kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час по теме "Не бывает прав без обязанностей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) способствовать формированию убежденности учащихся в том, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (статья 29 Всеобщей Декларации прав человека);

2) показать единство прав и свобод;

3) показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме "Не бывает прав без обязанностей"»

Классный час "Нет прав без обязанностей»

Дата: 19.02.22

Цели:

1) способствовать формированию убежденности учащихся в том, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (статья 29 Всеобщей Декларации прав человека);

2) показать единство прав и свобод;

3) показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.

Задачи:

  • обучать учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа игровых ситуаций;

  • формировать навыки критического анализа сложных ситуаций, развивать логическое мышление;

  • развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды;

  • формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;

  • формировать навыки нравственного и законопослушного поведения;

  • воспитывать правовую грамотность и ответственность за свое будущее.

Форма: игра с элементами ситуативного практикума и применением ИКТ.

Целевая аудитория: ученики 7в класса.



Сценарий мероприятия

Звучит заставка «Я имею право». На экране демонстрируется видеоролик о правах детей, сделанный по мотивам мультфильмов.

1) Учитель:

Здравствуйте, уважаемые ребята!

Вы знаете о том, что в лицее существует особая традиция: ежегодно в первую половину декабря проходит «неделя правовых знаний». 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. А 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. Вы знаете и о том, что в прошлом учебном году в школе прошли выборы Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Классный час правовых знаний в этом году провожу я вместе с моими помощниками – ребятами, участниками школьной примирительной.

Успешным является тот человек, кто имеет активную жизненную позицию, то есть сможет найти правильный выход из любой трудной жизненной ситуации; никогда не останется безучастным. Наша задача - помочь вам научится применять правовые знания в жизни; задача каждого из вас – вынести с классного часа какое-то новое знание или умение, которое пригодится вам в будущем. И чтобы мы с вами лучше поняли друг друга, мы приготовили для вас «зеленые листочки правовых знаний», заполнить которые вы должны будете в течение классного часа, ответив на два вопроса: «что нового или полезного ты сегодня узнал»; и по желанию - «какой вопрос ты хотел бы задать по правам участников ОП».



2) Учитель: Прежде чем объявить тему классного часа, я хотела бы задать вам простой вопрос: что такое права?

Готовясь к занятию, мы с ребятами провели социологический опрос среди учащихся лицея. И вот что они ответили нам на вопрос «Что такое права?» ( ответы учащихся)

3) «Социолог» (Имамадин И.): Мы пришли к выводу, что наши ребята неплохо владеют знанием своих прав, то есть обладают правовой грамотностью. Однако мы спрашивали и о том, нарушаются ли права ребенка в стенах нашего учебного заведения. И пришли к выводу, что такие ситуации случаются.

Учитель: Достаточно ли хорошо знать свои права, чтобы жить в защищенном законом обществе? (ответы учащихся). Общий вывод: нет прав без обязанностей. Международные документы дают детям и взрослым много прав. Однако, реализуя свои права, человек не может действовать наперекор интересам других или ограничивать их права. Права влекут за собой обязанности.

4) Учитель: Тема нашего классного часа - "Нет прав без обязанностей".

5) Слово «правоведу» (Макатаева Г.) (фрагмент презентации о правах и обязанностях).

Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моралью, моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей.

Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.

Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека-гражданина определяются законами, а сами законы определяются правом.

6) Учитель: - Какие группы прав вам известны? Выполнение задания на определение нарушения. Какое право ребенка нарушено и к какой группе прав оно относится? (слайды).

7) Учитель: - Всегда ли знание прав и обязанностей является залогом правопорядка? (ответы учащихся). Вывод: обязанности следует не только знать, но и выполнять.

А сейчас мы проверим, умеете ли вы себя вести в конкретных ситуациях. Задание «Умеешь ли ты применять знания на практике?» (видеоролики или инсценировка конфликтных ситуаций; разбор ситуаций). На какие группы можно разделить обязанности ребенка? (обязанности перед самим собой; перед семьей; перед государством; перед другими людьми).

8) - Что происходит, если человек не выполняет своих обязанностей? (хаос, беспорядок; наказание).

- Всегда ли ограничение прав и свобод связано с совершением правонарушения? Где граница прав? (ответы учащихся).

Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни). Задание «Аквариум». Случайно выбранные учащиеся должны инсценировать ситуации на уроке: ученик спит на уроке, т.к. считает, что имеет право на отдых; ученик на уроке слушает плеер, т.к. считает, что имеет право на свободное пользование культурными ценностями; ученик во время урока передвигается по классу, т.к. считает, что у него есть свобода передвижений; ученик на уроке разговаривает по телефону. Второй вариант задания: разбор ситуаций по слайдам.

Представьте, что мы на обычном уроке. - Какое право пытался реализовать ученик? Почему это было невозможно?

Вывод: абсолютной свободы не бывает; твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.

9). Предлагаю и вам поразмышлять.

Слово «Знатоку человеческих душ» («мудрецу»). Смысловое восприятие притчи "Гвоздь воспитания". (БертлеуовД.)

«Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

Гвоздей нет, а дырки остались…»

Учитель: - Что символизировали вбитые в столб гвозди? Почему мальчик заплакал?

Возможные выводы учащихся:

  • Я думаю, что эти дырки – неприятные воспоминания для мальчика.

  • Можно сказать, что эти дыры как раны на теле. Они болят.

  • Дырок много, значит плохих дел много. Мальчику стыдно.

  • Мальчик плакал, значит, он осознал свою вину.

Общие выводы.

10) Рефлексия. В начале занятия учитель раздает учащимся по листу цветной бумаги в виде листочка кедрового дерева. Детям предлагается оформить плакат, на котором растет кедр. Это «дерево правовых знаний». Кедр растет все время, пока живет человек. У каждого из нас свой уровень правового образования. Но есть для всех людей общие принципы и понятия о правах и обязанностях, которые представляют ценность для всех и всегда. Учащимся предлагается записать на кедровых листьях утверждение (правило, постулат), которое больше всего запомнилось им на занятии. Несколько человек озвучивают вопросы Уполномоченному. Учащиеся озвучивают свои впечатления и приклеивают свои листочки на «дерево правовых знаний».



Для видеороликов

Сценка №1 из школьной жизни.

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?

Оля. Нет, я освобождена.

(все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать)

Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)

Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?


Сценка №2. В семье.


Сын с друзьями слушает громкую музыку. Мама: Сколько тебе раз можно говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы! Сын: Но, мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний!

Ведущий: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?

Ответ: Ст.15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире или дом, и является нарушением общественного порядка.

 

 Сценка №2.


Ученик: Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не интересные. Пусть нам другого учителя по истории найдут, поумнее. Учитель: Как ты смеешь со мной так разговаривать? Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому, что я от него вчера пострадавший – меня за вашу двойку, знаете как наказали? Не разрешили в компьютер играть. Так что я на уроки ваши больше ходить не буду!

Ответ: закон на стороне Марии Ивановны; заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей Статья 13.


Задания для практикума «Преступление или проступок»

СИТУАЦИЯ № 1.

Пятиклассник приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде.

Как можно расценить поведение мальчика, как проступок или преступление?

Ответ:

Это проступок, т.к. ничего противозаконного не совершено. Но все-таки юноша нарушил устав школы (не посещал уроки), значит это проступок. За такой проступок предусмотрено наказание – выговор, директор может вызвать в школу родителей.


СИТУАЦИЯ № 2

Одиннадцатиклассники поджидали детей начальных классов за углом школы и отбирали у них деньги.

Ответ:

Проступком эти действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Эти ребята совершили преступление. Вымогательство – преступление, предусмотренной ст.163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Учащиеся знакомятся с изданием «Уголовный Кодекс Российской Федерации»

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.


СИТУАЦИЯ № 3

Десятиклассники в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

Ответ:

Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».


ИГРА «ВЕРНО-НЕВЕРНО»

Каждой группе раздаются карточки зеленого и черного цвета. Педагог зачитывает ситуации и высказывает свое мнение, оценивая их как проступок, правонарушение или преступление. Учащиеся в случае согласия поднимают зеленую карточку, а наоборот – черную. Свое решение учащиеся обосновывают, разъясняют.

СИТУАЦИЯ 1:

Девушка одна поздно возвращалась домой после дискотеки. К ней подошли группа подростков, ее окружили. Один – вырвал из рук сумочку, другой сорвал золотую цепочку.

Я считаю это преступление. Ваше мнение.

Правильный ответ:

Это преступление. Грубое нарушение закона – грабеж.

СИТУАЦИЯ 2:

Группа учащихся вела себя вызывающе: сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, писали на школьном имуществе нецензурные слова. Потом выяснилось, что они отбирали деньги у младших школьников. Когда двое одноклассников предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их избили.

Я предполагаю, что это проступок.

Правильный ответ:

Это преступление – грабеж, нанесение побоев.

СИТУАЦИЯ 3:

Девушка-девятиклассница ушла из дома жить к подруге, но школу и уроки посещает.

Я считаю это правонарушение.

Правильный ответ:

Это проступок.



Тренинг «С какого возраста это возможно?»

1. Положить деньги в банк. С 14 лет

2. Купить тетрадь и ручку. С 6 лет

3. Забрать братишку из детского сада. С 18 или с 14, но с письменного согласия родителей

4. Вступить в брак. С 18, но в ряде муниципальных образований – с 16

5. Водить автомобиль. С 18 лет

6. Кататься на мотоцикле. С 16 лет, если есть вод. удостов.

