Просмотр содержимого документа
«Классный час "Безопасный интернет" для 5 класса»
Классный час «Безопасный Интернет»
Учитель: Володичева Анастасия Станиславовна
Цель урока: развить информационную компетентность учащихся, обучить правилам безопасной работы в Интернете.
Задачи урока:
- обучающие: познакомить с опасными и безопасными сторонами Интернета; сформировать у учащихся понятия о существующих угрозах Интернета и способах их избежать; обобщить с учащимися материал по теме «Безопасный Интернет».
-развивающие : развивать внимание, память, умение обобщать знакомый материал по теме, развивать познавательные навыки.
-воспитательные :воспитание информационной культуры учащихся, безопасности.
Классный руководитель: Добрый день, дорогие ребята. Темой нашего сегодняшнего классного часа будет…(учитель делает паузу).Посмотрите, пожалуйста на экран, прочитайте высказывание.
Ученик: Виртуальная сказка c виртуальным концом
Все волшебно и ярко, но с закрытым лицом
Ничего не понятно , где тут правда и ложь
И пытаться не надо, все равно не поймешь
Классный руководитель: Как вы думаете, о чем же мы сегодня поговорим с вами?
Ученик: Я думаю, мы будем говорить об Интернете.
Классный руководитель: Абсолютно верно, тема нашего класса «Безопасный Интернет».
Вы знаете, что сеть Интернет называют Всемирной паутиной, давайте мы с вами нарисуем подобную паутину, в которой обозначим ответы на вопрос «Зачем нам нужен Интернет?»
Учащийся рисует на доске кластер в центре которого помещает слово «Интернет».
Ученик1- Чтобы получать новую информацию.
Ученик 2- Для того, чтобы общаться с друзьями.
Ученик 3- Мне интернет помогает больше узнавать об интересующих меня событиях и помогает получать больше информации для подготовки к урокам в школе.
Ученик 4 –В сети Интернет я посещаю образовательные сайты и они помогают мне подготовиться к предстоящим ОГЭ.
Ученик 5- Я люблю смотреть фильмы в сети Интернет.
Ученик 6- А я играю в интернет-игры с свободное время.
Классный руководитель – Спасибо вам за ответы, у нас получилась паутина, в которую каждый из нас попадает и для многих эта паутина становится очень опасной. Как вы думаете, какую опасность хранит в себе Интернет?
Ученик1- Существует угроза заражения вредоносным ПО.
Классный руководитель- Кто может рассказать подробнее об этой опасности?
Ученик1-Компьютер может быть заражен вредоносными программами, которые могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать компьютер для распространения своих копий на компьютеры по всей остальной глобальной сети.
Классный руководитель- Спасибо, ты прав, для того, чтобы избежать такой ситуации вам необходимо не запускать файлы, присланные вам по почте, ICQ и т.д. без предварительной проверки на вирусы (и даже после этого, файлы, от сомнительных людей лучше подвергнуть тщательной проверке, например с помощью антивируса с последним обновлением).
Ученик 2- Я могу привести пример. "Хакер" прикидывается человеком противоположного пола и вступает с жертвой в разговор, заинтересовав разговором, он под каким - либо предлогом устроит обмен фотографиями, только жертва ему пошлет нормальную фотографию, а "хакер" пошлет обыкновенный «троян» со стандартной иконкой от jpg файлов. Как только жертва подаст команду, троян выполнит свое черное дело, заразив систему и распаковав из своего тела небольшую фотографию. Жертва скорее всего не сразу догадается, о том что произошло, ну а последствия могут быть очень серьезными.
Классный руководитель- Спасибо, очень полезное предупреждение.
Ученик1- Я могу привести в пример еще 1 вид угрозы. Интернет-мошенничество. Самое широкое распространение получила применяемая хакерами техника «фишинг»,состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.
Ученик 2- Я лично столкнулся с таким видом мошенничества. Когда, якобы моя сестра, написала мне в социальной сети письмо с просьбой отправить со своего номера телефона код на вход на сайт. На который она войти не может, как только я это сделал, баланс моего телефона сократился на 400 рублей, а потом выяснилось, что страничка сестры была взломана и ею воспользовались мошенники
Классный руководитель- Какой вывод мы можем сделать?
Ученик 3-Нельзя отправлять свои данные на неизвестный вам номер, необходимо убедиться, что в вашей помощи нуждаются ваши родственники или знакомые.
