Просмотр содержимого документа
«Классный час "Учитель - вечная профессия"»
Цель: закрепление формирования учащихся о профессии учителя; Задачи: воспитывать уважение к профессии учителя; познакомить учащихся с историей учительства; сформулировать недостатки и преимущества этой профессии; уметь отвечать на вопросы, аргументируя свою точку зрения: выразительно читать стихи об учителях. Ведущий: (1) Ребята! Мы сегодня с вами поговорим о важной профессии, которая всегда будет вечна – о профессии учителя. Учитель учит, воспитывает детей. Иногда ему бывает очень трудно, но он скрывает свои эмоции и ведёт урок. Ему нельзя быть слабым, он учит. Чтец: (1) Учитель промолчит, когда душе не сладко, Сломав крыло, не закричит вовек, Пусть думают, что с нею всё в порядке, Пусть думают - счастливый человек. Иного жизнь едва-едва уколет, А у него уж слёзы из - под век. Учитель напоказ не выставляет боли, Пусть думают - счастливый человек. И детскими тревогами терзается, И мир вокруг, как в детстве не поблек: В душе не прижились ни злость, ни зависть, И вправду Вы- счастливый человек! (Т.М. Каргаполова) Ведущий: (2) А сейчас мы познакомимся с историей учительства. Когда –то был Великий потоп. И вот после этого потопа была открыта первая школа. Её основателем был Сим- сын библейского Ноя. Потом стали открываться школы в Вавилонии, Египте, Ассирии, Индии и странах Древнего Востока.
Сим- основатель первой школы В древней Греции учителями были жрецы. Это были умные, талантливые люди, которые служили богу.
Ведущий: (1) Сократ, Аристотель и Платон были античными учителями и выдающимися учёными и философами.
Сократ
Аристотель
Платон В Средние века монахи были педагогами, они учили детей письму и счёту. Сохранилась миниатюра «Жития Сергия Радонежского». Это конец 16 – го века.
Великий русский князь – Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
А. Максимов «Книжное научение» В 1714 году Петром 1-ым был издан указ о «всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян)».
К. Лебедев «ПётрI принимает экзамен у вернувшихся из-за границы русских (новиков)» В 1786 году в городах губерний были учреждены народные училища. В Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение – учительская гимназия.
В. Перов «Учитель рисования» Ведущий: (2) Первым самостоятельным учебным заведением стал Петербургский педагогический институт, созданный в 1807 году.
Здание Двенадцати коллегий, где размещался главный педагогический институт Уже к концу 19 – го века профессия учителя становится уважаемой и получает признание в обществе.
В начале 20 – го века в России уже 280 тысяч учителей, 289 учительских семинарий, 48 педагогических институтов.
Ведущий: (1) Духовный и профессиональный рост учителя продолжается на протяжении всей его педагогической деятельности. Изучение трудов древних и современных педагогов содействует этому росту.
И. Воробьёва «Учительница» Было много выдающихся учёных, которые внесли вклад в педагогику. Ян Амос Каменский (1592 – 1670) создал законы для учителей. Был известен своими педагогическими трудами К. Д. Ушинский. Л. Н. Толстой написал «Азбуку» И «Книги для чтения». Интересно то, что многие писатели пришли в мир литературы из школы: Г. Д. Державин, В. А. Жуковский, И.А. Крылов, П. П. Ершов (1815 – 1869), Н. В. Гоголь – он преподавал историю, географию, давал частные уроки. А. П. Чехов строил школы для крестьянских детей. Наш великий педагог – А. С. Макаренко, работая с трудными детьми, написал «Педагогическую поэму». М. М. Пришвин преподавал географию в школе. В. М. Шукшин (1929 – 1974) работал учителем литературы и русского языка в своём родном селе – Сростки. А. И. Солженицын (1918 – 2008) работал учителем в сельской школе Владимирской области, затем в Рязани. Ведущий: (2) Профессия учителя – важная и необходимая всегда. Растут дети, меняются поколения, а эта профессия существует всегда. Дети должны получить знания, прежде чем они уйдут в большой мир. И их учит учитель, его главная задача – обучать и воспитывать подрастающее поколение. А теперь ответьте пожалуйста на вопросы: • Почему профессия учителя важна и необходима всегда? • Каково главное предназначение учителя? • Чувствуете ли вы настроение учителя? • Что вы делаете, когда учитель расстроен? • Что вы чувствуете, когда учитель делает замечания ученикам, которые мешают? Кого вы поддерживаете: учителя или ученика? • Вы гордитесь своими учителями в школе и почему? Каковы ваши аргументы? • Какими качествами по вашему мнению должен обладать хороший учитель? • За что вы любите и уважаете своих учителей? • Можем ли мы сказать: «Учитель- это звучит гордо!». Почему? Ученики о молодых учителях:
Чтец: (2) Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника. И поныне бы, наверное, Если б не было учителя, Неоткрытые Америки Оставались неоткрытыми. И не быть бы нам Икарами, Никогда б не взмыли в небо мы, Если б в нас его стараньями Крылья выращены не были. Без его бы сердца доброго Не был мир так удивителен. Потому нам очень дорого Имя нашего учителя! (Вероника Тушнова) Обратите внимание на последние строчки стихотворения. Согласны ли вы с тем, что без учителя не был бы мир так удивителен? Значит, учитель удивляет мир своими знаниями, своим добром, своим теплом, которые он отдаёт ученикам. Согласны ли вы? Ответы учеников. Ведущий: (1) Быстро летят школьные годы. Не успеешь оглянуться, и школа говорит тебе: «До свидания». Но ученики всегда приходят в школу, навещают своих учителей, вспоминают школьные коридоры и кабинеты. И у вас возникает тёплое чувство, забываются все обиды и горечи, помнится только всё хорошее. Давайте послушаем знаменитый «Школьный вальс». Эта песня о том, что школа всегда вспоминается. Чтец: (1) Отзвенел звонок прощальный – Бал сегодня выпускной! «Школьный вальс» звучит печально – Он прощается со мной,
Говорит мне: «До свиданья», Провожая в дальний путь, Тихо шепчет на прощанье: «Этих дней не позабудь!
Не забудь родные стены, Где учился много лет, Где шалил на переменах, Находил на всё ответ,
Обретал свои где знанья И нашёл своих друзей…» Горький привкус расставанья Сохранится много дней.
И хранить нас будут вечно, Словно крылья лебедей - Бесконечная сердечность Наших всех учителей.
Их забота и вниманье Всё дороже с каждым днём… Милый класс наш, до свиданья, Мы еще к тебе придём.
«Школьный вальс» звучит печально – Бал сегодня выпускной. Лишь с тобой я не прощаюсь, Будешь ты всегда со мной.
Мы пройдём по жизни вместе, Обойдём весь белый свет… Нашу школу, наши песни Будем помнить много лет! Ведущий: (2) Каждая профессия имеет преимущества и недостатки. Как вы думаете: каковы преимущества этой профессии? (Ответы учеников) • Мы знаем, что сегодня многих на работе сокращают, а профессия учителя – это стабильная работа); • каждый день работы в школе даёт учителю общение: с коллегами и учениками; • учитель даёт свои накопленные знания своим ученикам и это здорово; • учителя имеют длинный отпуск; • учителя работают с разными классами, именно они формируют новое поколение; • учитель испытывает чувство гордости, когда видит и чувствует, что материал понят учениками. Каковы же недостатки этой профессии? • Эта работа очень нервная, она связана с каждодневным напряжением нервов; • многие люди, придя домой с работы, забывают о ней и занимаются домашними делами. Учитель должен готовиться к урокам, проверять тетради. Он не свободен от школы даже дома; • у учителя могут быть конфликты с администрацией и коллегами; • учитель, если он является классным руководителем, часто проводит в школе целый день и приходит домой «выжатый как лимон»; • у учителей не высокая зарплата; • в связи с тем, что молодые педагоги не хотят работать в школе, у учителей бывает очень высокая нагрузка; • бывают очень трудные и не управляемые ученики, которые стараются учителю сорвать урок, не реагируют ни на какие замечания. • очень часто родители предъявляют претензии и учителя сильно расстраиваются из-за этого. • Да, работа у учителя сложная и трудная. Не каждый сможет работать в школе, даже имея диплом. Многие устраиваются туда, где больше платят. Чтобы работать в школе, надо любить детей. Чтец: (1) Вы не должны забывать учителей! Давайте послушаем аудио запись. Стихотворение: «Не смейте забывать учителей!»(А. Дементьев)
Ведущий: (1) Мы говорим уверенно: «Учитель – это звучит гордо!» Слушаем учительский вальс.
Ведущий: (1) Учитель! Труд твой кропотливый, С каким трудом ещё сравнишь? Ты словно сеятель над нивой, Бесценный урожай растишь! Ты будто первооткрыватель, Ведёшь по жизни молодёжь, Ты в тоннах знаний как старатель, Крупицу золота найдёшь!