Просмотр содержимого документа
«"Подросток и правонарушения"»
Классный час
на тему:
«Семья - как много в этом слове!»
Работу выполнила Степанова Людмила Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Большечакинская ООШ»
Конспект классного часа в 5 классе на тему «Семья – как много в этом слове!»
Цель: создать условия для формирования понятия о семье и ценностях семейных отношений. Задачи:
1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
2.Расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях; 3.Способствовать сплочению коллектива, развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей; 4.Воспитывать чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развивать интерес к истории своей семьи. Оборудование: презентация «Семья - как много в этом слове», подготовленная классным руководителем; мультимедийный проектор, экран, компьютер, раздаточный материал (радуга и ромашки, текст песни «Родительский дом»), клей-карандаш.
Ход классного часа
Вступительное слово классного руководителя. Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Введение в тему. Звучит песня «Крыша дома твоего» Слайд 1 Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? (Ответы учащихся). Итак, наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях. Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения. Тема нашего классного часа называется «Семья – как много в этом слове!». Слайд 2.
Основная часть 1. Определение «термина семья».
Мы часто используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом? (Высказывания учащихся) В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников». Слайд 3 Как вы думаете, когда появилось слово «семья»? (Предположения) *** 2. Выразительное чтение стихотворения «Семья»
Когда появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала Земля, Но Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе семь вопросов задам - Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: «Я». - Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева все так же ответила «Я». - Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье? «Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я… Сказала она знаменитых семь «Я». Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ. (Чтение стихотворения подготовленным учеником) Слайд 4 3.Рассказы детей о своих семьях.Слайд 5
Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. Почему именно семь? (Предположения) Давайте перечислим самых близких членов семьи: я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. Итого: семь. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях. (На доске появляется ромашка с семью лепестками, в которых записаны члены семьи)
4. Творческая работа детей. Сейчас я предлагаю вам смастерить свою счастливую семейную ромашку. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал: серединки и лепестки будущих цветков. Ваша задача не только склеить ромашку, а еще и написать в лепестках членов ваших семей.
(Индивидуальная творческая работа, ребята склеивают свою ромашку) А теперь давайте прикрепим все ваши ромашки на доску и посмотрим, какие у нас получились семьи. Мы видим целое поле ромашек. И все они такие разные: по цвету, по величине, по количеству лепестков. Так и наши семьи отличаются одна от другой. Слайд 6 Итак, семьи все разные. А чем они отличаются? (Высказывания ребят) Верно. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота. До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. 5. Игра «Закончи пословицу и поговорку о семье»
- Вспомним пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Вам предлагается закончить пословицы и поговорки о семье. 1. В гостях хорошо, а дома лучше. Слайды 7,8 2. Сядем рядком, да и поговорим ладком. Слайды 9,10 3. Чем богаты, тем и рады. Слайды 11,12 4. Когда семья вместе, так и душа на месте. Слайды 13,14
5.Дерево держится корнями, а человек семьей. Слайды 15,16 6. Мой дом – моя крепость. Слайды 17,18 7. Горе тому, кто непорядком живет в дому. Слайды 19,20 8. Всегда отец будет веселиться, когда хороший сын родится. Слайды 21,22 9. Не нужен клад, когда в семье лад. Слайды 23,24 10. Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях. Слайды 25,26
6. Обычаи и традиции в семье Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является самым уважаемым членом семьи. Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников? Почему вас назвали в честь этих людей? (Высказывания ребят) Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу. Многие из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему? (Высказывания учащихся) Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью. Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные? (Высказывания учащихся) Расскажите, как вы проводите время со своей семьей? Есть ли у вас подобные традиции? (Учащиеся показывают семейные фотографии и рассказывают, как они проводят с семьей свое время) 7. Международный день семьи
Праздник 15 мая Международный день семьи. Слайд 27
В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН учрежден Международный день семьи. Установление этого дня призвано обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи. По мнению Генерального секретаря ООН, когда попираются основные права одной семьи - единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой. На сегодняшний день поддержка семьи – одно из приоритетных направлений в государственной политике нашей страны. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче. Главная задача праздника Международного Дня семьи — привлечение внимания правительственных и государственных органов, общественных движений и организаций, средств массовой информации к насущным проблемам семьи. 8. Притча о семье
Хочу рассказать вам притчу. Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом , в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. - Что ты хочешь сделать? - спросил отец. -Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту. О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали? Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.
Итоги и рефлексия
А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные ценности счастливой семьи. Чтобы вам их не забыть, давайте соберем из них радугу. Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко. Я хочу, чтобы у каждого из вас по итогам сегодняшнего занятия осталась своя радуга – модель счастливой семьи. (На партах лежит раздаточный материал – рисунок радуги. (Приложение 1). Слайд 28
По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну из ценностей семьи.) *** Что значит для меня моя семья? Конечно - счастье и уют домашний, Семь правил обязательных храня, Лишь только семь, но очень - очень важных. Во-первых, это главное - любовь. Всем сердцем и душою всей, и разумом. Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно, и каждый день по-разному. Второе - дети. Что за дом без них? Пустыня без колодца - не напиться. А дети - это жизнь, это родник И продолженье рода. Пусть струится! Потом забота. Лишь она Очаг семейный сбережет от ветра. Старайся, чтоб с улыбкою весна Была всегда с тобою, а не где-то. Четвертое - терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды... И отогреет солнышком окно. Что инеем заледенело белым. А пятое - ответственность и дом. В фундаменте семейном веский камень. Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень. Шестое — уваженье. Только с ним Приобретешь успех, признанье общее . Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным. И наконец, седьмое - чистота Везде - в дому, в душе твоей и помыслах... Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью. Ребята, а наш класс можно назвать семьей? (Высказывания ребят)
Мы должны друг к другу относиться как в семье, заботливо, по-доброму, с пониманием. Я надеюсь, что наш класс будет дружной семьей, в которой будет царить любовь и взаимопонимание.
И в завершении мы споем песню «Родительский дом» (Приложение 2). Слайд 29