kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Менің мамандығым,менің болашағым

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок прошел отлично дети были в восторге от урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Менің мамандығым,менің болашағым»

Лекция 9. Деепричастие

Деепричастие — это неспряг. форма глагола, которая обозначает Д или состояние как признак другого Д или состояния. Дееприч. совмещает в себе признаки глаг. инареч. и выполняет в предложении функцию обстоятельства.

Как ЧР деепричастие оформляется поздно, в историческую эпоху русского языка, и генетически восходи к краткому причастию действ. залога настоящего и прош. времени. При этом дееприч. утратило связь с подлежащим и превратилось в неизменяемую глагольную форму.

Дееприч. имеет много общего с глаголом:

  • лексич. Z

  • вид:

несов. читая, решая,

сов. прочитав, решив

  • обладает переходностью и непереходностью; переходное дееприч. управляет сущ.:

выполнив работу

  • к дееприч. м. примыкать наречия:

хорошо выполнив

  • К залога: от переходных глаголов образуются дееприч. действит. залога, от непереходных — вне залога

  • сохраняет постфикс

Признаки наречия:

  • неизменяемость

  • способность примыкать к глаголу

  • синтаксич. ф. — обстоятельство

Двойственная природа деепричастия приводит к тому, что деепричастие считают знаменательной ЧР (т.з. Шанского, Тихонова).

Дееприч. не обладают К времени, но оно м. ОZ относительное время:

  • протекающее одновременно с основным Д

  • предшествующее основному Д

  • следующее за основным Д

Образование деепричастий

Деепричастия различаются по виду глаголов, от которых они образованы. На этом основании бывает 2 типа дееприч.:

  • дееприч. сов. вида

  • дееприч. несов. вида.

Деепричастия несов. вида образуются от основы наст. времени глаголов несов. вида при помощи суффикса –а (орфографическое –я после мягкой основы): 

стучат → стуча

рисуjут → рисуjа

летят → летя

слышат → слыша

Особенности в образовании дееприч. несов. вида:

1) Некоторые непродукт. глаголы имеют в инф. суффикс –ва, который в основе наст. времени исчезает:

даjутдавать 

встаjут,вставать 

но при образовании деепричастий этот суффикс сохраняется (восстанавливается), хотя деепричастия и образуются от основы наст. времени.

встаjут → встава

Причинами такого явления являются рефлексы старого словоизменения: вставаю, вставаешь, вставает…

2) От некоторых глаголов несов. вида дееприч. не образуются:

а) от глаголов, у которых в основе наст. времени нет гласных:

врутврать 

ждутждать

лгутлгать 

шьютшить

б) не рекомендуется образовывать дееприч. от глаголов с чередованиями в основе:

вяжутвязать 

мажутмазать 

лижутлизать 

в) от глаголов на –чь:

жгутжечь 

могутмочь 

  • от непродукт. глаголов с суффиксом –ну, который утрачивается в форме прош. времени:

вянуть  вянут  вял

слепнуть  слепнут  слеп

мерзнуть  мерзнут  мерз

3) Деепричастия несов. вида с исконно-русскими суффиксами –учи (-ючи) ограничены:

играючи

припеваючи.

это деепричастиеЭти деепричастия употребляются в составе устойчивых сочетаний, в фольклоре или в целях стилизации. И лишь в одном случае сохраняется в литературном языке  будучи в составе обособленных определений.

Т. о. ограничений в образовании дееприч. несов. вида много.

Деепричастия сов. вида образуются от основы инфинитива или от дополнительной основы прош. времени при пом. суффиксов –в, -вши, -ши.

Суффикс –в присоединяется к вокалической основе инф. (основа на гласный):

прочитать → прочитав

увидеть → увидев

затрепетать → затрепетав

Суффикс –вши до недавнего времени считался равноправным к суффиксу –в (увидев  увидевши), теперь же употребляется только при образовании деепричастий от возвратных глаголов:

проститься → простившись

возвратиться → возвратившись.

В невозвратных деепричастиях суффикс –вши сохраняется в пословицах:

Снявши голову, по волосам не плачут.

Давши слово  держись, а не давши  крепись.

Суффикс –ши чаще всего присоединяется к основе прош. времени, но в то же время обнаруживает избирательность:

стерши стер (основа прош. вр.) стереть 

сплетши сплетут (основа прост. буд.) сплести 

вышедший вышед (старая основа прош. вр.) выйти 

В некоторых случаях деепричастия сов. вида образуются с пом. суффикса –а от основы прост. буд. вр.:

услышауслышат 

отвезя (при нормативном отвезши).отвезут 

Такие дееприч. были широко употребительны в 19 в. и сохранились в устойчивых сочетаниях:

бежать сломя голову

работать спустя рукава

В СРЯ дееприч. сов. вида с суф. –а имеют налет архаичности. (В сложных случаях справляться по словарям).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Менің мамандығым,менің болашағым

Автор: Қоңырбаева Лариса

Дата: 29.09.2020

Номер свидетельства: 558700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Психологиялық тренинг сабақ"
    ["seo_title"] => string(32) "psikhologhiialyk_trieningh_sabak"
    ["file_id"] => string(6) "406750"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491365157"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) ""Ж?лдызды  с?т"  сыныптан  тыс ж?мыс "
    ["seo_title"] => string(35) "zhu-ldyzdy-s-t-synyptan-tys-zhu-mys"
    ["file_id"] => string(6) "157664"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421620719"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Саба? жоспары "Етістік""
    ["seo_title"] => string(21) "sabakzhosparyietistik"
    ["file_id"] => string(6) "319156"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460740975"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Ел мерейі-ер мерейі"
    ["seo_title"] => string(25) "iel_mierieii_ier_mierieii"
    ["file_id"] => string(6) "379723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484501127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства