~~Зарождение и развитие духового оркестра
Бельков Юрий Александрович
Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения духового оркестра, его формированием и развитием.
Задачи:
• 1.Формирование духовно-нравственной культуры учащихся, высокой гражданственности и патриотизма.
• 2. Повышение интереса к профессии музыканта.
• 3.Формирование компетенций коллективного исполнения произведения.
Оборудование: компьютер, стенд
Оформление: фотографии выступлений учащихся класса.
Музыкальное оформление:
1. Марш Радецкого (аудиозапись)
2. Видеоклипы военного парада, из кинофильма «Весёлые ребята»
3. В. Рунов «Первомайский марш»
Ход классного часа
Музыку часто сравнивают с морем, говоря о ней: «Море звуков». И правда, если проследить тече-ние всех музыкальных рек от самых истоков, то выяснится, что все они устремлены к огромному музы-кальному морю, имя которому оркестр. Что такое оркестр сегодня знает любой ребёнок. Попросту го-воря - это «хор» музыкальных инструментов.
Первые оркестры стали создаваться вначале 17 века, когда инструментальная музыка
достигла относительно высокой ступени развития.
Слово «оркестр»- от греческого орхестра – это площадка, на которой располагался древнегреческий хор. Голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого инструментального ансамбля. Инструменты в этом ансамбле были разные и случайные. Как говорится, с бору по сосенке. Ну а для того, чтобы му-зыканты не разъехались «кто в лес, кто по дрова», им помогал хорошо подкованный музыкант. То есть в полном смысле слова подкованный. Этот музыкант был обут в сандалии с железными подмётками и громко, чтобы его слышали артисты хора и ансамбля, отбивал ногой такт. Звали его уважительно – ко-рифей. А в наше время – это дирижёр.
- Ребята, как вы считаете, зачем оркестру нужен дирижёр? (ответы детей)
Дирижёр с французского управлять, руководить. В средние века они назывались по-разному – ма-гистры, проценторы, канторы. Символом их высокого положения служил тяжёлый, искусно отделанный жезл. В конце средних веков этот жезл превратился в важного помощника дирижёра – батуту, прообраз дирижёрской палочки. Правда, на палочку она была мало похожа – это была массивная, длиной около метра палка. Поначалу батутой отсчитывали ритм ударами. Прошло время и вместо батуты стали использовать свёрнутые в рулон ноты или даже носовой платок. Было время, когда дирижёр руководил оркестром, играя на скрипке или клавесине. И вот в начале 19 века сложилось понятие дирижёра, близкое нашему. Но в то время он ещё стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. Поэтому он стоял спиной к оркестру и руководил им, не видя музыкантов. Это, конечно, было неудобно. Революцию в этом деле совершили Ф. Мендельсон и Р. Вагнер, впервые решившиеся повернуться во время концерта лицом к оркестру.
- Ребята, как вы думаете, какова главная задача дирижёра? (ответы детей)
Одна из главных задач дирижёра – заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно.
( видеофрагмент из кинофильма «Весёлые ребята»)
Постепенно название площадки «орхестра», где располагались хор и ансамбль, перешло на самих исполнителей, музыкантов. В настоящее время оркестром мы называем коллектив музыкантов с раз-личными инструментами, назначение которого – исполнять музыкальные произведения, созданные для оркестра.
- Ребята, а какие виды оркестров вы знаете? (ответы детей)
Существуют оркестры симфонические, камерные, духовые, оркестры народных инструментов и дру-гие.
Сегодня мы познакомимся с историей зарождения духового оркестра.
1-й ученик: Когда-то на высоких башнях средневековых городов стояли трубачи-часовые. Раз-личными сигналами они сообщали городу о входящем в гавань корабле, о начинающемся пожаре или о приближении врага. А вот этот трубач в пышных одеждах, наверное, ведёт за собой в атаку лихую конницу (фотография военного музыканта-кавалериста). Он весьма почётная фигура в войске. Видите он при оружии. Но клинок в ножнах у таких трубачей - необычный. У него обломан конец. Этим подчёркивалось, что шпага или меч трубача - лишь воинский символ. Трубач тоже воин, но его настоящее оружие – музыкальный инструмент. Ещё полководец А.В.Суворов говорил. «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил».
2-й ученик: Возникновение и развитие духовых оркестров всецело связано с историей военных формирований. Духовые оркестры создавались, главным образом, для использования в войсках, с це-лью игры в походах и в военных церемониалах.
В конце 17 века (1693-1698) в России были сформированы регулярные воинские части, получив-шие название полков Преображенского и Семёновского. В штат каждого из этих полков были введены небольшие духовые оркестры («хоры») состоявшие из малых флейт, гобоев, труб и малых (военных) барабанов. Этим было положено начало существованию в русских войсках военно-оркестровой служ-бы. С 1698 года началось регулярное и постепенное развитие военно-духовых оркестров.
Духовой оркестр предназначен не для концертов в залах. Он в основном сопровождает шествия, марши, а в праздники, во время парадов и демонстраций звучит на открытых эстрадах, площадях, в парках. Звучность духового оркестра особенно мощная и яркая.
Да это и понятно, ведь основные инструменты духового оркестра – медно-духовые:
корнеты, трубы, тромбоны, валторны, баритоны, альты, тубы. Есть в составе оркестра и деревянные духовые инструменты – флейта, кларнет, гобой, фагот. Непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки.
Вашему вниманию я предлагаю видеофрагмент военного парада на Красной площади в Мо-скве.
А сейчас проведём небольшую викторину.
1. В каком веке появились первые оркестры?
2. Что означает слово орхестра?
3. Как звали первого дирижёра?
4. Что означает слово дирижёр?
5. Назовите фамилии композиторов, которые повернули дирижёра лицом к оркестру.
6. Какие существуют оркестры?
7. С какой целью были созданы духовые оркестры?
О том, как разнообразна духовая музыка, какое место она занимает в нашей жизни, очень ярко го-ворит стихотворение Бориса Слуцкого.
Духовые оркестры на дачных курзалах
И на вдаль провожающих войско вокзалах,
Громыхайте, трубите, тяните своё!
Выдавайте по пуду мажора на брата,
И по пуду минора, если боль и утрата.
Выдавайте, что надо, но только своё.
Ваши трубы из той же, что каски пожарных,
Меди вылиты, тем же пожаром горят.
Духовые оркестры! Гремите в казармах,
Предваряйте и возглавляйте парад!
Бейте марши, тяжёлые словно арбузы!
Сыпьте вальсы весёлой и щедрой рукой!
Басовитая, мужеподобная муза
Пусть не лучше, так громче
Будет всякой другой.
Духовое стоит где-то рядом с душевным.
Вдохновляйте на подвиг громыханьем волшебным.
Выжимайте, как штангу тяжёлоатлеты
Тонны музыки плавно вздыматься должны.
Космонавтам играйте в минуту отлёта
И встречайте солдат, что вернулись с войны.
И в завершении нашего классного часа духовой оркестр школы исполнит
«Первомайский марш» композитора В.Рунова.
Спасибо за внимание! До новых встреч!