kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Зарождение и развитие духового оркестра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Зарождение и развитие духового оркестра
  Бельков Юрий Александрович

      Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения духового оркестра,           его формированием и развитием.
      Задачи:
• 1.Формирование духовно-нравственной культуры учащихся,  высокой  гражданственности и патриотизма.                                                     
• 2. Повышение интереса к профессии музыканта.
• 3.Формирование компетенций коллективного исполнения произведения. 

       Оборудование: компьютер, стенд
   
       Оформление: фотографии выступлений учащихся класса.
   
       Музыкальное оформление:
                    1. Марш Радецкого (аудиозапись)
                    2. Видеоклипы военного парада, из кинофильма «Весёлые ребята»
                    3. В. Рунов «Первомайский марш»

Ход классного часа

         Музыку часто сравнивают с морем,  говоря о ней: «Море звуков». И правда, если проследить тече-ние всех музыкальных рек от самых истоков, то выяснится, что все они устремлены к огромному музы-кальному морю, имя которому оркестр. Что такое оркестр сегодня знает любой ребёнок. Попросту го-воря -  это «хор» музыкальных инструментов.
Первые оркестры стали создаваться вначале 17 века, когда инструментальная музыка
достигла относительно высокой ступени развития.
Слово «оркестр»- от греческого орхестра – это  площадка, на которой располагался  древнегреческий хор. Голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого инструментального ансамбля. Инструменты в этом ансамбле были разные и случайные. Как говорится, с бору по сосенке. Ну а для того, чтобы му-зыканты не разъехались «кто в лес, кто по дрова», им помогал хорошо подкованный музыкант. То есть в полном смысле слова подкованный. Этот музыкант был обут в сандалии с железными подмётками и громко, чтобы его слышали артисты хора и ансамбля, отбивал ногой такт. Звали его уважительно – ко-рифей. А в наше время – это дирижёр.

  -  Ребята, как вы считаете, зачем оркестру нужен дирижёр? (ответы детей)

       Дирижёр с французского управлять, руководить. В средние века они назывались по-разному – ма-гистры, проценторы, канторы. Символом их высокого положения служил тяжёлый, искусно отделанный жезл. В конце средних веков этот жезл превратился в важного помощника дирижёра – батуту, прообраз дирижёрской палочки. Правда, на палочку она была мало похожа – это была массивная, длиной около метра палка. Поначалу батутой отсчитывали ритм ударами. Прошло время и вместо батуты стали использовать свёрнутые в рулон ноты или даже носовой платок. Было время, когда дирижёр руководил оркестром, играя на скрипке или клавесине. И вот в начале 19 века сложилось понятие дирижёра, близкое нашему. Но в то время он ещё стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. Поэтому он стоял спиной к оркестру и руководил им, не видя музыкантов. Это, конечно, было неудобно. Революцию в этом деле совершили Ф. Мендельсон и Р. Вагнер, впервые решившиеся повернуться во время концерта лицом к оркестру.
- Ребята, как вы думаете, какова главная задача дирижёра? (ответы детей)
          Одна из главных задач дирижёра – заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно.
      
  ( видеофрагмент из кинофильма «Весёлые ребята»)
        
          Постепенно название площадки «орхестра», где располагались хор и ансамбль, перешло на самих исполнителей, музыкантов. В настоящее время оркестром мы называем коллектив музыкантов с раз-личными инструментами, назначение  которого – исполнять музыкальные произведения, созданные для оркестра.

- Ребята, а какие виды оркестров вы знаете? (ответы детей)

Существуют оркестры  симфонические, камерные, духовые, оркестры народных инструментов и дру-гие.

         Сегодня мы познакомимся с историей зарождения духового оркестра.
        1-й ученик:  Когда-то на высоких башнях средневековых городов стояли трубачи-часовые. Раз-личными  сигналами они сообщали городу о входящем в гавань корабле, о начинающемся пожаре или о приближении врага. А вот этот трубач в пышных одеждах, наверное, ведёт за собой в атаку лихую конницу (фотография военного музыканта-кавалериста). Он весьма почётная фигура в войске. Видите он при оружии. Но клинок в ножнах у таких трубачей - необычный. У него обломан конец. Этим подчёркивалось, что шпага или меч трубача - лишь воинский символ. Трубач тоже воин, но его настоящее оружие – музыкальный инструмент. Ещё полководец А.В.Суворов говорил. «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил».
         2-й ученик:  Возникновение и развитие духовых оркестров всецело связано с историей военных формирований. Духовые оркестры  создавались, главным образом, для использования в войсках, с це-лью игры в походах и в военных церемониалах.
         В конце 17 века (1693-1698) в России были сформированы регулярные воинские части, получив-шие название полков Преображенского и Семёновского. В штат каждого из этих полков были введены небольшие духовые оркестры («хоры») состоявшие из малых флейт, гобоев, труб и малых (военных) барабанов. Этим было положено начало существованию в русских войсках военно-оркестровой служ-бы. С 1698 года началось регулярное и постепенное развитие военно-духовых оркестров.