Классный руководитель- Я знаю, что многие из вас общаются в социальных сетях. Так ли это безопасно?
Ученик 1-Я думаю, что есть опасность и в общении в социальных сетях. Например, все мы публикуем там настоящие имя, фамилию, дату рождения, интересы и увлечения, а ведь этой информацией могут воспользоваться мошенники и хулиганы.
Ученик 2- Мы выкладываем свои фотографии, глядя на которые можно увидеть обстановку нашей квартиры и понять достаток семьи, а этой информацией могут воспользоваться воры, тем более, как уже было сказано, у них есть наша личная информация.
Ученик 3- В социальных сетях каждый человек может выдать за себя за другого, порой, такое общение опасно, кто знает, что в голове у того, кто ведет с нами переписку.
Классный руководитель- Как много опасности и в социальных сетях. Как же нам ее избежать?
Ученик1- Не выкладывать точную и полную информацию о себе.
Ученик 2- Не выкладывать фотографии, сделанные в квартире.
Учитель 3- Общаться только со знакомыми нам или нашим друзьям.
Классный руководитель- Молодцы, делаете правильные выводы. Хотелось бы добавить, что злоумышленники могут использовать различные методы социальной инженерии (угрозы, шантаж, игру на чувствах жертвы — например, жадности или сочувствии), чтобы выманить деньги. В таких случаях они пишут письма определенного сценария. Один из примеров — так называемые «нигерийские письма», в которых автор обещает жертве огромную прибыль взамен на небольшие накладные расходы.
Пример «нигерийского письма»:
«Дорогой друг!
Я миссис Сесе-секо, вдова бывшего президента Заира (ныне Демократической республики Конго) Мобуту Сесе-секо. Я вынуждена написать Вам это письмо. Это в связи с моими нынешними обстоятельствами и ситуацией. Я спаслась вместе со своим мужем и двумя сыновьями Альфредом и Башером в Абиджан, Кот-д’Ивуар, где мы и поселились - затем мы переехали в Марокко, где мой муж умер от рака. У меня есть банковский счет на сумму 18 000 000 (восемнадцать миллионов) долларов США. Мне нужно ваше желание помочь нам - чтобы вы получили эти деньги для нас, в таком случае я представлю Вас моему сыну Альфреду, который имеет право получить эти деньги. Я хочу инвестировать эти деньги, но не хочу, чтобы было известно, что это делаю я. Мне хочется приобрести недвижимость и акции транснациональных компаний, а также вложиться в надежные и неспекулятивные дела, которые Вы посоветуете. При получении подобных писем необходимо внимательно изучить информацию из него. Проверить достоверность описанных фактов. Если в письме предлагается большая выгода за незначительное вознаграждение, скорее всего, оно мошенническое. Игнорировать такие письма.
Также существует выманивание SMS-пароля незнакомцем. Пользователю может прийти SMS от банка или платежного сервиса с паролем для совершения платежа. Сразу после этого может позвонить человек, который скажет, что ввел этот номер мобильного телефона по ошибке и попросит сообщить код из SMS, которое только что пришло пользователю. На самом деле код из SMS — это пароль не к счету незнакомца, а к счету пользователя, с помощью которого злоумышленник может поменять настройки кошелька или интернет-банка, украсть деньги и т.д. Поэтому нельзя никому сообщать пароли, пин-коды и коды из SMS, которые приходят на мобильный номер от банков, платежных сервисов, а также мобильных операторов.
Классный руководитель- Девушки нашего класса любят посещать интернет сайты магазинов, всегда ли это безопасно?
Ученик1-Нет, так как многие онлайн магазины могут быть «фэйками», от слова «подделка», такие сайты получают деньги от покупателей, но не присылают обещанного товара, а закрывают свои странички. Адреса таких сайтов могут совпадать с оригинальными сайтами, отличаясь лишь 1 буквой.
Классный руководитель-Поэтому необходимо не доверять объявлениям о подозрительно дешевых товарах. Перед покупкой искать отзывы в интернете об интернет-магазине или частном продавце, который предлагает товар. Если информации нет или ее недостаточно, отказаться от покупки.
Ученик 1- Вот, поэтому я не смотрю сайты магазинов, а смотрю фильмы и видео онлайн, это-безопасно!
Классный руководитель- Ты знаешь, ты не совсем прав. Часто, чтобы скачать бесплатный файл или посмотреть видео в хорошем качестве без рекламы, сайты предлагают ввести мобильный номер. Если сделать это, включится подписка и с указанного номера могут начать списываться деньги. Поэтому ты должен не указывать свой мобильный номер на незнакомых сайтах, а если подписка уже оформлена, позвонить в службу поддержки оператора и попросить отключить её. В этом случае, просмотр фильмов-безопасен и остается помнить лишь о возрастных ограничениях в просмотрах фильмов.
Классный руководитель- Вы знаете, что существует ст. 5 Федерального Закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», однако, существует угроза кибербулинга. Кто может нам сказать, что обозначает это слово?
Ученик 1- Я думаю, что «кибер» -это от слова англ.языка «cyber»,а «булинг» от «bullying»-хулиганство.
Классный руководитель- Ты абсолютно прав. Кибербулинг-преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание, хулиганство, социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. Поэтому при общении в Интернете вы должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости также неприятно, как и слышать и правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
Предлагаю вам записать адрес сайта «Дети онлайн» www.detionline.com , где открыта линия телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в Интернете. Обратиться на Линию помощи можно и по телефону 8-800-25-000-15, бесплатно позвонив из любой точки страны, либо по электронной почте: [email protected]. Звонки принимаются в рабочие дни с 9.00 до 18.00.
Предлагаю вам объединиться в группы по 6 человек и сделать листовки о безопасном поведении с сети Интернет. (Учитель раздает учащимся листы А3 и цветные карандаши). На выполнение задания отводится 5 минут.
Прочитайте содержимое своих листовок всему классу, пожалуйста. (Учащиеся выходят к доске и зачитывают листовки).
Классный руководитель- Спасибо, у вас получились замечательные работы. Предлагаю разместить их в уголке класса, чтобы с ними могли ознакомиться учащиеся нашей школы.
К сожалению, наш классный час подошел к концу, надеюсь, вы узнали сегодня много полезной информации и знаете как надо себя вести, чтобы не попасться в сети Сети.
На партах у вас лежат листочки с анкетой, прошу вас заполнить ее.
1. Выберите правильные ответы на вопрос "Чем полезен Интернет?":
a. на множестве сайтов можно найти массу полезной информации
b. воздействием на неокрепшую психику и ум ребенка
c. возможностью общаться по электронной почте
d. неограниченным доступам к нежелательному содержимому
e. возможностью совершать путешествия, посещать выставки и музей, не выходя из дома
2. Выберите правильные ответы на вопрос "Чем опасен Интернет?":
a. возможностью возникновения Интернет-зависимости
b. потенциальным доступом к Вашим личным данным
c. возможностью заражения вредоносным ПО
d. контактами с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты
e. возможностью заказать необходимые вещи не выходя из дома
3. Какой термин описан ниже?
"Навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него".
Ответ: Интернет-зависимость.
4. Как преодолеть Интернет-зависимость?
a. вести здоровый образ жизни
b. переключиться на игры в телефоне
c. общаться с живой природой
d. заниматься творчеством
e. больше смотреть телевизор
5. Какое понятие описано ниже?
«Вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей - логинам и паролям».
Ответ: фишинг.
6. Выберите ответ на вопрос "Как обезопасить себя на Интернет-аукционах?"
a. не сообщать номера своих кредитных карт
b. не доверять слишком привлекательным предложениям
c. перед покупкой получить полную информацию о продавце
d. всегда покупать товары со скидками и по различным акциям
e. покупать товары только на проверенных сайтах
Ответ: a, b, c, e.
7. Какие сайты лишнее?
a. образовательные сайты
b. официальные сайты поиска работы в вашем городе
c. сайты с рекламой табака и алкоголя
d. сайты, посвященные морфологическим словарям и проверке правописания
e. топографические сайты
Ответ: сайты с рекламой табака и алкоголя.
8. Как следует вести себя при работе в Интернете?
a. говорить взрослым, если кто-то в Сети надоедает тебе
b. посещать музеи, выставки, картинные галереи, пользуясь возможностями Сети
c. не обмениваться с незнакомцами фотографиями через Интернет
d. рассказывать незнакомым людям информацию о себе и своей семье
e. не открывать электронные сообщения от незнакомых людей и не
Ученики выполняют задание-рефлексию.
Классный руководитель-Спасибо вам за активное участие в классном часе. Давайте соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет.
Используемая литература:
Сайт http://www. supertosty.ru/
Разработка классного часа Могуновой О.С. «Интернет :как избежать опасности»