Цель: Сформировать у учащихся положительную мотивацию к учёбе на примере таких выдающихся личностей как Демосфен, Суворов, Эйнштейн. Расширять кругозор учеников.
Подготовка к классному часу: Сформировать инициативную группу по сбору материала и созданию презентации. Оформительской группе поручить сделать плакат с крылатыми фразами и афоризмами об учении и науке. Попросить учителя литературы проверить технику чтения учащихся и предоставить информацию.
Ход классного часа
Учитель: Из особенностей личности, которыми обладает человек, наиболее удивительным явлением кажутся нам способности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Способности бывают различной степени развитости. Различают просто способных людей, людей очень способных и исключительно способных. Исключительно способных называют талантливыми. Талант всегда притягателен. Быть талантливым – значит переживать высочайшие минуты счастья, потому что талант помогает достигать наивысших результатов в творческой деятельности. Но способности не даны человеку в готовом виде от рождения. И они не развиваются сами по себе, без усилий самого человека. Только активная, напряжённая деятельность может развивать обычные способности до уровня таланта. Человечество развивается благодаря тому, что новое поколение, приходя на смену старшим, принимает, осваивает всё, что было достигнуто предыдущими поколением, и на этой базе создаёт новые ценности, обогащает культурное наследие. Перед каждым из школьников стоят общие задачи: обогатить себя знаниями и своим трудом, творчеством внести свой вклад в развитие общества. Во многом наш успех в жизни зависит от того, как успешно мы учимся и что делаем в настоящем для своего будущего. Вот поэтому мы сегодня и поговорим о профессии, которая называется ученик.
Есть много известных людей, которые своим талантом, своим трудом добились успеха в своей жизни. Кто из нас не знает имя А.В.Суворов, А.Эйнштейн, и оратора Демосфена, который мог перекрикивать шум прибоя. Сейчас перед вами выступят ребята, которые приготовили сообщения об этих людях. Вашей задачей будет внимательно выслушать эти выступления, проанализировать и выявить общее и различное в судьбе этих великих людей – то, что повлияло на проявление их способностей в жизни.
Далее следует выступления ребят о Демосфене, Суворове и Эйнштейне
в сопровождении презентации.
После выступления учитель просит ребят высказать своё мнение.
Учитель: Рассмотрев судьбы великих людей, мы с вами увидели, что залогом их жизненного успеха и развития таланта был нелёгкий ежедневный труд над собой. Путь их был нелёгким, но они нашли в себе силы, чтобы преодолеть трудности. Если великие люди смогли достичь успеха, то почему не может сделать это каждый из нас?
Учитель (в сопровождение презентации): За время учёбы в средней школе ученик решает около 30 000 задач, прочитывает 800 000 страниц текста, из под его пера выходят 500 сочинений и изложений, он получает около 2000 отметок. Учение есть деятельность, связанная с производством духовных ценностей. В процессе учения создаётся самая главная ценность человека – это его духовный мир, его духовное богатство. В учении есть цель, содержание, методы и средства, результат, а осуществляет его ученик. Таким образом, ученик – это особого рода профессия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Сформировать у учащихся положительную мотивацию к учёбе на примере таких выдающихся личностей как Демосфен, Суворов, Эйнштейн. Расширять кругозор учеников.
Подготовка к классному часу: Сформировать инициативную группу по сбору материала и созданию презентации. Оформительской группе поручить сделать плакат с крылатыми фразами и афоризмами об учении и науке. Попросить учителя литературы проверить технику чтения учащихся и предоставить информацию.
Ход классного часа
Учитель: Из особенностей личности, которыми обладает человек, наиболее удивительным явлением кажутся нам способности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Способности бывают различной степени развитости. Различают просто способных людей, людей очень способных и исключительно способных. Исключительно способных называют талантливыми. Талант всегда притягателен. Быть талантливым – значит переживать высочайшие минуты счастья, потому что талант помогает достигать наивысших результатов в творческой деятельности. Но способности не даны человеку в готовом виде от рождения. И они не развиваются сами по себе, без усилий самого человека. Только активная, напряжённая деятельность может развивать обычные способности до уровня таланта. Человечество развивается благодаря тому, что новое поколение, приходя на смену старшим, принимает, осваивает всё, что было достигнуто предыдущими поколением, и на этой базе создаёт новые ценности, обогащает культурное наследие. Перед каждым из школьников стоят общие задачи: обогатить себя знаниями и своим трудом, творчеством внести свой вклад в развитие общества. Во многом наш успех в жизни зависит от того, как успешно мы учимся и что делаем в настоящем для своего будущего. Вот поэтому мы сегодня и поговорим о профессии, которая называется ученик.
Есть много известных людей, которые своим талантом, своим трудом добились успеха в своей жизни. Кто из нас не знает имя А.В.Суворов, А.Эйнштейн, и оратора Демосфена, который мог перекрикивать шум прибоя. Сейчас перед вами выступят ребята, которые приготовили сообщения об этих людях. Вашей задачей будет внимательно выслушать эти выступления, проанализировать и выявить общее и различное в судьбе этих великих людей – то, что повлияло на проявление их способностей в жизни.
Далее следует выступления ребят о Демосфене, Суворове и Эйнштейне
в сопровождении презентации.
После выступления учитель просит ребят высказать своё мнение.
Учитель: Рассмотрев судьбы великих людей, мы с вами увидели, что залогом их жизненного успеха и развития таланта был нелёгкий ежедневный труд над собой. Путь их был нелёгким, но они нашли в себе силы, чтобы преодолеть трудности. Если великие люди смогли достичь успеха, то почему не может сделать это каждый из нас?
Учитель (в сопровождение презентации): За время учёбы в средней школе ученик решает около 30 000 задач, прочитывает 800 000 страниц текста, из под его пера выходят 500 сочинений и изложений, он получает около 2000 отметок. Учение есть деятельность, связанная с производством духовных ценностей. В процессе учения создаётся самая главная ценность человека – это его духовный мир, его духовное богатство. В учении есть цель, содержание, методы и средства, результат, а осуществляет его ученик. Таким образом, ученик – это особого рода профессия.
Частенько мы тратим много времени на выполнение домашних заданий. Отчего? Мы медленно читаем, медленно считаем, порой не знаем таблицы умножения, формул и правил, поэтому нам приходиться каждый раз искать ответ в книгах и учебниках. Какую роль играет скорость выполнения учебных действий в учении? Сейчас я вам предложу количественные характеристики учебных действий? Проанализируйте их.
Класс
Скорость чтения
(слов в минуту)
Скорость письма
(знаков в минуту)
6 класс
140-170
70
Учитель: Итак, мы выяснили, как важны количественные характеристики учебной деятельности для успешной учёбы, я предлагаю вам провести небольшой эксперимент: определить, справляются ли с этими нормами ученики нашего класса. Сравните свои данные с теми нормами, которые предлагаются учёными, и сделаем вывод. ( Учащимся выдаются данные о технике чтения и скорости письма, которые заранее проверил учитель русского языка).
Учитель: Мы увидели, что каждый из вас, ребята, может легко проверить себя и выявить те проблемы, над которыми надо работать, чтобы более 3успешно учиться. Но встаёт вопрос: что будет делать каждый из вас тогда, когда выделит свои проблемы? Даю вам ребята несколько минут, для того чтобы обдумать ответ.
Учащиеся дают ответы.
Учитель: Итак, мы с вами пришли к выводу, что для того чтобы достичь успеха, необходимо работать над собой, над своими недостатками и для этого нужен ежедневный труд, труд систематический. А чтобы каждый мог спланировать работу над своими недостатками, смог отслеживать свои успехи, нужен дневник самосовершенствования. И тогда наверняка каждый сможет достичь успехов в учёбе. Об этом мы ещё будем говорить на наших классных часах и прежде чем завершить наш разговор, давайте постараемся обобщить всё, о чём мы говорили сегодня, и составить несколько правил для учеников нашего класса, которые помогут нам в дальнейшем лучше учиться.
Вам будут предложены фразы, которые необходимо будет продолжить (фразы могут быть предложены в презентации).
Набор фраз: «Ученик может себя назвать волевым человеком, потому что………………»,
«Я умею учиться, потому что………………………..»
«Приближая свои мечты, я должен………….»
«Чтобы хорошо учиться, надо………………..»
В течение 3-4 минут ребята работают над фразами.
Затем идёт обсуждение.
Учитель: Надеюсь, наш разговор сегодня не пройдёт даром для всех вас. Закончить наш разговор мне хотелось бы стихами Н. Заболоцкого.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды.
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от забот,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь.
Приложение
Как шёл к цели А.В.Суворов
Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником – мал, тощ, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдёт по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда Суворов решил научить себя переносить усталость и холод, закалять своё тело, тренировать выносливость, волю и силу. Рано вставая, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу северному ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьёзно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А.П.Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дав его работе над собой высокую оценку. Обращаясь к отцу, он сказал: «Не препятствуй. Человеку заниматься тем, к чему он назначен. Блаженной памяти Пётр поцеловал его лоб за настойчивость и труды!» Так шёл к цели двенадцатилетний Саша Су4воров, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя своего отца.
Жизнь великого учёного А.Эйнштейна
Человечество знает большое число примеров, когда люди, занимаясь самообразованием, делали большие научные открытия в различных областях знаний, изменяли свою жизнь.
В старших классах вы будете изучать теорию относительности А.Эйнштейна, которая принесла ему мировую славу. Но интересна история этого человека, которого знает весь мир.
