Классный час в 5 классе на тему «Телефонный этикет. Учимся разговаривать по телефону».
Классный руководитель: Замула Юлия Александровна
Цель: познакомить ребят с историей возникновения телефона, культурой общения по телефону.
Задачи:
разобрать с учащимися некоторые правила, связанные с разговорами по телефону;
обратить внимание на влияние телефонных разговоров на психику человека;
предупредить о правовой ответственности за ложные телефонные звонки.
Методы:
Словесный (рассказ, беседа);
Практический (мультимедиа).
Подготовка.
Найти учеников на роль «Телефонов» и на роль мамы и Маши. Отрепетировать с ними сценки.
Ход классного часа
Учащимся показываются фрагменты из Ералаша про телефон. После просмотра учитель задает учащимся вопрос. Как вы думаете, какой теме посвящен наш сегодняшний классный час, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать? Учащиеся дают ответ. После ответов учащихся учитель знакомит с темой классного часа. Но прежде чем мы с вами будем говорить о телефонном разговоре, я бы хотела спросить вас. Знает ли кто-нибудь из вас кем и когда был открыт телефон и как он выглядел?
Первый практически пригодный для передачи человеческой речи телефон был изобретен Александр Грейам Белл в 1876 г.
В 1882 г. П. М. Голубицкий изобрел высокочувствительный телефон и сконструировал настольный телефонный аппарат с рычагом для автоматического переключения схемы с помощью изменения положения телефонной трубки. Этот принцип сохранился во всех современных аппаратах. К 1913 году телефонная связь была установлена между Москвой и Харьковом, Рязанью, Нижним Новгородом, Костромой. Телефонные линии были протянуты между Петербургом и Ревелем (Таллин), Баку и Тифлисом (Тбилиси), Петербургом и Гельсингфорсом (Хельсинки). На междугородной телефонной магистрали Москва - Петербург в сутки осуществлялось до 200 переговоров.
В 1969 г. телекоммуникационные компании всерьез озаботились созданием единой сети мобильной связи. Предполагалось, что ее абоненты смогут использовать один телефон и номер, даже пересекая границу государств. Первым подобное решение предложил выпускник Стокгольмской технической школы Эстен Мякитоло, которого считают отцом современной мобильной телефонии.
Мы живем в век информационных перегрузок. Скорость обмена информацией заметно возросла с использованием современных средств связи: радио, телевидения, компьютера, факса, Интернета, телефона. Но эти замечательные изобретения подчас используются не по назначению. Действительно ребята мы сейчас с вами в этом убедились просмотрев отрывки из всем вам знакомого Ералаша. А сейчас давайте послушаем, о чем нам расскажут телефоны. Выходят телефоны и рассказывают стихи.
Первый телефон.
Ой, я бедный телефон,
Что мне делать, как мне быть,
От пустых, ненужных слов
Волком хочется завыть!
Создан я для нужных дел,
Сообщенья передать,
Но, похоже, мой удел –
Дать возможность лишь болтать!
Второй телефон.
Пухнет трубка от тоски,
Бесконечных «да» и «ну»,
Как не плавятся мозги,
Ничего я не пойму…
А использовать меня,
Не назвавшись самому,
Это грубая возня
Не нужна ведь никому!
Третий телефон.
Не смешно, а горько мне
Злые шутки изрекать,
И обиднее вдвойне
О ложных фактах сообщать!
Разговоры ни о чем.
Я от них с ума с хожу!
Ой, я бедный телефон,
Помогите мне, прошу!
Все вместе.
Дайте, люди, отдохну.
Номер мой прошу забыть,
Хоть минуточку одну
Умоляю не звонить!
По – моему, телефоны очень кратко, емко и достаточно доходчиво объяснили, как не надо с ним обращаться.
Действительно, каждый из нас подчас не продумывает, как и что надо сказать, а тратят на разговоры которые можно обсудить при встрече. Многие специалисты – психологи утверждают, что появилась современная болезнь – «телефономания», которая даже сокращает жизнь современного человека на 3 – 4 года. Причем дело тут не в неприятных известиях, а в постоянном напряжении нервной системы из-за ожидания звонка. А злые шутки, розыгрыши или хихиканье, шипение или просто молчание в трубку – просто безобразие и хулиганство. Ребята, действительно существуют штрафы и уголовное наказание, но главное, чтобы таких явлений было меньше, надо каждому из нас пресекать знакомых, которые любят поболтать. В последние время приобрели большое распространение сотовые телефоны. Сотовыми пользуются практически все, и звонок сотового телефона можно услышать, где угодна. Так, очень часто телефоны завонять на спектаклях, в кинотеатрах, на уроках в школе, что является недостатком воспитания их владельцев. Ребята, а как вы считаете, влияет ли сотовый телефон на здоровье человека? После ответов учащихся, учитель обращает внимание ребят на то, что о вреде сотовых телефонов мы говорить на следующем классном часу.
Ребята сейчас я вам предлагаю посмотреть мини сценку, которая называется «Почему обиделась мама?». Выходят две ученицы и ведут диалог.
Маша: Алло, Катя, это ты?
Мама: Нет, это не Катя. А кто ее спрашивает?
Маша: Да, так, знакомая. А где Катя?
Мама: Ее нет дома. Что ей передать?
Маша: Вот блин, обещала меня подождать, а сама куда – то слиняла!
Мама: Простите, я с вами в таком духи не могу дальше разговаривать.
После сценки учитель задает учащимся вопрос, так почему обиделась мама? Давайте попробуем исправить ошибки разговора. Вместе с учителем ребята исправляют ошибки. После обсуждения эти же ученицы ведут диалог (правильный).
Мама: Алло, слушаю вас.
Маша: Здравствуйте, вам звонить Катина одноклассница Маша.
Мама: Здравствуйте. Слушаю вас.
Маша: А Катя дома?
Мама: Кати нет дома. Что ей предать?
Маша: Срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Я могу вам перезвонить?
Мама: Да. Позвоните часа через два. Я передам, что вы ей звонили.
Маша: Спасибо. До свидание.
Мама: До свидание.
Сейчас я вам предлагаю разыграть несколько телефонных разговоров, касающихся различных ситуаций. Ребятам раздаются листочки на которых написаны ситуации.
Ситуация №1.
Вы позвонили своему однокласснику, что поздравить его с Днем рождения, а трубку взяла мама.
Ситуация №2.
Вы позвонили своему другу Сергею, чтобы узнать домашнее задание.
Ситуация №3.
Вам нужно предупредить свою маму, о том что вы задержитесь в школе, чтобы она не переживала.
Ситуация №4.
Вы хотите пригласить свою подругу Катю в гости, позвонив ей трубку взял папа и сказал, что Кати нет дома.
Ситуация №5.
Вы позвонили своей подруги, чтобы пригласить ее в гости, но сегодня она не может к вам прийти.
После разыгранных ситуаций, учитель вместе с учащимся формулирует основные правила пользованием телефоном.(памятки лежат у каждого на стола).
На телефонный звонок отвечайте сразу.
Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.
Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного ему человека, просит передать какое – нибудь сообщение.
Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения).
Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?».
Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи – «извините», «пожалуйста», «спасибо», - особенно полезны при телефонных разговорах.
Обсуждение по приложению к занятию.
Заключение.
Мы на примерах разыгранных жизненных ситуациях в сценках показали и доказали, что тема нашего разговора актуальна и полезна и, вероятно, поможет всем задуматься и посмотреть не себя со стороны, исправить некоторые ошибки в совеем поведении, в контакте с друзьями, родными, знакомыми, в разговорах о общении между собой в школе, дома и по телефону.
Приложение к занятию
Телефонный этикет____________________
В наше время без телефона обойтись просто невозможно. Мы все привыкли к этому распространённому средству общения как к чему-то обыденному. Но вот каждый ли школьник знает о том, что существует телефонный этикет?
Телефонный диалог отличается от обычного тем, что в условиях телефонного разговора собеседники не видят друг друга; большее значение имеет интонация, громкость голоса, правильные паузы; телефонный разговор ограничен по времени, поэтому нужно говорить кратко, лаконично и содержательно.
Существуют общие правила общения по стационарному и мобильному телефонам. Нельзя звонить до 8:00 в будние дни и до 10:00 по выходным дням, или после 21: 00 в любой день недели. Так будешь уверенным, что никого не разбудишь или не напугаешь своим звонком. При звонке другу, однокласснику важно всегда вначале поздороваться и представиться, только после говорить, спрашивать. Важно начинать разговор подобным образом, даже если одноклассник узнал твой голос.Когда на звонок другу или однокласснику отвечает кто-то из его семьи, нужно также обязательно поздороваться, представиться, затем вежливо попросить того к телефону. Важно не забывать говорить «спасибо». Разговор всегда нужно заканчивать, вежливо попрощавшись, говоря «пока, до встречи, до завтра, до свидания», а не просто положить трубку. Никогда не кричите в телефонную трубку. Не нужно о себе оставлять негативное впечатление. Важно быть почтительным к тем, кто находится вокруг тебя. Отвечать на телефонный звонок нужно простыми словами «алло, я слушаю вас», а не словами «да; говорите; я весь внимание». После сделать паузу, чтобы позвонивший человек мог представиться. Если на том конце провода просят пригласить кого-то из близких, спрашивать «Кто вы и зачем звоните?» бесцеремонно. В случаях, если тот, кому адресован звонок на данный момент отсутствует, следует поинтересоваться, что ему передать. Хотя это может быть смешным и может развлекать, но избегайте шалить по телефону, делая пустые звонки и бросая трубку. Это раздражает других и говорит о вашей невоспитанности. Необходимо знать! Категорически запрещается ребенку (подростку), отвечая незнакомому человеку на звонок, говорить, что он один дома, а взрослые ушли. Просто нужно сказать, тот, кому они позвонили, сейчас не может подойти к телефону, он занят, но перезвонит, когда освободится или пусть они перезвонят позже. Сегодня практически у каждого есть мобильный телефон. Он стал важной составляющей нашей повседневной жизни. Чтобы он не стал вдруг помехой, надо знать некоторые правила мобильного этикета. Использование мобильного телефона по правилам хорошего тона Необходимо выключать телефон на занятиях в школе или других учебных заведениях. Ожидая важный звонок, находясь на учебе, заранее вежливо предупредите учителя, что это срочный вызов, и вам нужно будет на него ответить. Дождавшись звонка, вежливо попросите выйти, чтобы ответить. Находясь в общественных местах (библиотека, музей, выставка, кинотеатр и т.п.), где соблюдается тишина, важно установить низкую громкость, поставить телефон на виброзвонок. Выключать мобильный следует в самолёте, в больнице, дабы он не повлиял на работу оборудования. Кроме того, следует отключать сотовый телефон перед началом спектакля в театре и перед входом в церковь – этого требуют культурные и этические нормы. Выключайте мобильный везде, где увидите табличку с настоятельной просьбой сделать это. Если Вам срочно надо с кем-то связаться, покиньте зону запрета на звонки сотового телефона. Этикет запрещает использовать рингтоны, содержащие нецензурную лексику, нетолерантные выражения и прочие высказывания, способные оказаться обидными и оскорбительными для других людей. Не следует беседовать по сотовому телефону в переполненном транспорте, подземном переходе, тоннеле. Если обстоятельства не позволяют побеседовать по телефону в каком-либо безлюдном месте, старайтесь говорить вполголоса, так, чтобы не привлекать к себе внимания и не беспокоить окружающих. Мобильный этикет строго-настрого запрещает просматривать списки звонков в чужих телефонах и читать СМС, адресованные другим людям. Разумеется, данное правило распространяется даже на самых близких друг другу людей. Мобильный этикет запрещает также звонить с чужого номера без согласия на то его владельца. Нельзя давать кому-либо номера чужих мобильных телефонов без разрешения их владельцев. Вы должны знать: нельзя кого-то пугать по телефону или пересылать смущающие фотографии одноклассникам. Нельзя фотографировать или снимать людей на камеру мобильного телефона без их согласия. Аналогично ситуация обстоит и с диктофоном. Необходимо знать! Знайте, что телефоны были куплены вам, не для детской болтовни, а чтобы родители могли дозваниваться вам. Поэтому вы никогда не должны игнорировать вызов от родителей. Всегда сообщайте родителям, когда вас запугивает телефонный хулиган, а также сами избегайте того, чтобы стать подобными хулиганами. Вы должны понимать: запугивание, ложные вызовы, телефонное хулиганство никогда не бывает безвредным и безнаказанным. | |