7. Участвовать в выборах в Думу. С 18 как избиратели, с 21 как кандидат в депутаты

8. Избираться Президентом. С 35 лет

9. Привлекаться за мелкое хулиганство. С 16 лет

10. Привлекаться к уголовной ответственности за вымогатель­ство. С 14 лет

11. Наказываться за неповиновение сотруднику милиции. С 16 лет

12.Оплатить стоимость сломанной парты. С 14 лет

13. Отвечать за преступления по всем статьям Уголовного Ко­декса. С 16 лет, а за особо тяжкие преступления с 14 лет

14. Могут объявить о вашей эмансипации. Эмансипация – полная самостоятельность, независимость, дееспособность. С 16 лет, если человек работает, зпнимается предпринимательской деятельностью, вступил в брак.

15. Продать полученный в наследство дом. С 18 лет

16. Быть арестованным. С 16 лет

17. Быть задержанным. С 16 лет



Задания для команд



 2. Галерея.

 

Ведущий: На экране вы видите изображение картины художника:

 

- Василия Перова «Тройка». Какое право ребёнка нарушено? (Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию)

 

- Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Иллюстрацией к какому праву может служить эта картина? (Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством) 

 

-  Константина Маковского «Игра в бабки» (Право ребёнка на отдых и досуг)

 

3. Музыкальный вопрос.

 

Ведущий: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни:

 

-  «Пусть всегда будет солнце». О каком праве в ней поётся? (Право на жизнь и свободу)

 

-  «Песня бременских музыкантов» (Право на свободу передвижения)

 

-  «Чему учат в школе» (Право на образование)

 

4. Без слов.

 

Ведущий: Каждая команда получает карточку с крылатым выражением, пословицей. Вам нужно будет изобразить её при помощи мимики и жестов и объяснить о каком праве идёт речь.

 

-  В здоровом теле – здоровый дух. (Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья)

 

-  У семи нянек дитя без глазу. (Право ребёнка на заботу родителей)

 

-  Устами младенца глаголет истина. (Право ребёнка свободно выражать своё мнение)

 

-  Капля никотина убивает лошадь. (Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ)

 

5. Законопроект.

 

Ведущий: Сейчас вы сможете сами придумать и предложить закон, который нужно будет соблюдать в нашей школе учащимся или учителям, а может быть родителям.

 

6. Социальная реклама.

 

Ведущий: Каждый ребёнок должен знать свои права, но многим мальчишкам и девчонкам лень их учить. Ваша задача придумать и нарисовать рекламу, которая:

 

-  привлечёт внимание ребят к законам (задание для 1-й команды)

 

-  покажет, что свои обязанности нужно выполнять (задание для 2-й команды)

 

7. Литературные герои.

 

-  В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жизни? (побеждает команда, назвавшая большее количество сказок)

-  Вспомните сказки, где было нарушено «Право на защиту от разлучения с родителями» и герои были насильно разлучены с родными. «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева» и т. д.

-  Какие права нарушены в сказке Ш. Перро "Красная шапочка"? (нужно назвать как можно больше прав)

 

8. Шифровка.

 

Ведущий: Нужно прочитать зашифрованное изречение известного поэта и философа. Буквы расположены не по порядку. Прочитать цитату можно продвигаясь от самой маленькой буквы по возрастанию к самой высокой или наоборот: от самой высокой к самой маленькой.

Ответ: "У того, кто решит изучать все законы, не останется времени их нарушать" (Гете);

 «Ничто так плохо мы не знаем, как - то, что каждый должен знать - закон» (О.Бальзак).

 

9. Правовая копилка.

 

Ведущий: Сейчас команды будут по очереди перечислять права детей. Команда, назвавшая больше прав, одержит победу.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Классный час по теме "Не бывает прав без обязанностей"

Автор: Кошетова Гульмира Жаленовна

Дата: 24.03.2022

Номер свидетельства: 603270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "План - конспект классного часа по правовому воспитанию в 4 классе на тему: «Права и обязанности человека»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_klassnogo_chasa_po_pravovomu_vospitaniiu_v_4_klasse_na_temu_prava_"
    ["file_id"] => string(6) "591295"
    ["category_seo"] => string(5) "pravo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1636882296"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Классный час "Дорогою добра" "
    ["seo_title"] => string(29) "klassnyi-chas-doroghoiu-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "240610"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445071103"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Разработка классного часа «Безопасный труд-право каждого человека» "
    ["seo_title"] => string(72) "razrabotka-klassnogho-chasa-biezopasnyi-trud-pravo-kazhdogho-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "214139"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432218365"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Ведите тетрадь учета проведения тематических классных часов"
    ["seo_title"] => string(72) "vieditie_tietrad_uchieta_proviedieniia_tiematichieskikh_klassnykh_chasov"
    ["file_id"] => string(6) "446148"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514041705"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Классный час на тему   «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»   (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(102) "klassnyi-chas-na-tiemu-prava-i-obiazannosti-dietiei-konstitutsiia-rf-gosudarstviennyie-simvoly-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132490"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416338860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства