Классный час: " Управление временем"
Эпиграф нашего классного часа: «Делу время – потехе час».
Цели: расширить представление детей о рациональном пользовании времени; формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как обязательность , организованность, собранность; побуждать к планированию времени, к упорядочению нагрузок, к выполнению режима дня.
Подготовительная работа:
Распределить роли: воспитатель, Рома, психолог (3 ученика).
Сделать 3 ксерокопии страницы со сценкой, чтобы у каждого участника был текст со всеми репликами, подготовить памятки, дополнительный материал.
Оборудование: аудиотехника, рабочие тетради учеников, цветные карандаши.
Оформление:
- Памятка «Как стать хозяином своего времени»
- Пословицы о времени, факты.
- Словарь понятий: организованность, собранность, обязательность
План урока
I.Игровая ситуация «Рецепт - самоорганизация».
II.Обсуждение ситуации.
III.Тренинг «Учимся управлять временем».
1.Составим список важных дел.
2.План на день.
3.Умей давать обещания.
4.Чувство времени.
IV.Тестирование «Вы "сова" или "жаворонок"?».
V. Составление памятки «Тайм –менеджмент для школьников».
VI. Подведение итогов ( рефлексия).
VI. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Вступительное слово.
Чтобы узнать цену одного ГОДА, спроси студента, который подошел к последним экзаменам.
Чтобы узнать цену одного МЕСЯЦА, спроси мать, которая родила ребенка слишком рано.
Чтобы узнать цену одной НЕДЕЛИ, спроси издателя еженедельного журнала.
Чтобы узнать цену одного ЧАСА, спроси влюбленных, ожидающих встречи.
Чтобы узнать цену одной МИНУТЫ, спроси кого-то, кто опоздал на поезд, самолет или автобус.
Чтобы узнать цену одной СЕКУНДЫ, спроси того, кто пережил несчастный случай.
Чтобы узнать цену одной МИЛЛИСЕКУНДЫ, спроси того, кто на Олимпийский Играх получил Серебряную медаль.
I. Игровая ситуация «Рецепт - самоорганизация» ( см. Приложение 1)
Сегодняшний классный час мы начнем с игровой ситуации. Давайте представим, что мы оказались в кабинете психолога. Знакомьтесь, психолог (имя, фамилия).
(К доске выходит психолог.)
II. Обсуждение ситуации
Скажите, ребята, может быть и вам приходилось наблюдать у себя признаки такого заболевания как неорганизованность? Или вам приходилось страдать от неорганизованности ваших друзей? В чем это проявилось? Опишите.
Примерные ответы детей:
Спасибо! Каждый из вас задумался над сценкой. Как важно быть организованным человеком. Наш герой постоянно нарушает правило: «Нельзя, чтобы важная работа стала срочной». Как вы понимаете это правило?
Примерные ответы детей.
III. Тренинг «Учимся управлять временем»
- Составим список важных дел
Мне кажется, что вы совершенно правильно понимаете смысл этого выражения. В первую очередь нужно делать важные дела, а уж потом приниматься за неважные. Вопрос лишь в том, как отличить одно от другого. И сегодня мы с вами будем учиться искусству успевать и тема нашего с вами урока «Управление временем»
Наш тренинг мы назовем «Учимся управлять временем». Сначала мы составим список важных дел. Я приглашаю к доске ( Имя, фамилия).
( К доске выходит ученик, берет мел).
( Имя ученика) будет писать все дела, которые ему нужно сделать сегодня. А вы на тетрадных листах будите составлять список своих дел. На это вам дается 5 минут.
( Звучит музыка. Дети составляют список важных дел)
Список готов. ( Ученик показывает запись на доске.) Казалось бы, все дела тут самые важные и самые нужные! И погулять, и посмотреть очередную серию, и поиграть в футбол. Кто скажет, что это менее важно, чем, например, выучить стихотворение наизусть или написать сочинение по литературе? Может быть, кто-то и скажет, что мы действуем жестко, но будем отделять важное от второстепенного. Для этого нужно задать себе вопрос: «Что будет, если я этого не сделаю, не выполню?» Ответив на этот вопрос, вы сразу увидите свои важные дела и отметите их в своем списке восклицательными знаками. Сейчас ( имя ученика) произведет оценку всех дел из своего списка. Он должен назвать дело, задать вопрос, что будет, если он этого дела не выполнит, честно ответить на этот вопрос и отметить важные дела восклицательными знаками.
( Ученик у доски анализирует список своих дел, отмечает важные дела.)
Спасибо. Кто еще хочет показать, как он научился отделять важное от второстепенного?
( Один – два ученика по желанию поднимают руки, комментируют свои списки.)
- Итак, мы определили для себя самые важные дела. Их мы будем делать в первую очередь. А как быть с неважными делами? (Их можно поручить кому-то другому или не делать вообще.)
2.План на день.
Переходим ко второй части тренинга. Как рассчитать силы, чтобы довести важное дело до конца? Это совсем непросто. Многие люди часто переоценивают свои силы и недооценивают время. Им кажется, что они могут решить задачу очень быстро. А на самом деле всегда оказывается, что времени на это нужно в 3 раза больше. Иными словами, если вам кажется, что для сочинения вам хватит одного часа, будьте уверены, что понадобятся все три! Эффективным помощником управлением времени может стать самоорганизация.
План на день. Научись рационально использовать время и управлять им.
Учащимся предлагается алгоритм составления плана на день. Делается акцент на учебные дела, полезные дела, свободное время и важные.
Затем по желанию два-три ученика «делятся» своим планом дня.
Рефлексия -обсуждение работ классом.
3.Умей давать обещания
Третья часть нашего тренинга называется «Умей давать обещания». Как часто мы легкомысленно обещаем что-то сделать, не задумываясь о том, хватит ли у нас сил на это. В результате или не выполняем обещания, или выполняем его за счет каких-то своих важных дел. Чтобы все успевать и не нарушать данное слово, нужно следовать трем простым правилам:
- не торопиться соглашаться, а принять решение, только взвесив свои силы и рассчитав время;
- честно сказать «нет», если не сможешь выполнить;
- взять на себя только посильную часть задачи.
Попробуйте вспомнить, приходилось ли вам давать опрометчивые обещания. Как бы вы вели себя теперь?
(Два-три ученика по желанию поднимают руки, рассказывают о своих обещаниях, высказывают предположения о том, как надо было поступить.)
Давайте посмотрим в наш словарь понятий .Каждому из вас, чтобы все успевать, необходимо развивать три качества характера - организованность , собранность, обязательность. Объяснить эти понятия учащимся.
Словарь понятий.(см. Приложение 2 )
Обязательность .Организованность .Собранность
4. Чувство времени.
Заключительная часть нашего тренинга называется «Чувство времени». Давайте посчитаем В сутках 24 часа, 8 часов мы спим, 4 часа - школьные уроки. Нам остается 12 часов. Если мы научимся использовать каждый час, станем хозяевами своего времени и будем успевать гораздо больше, как же это сделать? Нужно просто ценить каждый час.
Для этого давайте проведем упражнение «Чувство времени».
Учащиеся тестируют себя – насколько точно они ощущают течение времени.
Инструкция. Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды „начали" уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали.
Молодцы! Научившись считать время, вы научитесь его правильно тратить.
- люди, чьи внутренние часы сильно спешат. Их интересы устремлены вперед в будущее (они живут «там и потом»);
- люди, чьи внутренние часы отстают. Их интересы обращены в прошлое (они живут «там и тогда»);
- люди, чьи внутренние часы идут точно. Их жизнь зафиксирована только на настоящем (только «здесь и сейчас»);
- люди, чьи внутренние часы немного убегают вперед. Их интересы связаны с настоящим, которое является частью будущего («мое завтра начинается сегодня»).
IV. Тестирование «Вы "сова" или "жаворонок"?
Чтобы больше успевать, пригодится учитывать и особенности своей психики. Как известно, люди делятся на тех, кто предпочитает для работы и других занятий утренние часы («жаворонки»), и тех, кому удобнее вечерние («совы»).
«Совы» с утра вялые, а ближе к вечеру становятся активными, деятельными. Любят поздно ложиться и поздно просыпаться. «Жаворонки», наоборот, с утра очень активны, деятельны, а к вечеру устают, хотят отдохнуть. Любят рано ложиться и рано вставать. Если это учесть, ваша работа будет более продуктивной.
Предлагаю вам несложный тест, с помощью которого вы сможете определить, кто вы - «сова» или «жаворонок». На каждый вопрос вы можете дать один из вариантов ответа. Вы выбираете вариант и ставите рядом с номером вопроса количество баллов, соответствующее этому варианту. Вопросы есть? Тогда начинаем.
Анкета Остберга (определение биоритма) (см. Приложение 3)
V. Составление памятки «Тайм-менеджмент для школьников».
Сегодня мы узнали 4 секрета организации времени.
- Научись определять степень важности своих дел.
- Научись рассчитывать свои силы и время.
- Научись давать обещания.
- Научись ценить каждый час.
Эти секреты помогут нам стать хозяином своего времени. А значит помогут везде успевать.
Давайте составим памятку для воспитанника Анны Ивановны « Как стать хозяином своего времени ?». Какие правила вы бы включили в эту памятку?
( дети поднимают руки, высказываются).
Эту памятку мы дарим вам. (см. Приложение 4)
VI. Подведение итогов ( рефлексия)
Учитель обществознания : Как вы считаете ребята, помогут ли вам правила самоорганизации?
Примерные ответы детей.
VII. Домашнее задание.
Составить свой план на будущее.
Дополнительный материал. (см. Приложение 5)