        Духовой  оркестр предназначен не для концертов в залах. Он в основном сопровождает шествия, марши, а в праздники, во время парадов и демонстраций звучит на открытых эстрадах, площадях, в парках. Звучность духового оркестра особенно мощная и яркая.
        Да это и понятно, ведь основные инструменты духового оркестра – медно-духовые:
корнеты, трубы, тромбоны, валторны, баритоны, альты, тубы.  Есть в составе оркестра и деревянные духовые инструменты – флейта, кларнет, гобой, фагот. Непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки.

        Вашему вниманию я предлагаю видеофрагмент военного парада на Красной площади в Мо-скве.

                        А сейчас проведём небольшую  викторину.
    1. В каком веке появились первые оркестры?
    2. Что означает слово орхестра?
    3. Как звали первого дирижёра?
    4. Что означает слово дирижёр?
    5. Назовите фамилии композиторов, которые повернули дирижёра лицом к оркестру.
    6. Какие существуют оркестры?
    7. С какой целью были созданы духовые оркестры?
        О том, как разнообразна духовая музыка, какое место она занимает в нашей жизни, очень ярко го-ворит стихотворение  Бориса Слуцкого.

Духовые оркестры на дачных курзалах
И на вдаль провожающих войско вокзалах,
Громыхайте, трубите, тяните своё!
Выдавайте по пуду мажора на брата,
И по пуду минора, если боль и утрата.
Выдавайте, что надо, но только своё.
Ваши трубы из той же, что каски пожарных,
Меди вылиты, тем же пожаром  горят.
Духовые оркестры! Гремите в казармах,
Предваряйте и возглавляйте парад!
Бейте марши, тяжёлые словно арбузы!
Сыпьте вальсы весёлой и щедрой рукой!
Басовитая, мужеподобная муза
Пусть не лучше, так громче
Будет всякой другой.
Духовое стоит где-то рядом с душевным.
Вдохновляйте на подвиг громыханьем волшебным.
Выжимайте, как штангу тяжёлоатлеты
Тонны музыки плавно вздыматься должны.
Космонавтам играйте в минуту отлёта
И встречайте солдат, что вернулись с войны.


        И в завершении  нашего классного часа духовой оркестр школы исполнит
 «Первомайский марш» композитора В.Рунова.

                                        Спасибо за внимание! До новых встреч!

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Зарождение и развитие духового оркестра" »

Зарождение и развитие духового оркестра

Бельков Юрий Александрович


Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения духового оркестра,

его формированием и развитием.

Задачи:

      • 1.Формирование духовно-нравственной культуры учащихся, высокой

      • гражданственности и патриотизма.

      • 2. Повышение интереса к профессии музыканта.

      • 3.Формирование компетенций коллективного исполнения произведения.


Оборудование: компьютер, стенд

Оформление: фотографии выступлений учащихся класса.

Музыкальное оформление:

1. Марш Радецкого (аудиозапись)

2. Видеоклипы военного парада, из кинофильма «Весёлые ребята»

3. В. Рунов «Первомайский марш»


Ход классного часа


Музыку часто сравнивают с морем, говоря о ней: «Море звуков». И правда, если проследить течение всех музыкальных рек от самых истоков, то выяснится, что все они устремлены к огромному музыкальному морю, имя которому оркестр. Что такое оркестр сегодня знает любой ребёнок. Попросту говоря - это «хор» музыкальных инструментов.

Первые оркестры стали создаваться вначале 17 века, когда инструментальная музыка

достигла относительно высокой ступени развития.

Слово «оркестр»- от греческого орхестра – это площадка, на которой располагался древнегреческий хор. Голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого инструментального ансамбля. Инструменты в этом ансамбле были разные и случайные. Как говорится, с бору по сосенке. Ну а для того, чтобы музыканты не разъехались «кто в лес, кто по дрова», им помогал хорошо подкованный музыкант. То есть в полном смысле слова подкованный. Этот музыкант был обут в сандалии с железными подмётками и громко, чтобы его слышали артисты хора и ансамбля, отбивал ногой такт. Звали его уважительно – корифей. А в наше время – это дирижёр.


- Ребята, как вы считаете, зачем оркестру нужен дирижёр? (ответы детей)


Дирижёр с французского управлять, руководить. В средние века они назывались по-разному – магистры, проценторы, канторы. Символом их высокого положения служил тяжёлый, искусно отделанный жезл. В конце средних веков этот жезл превратился в важного помощника дирижёра – батуту, прообраз дирижёрской палочки. Правда, на палочку она была мало похожа – это была массивная, длиной около метра палка. Поначалу батутой отсчитывали ритм ударами. Прошло время и вместо батуты стали использовать свёрнутые в рулон ноты или даже носовой платок. Было время, когда дирижёр руководил оркестром, играя на скрипке или клавесине. И вот в начале 19 века сложилось понятие дирижёра, близкое нашему. Но в то время он ещё стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. Поэтому он стоял спиной к оркестру и руководил им, не видя музыкантов. Это, конечно, было неудобно. Революцию в этом деле совершили Ф. Мендельсон и Р. Вагнер, впервые решившиеся повернуться во время концерта лицом к оркестру.

