься… Пьеса с глубокой моралью о личности, совести, воспитании.
Библиотекарь:
Почти все русские писатели так или иначе рассказывали в своих произведениях об учителях, о взаимоотношениях между учеником и воспитателем, о становлении молодого поколения.