Сам Эйнштейн вспоминал: «Моим слабым местом была плохая память, особенно на слова и тексты» И Действительно, преподаватель греческого языка как-то сказал ему: «Из вас никогда ничего путного не выйдет». Но далее Эйнштейн продолжает: «Только по физике и математике я шёл благодаря самостоятельным занятиям далеко впереди школьной программы».
Из этого ясно, что ключ к пониманию его развития в словах «самостоятельные занятия», которые были решающим образом связаны с его необычайной любознательностью, и способностью удивляться.
Ребёнком Эйнштейн читал популярные научные издания, по его собственным словам, затаив дыхание.
Жизнь Альберта Эйнштейна – один из ярких примеров, когда самостоятельные занятия помогли человеку не только развиться, но и подарить миру свои открытия.
И таких примеров, когда самообразование, упорный труд над собой изменяли жизнь людей, можно найти в истории очень много. Это М.В.Ломоносов, И.И.Ползунов, И.П.Кулибин, Т.Г.Шевченко и многие другие.
Демосфен
С детства чахлый и болезненный, с неясным выговором и коротким дыханием, юноша Демосфен поставил перед собой задачу стать оратором. Требования к оратору того времени были суровыми: оратор должен был иметь величественный вид, громкий, но не крикливый голос, виртуозно владеть мимикой и жестом. Демосфен обучался красноречию у знаменитых риторов того времени. Первое его выступление, однако, было осмеяно народом. Демосфен начал работать над собой. Он устроил себе комнату в подземелье для занятий: учился актёрской игре; укреплял голос; неясный шепелявый выговор одолевал тем, что, вкладывая в рот камешки, читал на память стихи; запоминая речи, которые ему приходилось слышать, он затем восстанавливал ход мыслей, выражал те же мысли иными речевыми оборотами. Труд Демосфена увенчался успехом – он завоевал славу лучшего оратора.
Памятка по самообразованию
Ваша главная задача в школе – научиться учиться и развивать самого себя для будущей жизни.
Всегда и всему учитесь сами. Учителя могут только помогать учиться и управлять своим развитием, и поведением. Особенно важно научиться правильно, мыслить и целенаправленно действовать.
Прежде всего, развивайте у себя общие способности, стремитесь всегда обдумывать свои дела, поступки и приобретать полезные знания и работоспособность. Самый лучший способ научиться учиться – это постоянно передавать свои знания и опыт другим.
Чтобы самообразование было успешным, следует знать, уметь, хотеть и успевать делать то, что надо и полезно, а не то, что вздумается.
Плохие привычки легче исправит сегодня, чем завтра. Всё можно исправить, стоит только сильно захотеть. Итак:
Надо изучать себя! Чтобы воспитывать себя, прежде всего надо узнать, познать и изучить себя. Это самопознание подразумевает наблюдение за собой, самоанализ и самооценку своего поведения, своих чувств и мыслей.
Надо ставить цель! Надо представить себе, каким вы хотите быть. Тогда на основании изучения себя и представлении о своём будущем, вы можете наметить конкретные цели изменения.
Надо знать, как себя воспитывать! Для этого есть много специальных приёмов и способов. Очень простой приём – похвала себе. Когда вы одерживаете хоть небольшую победу над собой и обстоятельствами, нужно себя наградить, похвалить.
Надо верить! Чрезвычайно важна в самовоспитании вера в успех, уверенность в нём. Заставит себя поверить в себя – это важное условие победы.
Памятка по самообразованию
Ваша главная задача в школе – научиться учиться и развивать самого себя для будущей жизни.
Всегда и всему учитесь сами. Учителя могут только помогать учиться и управлять своим развитием, и поведением. Особенно важно научиться правильно, мыслить и целенаправленно действовать.
Прежде всего, развивайте у себя общие способности, стремитесь всегда обдумывать свои дела, поступки и приобретать полезные знания и работоспособность. Самый лучший способ научиться учиться – это постоянно передавать свои знания и опыт другим.
Чтобы самообразование было успешным, следует знать, уметь, хотеть и успевать делать то, что надо и полезно, а не то, что вздумается.
Плохие привычки легче исправит сегодня, чем завтра. Всё можно исправить, стоит только сильно захотеть. Итак:
Надо изучать себя! Чтобы воспитывать себя, прежде всего надо узнать, познать и изучить себя. Это самопознание подразумевает наблюдение за собой, самоанализ и самооценку своего поведения, своих чувств и мыслей.
Надо ставить цель! Надо представить себе, каким вы хотите быть. Тогда на основании изучения себя и представлении о своём будущем, вы можете наметить конкретные цели изменения.
Надо знать, как себя воспитывать! Для этого есть много специальных приёмов и способов. Очень простой приём – похвала себе. Когда вы одерживаете хоть небольшую победу над собой и обстоятельствами, нужно себя наградить, похвалить.
Надо верить! Чрезвычайно важна в самовоспитании вера в успех, уверенность в нём. Заставит себя поверить в себя – это важное условие победы.