Цель урока; обогащение знаний учащихся о Республике Казахстан как независимого государства; о пути становления города Тараз; воспитание патриотизма, интереса к культуре и истории народа, чувства любви и гордости за свою Родину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час Тараз мой любимый город»
Классный час на тему: Тараз мой любимый город.
Цель: обогащение знаний учащихся о Республике Казахстан как независимого государства; о пути становления города Тараз; воспитание патриотизма, интереса к культуре и истории народа, чувства любви и гордости за свою Родину.
Ход классного часа.
1 лепесток «Независимый Казахстан»
Дорогие ребята!
Казахстан – наша родная земля, наше наследство. Красив, богат Казахстан – страна древнего народа.
Свободен, величав и первоздан Звезде подобный, средь земель и стран Родной мой, лучезарный Казахстан! Казахстан – это имя страны, Казахстан – это имя весны, Казахстан – это солнечный свет, Казахстан – это крылья побед! Ты цвети, Казахстан, расцветай, Наш любимый и солнечный край. В этот день поздравляем тебя, Будь отрадна, родная земля!
Чтец 1. Земля отцов, казахская земля, Видала ты и счастье, и несчастье. Тебя копыта тюркского коня Топтали в зной и в зимнее ненастье. Тебя пленил жестокий Чингисхан С войной придя, все руша на своем пути, Опустоша дотоле много стран Он крови пролил океан!
Чтец 2. Ты видела нашествие джунгар И вновь тебя в крови топили! Ты не сдалась им, Родина моя, Не встала на колени! Российский царь, глядя Из своего столичного дворца, Тебя налогом обложил, как тяжкой пыткой, Пытаясь ввергнуть в стадию конца!
Борьба за независимость нашей Родины началась очень давно. В глубокой древности в Персии правил царь Каир. Он решил захватить землю, на которой жили наши предки – массагеты. Переправившись через Сырдарью со своими войсками, он предложил бесстрашной царице массагетов Томирис выйти за него замуж, но царица отказалась. В битве гордые массагеты разбили персов. Томирис приказала опустить голову Каира в мешок, наполненный кровью, и сказала: «Нельзя взять в жены целый народ. Ты хотел крови – вот она!» Единство и достоинство, свободу и независимость отстаивали верные сыны и дочери нашей Родины. Это гордые массагеты и их царица Томирис, мудрые Толе би, Айтеке би и Козыбек би, которые в тяжелые времена сохранили единство народа. Честь народа сберегли славные сыны Отечества – батыры Кабанбай, Богембай, Наурызбай, Райымбек и многие другие. Возглавляли народ в борьбе за независимость казахские ханы – Абылай и Абулхаир. Колониальная политика царизма привела к тому, что наш народ оказался под угрозой потери языка, веры, культуры и традиций. И всколыхнулась степь… Национально-освободительные движения в разное время возглавляли Сырым Датов, Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов, Кенесары Касымов, Амангельды Иманов. На Казахстан также обрушилась волна сталинских репрессий. Тех, кто отстаивал национальные интересы, обвинили в национализме и многих расстреляли. Среди них – Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Ильяс Жансугуров, Ахмет Байтурсынов, Магжан
Жумабаев и др. Чтец 3. О, Родина! Тебя от царской власти Освободил навек советский строй, Но ждали новые тебя несчастья, Ты встретилась с великою войной. С фашизмом битва в мире разразилась Вновь гибли храбрые твои сыны. Но кровью павших не обагрились В тылу твоем сухие ковыли! В годы Великой Отечественной войны Казахстан много сделал для борьбы с фашистами. На территории Республики было сформировано более 20 стрелковых дивизий, 425 тыс. казахстанцев пали смертью храбрых на полях сражений. Более 500 человек удостоены звания Героя Советского Союза, дважды Героем Советского Союза стали Талгат Бегельдинов, Сергей Луганский, Леонид Беда, Иван Павлов. 16 декабря 1991 года на карте появилось новое демократическое государство – Казахстан. В это труднейшее время казахстанцы доверили свои судьбы Н. А. Назарбаеву, который и стал первым Президентом Независимого Казахстана
Чтец 1. Я люблю Казахстан за прекрасные степи, За высокие горы и шумные реки. За орла, что парит в высоте надо мной, И за солнце люблю, и за неба покой. Чтец 4. За богатство народа люблю, За его доброту, чистоту. За единство и дружбу людей, За их честность и мудрость идей. За богатство прошлого я люблю, За батыров, погибших в бою! 2. лепесток «История Тараза»
Тараз - музей под открытым небом. В 2002 году городу исполнилось 2000 лет. Сегодня Тараз, некогда известный как «город купцов», является одним из древнейших городов Казахстана. На протяжении веков он был зеленым и прекрасным городом Средней Азии, который восхваляли многие поэты и писатели Востока. Долгое время Тараз стоял на караванной дороге Великого Шелкового Пути, что обеспечивало ему развитие и процветание. Древний казахский город давно привлекает внимание иностранных гостей как исторический и культурный центр южного региона республики. Туристы как ближнего, так и дальнего зарубежья приезжают посмотреть на такие его исторические архитектурные памятники, как мавзолеи Карахана, Айша-Биби и Бабаджи-Хатун, восточную баню, полностью украшенную изразцами и многие другие уникальные сооружения древних зодчих.
О времени возникновения города можно узнать из сообщения известного ученого А.Х. Маргулана. В частности, он пишет: «…По исследованиям ученых Шаванны, Де-Грота, В. Бартольда и многих других, гунны обосновались в долине реки Талас еще в 3 - 2 веках до нашей эры и построили город Талас с дворцами и башнями».
Немного позднее, в 7 - 8 веках н.э. в степях у реки Талас сложились племенные союзы саков и усуней, которые основали на этой территории городище Тараз. Следы древнего поселения были найдены на месте Центрального колхозного рынка (зеленого базара) современного города Тараза.
В греческих письменных источниках 568 года Тараз впервые упоминается как один из пунктов северного ответвления Великого Шелкового Пути. Дорога, на которой стоял город, проходила из Алмалыка (ныне район города Кульджа в Китае) в направлении города Ясы (сегодня казахстанский Туркестан) и далее вела вниз по течению Сырдарьи.
В 630 году через территорию города проезжал буддийский монах из Китая Сюань-Цзян, который оставил такое сообщение о городе: «прибыл в город Та-ло-се, имеющий 8 или 9 ли. Купцы из разных стран живут в этом городе вперемешку…».
751 год крепко вошел в историю Тараза. В этот год состоялась битва на реке Талас, в которой конница шаха Аббаса, правителя Арабского халифата, разбила армию Танского Китая при помощи наемников-тюрков из местного племени карлуков. С победой арабов в город пришел ислам.
В древности развитию города во многом способствовал Великий Шелковый Путь, который проходил из Китая через Среднюю и Переднюю Азию к портам восточного побережья Средиземного моря и заканчивался в странах Запада. Вдоль Шелкового Пути строили многочисленные караван-сараи, города, селения, прокладывали каналы, создавали центры ремесленников, воздвигали храмы и дворцы. С востока на запад и с запада на восток с километровыми караванами шли писатели и поэты, ученые и мыслители, миссионеры и паломники, зачастую передавая религию, обряды и культуру своих народов. Происходил оживленный обмен материальными и духовными ценностями. В 7 веке Тараз превратился в крупный город, игравший важную роль на дорогах Великого Шелкового Пути. Местонахождение Тараза на торговом пути в центре богатой земледельческой долины способствовало экономическому и культурному подъему. Родоначальник классической поэзии Востока Рудаки в 10 веке воспевал Тараз наряду с такими городами мусульманского Востока, как Бухара и Рей (нынешний Тегеран).
В 8 - 10 веках Тараз находился в составе Карлукского ханства. Наибольшего же расцвета древний город достиг в 10 - 12 веках, в период правления Караханидов. В это время он становится одним из уделов государства. Согласно археологическим раскопкам в этот период здесь имелись водопровод из глиняных труб, общественные бани, монетный двор, мощеные улицы и другие сооружения.
Письменных источников, доказывающих факт нападения на город монголов, к сожалению, не существует. Однако среди исследователей есть предположение, что в 1220 году население Тараза оказало армии Чингисхана серьезное сопротивление, вследствие чего последние сожгли и разрушили город до основания. Об этом свидетельствуют остатки пожарищ, обнаруженные при раскопках. Затем город, скорее всего, был переименован монголами в Яны, то есть, «Новый», потому что при дальнейшем его упоминании как европейские, так и арабские источники пишут: «…город Яны, называвшийся до завоевания Таразом».
Конец былому могуществу города Тараза положили, по всей видимости, частые набеги чужеземцев и междоусобные войны. Существенную роль в ослаблении и упадке города сыграли также и великие географические открытия, в результате которых торговые сухопутные пути уступили свое место морским дорогам.
В конце 18 века близ руин Тараза переселенцы из Кокандского ханства построили крепость. А чуть позднее, в начале 19 столетия, на месте древнего Тараза вновь разросся город, и назвали его Аулие-Ата, («Святой Старец»). Первыми поселенцами города стали узбеки, приехавшие из Намангана.
3. лепесток «Тараз современный»
Нынешний Тараз - современный красивый город, административный центр Жамбылской области и, возможно, один из лучших городов республики. В его становлении и развитии принимали и принимают участие многие поколения горожан. На 2009 год население города составило более 380 тысяч человек. Сегодня Тараз - многонациональный город. Преимущественно здесь проживают представители коренного населения, но имеется процент и таких национальностей, как русские, киргизы, узбеки, уйгуры, дунгане, немцы, греки, украинцы, чеченцы, курды, татары, азербайджанцы и другие. По причине такого национального разнообразия в городе функционирует «Дом дружбы народов»
Город расположен в южной части Казахстана, возле границы с Киргизией, на реке Талас (Тараз). Здесь работают практически все главные виды транспорта; имеются аэропорт, железнодорожная станция и автовокзал. Благодаря наличию в горах Каратау фосфорных руд в городе развитие получила фосфорная индустрия. Заметна работа таких промышленных гигантов, как Суперфосфатный завод и НДФЗ (или «Казфосфат»).
Неузнаваемо за последние годы изменилась и архитектура города. Построены и строятся новые гостиницы. Особенно интересен один факт: на крыше одного из новых отелей в скором времени будет сооружена вертолетная площадка, с которой туристы смогут совершать свои удивительные воздушные экскурсии.
- Работа по картам.
4. лепесток «Я открываю город»
Дети рассказывают о новых названиях улиц города, о истории улиц Пушкина, Наманганской и Ташкентской.
Версии легенд о Айша биби
1. Легенда о Айше-Биби
Жил на свете батыр Карахан. Он влюбился в девушку по имени Айша-Биби, дочь своего заклятого врага. Однажды, не надеясь получить благословение отца девушки, батыр Карахан ворвался в аул, схватил свою возлюбленную и умчался прочь. Отец девушки направил вслед за ними своих стражников и приказал убить обоих.
Долго бежали влюбленные, спасаясь от погони. Устав за несколько дней непрерывной скачки, девушка решила искупаться в реке Асу, на берегу которой они остановились отдохнуть. Но стражники отца и тут подстерегли их. Они подложили в головной убор девушки - саукеле - маленькую степную гадюку. Девушка хорошенько выкупалась в теплой речной воде и стала одеваться. Она набросила на себя саукеле. Тут-то и ужалила ее проклятая змея. Айша-Биби потеряла сознание, и по всему было видно, что она умирает. Тогда батыр Карахан поднял ее на руки и понес в ближайший аул к мулле, чтобы тот благословил их. Всего несколько минут длилось их семейное счастье. Айша умерла на руках батыра. В тот же час и день Карахан поклялся любить ее вечно.
На том месте, где умерла Айша-Биби, позднее был построен мазар. Рядом с ним Карахан построил и себе мазар, чтобы после смерти быть вместе с любимой. До последних своих дней батыр Карахан, одетый в белые одежды, жил недалеко от могилы Айша-Биби, охраняя ее, молясь богу и прося у него прощения.
За набожность и святость народ стал считать его святым. А это место стало называться Аулие-Ата - «Святой Отец»
2. Мавзолей был воздвигнут одним из правителей династии Караханидов над могилой его прекрасной невесты Айша-Биби, дочери суфийского поэта Хаким-Ата. Народные предания гласят, что коварная змея оборвала жизнь юного создания на пути к возлюбленному.
3. По одной из них Айша-биби была дочерью известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани. После его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Увидев однажды девушку, правитель Тараза Карахан Мухаммед влюбился в нее без памяти и тут же попросил ее руки. Однако шейх неожиданно отказался выдать замуж свою племянницу. Он, обуреваемый ревностью, запретил красавице встречаться с Караханом.
Тогда молодые решили пожениться втайне, и для этого таразский правитель послал к Айше нескольких джигитов. Те подговорили ее подружек и кормилицу Айши – Бабаджи-хатун, которая согласилась помочь побегу красавицы.
Карахан ждал возлюбленную, но в назначенный час ее не было. Оказалось, девушки решили искупаться в придорожной реке Аса. Одна из подружек – то ли из зависти, то ли ради шутки – подложила в одежду Айши ядовитую змею. И красавица умерла от смертельного укуса...
Скорбящий Карахан велел построить мавзолей сказочной красоты на месте ее гибели. Няня Айши Бабаджи-хатун стала хранительницей ее усыпальницы и после смерти была похоронена в 20 шагах от своей воспитанницы, на месте ее захоронения тоже возведен мавзолей.
4. «Осень... Тучи... Земля прекрасна...» Почти тысячу лет эта строчка, исполненная куфической вязью арабского алфавита, украшает узорчатую колонну знаменитого мавзолея Айша-биби
Молодой батыр — правитель Тараза Карахан Мухаммед полюбил красавицу Айшу, дочь мусульманского святого Зенги Баба и Анвар Бегим. Девушка ответила ему таким же пылким чувством. Когда Карахан вернулся в Тараз, затосковала красавица. Решив во что бы то ни стало увидеться с любимым, она просит благословения у родителей. Поступок Айши —неслыханная дерзость по тем временам, и рассерженный Зенги Баба запрещает дочери ехать к Карахану. Но ничто не может остановить отважную девушку. Ночью с няней Бабаджа Хатун она незаметно покидает дом. Путь их лежит в Тараз. На берегу Асы они останавливаются, чтобы передохнуть и привести себя в порядок. Здесь ядовитая змея жалит Айшу. Оплакивая возлюбленную, Карахан хоронит ее на холме. А над могилой самые талантливые мастера, приглашенные им, строят чудесный мавзолей, равного которому не было и нет во всей Средней Азии...
Есть у этой трепетной легенды не менее волнующее и печальное продолжение. Похоронив свою воспитанницу, няня Бабаджа Хатун остается до конца своих дней хранительницей могилы Айши...
Эта версия легенды наиболее любима таразцами.
«Айша-биби» — единственный в Казахстане и Средней Азии памятник архитектуры, полностью облицованный резными терракотовыми плитками.
Если же легонько постучать по старинному кирпичу чем-нибудь металлическим, то он отзовется тихим мелодичным звоном. Долгое время утверждали, что это звучит золото, которое добавляли в глину, ведь все тайное обрастает вымыслами. Что ж, ученые исследовали и этот феномен — золота в глине не обнаружено. А еще, если приложить ладонь к старым изразцам, то почувствуешь тепло любви молодых людей. Это Карахан и Айша передают свое благословение потомкам. А новые, восстановленные изразцы холодные. Мавзолей по-прежнему не раскрывает своих главных тайн.
Я ______________________ свой город. Мне нравятся его ______________________, ________________________, _________________________. Очень хочется, чтобы Тараз был _____________________, _______________________, ______________________________ и _____________________________. И пусть никогда ______________________ ______________________ ______________________. Я желаю своему городу ______________________ ______________________.
Учитель: Давайте прочтём несколько пожеланий.
А от себя я хочу сказать. Тараз- это частичка Независимого Казахстана, наша малая Родина. Богатство, самобытность и многообразие древней и средневековой культуры Тараза свидетельствуют о крупном вкладе народов Казахстана в сокровищницу мировой цивилизации. И мы обязаны сохранить и преумножить эту сокровищницу Независимости. Ведь Независимость – это будущее наших детей. Мы передаем им в наследство Единство, Мир и Благоденствие! Пусть каждый день поют, танцуют и смеются дети – дети Республики Казахстан!