Просмотр содержимого документа
«Классный час "Будь патриотом"»
МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» Классный час «Патриотизм»
Учитель истории и обществознания:
Слядзевская Ирина Сергеевна
Область применения: классный час, посвящённый празднованию Дня Защитника Отечества.
Возраст обучающихся: 10 – 11 лет.
Обоснование значимости и актуальности
Значимость и актуальность данной темы определяются:
• особой ролью молодого поколения как стратегического ресурса сохранения и возрождения страны, патриотических ценностей и традиций;
• наличием сложного комплекса проблем в сфере организации гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи, требующих как новых форм работы, так и учета и использования накопленного опыта;
• пониманием, что только через возрождение патриотизма и гражданственности можно наиболее эффективно прийти к возрождению величия Российского государства, базовая ценность которого - духовно обогащенная, физически развитая, социально адаптированная, граждански ориентированная, гуманистическая личность, четко осознавшая свою роль в обществе.
Цель: Организовать ценностно - ориентированную деятельность по принятию личностью нравственно значимых идей; стимулировать нравственно ценные мотивы поведения, способствовать формированию сознания, самосознания и мотивации ребенка, активной жизненной позиции.
Ожидаемый результат.
Положительная динамика по следующим направлениям:
сознательное приобщение детей к историческому и культурному наследию нашей страны;
создание в среде школьников благоприятного, дружеского микроклимата;
коррекция негативных сторон воспитания, обусловленных влиянием окружающей среды;
Форма: Час общения.
Тематическое содержание:
Определение понятий «патриот», «патриотизм»
Сущность патриотизма с точки зрения групп учащихся «историков», «краеведов», «экологов», «филологов» и т.д
Формирование социально значимых норм и ценностей, сознания подростков
Перечень литературы для учащихся и педагогов:
Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М., 2002. - 212 с.
Буторина Т.С., Овчинников Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. — СПб.: КАРО, 2004. - 224 с.
Валеев И.И. Народность и патриотизм. — Уфа: Башкортостан, 2000. — 266 с.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотизм на службе России: Эссе. — Изд. 2-е, доп. — Волгоград: Авторское перо, 2005. — 36 с.
Галкин СВ. Патриотическое воспитание молодежи в пространстве физической культуры: теория и опыт: Научное издание. — Волгоград: Авторское перо, 2004. — 144 с. Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения: Учеб. пособие. — Волгоград: Перемена, 2004. — 102 с.
Дементьев А. Великие идеи патриотизма в творчестве русских классиков. — Л., 1944.
Основные знания, умения и навыки, полученные в ходе проведения:
Учащиеся должны знать:
Определение понятий «патриот», «патриотизм»
Качества, присущие патриоту
Правила ведения дискуссии
Учащиеся должны уметь:
Делать свободный выбор
Отстаивать свою точку зрения
Инструментарий:
Подборка научно – популярной, учебной и художественной литературы по теме, учебный класс, компьютер, эпиграф, карточки, высказывания для проведения рефлексии.
Подготовительная работа: Учащиеся по желанию делятся на группы «историков», «краеведов», «экологов», «филологов», которые готовят сообщения по своему направлению. Изготавливаются карточки для игры «Составь портрет».
Содержательная часть.
№
Этап
Цель
Методика
I
Организационный момент
(2мин)
Создание положительного эмоционального настроя.
Дети рассаживаются в круг. Создать настрой на общение: «Я рад с тобой общаться».
II
Введение
(3мин.).
Организация сознания ребят.
Обозначить проблему. Поставить вопрос «Патриот - кто он?»
III
Информация
(5мин.)
Вызвать переживания у ребят.
Работа с эпиграфом.
-Что означает для вас слово «Родина».
Учитель сообщает значение слова «патриот».
IV
«Я - позиция»
(15мин).
Активизация мыслительной деятельности, столкновение различных точек зрения.
Выступления инициативных групп: «историков», «краеведов», «экологов», «филологов» с самостоятельно подготовленными выступлениями.
План
1)Что значит для вас « любить Родину»?
2)Цитаты известных людей.
3)Стихи, пословицы, поговорки.
V
Дискуссия(10мин.).
Формирование социально значимых норм и ценностей.
Игра «Составь портрет». Ребята читают высказывания и определяют, является ли оно качеством патриота.
Ответить на вопрос, поставленный во введении.
VI
Рефлексия(5мин.)
Формирование сознания ребят.
Закончить фразу: Я думаю, что…
-любить родину можно, если она любит тебя;
-всегда нужно пытаться изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему;
-есть страны, в которых мне жилось бы лучше.
VII
Итог занятия (3мин.)
Свободный выбор.
Слово классного руководителя и предложение сделать выбор самостоятельно: нужно ли быть патриотом каждому человеку.
VIII
Рефлексия общения (2мин.)
Выяснить изменения в эмоциональном настрое.
Выбери выражение лица, соответствующее твоему настроению.
Практикум-тест: «Спасибо за общение».
- Если вы довольны результатами общения, поблагодарите друг друга.
Приложение.
Эпиграф:
«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив семьёй и родиной».
У.Фоскало.
Игра «Составь портрет»:
Учитель задает вопрос: можно ли считать человека патриотом, если он обладает следующими качествами, перечисленными на карточках. Учащиеся самостоятельно распределяют их по трём группам: «Да», «Нет», «Не знаю», объясняя свой выбор.
Карточки
Употребляет наркотики, алкоголь
кричит на родителей, взрослых, сверстников только в редких случаях
считает, что пожертвовать жизнью одного человека можно пожертвовать ради одного человека
молча выслушивает упрёки в адрес своей страны
хочет служить в рядах вооруженных сил страны
умеет действовать в чрезвычайных ситуациях
терпеливый, добрый
хорошо трудится
умный, много читает
занимается спортом
всегда после себя в лесу сжигает мусор
курит по одной сигарете в день
позволяет в своём присутствии сквернословить
Список использованной литературы:
1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс – М.: Просвещение, 2010
2. Кадашникова Н.Ю. Воспитываем патриота и гражданина.- М «Учитель», 2009
3. Кишенкова О.В.Путешествие юного гражданина – М.: Дрофа, 2005.