- Ребята, как вы думаете, какова главная задача дирижёра? (ответы детей)

Одна из главных задач дирижёра – заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно.

( видеофрагмент из кинофильма «Весёлые ребята»)

Постепенно название площадки «орхестра», где располагались хор и ансамбль, перешло на самих исполнителей, музыкантов. В настоящее время оркестром мы называем коллектив музыкантов с различными инструментами, назначение которого – исполнять музыкальные произведения, созданные для оркестра.


- Ребята, а какие виды оркестров вы знаете? (ответы детей)


Существуют оркестры симфонические, камерные, духовые, оркестры народных инструментов и другие.


Сегодня мы познакомимся с историей зарождения духового оркестра.

1-й ученик: Когда-то на высоких башнях средневековых городов стояли трубачи-часовые. Различными сигналами они сообщали городу о входящем в гавань корабле, о начинающемся пожаре или о приближении врага. А вот этот трубач в пышных одеждах, наверное, ведёт за собой в атаку лихую конницу (фотография военного музыканта-кавалериста). Он весьма почётная фигура в войске. Видите он при оружии. Но клинок в ножнах у таких трубачей - необычный. У него обломан конец. Этим подчёркивалось, что шпага или меч трубача - лишь воинский символ. Трубач тоже воин, но его настоящее оружие – музыкальный инструмент. Ещё полководец А.В.Суворов говорил. «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил».

2-й ученик: Возникновение и развитие духовых оркестров всецело связано с историей военных формирований. Духовые оркестры создавались, главным образом, для использования в войсках, с целью игры в походах и в военных церемониалах.

В конце 17 века (1693-1698) в России были сформированы регулярные воинские части, получившие название полков Преображенского и Семёновского. В штат каждого из этих полков были введены небольшие духовые оркестры («хоры») состоявшие из малых флейт, гобоев, труб и малых (военных) барабанов. Этим было положено начало существованию в русских войсках военно-оркестровой службы. С 1698 года началось регулярное и постепенное развитие военно-духовых оркестров.


Духовой оркестр предназначен не для концертов в залах. Он в основном сопровождает шествия, марши, а в праздники, во время парадов и демонстраций звучит на открытых эстрадах, площадях, в парках. Звучность духового оркестра особенно мощная и яркая.

Да это и понятно, ведь основные инструменты духового оркестра – медно-духовые:

корнеты, трубы, тромбоны, валторны, баритоны, альты, тубы. Есть в составе оркестра и деревянные духовые инструменты – флейта, кларнет, гобой, фагот. Непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки.


Вашему вниманию я предлагаю видеофрагмент военного парада на Красной площади в Москве.


А сейчас проведём небольшую викторину.

1. В каком веке появились первые оркестры?

2. Что означает слово орхестра?

3. Как звали первого дирижёра?

4. Что означает слово дирижёр?

5. Назовите фамилии композиторов, которые повернули дирижёра лицом к оркестру.

6. Какие существуют оркестры?

7. С какой целью были созданы духовые оркестры?

О том, как разнообразна духовая музыка, какое место она занимает в нашей жизни, очень ярко говорит стихотворение Бориса Слуцкого.


Духовые оркестры на дачных курзалах

И на вдаль провожающих войско вокзалах,

Громыхайте, трубите, тяните своё!

Выдавайте по пуду мажора на брата,

И по пуду минора, если боль и утрата.

Выдавайте, что надо, но только своё.

Ваши трубы из той же, что каски пожарных,

Меди вылиты, тем же пожаром горят.

Духовые оркестры! Гремите в казармах,

Предваряйте и возглавляйте парад!

Бейте марши, тяжёлые словно арбузы!

Сыпьте вальсы весёлой и щедрой рукой!

Басовитая, мужеподобная муза

Пусть не лучше, так громче

Будет всякой другой.

Духовое стоит где-то рядом с душевным.

Вдохновляйте на подвиг громыханьем волшебным.

Выжимайте, как штангу тяжёлоатлеты

Тонны музыки плавно вздыматься должны.

Космонавтам играйте в минуту отлёта

И встречайте солдат, что вернулись с войны.



И в завершении нашего классного часа духовой оркестр школы исполнит

«Первомайский марш» композитора В.Рунова.


Спасибо за внимание! До новых встреч!

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Классный час "Зарождение и развитие духового оркестра"

Автор: Бельков Юрий Александрович

Дата: 19.09.2014

Номер свидетельства: 113855


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства