Познакомить детей с элементами музыкальной грамоты.
Развивать творческие способности, расширять кругозор детей Құрал жабдықтар, көрнекті кұралдар/ Оборудование, наглядные пособия: раздаточный материал, компьютер
Барысы/ Ход:
Учитель: Добрый день, дорогие наши гости!
Ребята! Тема нашего классного часа сегодня «Час музыки». Мы будем учиться слушать и понимать музыку.
И начинаем мы его интеллектуальной разминкой:
oКаким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? /темп/
oКакой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? /аккордеон/
o Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? /фортепиано/
oКакой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? /баян/
o Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижёром? /оркестр/
o Назовите птицу, которую называют «певцом русских полей». /жаворонок/
o Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы? /марш/
o Графические знаки для обозначения музыкальных звуков? /ноты/
oСамый большой духовой музыкальный инструмент? /орган/
oКак называют модную песенку, хит, «гвоздь» сезона? /шлягер/
oКак называется дирижёр, который руководит хором? /хормейстер/
oКакой европейский город считают родиной вальса? /Вена/
oС именем какого эстрадного певца связана жизнь популярной песни Д. Тухманова «День Победы»? /Лев Лещенко/
o Писатель Э. Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов «научил» этого персонажа петь? /В. Шаинский/
oКак называют музыканта-исполнителя, в совершенстве владеющего техникой своего инструмента? /виртуоз/
Итак…
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведёт нас за собой.
/Звучит «Мелодия» из к/ф «Профессионал»/
Что заставляет душу поэта танцевать? Музыка. Что заставляет художника рисовать прекрасные картины, музыканта петь прекрасные песни? Вдохновение, которое даёт красота. Подобно тому что мы зовём музыкой в повседневной жизни, для многих архитектура – это музыка, садоводство – это музыка, фермерство – это музыка, рисование – это музыка, поэзия – это музыка. Во всех занятиях жизни, где красота является вдохновением, существует музыка.
Но среди различных искусств музыкальное искусство считается особо божественным, потому что оно является в миниатюре точной копией закона, действующего во всей вселенной. Например, если мы будем изучать себя, то обнаружим, что удары пульса и сердца, вдохи выдохи дыхания, - всё это работает в ритме. Жизнь зависит от ритмической работы всего тела. Дыхание проявляется как голос, как слово, как звук; и этот звук постоянно слышим, звук вовне и звук внутри нас самих. Это музыка. Музыка вдохновляет не только душу великого музыканта, но и каждое дитя, которое как только приходит в мир, начинает двигать своими маленькими ручками в ритме музыки. Поэтому не будет преувеличением сказать, что музыка есть язык красоты.
Ученик 1: Что тоньше слов с душою говорит?
Что так ласкает и тревожит сердце?
Конечно, музыка – её эфирный мир
Вдруг приоткроет двери…
Найти гармонию в трущобах наших душ
Ни дьяволу, ни Богу неизвестных,
Дано лишь музыке – её живой мотив
Растопит льды, разбудит в душах нежность.
И тот, кто музыку, как логарифм
Слагает, как завистливый Сальери,
Увы, не сможет полной жизни дать,
Его мелодия не станет вечной…
Она рождается, как утренний туман
У рек глубоких, полных жизни,
Она живёт, как бог, и тут, и там,
Её запишет тот, кто сердцем слышит!
Учитель: Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать звуки из различных предметов. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты.
Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку.
А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живёт повсюду, проявляясь в разных звуках.
Учитель: Чтобы понять и полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться её слушать. Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, человеческой речи. А интонацией голоса мы передаём состояние своей души, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, по одной только интонации речи, а также по её громкости и темпу мы можем определить, с чем к нам обращаются: с радостью или печалью, приказом или просьбой и т.д.
Так же и в музыке. «Музыка – это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души», - такое точное определение дал ей композитор А. Серов.
В музыке можно выразить все человеческие чувства: восторг и отчаяние, тихую радость и бурное ликование, торжество и разочарование, тревогу и надежду. «Стенографией чувств» назвал музыку Л. Толстой «От сердца – к сердцу» - сказал о ней Л. Бетховен.
Ученик 3: Из пут пространства узкого
Обыденных невзгод
Людей уносит музыка
В дерзающий полёт.
И звёзд немых сияние,
И грозный гром войны,
И с морем рек сияние,
И смутный шум весны –
Всё, всё она торопиться
В себе сроднить с людьми –
То бурей в сердце бросится,
То паузой томит,
То молниями вспенится,
Греметь заставит медь,
То арф и скрипок пленница
Ручьём начнёт звенеть.
Ища в мгновеньях вечности,
Из звуков строит свод
И самым человеческим
Нам голосом поёт.
Учитель: а вы знаете, что загадки на уроках музыки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. В некоторых из них музыкальное начало (признаки, особенности, характер музыки) скрыто в самом загадываемом слове. Такие загадки - ещё и источник новых знаний.
Ученик:
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой из разных стран!
Кто же это...
(барабан).
Сидит петух на воротах:
Косы до полу, голос до неба
(колокол).
Низким голосом медведь
может громко зареветь.
Слышно льва, хоть он не близко.
Его голос тоже низкий.
Назовите мне сейчас
Самый низкий голос...
В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Но совсем не каждый знает,
Что в оркестре он играет!
Тихо, нежно зазвенит,
Будто всё посеребрит.
А затем умолкнет скоро
По сигналу дирижёра.
Знает ли то каждый школьник,
Что такое...
Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают…
Это что за инструмент
Высотою в целый дом?
В трубы, в дерево одет,
украшения на нём.
Голосов имеет много
Этот звучный великан.
Он то ласковый, то строгий,
А зовут его...
Форте — громко,
Пиано — тихо.
Кто наигрывает мне?
Без ошибки, без изъяна
Ну, конечно…
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло всё: играет…
Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт…
Учитель: Научиться слушать и понимать серьёзную музыку сложно. Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех душевных сил.
«Музыка – могучий источник мысли».
Ученик 4: Я никогда не понимал
Искусства музыки священной
А нынче слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встаёт,
И близким кажется, и ясным
То для меня мечта поёт,
И веет таинством прекрасным.
Ученик 5: Вот музыка та, под которую
Мне хочется плакать и петь
Возьмите себе оратории
И дробь барабанов, и медь.
Возьмите себе их в союзники
Легко, до скончания дней,
Меня же оставьте с музыкой,
Мы будем беседовать с ней.
Учитель: - Кто сочиняет музыку?
- Каких композиторов вы знаете?
- Как музыка приходит к нам?
- Кто исполняет музыку?
- Какие музыкальные инструменты вы знаете?
У каждого народа есть своя музыка. Музыка нашей Родины неповторима. «В ней наше славное прошлое и достойное настоящее, седая старина и современность. Русская музыка так много говорит сердцу каждого из нас потому, что в ней живёт душа народа».
/Звучит песня А. Морозова на стихи А. Поперечного «Малиновый звон»/
Ученик 6: Ты откуда, русская,
Появилась музыка?
Зародилась в поле чистом?
То ли в лесе мглистом?
В радости ли, в боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки.
Уронили дудки.
Пролетели гуси.
Уронили гусли.
Их порою вешнею
Нашли – не удивились.
Ну а песня?
С песней на Руси родились.
/звучит Концерт для фортепиано с оркестром №1 П.И. Чайковского/
Учитель: А сейчас вспомним величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского. Пожалуй нет ни одного композитора, который бы работал в стольких музыкальных жанрах, как он. Чайковский писал симфонии, оперы, балеты, симфонические поэмы, инструментальную музыку, вокальные произведения и др. он оставил огромное музыкальное наследие.
Яков Полонский посвятил Чайковскому стихотворение «Музыка».
Ученик 7: И плывут, и растут эти чудные звуки
Захватила меня их волна…
Поднялась, подняла, и неведомой муки и блаженства полна…
Их божественный лик на мгновенье
Неуловимой сверкнув красотой
Всплыл, как живое виденье,
Над этой воздушной, кристальной волной.
И отразился,
И покачнулся,
Не то улыбнулся
Не то прослезился…
Учитель: Имя этого русого композитора знакомо прежде всего по замечательным произведениям для фортепиано.
Сергей Васильевич Рахманинов очень любил свою Родину, русскую природу.
/Звучит Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова/
Ученик 8: Мелодия возникла и пропала.
И вновь возникла,
И опять пропала,
Как будто из далёкого далёка
Её волнами доносили ветры.
Наверно,
Можно было бы заметить
Как ясный звук
Легко рождался в сердце
Потом бежал по нервам
К чутким пальцам,
А пальцы плавно клавишей касались,
Послушным струнам звук передавали.
И вот она, мелодия живая
Восстала страстно из небытия.
Учитель: Как самые большие реки начинаются с истока, так западноевропейская музыка начиналась с Иоганна Себастьяна Баха. Его творчество открыло дорогу великим классикам: Гайдну, Моцарту, Бетховену. Поэтому имя его близко и дорого истинным любителям музыки.
/Звучит Прелюдия и фуга ре мажор И.С. Баха/
Ученик 9: Я знаю – ты музыкой стала
Когда мне бывает невмочь
Лишь музыки острое жало
Пусть больно – но может помочь.
Приникнет, пронзит дерзновенно
Тоски застаревший комок,
И рану омоет мгновенно
Мелодии светлый поток.
Я знаю – ты музыкой стала
Невидимой, властной волной,
Она от земного причала
Меня увлекает с собой.
И чёрная немочь не душит,
И снова как в прежние дни
Врачует подбитую душу
Поющие руки твои.
Учитель: Музыкальных инструментов существует великое множество. Это и духовые – медные и деревянные, и смычковые – скрипки, виолончели, и клавишные, и ударные и др.
Королём музыкальных инструментов называют орган. Когда играет орган, у слушателя возникает ощущение, что мощь его звучания раздвигает стены просторных залов и музыка звучит откуда-то издалека, извне.
Ученик 10: Из вечности музыка вдруг раздалась,
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробуждённая этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью
Кто слышит порой эту музыку Божью
Кто разумом светел, в ком сердце горит.
Учитель: Инструменты могут звучать и отдельно, и в дуэте, и в квартете, и наконец, все вместе в оркестре.
Существуют оркестры духовые, симфонические, оркестры народной музыки.
Играть в ансамбле не только интересно, но и трудно. Нужно думать, представлять, чувствовать одинаково. Ведь «ансамбль» в переводе с французского означает «вместе».
Ну вот мы и подошли к кульминации нашей встречи. Сейчас для вас играет Ансамбль русских народных инструментов… (
Растаяли в тишине последние звуки прекрасной мелодии…
Какая музыка была!
Какая музыка звучала…
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Подошло к концу наше свидание с музыкой. Сегодня я хотела показать вам, светлую тропинку в мир прекрасного. Этот мир безбрежен как океан.
Впереди у вас целая жизнь. Будьте пытливы, настойчивы, любознательны. Сохраните в своих сердцах любовь к музыке, и она откроет вам свои тайны.